Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Кальвинизм




Жан Кальвин (1509-1564 гг.) предложил другой ответы на вопрос организации церкви. В 1536 г. он вынужден был бежать из родной Франции (где в это время начались преследования реформаторов) в Швейцарию, в один из самых вольнолюбивых и легкомысленных городов Европы - Женеву. Именно этому городу суждено было стать полем смелых и суровых опытов Кальвина, распространившихся позднее по многим странам Европы.

Кальвин предавал устройству своей церкви гораздо большее значение, чем германские реформаторы. Кальвинистская церковь, по замыслу своего создателя, должна была бороться не только против "папистов", но и против "философов", т.е. против светских мыслителей, равнодушных к вопросам веры и готовых принять любую религию вплоть до языческой. Их Кальвин считал ещё более опасными врагами, чем католиков. В 1553 г. в Женеве по настоянию Кальвина был сожжён на костре испанский учёный Мигель Сервет, осмелившийся критиковать его взгляды. Кальвин настаивал на отделении веры от знания, проводил четкую грань между религией и наукой. Физика, химия, математика и биология в кальвинистских странах впредь могли развиваться более свободно, чем в католической Европе. От учёных требовалось одно: не вмешиваться в вопросы веры и признавать кальвинистские установления.

Что касается устройства церкви Кальвина, то она вышла из подчинения городским властям Женевы и пользовалась правом самоуправления. У кальвинистов не было церковной иерархии, подобной католической. Каждая кальвинистская община, состоявшая из нескольких десятков человек, решала все свой дела самостоятельно. Руководили общиной наиболее уважаемые и почтенные люди - "пресвитеры", которых выбирали сами верующие, а также проповедники, наставлявшие своих собратьев по вере. В случае необходимости пресвитеры и проповедники всех общин собирались вместе и обсуждали дела, касающиеся всех. Сам Кальвин не претендовал на особое положение в созданной им организации.

Таким образом, устройство кальвинистской церкви было очень гибким: его легко можно было приспособить как к условиям города-коммуны вроде Женевы, так и к порядкам, установленным в обширных и сильных королевствах вроде Французского. Столь же гибкими были и политические взгляды Кальвина. Он признавал за подданными право на свержение тирана, смену правителя на троне, но лишь при одном условии: следовало убедиться в том, что плохой правитель нарушает законы не только человеческие, но и божеские, мешает верующим найти свой путь к Богу. Эти мысли Кальвина привлекли на его сторону часть дворян, недовольных усилением королевской власти во многих европейских странах XVI-XVII вв.

Кроме этого, Кальвин произвёл значительные изменения в богословских взглядах немецких реформаторов. Он попытался разрешить проблему, волнующую умы христианских мыслителей на протяжении уже тысячи лет: свободен ли человек в выборе своего жизненного пути, или его судьба (в том числе и после смерти) заранее предопределена Богом. Кальвин утверждал, что предопределение существует, но человек не должен безвольно ожидать свершения своей судьбы - напротив, он должен идти ей навстречу, быть деятельным, активным, быть тружеником. В течение жизни человек должен выявить и реализовать все заложенные в него Богом способности и возможности - в этом и заключается его главное служение Богу, выражается его вера.

Вместе с тем Кальвин требовал от своих сторонников умеренности в трате денег на еду, одежду, убранство домов. Было резко уменьшено количество праздничных дней в году: женевский проповедник считал, что человек зарабатывает и копит деньги не для того, чтобы бездумно развлекаться. Большие состояния Бог дарует только тем, кто служит ему своим трудом, кто копит не для себя, а для обретения Царства Небесного. Это не нравилось многим женевцам, и однажды Кальвин был даже выслан из города на несколько лет. Но буржуазия богатых городов, сначала швейцарских, а потом - и французских, английских, голландских, смогла оценить идеалы труда, накопления и бережливости, заложенные в учении Кальвина.

Все эти достоинства кальвинизма способствовали его широкому распространению в Европе. Кальвинистами были нидерландские патриоты, сражавшиеся за освобождение своей родины от испанского владычества; ту же веру исповедовали и французские "гугеноты", долгое время стремившиеся отделиться от французской короны и создать на юге Франции независимое кальвинистское государство. Наконец, основные идеи кальвинизма нашли своих сторонников и в Англии, где Реформацию осуществляла королевская власть. Англичане не решились на полный отказ от католических традиций: они сохранили некоторые из обрядов, епископское управление отдельными церковными областями главой "англиканской" церкви (так она стала называться после реформ) был сам английский король. Некоторые из английских кальвинистов были недовольны такими половинчатыми реформами, они полагали, что английскую церковь следует "очистить" от остатков католицизма. Таких людей стали называть "пуританами" ("purus" по-латыни означает "чистый"); им суждено было впоследствии сыграть заметную роль в английской истории.

Заключение.

В середине XVI в. многим европейцам казалось, что раскол между реформаторами и католиками ещё может быть преодолён. Нужно только взаимное желание сторон. Такие настроения были сильны не только среди простых людей - многие высокопоставленные кардиналы и епископы из папского окружения думали точно так же. Католическая церковь долго колебалась, прежде чем пойти на открытый разрыв с реформаторами. Церковный собор, решавший эту проблему, заседал почти двадцать лет (1545-1563 гг.). В итоге все сторонники реформы были объявлены еретиками, т.е. людьми, отпавшими от Христа и истинной церкви. Поставив их вне закона, римская церковь дала право всем желающим право убивать протестантов (лютеран, кальвинистов, сторонников других реформационных учений). Спустя несколько лет вспыхнули первые очаги религиозных войн во Франции, Нидерландах, резко обострились конфликты между протестантской Англией и католической Испанией… Идеи реформаторов становились силой, преображавшей лицо Европы.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-22; Просмотров: 1211; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.