Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Отечественный опыт педагогической профилактики наркомании




В России в конце XIX — начале XX в. сложилась достаточно эффективная система антиалкогольного воспитания школьников, включавшая следующие направления: культурно-просветительное, учебно-воспитательное и организационно-методическое. Каждое из направлений имело конкретные принципы, свои задачи, формы, методы и содержание. Среди конкретных проявлений подростковой девиантности в этот период наибольшую остроту приобрели проблемы детской наркомании и проституции.

Но особенно остро вопрос о детях-наркоманах встал в первые годы советской власти, когда число несовершеннолетних, принимавших наркотики, достигло 10% от всего количества подростков, прежде всего беспризорных. В 1921 г. число беспризорных детей, срочно требующих помощи, определялось в 7,5 млн. Наркоматом здравоохранения в те годы были открыты специальные учреждения медико-педагогического характера — психоневрологические школы-санатории. В 1927 г. имелось 11 таких учреждений в Ленинграде, Воронеже, Саратове, Казани и некоторых других городах.

В школах-санаториях оказывалась медицинская помощь, проводилось специальное лечение и велось обучение несовершеннолетних по программам школ I ступени. Для занятий физическим трудом имелись столярные и переплетные мастерские, огороды, сады. Регулярно проводились культурно-массовые мероприятия, велась насыщенная идейно-политическая работа. Большинство детей, страдавших тяжелой формой наркомании, после лечения возвращались в массовую общеобразовательную школу, становились полноправными членами общества.

В 1925 г. было открыто детское клиническое отделение наркодиспансера для беспризорных несовершеннолетних наркоманов, работа которого носила в основном практический характер и заключалась в глубоком медицинском изучении контингента больных с целью дальнейшего их лечения и воспитания в соответствующих детских учреждениях.

Для подготовки квалифицированных специалистов в области наркологии в середине 20-х гг. были открыты курсы усовершенствования и подготовки работников этой области.

Антиалкогольная и антинаркотическая политика СССР, проводимая в 20—30-е гг., положительно сказывалась на состоянии алкогольно-наркотической проблемы в целом (в отношении несовершеннолетних — в частности) еще несколько десятилетий. Но постепенно темпы пьянства, алкоголизма и наркомании возрастали, хотя нельзя утверждать, что правительство не принимало соответствующих мер, направленных против наркотизации подростков.

В декабре 1980 г. Министерством здравоохранения СССР был издан приказ «О дальнейшем улучшении психоневрологической и наркологической помощи населению», предусматривающий организацию подростковых наркологических кабинетов в составе наркологических диспансеров. В соответствии с приказом, в стране, в основном в РСФСР, было открыто 69 таких подростковых кабинетов. Снижение темпов алкоголизации подростков предусматривал и приказ Министерства здравоохранения СССР от 25 июня 1985 г. «О мерах по преодолению пьянства и алкоголизма». Это способствовало введению должности участковых психиатров-наркологов, а также участковых медсестер и фельдшеров в штаты республиканского, краевого и областного наркологических диспансеров. В их задачу входило проведение антиалкогольной пропаганды и профилактической работы среди подростков. В соответствии с этим приказом в 1986 г. общее число подростковых наркологических кабинетов в 68 административных территориях РСФСР достигло 81. Соответственно выросли показатели привлечения к амбулаторному и стационарному обследованию и лечению подростков, злоупотребляющих алкоголем и другими интоксикантами. Тогда же выяснилось, что число подразделений наркологической службы для оказания помощи подросткам крайне недостаточно.

В отличие от 20-х гг. прошлого века, когда проблему отрезвления населения страны в целом и ее беспризорной молодежи в частности решало руководство страны, инициаторами борьбы с пьянством и наркоманией выступают руководители и общественность регионов. Почти нет городов, в которых не были бы разработаны и утверждены местными руководителями программы антиалкогольной и антинаркотической профилактики.

В Тюменской области основное внимание уделяется первичной профилактике наркомании, особенно у детей и подростков. С этой целью создана рабочая группа, в состав которой помимо представителей областного наркологического диспансера входят сотрудники центра «СПИД» и педагоги. Это направление профилактики реализуется на протяжении многих лет в форме постоянно действующих семинаров, проводимых сотрудниками наркологических служб в школах, училищах, техникумах для учащихся и педагогов, родителей, руководителей подростковых клубов, инспекторов из комиссий по делам несовершеннолетних, социальных педагогов и психологов детских домов и школ-интернатов.

С целью антинаркотического просвещения детей и подростков издаются листовки, буклеты, памятки, материалы для которых разработаны сотрудниками областного наркологического центра клинической иммунологии. Проводятся циклы передач по телевидению и радио об угрозе вовлечения детей, подростков и молодежи в потребление наркотических и токсикоманических средств. Публикуются статьи по проблемам никотиновой, алкогольной и наркотической зависимости, систематически проводятся «круглые столы» совместно с сотрудниками правоохранительных органов, а с кафедрой валеологии ТГУ — совместные семинары по проблеме злоупотребления психоактивными веществами.

Начиная с 1998 г. в Тюмени ежегодно проводятся акции «Молодежь против наркотиков». Ее задачи: информирование всех слоев общества об угрозе формирования химической зависимости у детей, подростков, привлечение внимания административных структур и общественных организаций к проблемам молодежи, к оказанию адекватной совместной помощи детям и подросткам, созданию условий для формирования здорового образа жизни.

Сотрудники областного наркологического диспансера разработали специальную целевую обучающую программу по первичной профилактике исходя из биопсихосоциальной модели природы заболевания. Она предназначена для подготовки специалистов из числа психологов, педагогов, социальных работников, воспитателей и других людей, работающих с детьми и подростками. Программа — прекрасное подспорье для просветительской работы с родителями, педагогами, инспекторами. Материал программы позволяет проводить уроки-тренинги с детьми от 7 до 17 лет, во время которых не только дается адекватная информация о различных наркотиках и последствиях их употребления, но и развиваются личностные, социальные, поведенческие навыки. Программа ориентирует детей и подростков на здоровый образ жизни, на выбор альтернатив наркотизации. Всего в Тюмени по этой программе подготовлено около 600 специалистов. Решается вопрос о создании на базе областного наркологического диспансера консультативного антинаркотического центра из представителей различных организаций.

В задачи центра входят следующие мероприятия:

- подготовка специалистов по первичной профилактике;

- выпуск специальной литературы, листовок, памяток и т.д.;

- проведение постоянных, а не разовых городских антинаркотических мероприятий (дискотеки, марафоны, конкурсы);

- координация работы со СМИ;

- проведение социально-эпидемиологического мониторинга среди детей и подростков для объективной оценки ситуации, прогнозов, оценки эффективности начатых форм работы.

Вторичная профилактика (лечение) требует значительного вложения финансовых средств для создания:

- детско-подросткового кабинета;

- комплексных детско-подростковых центров;

- условий для комплексного лечения больных (реабилитация как лечение) подростков с соответствующим кадровым обеспечением;

- самостоятельного отделения для детей и подростков.

Вторичная профилактика — основное направление работы областного наркологического диспансера как лечебного учреждения. На начало 2001 г. на юге Тюменской области действовали областной наркодиспансер, 17 врачебных наркологических кабинетов, 1 кабинет анонимного лечения, 1 подростковый наркологический кабинет, кабинет экспертизы алкогольного опьянения.

В результате ограниченного бюджетного финансирования прекратил работу межрайонный наркодиспансер г. Ишима. Из-за отсутствия квартир для специалистов 7 территорий юга не укомплектованы психиатрами, нет наркологических кабинетов. Поэтому оказание наркологической помощи подросткам, начавшим потреблять наркотики, осуществляют фельдшеры-наркологи. В связи с небольшим числом мест для стационарного лечения больных наркоманией лечение ограничивается детоксикацией. Срок ожидания госпитализации — до 3 недель (ранее он превышал 30 дней). Лечение подростков проводится бесплатно как в амбулаторных, так и в стационарных условиях. Лечение — это комплексный процесс, включающий медикаментозные и немедикаментозные (психотерапия, физиолечение, лазеротерапия и др.) методы лечения.

Третичная профилактика (реабилитация) может быть эффективнее, если к ее проведению привлечены специалисты различных профессий: педагоги, психологи, социальные работники, представители религиозных обществ.

При организации оздоровительной работы среди молодежи в Тюмени исходят из следующего принципа: нельзя добиться успеха в работе с молодежью без качественного управления ею, без подбора квалифицированных, умных, порядочных наставников, без вовлечения в процесс всех возрастных групп — от ребятишек до их бабушек и дедушек.

В Тюмени систематически проводятся комплексные спартакиады с целью массового вовлечения учащихся школ в регулярные занятия физкультурой. Спартакиады включают соревнования по теннису, перетягиванию каната, армспорту, мини-футболу, баскетболу, подтягиванию на перекладине, гиревому двоеборью.

Коллектив специалистов образовательного учреждения № 70, выполняющего функции Городского научно-методического здоровьесберегающего центра, в котором работают педагоги, психологи, медики, интегрируя свои знания о ребенке, разработал целостную долгосрочную программу «Нет наркотикам!», включающую механизм формирования модели антинаркотического поведения в рамках исследовательского проекта «Комплексная реабилитация учащихся в условиях полифункционального образовательного учреждения».

Данная модель включает в себя несколько компонентов:

• воспитание ответственного отношения к жизни;

• формирование потребности вести здоровый образ жизни при вполне обоснованном отрицательном отношении к наркотикам;

• обучение детей умению строить свое персональное пространство, гармонично организовывать свою жизнедеятельность: продуктивно, разумно, интересно, красиво, свободно;

• наполнение воспитательного процесса общественно значимым, при-родосообразным, преобразующим содержанием, обеспечивающим информационно-культурную связь личности с обществом на основе передачи культурных, духовно-нравственных традиций и принципов;

• формирование психологической культуры, предполагающей свободу выбора в принятии решения и чувство ответственности за его содержание и исполнение; способность решать жизненные ситуации самостоятельно, умение находить оптимальное решение, используя право на ошибку и ее исправление; опыт взаимодействия с окружающими адекватно ситуации: обращаться в случае необходимости за помощью и советом к сверстникам и взрослым; уметь просить прощение, когда виноват; отстаивать свою точку зрения, если уверен в своей правоте; находить компромиссные решения и т.д.;

• воспитание индивидуальной культуры (формирование личностной системы ценностей, исключающей праздный, безынициативный образ жизни и т.д.);

• интеграция систем социального школьного и семейного воспитания с целью создания единого воспитательного пространства, обеспечивающего комплексное воздействие на каждого из субъектов воспитательного процесса.

Для успешного функционирования этой модели, по мнению ее разработчиков, необходимо соблюдение ряда условий прежде всего повышение психолого-педагогической компетенции семьи в вопросах профилактики наркозависимости, а также организация совместной деятельности семьи и школы, направленной на гармоничное развитие личности и пропаганду здорового образа жизни.

Какими же средствами формируется активная жизненная позиция детей и подростков?

Для решения этой задачи создана общественная организация «Сибиряк», где дети учатся демократии, формируют самоуправление, активно участвуют в принятии решений по развитию и функционированию образовательного учреждения, подготавливают и проводят акции, направленные на выполнение программы «Нет наркотикам!» и другие коллективно-творческие мероприятия.

Кроме того, функционирует дискуссионный клуб «Мы вместе», в деятельности которого участвуют учащиеся, их родители, специалисты школы. За подготовку заседаний клуба несет ответственность детская социологическая группа по изучению общественного мнения. Основные темы дискуссий: «Конфликты в школе», «Будущее без наркотиков», «Нужна ли школьная форма?» и т.д. Заседания ведет директор школы, психолог по образованию. Он следит за тем, чтобы дискуссия была корректной, и демонстрирует образцы ее проведения.

В школе множество творческих объединений и спортивных секций, систематически проводятся предметные олимпиады. Каждому школьнику предоставляется возможность реализовать свои способности в том или ином виде творчества или спорта. Учрежден даже настоящий орден «За особые заслуги перед школой и Отечеством» с вручением денежной премии. В зависимости от степени ордена она составляет от 300 до 1000 руб. А награду могут получить не только ребята, но и сотрудники школы: педагоги, медицинские работники, технический персонал и даже родители учащихся.

Осознание острой необходимости проведения первичной профилактики наркозависимости привело к объединению усилий семьи и школы, что, в свою очередь, стимулировало создание системы работы по формированию модели антинаркотического поведения учащихся.

Связь с родителями осуществлялась по нескольким направлениям, в первую очередь — на заседаниях «Маминой школы» — так называется традиционный недельный курс теоретико-практических занятий с родителями. Их цель — подготовка к взаимодействию семьи со специалистами образовательного учреждения по реализации поставленных задач гармоничного обучения и воспитания детей.

Помимо этого общение с родителями происходит на постоянно действующем семинаре «Слагаемые здоровья»; на заседаниях дискуссионного клуба «Мы вместе»; при совместной работе в процессе формирования модели антинаркотического поведения.

Создан Совет по профилактике правонарушений, предусматривающий работу родителей с родителями и учащимися школы. Проводятся традиционные мероприятия типа «Дни пожилого человека». Все это способствует превращению школы в культурный общественно значимый центр микрорайона.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-08; Просмотров: 1166; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.038 сек.