Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Профилактические модели




Содержание и модели профилактики наркомании

Основные модели профилактики наркозависимости:

• медицинская, ориентированная преимущественно на медико-социальные последствия наркомании и предусматривающая в основном информирование учащихся о негативных последствиях приема наркотических и иных психоактивных средств, их влиянии на физическое и психическое здоровье;

• образовательная, направленная на обеспечение детей и молодежи полной информацией о проблеме наркомании и предоставление свободы выбора при максимальной информированности;

• психосоциальная, главная цель которой – развитие определенных психологических навыков, позволяющих противостоять групповому давлению, разрешать конфликтные ситуации, делать правильный выбор в ситуации предложения наркотиков.

Первая модель основана на распространении информации о наркотиках.

Данная модель предполагает, что повышение знаний об употреблении психоактивных веществ и их последствиях будет являться эффективным толчком для формирования здорового образа жизни. Предоставляется частичная информация о фактах влияния употребления наркотических веществ на организм, поведение и продолжительность жизни; стратегия запугивания, вызывание страха, путем описания фактов деградации личности людей, употребляющих наркотики, их жизненных трудностях.

Чаще всего информационная модель не является эффективной, т. к. краткосрочна и непродолжительна в использовании, и поэтому комбинируется с другими типами интервенций.

Вторая модель основана на аффективном (эмоциональном) обучении.

В основе этой модели лежит теоретическое положение о том, что употреблять наркотические вещества начинают люди с недостаточно развитой эмоциональной сферой, имеющие в структуре своего воспитания так называемый «запрет на эмоции». Люди, имеющие низкую самооценку, неразвитую способность сопереживания, не умеющие накапливать свой собственный опыт переживания и принятия решений в сложных жизненных ситуациях. Кроме того, замечено, что наши культурные традиции воспитания ребёнка предполагают определённые эмоциональные запреты, что отражается отрицательно на формирование личности в целом.

Данная модель является по своей сути эффективной, но также применяется в сочетании с другими профилактическими подходами, т.к. наркотизация в нашем обществе распространяется не только на подростков с низкой эмоциональной сферой.

Третья модель основана на влиянии социальных факторов.

Она базируется на понимании того, что влияние социального окружения (родителей, родственников, друзей) играет значимую роль, способствуя или наоборот препятствуя употреблению наркотиков. Самую первую свою социализацию ребёнок проходит в семье, именно там закладываются навыки культуры.

Программы для родителей и программы, направленные на предотвращение социального давления наркотизирующейся среды сверстников, являются главными в этой модели.

Четвертая модель основана на формировании жизненных навыков.

Данная модель базируется на понятии об изменении поведения и использует методы поведенческой модификации и терапии. Две теории являются основой этого направления: теория социального обучения Бандуры и теории проблемного поведения Джессора. В данном контексте проблемное поведение подростка рассматривается с точки зрения функциональных проблем и подразумевает помощь в достижении возрастных и личных целей.

Разрабатываются специальные программы жизненных навыков, которые заключаются в повышении у подростков устойчивости к различным социальным влияниям, обучение стратегиям принятия решений, устойчивости к влиянию других.

Данная модель имеет большие шансы быть эффективной, но должна пройти достаточную апробацию в России.

Пятая модель основана на развитии деятельности, альтернативной употреблению наркотиков.

Программы, в которых предусмотрено стремление к риску, поиск острых ощущений, повышенная поведенческая активности (прыжки с парашюта, «тарзанки», путешествия с приключениями, активная творческая работа)

Данное направление является попыткой развития специфической активности с целью уменьшить риск употребления наркотиков.

Шестая модель основана на укреплении здоровья.

Эта модель включает в себя личный выбор и социальную ответственность за здоровье. Позитивная концепция, берущая за основу социальные, личностные и физические возможности человека. Важной составляющей концепции является жизненная компетентность.

Группы, в которых проводится обучение здоровому жизненному стилю, охватывают популяцию школьников. Кроме того, работа проводится и со средой - семьёй, общностью, в которой живёт ребёнок.

Существуют следующие программы укрепления здоровья:

личная гигиена, физическое и эмоциональное развитие, здоровый образ жизни, превенция алкоголизма, табакокурения и употребления наркотиков, заболеваний и несчастных случаев;

интерперсональные связи, такие как эмоциональные потребности, связь с противоположным полом, с родителями, учителями, обучение взрослых и родителей;

среда и общественное здоровье подразумевают влияние средств массовой информации, концентрацию общественных усилий для улучшения жизни.

Вывод: таким образом, каждая из программ несёт в себе позитивные моменты в формировании здорового образа жизни и развивает жизненную компетентность. Но они должны иметь достаточную апробацию, работать комплексно и долгосрочно.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-08; Просмотров: 701; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.