Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психологические факторы




Стресс. Это реакция человека, вызванная сильным раздражи­телем. Раздражение может быть выражено как в физиологичес­ких, так и психологических формах. В авиации больше распрост­ранено психологическое напряжение.

Иллюзия достижения цели.

Доминирующая задача.

Сонливость.

Преднамеренная подмена мотива. Иерархия целей экипажа су­ществует в каждом полете. Эта иерархия включает:

1) безопасность полета;

2) комфорт пассажиров;

3) выполнение конкретного полетного задания;

4) экономическую эффективность полета;

Чрезмерная мотивация в достижение цели.

Психологическая установка. Пилот может иметь установку, на­правленную непосредственно на получение какой-либо информа­ции или осуществление определенного вида активности.

Самоуспокоенность (самодовольство).

80. Профессиональная подготовка экипажа: этапы обучения экипажа

Этапы обучения экипажа. Профессиональная подготовка пило­та на автоматизированном самолете предусматривает формирова­ние двух базовых навыков: навыков управления самолетом в по­лете и способности воспринимать, понимать и правильно реаги­ровать на специальные сигналы автоматики. Эти навыки базируются на хорошей теоретической подготовке.

В наши дни пилоты автоматизированных самолетов редко на­чинают летать на этих сложных машинах сразу после начала ка­рьеры. Как правило, вначале они формируют свои профессио­нальные качества (знания и навыки), летая на самолетах, обору­дованных традиционными приборами и системами управления. Степень автоматизации этих самолетов намного меньше, следова­тельно, пилоты получают хорошие общие навыки до того, как начнут летать на автоматизированных самолетах. Это позволяет им быстрее освоить специфику и сложность полетов на автомати­зированном самолете.

Нынешние студенты и курсанты учебных заведений гражданс­кой авиации все чаще будут начинать летать сразу на автомати­зированных самолетах. Возникающие при этом проблемы будут состоять в том, что до начала полетов на автоматизированном са­молете у них происходит неполное формирование общих навыков, как двигательных, так и интеллектуальных, по управлению ВС, так как 150 часов учебного налета обеспечивает только начальное их формирование.

Три вида обучения пилотов автоматизированных самолетов су­ществует в настоящее время: переучивание, периодическая подго­товка, обучение управлению ресурсами экипажа (программа CRM).

Главными задачами существующей системы переучивания пи­лотов являются:

• формирование необходимого объема знаний, главным образом знаний конструкции самолета и его автоматизированных систем;

• формирование навыков пилотов воспринимать важную ин­формацию при эксплуатации автоматизированных систем, пони­мать ее, принимать правильные решения и действовать в зависи­мости от особенностей функционирования систем самолета;

• обучение пилотов работать в составе экипажа.

81.Профессиональная подготовка экипажа: общие рекомендации пилотам, приступающим к переучиванию на высокоавтоматизированных ВС

Общие рекомендации пилотам, приступающим к переучиванию на высокоавтоматизированные ВС. В результате анализа психофизи­ологических особенностей деятельности с учетом психологичес­ких противоречий, обусловленных высокой автоматизацией само­летов [1], можно дать следующие рекомендации пилотам, присту­пающим к переучиванию на указанные ВС [51].

1. Пилоту следует осмыслить недопустимость и отказаться от использования хорошо укоренившихся в подсознании принципов организации взаимодействия в экипаже:

• каждый сам отвечает за выполнение своих функциональных обязанностей;

• КВС руководит работой экипажа, и его мнение и действия не обсуждаются;

• не допустимо сомневаться в решении КВС;

2. Для обеспечения безопасности полета требуется четко осоз­навать важность постоянного поддержания высокой интеллекту­альной и физической активности, а также необходимости выпол­нения требований по организации взаимодействия в экипаже и понимания его роли в профилактике ошибок.

3. Пилот обязан проникнуться сознанием того, что в подготов­ке к эксплуатации высокоавтоматизированных самолетов суще­ственно возрастает роль обучения в области человеческого факто­ра и CRM, целью которых является:

• получение знаний об особенностях функционирования пси­хических и физиологических систем организма и об опасных факторах, влияющих на них в полете;

• получение знаний о причинах ошибочных действий и спосо­бах их предупреждения;

• отработка навыков организации оптимального взаимодей­ствия в экипаже, построенного на взаимопомощи, взаимоконтро­ле и партнерских отношениях.

5. Только постоянная работа пилота над своим внутренним ми­ром с целью осмысления новых принципов эксплуатации высо­коавтоматизированных самолетов позволит стать ему профессио­нально надежным членом экипажа.

82. Профессиональная подготовка экипажа: Переучивание на автоматизи­рованные самолеты

Переучивание пилотов на автоматизированные самолеты. Пере­учивание осуществляется по хорошо структурированной форме, которая включает теоретическую (наземную) подготовку, обучение на целой системе неподвижных тренажеров, обучение на комплек­сном тренажере (FFS) и обучение на самолете.

Теоретическая (наземная) подготовка должна обеспечить пило­тов минимумом знаний самолета, необходимых для уверенного обучения и выполнения в дальнейшем своих обязанностей. Обыч­но эта часть учебного процесса компьютеризирована. Каждый пилот обеспечивается персональным компьютером, необходимы­ми программами и бумажными копиями необходимой литературы в соответствии с программой переучивания.

Обучение на функциональных тренажерах способствует разви­тию навыков пилотов в подготовке систем самолета и их эксплу­атации в полете. Тренажеры с неподвижной платформой (fixed base simulator) — это неподвижные копии кабины изучаемого самоле­та. На этом этапе обучения экипажи также получают начальные знания и навыки о принципах взаимодействия в автоматизиро­ванной кабине.

Обучение на комплексном тренажере (ТИБ) используется для развития у пилотов базовых навыков пилотирования и управле­ния системами самолета. Действующие пилоты-инструкторы кон­кретного типа осуществляют обучение на этом этапе, а также на следующем — на самолете.

Такая структура обучения способна подготовить пилотов к экс­плуатации автоматизированных самолетов, обеспечив формирова­ние необходимых профессиональных знаний, навыков. Авиаком­пания при этом должна обеспечить выполнение трех условий: не­обходимый уровень профессиональной подготовки пилотов перед началом обучения, наличие качественных программ обучения и высокий профессионализм пилотов-инструкторов.

83. Профессиональная подготовка экипажа: периодическая подготовка пилотов

Периодическая подготовка пилотов. Автоматизированные само­леты обладают высокой надежностью и многократным резервиро­ванием систем. Обычно первый отказ системы является маловеро­ятным событием и не ведет к АП и даже к ПАП. Вероятность второго отказа аналогичной системы еще меньше, но последствия могут быть более серьезными. Локализация отказов требует от экипажа действий, отличных от тех, которые они осуществляют в обычных полетах, так как они не могут формировать и трениро­вать их в рейсовых условиях.

Для того чтобы пилоты всегда были готовы к правильным дей­ствиям в случае аварийной ситуации, авиакомпании организуют и обеспечивают периодическую подготовку, которая проводится обычно каждые шесть месяцев. Содержание этих тренировок в зна­чительной степени похоже на содержание этапа подготовки на комплексном тренажере при переучивании, где акценты расставля­ются на правильные действия при отказе двигателя, при отказах гидравлической, пневматической, электрической и автоматизиро­ванных систем. Пожары на двигателе и самолете, внезапная раз­герметизация кабины, экстренное снижение, эвакуация пассажи­ров и другие особые ситуации также являются элементами содер­жания периодической подготовки экипажей. И снова необходимо отметить, что качество обучения зависит от содержания программ обучения и от квалификации пилотов-инструкторов и KJIC. Эти две составляющие процесса обучения довольно дорогостоящи, но только они являются реальными «инструментами», которые форми­руют и поддерживают профессионализм пилотов, что чрезвычайно важно для обеспечения безопасности полетов.

84. Требования к содержанию программ обучения экипажей.

Требования к содержанию программ обучения экипажей. При подготовке летных экипажей к эксплуатации автоматизирован­ных самолетов должны быть четко сформулированы требования к содержанию программ обучения. Пилоты, прошедшие полную программу обучения, должны овладеть необходимыми знаниями и навыками, чтобы уверенно управлять автоматизированными сис­темами. Это означает [1, 28]:

• полное понимание конструкции автоматизированных систем, ясное представление о процессе их эксплуатации и взаимодей­ствии членов экипажей;

• умение осуществлять планирование и управление автомати­зированным самолетом в полете с использованием системы уп­равления (РМ8);

• умение непрерывно оценивать работу автоматизированных систем;

• понимание всех функций и имеющихся ограничений в ис­пользовании режимов работы автоматики;

• умение при необходимости своевременно понижать статус функционирования автоматики ВС;

• способность пилота при необходимости быстро вмешаться в автоматическое управление полетом;

• способность брать на себя полное управление самолетом пос­ле отключения автоматики;

• овладение твердыми навыками в распознавании приближе­ния самолета к режиму сваливания и другим предельным услови­ям эксплуатации;

• выполнение без промедления маневра и других действий по выходу из критических ситуаций в полете после срабатывания аварийной сигнализации;

• умение принимать решения с помощью автоматики, а не сле­по следовать за ней.

Современные самолеты требуют от пилота, в дополнение к спо­собности управлять компьютерными системами самолета, сохра­нять все качества, которые составляют профессиональную подго­товку: дисциплину, навыки, знания, ситуативную осведомлен­ность, способность принимать решения [5]. Программы обучения, в том числе и дополнительного, должны позволить пилотам овла­деть всеми этими профессиональными знаниями, навыками и ка­чествами.

Необходимо принять во внимание, что безопасность эксплуа­тации современного самолета в полете зависит не только от пило­тов и от экипажа салона, но и от других лиц (например, диспетче­ров ОВД, персонала по ТО АТ и др.).

Требования к преподавателям, пилотам-инструкторам и КЛС при обучении пилотов эксплуатации автоматизированных самоле­тов должны развиваться и усиливаться. Особое значение должно придаваться способности преподавателей и пилотов-инструкторов доходчиво объяснять принципы работы, особенности эксплуата­ции, давать оценку функциям автоматизированного самолета, де­монстрировать использование БМ8 в полете.

Отбор пилотов-кандидатов для обучения на автоматизирован­ные самолеты должен учитывать как профессиональные, так и психофизиологические характеристики личности пилота. Суще­ствуют свидетельства [28], что процесс обучения на автоматизи­рованные самолеты для возрастных пилотов, а также для членов летного состава обычных самолетов, которые длительное время были подчиненными в экипаже, включая вторых пилотов, бортин­женеров и штурманов, является чрезвычайно затруднительным.

Перед прохождением курса подготовки за рубежом необходи­мо предварительное изучение английского языка. Полезна и подго­товка по основам автоматического управления. Полученные при этом знания могут помочь стажеру впоследствии более глубоко по­нять конструкцию и работу автоматических устройств самолета.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-08; Просмотров: 775; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.03 сек.