Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Выпуск шестой




НАЧАЛО XX ВЕКА — СЕРЕДИНА XX ВЕКА

ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ МУЗЫКИ

ПЛАН

1. Тема кохання в романі Шолом-Алейхема «Пісня над піснями», ідея нездійснення мрії про ідеальне кохання.

2. Композиція роману Шолом-Алейхема «Пісня надпіснями» особливості оповіді. Співвідношення епічного та ліричного у творі.

3. Шолом-Алейхем і Україна, його місце у світовій літературі. Роль роману у художньому доробку письменника.

 

Завдання: З’ясуйте принципи творення характерів головних персонажів.

Література

1. Серебряный И.А. Шолом-Алейхем и народное творчество.- М., 1959.

2. Рубина Р. Шолом-Алейхем. Критико-биографический очерк // Шолом-Алейхем. собр. соч. В 6-ти т. – Т. 1. – М., 1959. – С. 5-11.

3. Правура Л. Вічні цінності у романі Шолом-Алейхема «Пісня над піснями». – 11 кл. // Всесвітня література та культура в навчальних закладах України. – 2001. - №1. – С.9-12.

Барабанщиков З.П. «Пісня над піснями» - невичерпне творче джерело: порівняльний аналіз біблійного тексту // Всесвітня література та культура в навчальних закладах України. – 1998. - №5. – С.19-21

 

 

Учебник для музыкальных вузов

 

Санкт-Петербургская государственная консерватория имени Н.А.Римского-Корсакова Московская государственная консерватория имени П.И.Чайковского

Всероссийский научно-исследовательский институт искусствознания

Допущено Управлением учебных заведений и научных учреждений Министерства культуры России в качестве учебника для музыкальных вузов

Редактор В. В. Смирнов

Издательство «Композитор» • Санкт-Петербург • 2001

ББК 85. 313(3) И 90

Авторы учебника:

С.Н.БОГОЯВЛЕНСКИЙ. Музыка Италии; Отторино Респиги; Ильдебрандо Пиццетти; Джан Франческо Малипьеро

Н.И.ДЕГТЯРЕВА. Музыка Австрии; Неовенская оперетта; Музыка Герма­нии (с использованием фрагментов текста И. В.Нестьева в раз­деле «Социально ангажированное искусство»)

А. К. КЕНИГСБЕРГ. Карл Орф

Л.Г.КОВНАЦКАЯ. Музыка Англии; Бенджамин Бриттен

Р.Х.ЛАУЛ. Арнольд Шёнберг; Альбан Берг; Антон Веберн

И.В.НЕСТЬЕВ. Курт Вайль; Ханс Эйслер; частично раздел «Социально ангажированное искусство» в очерке «Музыка Германии»

В.В.СМИРНОВ. Введение; Игорь Федорович Стравинский

И.С.ФЕДОСЕЕВ. Пауль Хиндемит

Г. Т. ФИЛЕНКО. Музыка Франции; Альбер Руссель; Артюр Онеггер; Дариюс Мийо; Франсис Пуленк

Редакционная коллегия:

Т. Э. ЦЫТОВИЧ, С.Н.БОГОЯВЛЕНСКИЙ, И.В.НЕСТЬЕВ, Г.Т.ФИЛЕНКО, В.В.СМИРНОВ. Н.И.ДЕГТЯРЕВА

Составление и общая редакция

В.В.СМИРНОВА

4905000000-12

И––––––––––- без объявл.

082(02)-99

ISBN 5-7379-0066-5

© С. Богоявленский, 1984, 1999 (с изменениями)

© Н. Дегтярева, 1999

© А. Кенигсберг, 1999

© Л. Ковнацкая, 1999

© Р. Лаул, 1999

© И. Нестьев, 1999

© В. Смирнов, 1999

© И. Федосеев, 1999

© Г. Филенко, 1984, 1999 (с изменениями)

© Издательство «Композитор» (Санкт-Петербург), 1999

 

От редактора-составителя. 9

Введение. 10

МУЗЫКАЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС В ПЕРИОД МЕЖДУ МИРОВЫМИ ВОЙНАМИ.. 10

ОБЩИЕ КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ.. 10

ГЛАВНЫЕ ЭСТЕТИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ.. 11

ИСКАНИЯ В ОБЛАСТИ СТИЛЯ.. 15

ИЗМЕНЕНИЯ В СИСТЕМЕ ЖАНРОВ.. 16

ИГОРЬ ФЕДОРОВИЧ СТРАВИНСКИЙ (1882—1971) 21

ТВОРЧЕСКИЙ ПУТЬ. 22

СТИЛЬ. 26

Поздний период (1953—1968), 30

ОБЗОР ЖАНРОВ ТВОРЧЕСТВА.. 30

БАЛЕТЫ.. 32

1. 32

2. 33

3. 33

4. 34

5. 36

ОПЕРЫ.. 37

6. 38

7. 40

ТЕАТРАЛЬНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ СМЕШАННЫХ ЖАНРОВ.. 42

8. 43

9. 43

КАМЕРНЫЕ ВОКАЛЬНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ.. 44

ВОКАЛЬНО-СИМФОНИЧЕСКИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ.. 45

Requiem canticles. 48

10. 49

СИМФОНИИ.. 49

КОНЦЕРТЫ.. 51

11. 53

ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ АНСАМБЛИ.. 53

12а. 53

12б. 54

ФОРТЕПИАННЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ.. 54

Piano Rag Music (1919) 55

Три фрагмента из балета «Петрушка» (1921) 55

13. 55

ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ... 56

СПИСОК ОСНОВНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИИ.. 58

Оперы.. 58

Балеты (всего 10) 58

Музыкально-театральныe произведения смешанных жанров. 58

Произведения для оркестра. 59

Концерты. Произведения для солирующих инструментов с оркестром.. 59

Вокально-симфонические произведения. 59

Произведения для голоса в сопровождении фортепиано, инструментального ансамбля, оркестра, а также хора 59

Инструментальные ансамбли (кроме фортепианных) 59

Фортепианные произведения. 59

Редакции, обработки, инструментовки. 60

Литературные произведения1. 60

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА.. 60

МУЗЫКА ФРАНЦИИ.. 60

ОСНОВНЫЕ ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ТЕНДЕНЦИИ 1900—1920-х ГОДОВ.. 60

ТВОРЧЕСКИЕ ГРУППИРОВКИ 20-Х ГОДОВ.. 61

30-е ГОДЫ И ПЕРИОД ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ... 66

АЛЬБЕР РУССЕЛЬ (1869—1937) 67

ТВОРЧЕСКИЙ ПУТЬ. 67

14. 69

15. 69

16. 70

СПИСОК ОСНОВНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ.. 71

Произведения для музыкального театра. 71

Оркестровые и вокально-симфонические произведения. 71

Концерты.. 71

Камерно-инструментальные произведения. 71

Хоры, песни, музыка к драматическим спектаклям, 72

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА.. 72

АРТЮР ОНЕГГЕР (1892—1955) 72

ГОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ. РАННЕЕ ТВОРЧЕСТВО.. 72

17. 74

МУЗЫКАЛЬНО-ДРАМАТИЧЕСКИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ 20-х ГОДОВ.. 74

18. 75

ТЕНДЕНЦИИ ТВОРЧЕСТВА 20—30-х ГОДОВ. СИМФОНИЧЕСКИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ.. 78

Симфоническая пьеса «Пасифик - 231» (1924) 79

19. 79

Первая симфония (1930) 80

ОРАТОРИИ 30-х ГОДОВ.. 81

20. 84

21. 85

22. 87

СИМФОНИИ И ДРУГИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ 40—50-х ГОДОВ. ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ ЖИЗНИ.. 91

23. 93

Третья симфония (1946) 94

24. 95

СПИСОК ОСНОВНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ.. 97

Музыкально-драматические произведения с пением. Оперы.. 97

Оперетты.. 97

Балеты (всего 17) 98

Произведения для оркестра. 98

Концерты.. 98

Кантатно-ораториальные произведения. 98

Камерно-инструментальные произведения. 98

Произведения для клавишных инструментов. 98

Романсы и песни для голоса и фортепиано. 98

Музыка к драматическим спектаклям (всего около 30 постановок) 99

Музыка более чем к 40 кинофильмам, в том числе: 99

Литературные произведения. 99

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА.. 99

ДАРИЮС МИЙО (1892—1974) 99

ГОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ. РАННЕЕ ТВОРЧЕСТВО.. 99

25. 102

БАЛЕТЫ И ОПЕРЫ 20—30-х ГОДОВ. КАНТАТЫ И ОРКЕСТРОВЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ 30—60-х ГОДОВ.. 102

ЧЕРТЫ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ.. 106

СПИСОК ОСНОВНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ.. 107

Оперы (всего 16) 107

Балеты (всего 13) 107

Произведения для оркестра 12 симфоний (1939—1961), в том числе. 107

Произведения для солирующих инструментов с оркестром или камерным ансамблем (всего более 30) 108

Кантаты. Вокально-симфонические произведения. 108

Камерно-инструментальные произведения (кроме фортепианных) 108

Фортепианные произведения. 108

Камерно-вокальные произведения. 109

Музыка к драматическим спектаклям.. 109

Музыка к радиопостановкам и кинофильмам.. 109

Литературные произведения. 109

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА.. 109

ФРАНСИС ПУЛЕНК (1899—1963) 109

ГОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ. ТВОРЧЕСТВО 10—20-х ГОДОВ.. 109

26. 111

ТЕНДЕНЦИИ ТВОРЧЕСТВА 30-х ГОДОВ.. 111

ГОДЫ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ. ВОКАЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО.. 113

27. 114

28. 115

ОПЕРЫ, ДУХОВНЫЕ И ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ 40—60-х ГОДОВ.. 116

СПИСОК ОСНОВНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ.. 117

Оперы.. 117

Балеты.. 117

Симфонические произведения. 118

Кантатно-ораториальные произведения. 118

Инструментальные ансамбли. 118

Фортепианные произведения. 118

Произведения для хора или вокального ансамбля a cappella. 118

Произведения для голоса и камерного ансамбля. 118

Произведения для голоса и фортепиано. 118

Музыка к драматическим спектаклям и кинофильмам.. 118

Литературные произведения. 118

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА.. 119

МУЗЫКА ИТАЛИИ.. 119

ОТТОРИНО РЕСПИГИ (1879—1936) 122

ТВОРЧЕСКИЙ ПУТЬ. 122

29. 125

30. 128

СПИСОК ОСНОВНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ.. 131

Опеpы (всего 9) 131

Балеты (всего 5) 131

Произведения для оркестра. 132

Произведения для солирующих инструментов с оркестром.. 132

Вокально-симфонические произведения. 132

Камерно-инструментальные произведения. 132

Романсы и песни. 132

Обработки и инструментовки. 132

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА.. 132

ИЛЬДЕБРАНДО ПИЦЦЕТТИ (1880—1968) 132

ТВОРЧЕСКИЙ ПУТЬ. 132

31. 134

СПИСОК ОСНОВНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ.. 135

Оперы (всего 16)1. 135

Балеты.. 136

Произведения для солирующих инструментов с оркестром.. 136

Вокально-симфонические произведения. 136

Произведения для хора или вокального ансамбля a cappella. 136

Камерно-инструментальные произведения. 136

Камерно-вокальные произведения. 136

Музыка к драматическим спектаклям.. 136

Литературные произведения. 137

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА.. 137

ДЖАН ФРАНЧЕСКО МАЛИПЬЕРО (1882—1973) 137

ТВОРЧЕСКИЙ ПУТЬ. 137

СИМФОНИЧЕСКИЕ И КАМЕРНЫЕ ЖАНРЫ ЗРЕЛОГО ТВОРЧЕСТВА.. 139

СИМФОНИЧЕСКИЕ И КАМЕРНЫЕ ЖАНРЫ ЗРЕЛОГО ТВОРЧЕСТВА.. 140

МУЗЫКАЛЬНО-ТЕАТРАЛЬНЫЕ И ДУХОВНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ. ХОРЫ.. 141

32. 142

33. 144

Среди светских хоровых произведений Малипьеро. 148

СПИСОК ОСНОВНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ.. 149

Оперы (всего 34) 1. 149

Балеты.. 149

Симфонии (всего 17) 149

Сюиты и одночастные произведения для оркестра. 149

Произведения для солирующих инструментов с оркестром.. 150

Кантатно-ораториальные произведения. 150

Камерно-инструментальные произведения. 150

Камерно-вокальные произведения. 150

Музыка к драматическим спектаклям и кинофильмам.. 150

Обработки. 150

Редакция. 151

Литературные произведения (всего 17 книг и множество статей) 151

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА.. 151

АЛЬФРЕДО КАЗЕЛЛА (1883—1947) 151

ТВОРЧЕСКИЙ ПУТЬ. 151

34. 154

35. 156

ЭСТЕТИКА И ЧЕРТЫ СТИЛЯ.. 158

СПИСОК ОСНОВНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ.. 160

Оперы.. 160

Балет ы.. 160

Произведения для солирующих инструментов с оркестром.. 160

Вокальные и кантатно-ораториальные произведения. 161

Инструментальные ансамбли (кроме фортепианных) 161

Фортепианные произведения. 161

Транскрипции. 161

Расшифровки и редакции. 161

Литературные произведения. 161

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА.. 161

МУЗЫКА АВСТРИИ.. 161

ПУТИ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ АВСТРИИ.. 161

ТЕНДЕНЦИИ АВСТРИЙСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАЧАЛА XX ВЕКА.. 162

ЭКСПРЕССИОНИЗМ — ОДНО ИЗ ВЕДУЩИХ НАПРАВЛЕНИЙ В ИСКУССТВЕ 10—20-х ГОДОВ.. 164

ТЕЧЕНИЯ НОВОЙ МУЗЫКИ, ПОСТРОМАНТИЗМ, НЕОБАРОККО. НЕОВЕНСКАЯ ОПЕРЕТТА.. 167

Франц Шрекер (1878—1934) 168

Александер фон Цемлинский (1871—1942) 169

Эрнст Кшенек (1900—1991) 170

Эгон Веллес (1885—1974) 171

Йозеф Маркс (1882—1964) 171

Франц Шмидт (1874—1939) 172

Иоганн Непомук Давид (1895—1977) 172

МУЗЫКАЛЬНАЯ ЖИЗНЬ. 173

Гвидо Адлер (1855—1941) 174

АРНОЛЬД ШЁНБЕРГ (1874—1951) 174

РАННИЕ ГОДЫ. ТОНАЛЬНЫЙ ПЕРИОД ТВОРЧЕСТВА.. 174

36. 176

37 а, б, в, г. 176

АТОНАЛЬНЫЙ ПЕРИОД.. 179

38. 180

39 а, б, в, г, д, е, ж, з, и. 181

40. 184

ПУТЬ К ДВЕНАДЦАТИТОНОВОЙ ТЕХНИКЕ. ДОДЕКАФОННЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ 20-Х ГОДОВ.. 185

41. 187

42. 188

МУЗЫКАЛЬНО-ОБЩЕСТВЕННАЯ И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 20—30-х ГОДОВ. ГОДЫ ЭМИГРАЦИИ. ТВОРЧЕСТВО 30-40-х ГОДОВ.. 189

СПИСОК ОСНОВНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ.. 191

Оперы.. 191

Произведения для оркестра. 191

Концерты.. 191

Вокально-симфонические произведения. 191

Инструментальные ансамбли. 191

Фортепианные произведения. 191

Произведения для хора a cappella. 191

Камерно-вокальные произведения. 191

Литературные произведения, музыкально-теоретические труды и учебные пособия. 192

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА.. 192

АЛЬБАН БЕРГ (1885—1935) 192

ГОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ. РАННЕЕ ТВОРЧЕСТВО.. 192

ОПЕРА «ВОЦЦЕК». 194

43. 195

44. 195

45. 195

46. Sehr langsam, aber mit bewegtem Ausdruck. 196

47. 197

48. 197

49. 198

50. 198

51. 198

ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ 20—30-х ГОДОВ. ОПЕРА «ЛУЛУ». 200

Камерный концерт (1925) 200

52. 201

53. 202

54. 204

СПИСОК ОСНОВНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ.. 205

Оперы.. 205

Произведения для оркестра и для голоса с оркестром.. 205

Концерты.. 205

Камерно-инструментальные произведения. 205

Камерно-вокальные произведения. 205

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА.. 205

АНТОН ВЕБЕРН (1883—1945) 206

ТВОРЧЕСКИЙ ПУТЬ. ХАРАКТЕРИСТИКА ТВОРЧЕСТВА.. 206

Первый, тональный период. 206

55. 207

56. 208

57. 209

СПИСОК ОСНОВНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ.. 211

Произведения для оркестра. 211

Инструментальные ансамбли. 211

Фортепианные произведения. 211

Произведения для хора. 211

Камерно-вокальные произведения. 211

Транскрипции. 211

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА.. 211

НЕОВЕНСКАЯ ОПЕРЕТТА.. 212

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА.. 212

58. И. Кальман. «Баядера», акт 2. Дуэт Раджами и Одетты. Tempo di Valse Boston (lento) 213

59. И. Кальман. «Княгиня чардаша», акт 2. Дуэт Сильвы и Эдвина. 214

60. Ф. Легар. «Княжеское дитя», акт I. Ария Мари-Энн. Valse moderato. 214

61. Ф. Легар. «Цыганская любовь», акт I. 214

62. И. Кальман. «Княгиня чардаша», акт 1. Свадебный танец (парафраза Свадебного марша Мендельсона). Langsamer Csardas (Allegretto) 215

63. И. Кальман. «Княгиня чардаша», акт 1. Дуэт Сильвы и Эдвина. Sehr langsam.. 215

64. И. Кальман. «Герцогиня из Чикаго», акт 1. Ария Мэри. 215

65. И. Кальман. «Баядера», акт 2. Песня Мариэтты.. 216

66. И. Кальман. «Баядера», акт 3. Шимми-дуэт Мариэтты и Луи-Филиппа. 216

67. И. Кальман. «Фиалка Монмартра», акт 2. Песня Нинон. 217

ФЕРЕНЦ ЛЕГАР (1870—1948) 218

ИМРЕ КАЛЬМАН (1882—1953) 219

СПИСОК ОСНОВНЫХ ОПЕРЕТТ ЛЕГАРА.. 221

СПИСОК ОСНОВНЫХ ОПЕРЕТТ КАЛЬМАНА (всего более 20) 221

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА.. 221

МУЗЫКА ГЕРМАНИИ.. 221

ПУТИ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ГЕРМАНИИ.. 221

ТЕЧЕНИЯ НОВОГО ИСКУССТВА: ЭКСПРЕССИОНИЗМ, «НОВАЯ ДЕЛОВИТОСТЬ», НЕОКЛАССИЦИЗМ... 222

СОЦИАЛЬНО АНГАЖИРОВАННОЕ ИСКУССТВО.. 225

МНОГООБРАЗИЕ ТЕНДЕНЦИЙ В МУЗЫКЕ. ТРАДИЦИИ И НОВАТОРСТВО.. 227

МУЗЫКАЛЬНАЯ ЖИЗНЬ. 229

ПАУЛЬ ХИНДЕМИТ (1895—1963) 230

ТВОРЧЕСКИЙ ПУТЬ. 231

ЭСТЕТИКА. МУЗЫКАЛЬНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОЗЗРЕНИЯ. СТИЛЬ. 234

68. 237

ПРОИЗВЕДЕНИЯ ДЛЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ТЕАТРА.. 238

СИМФОНИИ И КОНЦЕРТЫ.. 245

69. 246

70. 246

71. 246

72. 247

73. 248

74. 248

76. 249

77. 249

78. 250

79. 252

80. 252

81. 252

ФОРТЕПИАННЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ. ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ АНСАМБЛИ.. 253

82. 255

83. 255

84. 255

85. 257

86. 257

87. 257

88. 257

КАМЕРНО-ВОКАЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО. КАНТАТНО-ОРАТОРИАЛЬНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ. ХОРЫ.. 259

89. Leicht wiegende Viertel. Durchweg sehr zart und ichlicht 259

90. 260

91. 260

Оратория «Беспрерывное». 261

92. 261

СПИСОК ОСНОВНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ.. 263

Оперы (всего 9) 1. 263

Балеты.. 263

Пьесы с музыкой. 263

Произведения для солирующих инструментов с оркестром или ансамблем.. 263

Кантатно-ораториальные произведения. 264

Инструментальные ансамбли (кроме фортепианных) 264

Фортепианные произведения. 264

Сонаты для одноголосного инструмента и фортепиано (всего 22) 264

Сонаты для инструментов соло (кроме фортепианных; всего 12) 264

Камерно-вокальные произведения (всего около 100 песен) 265

Литературные произведения и музыкально-теоретические труды.. 265

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА.. 265

Курт ВАЙЛЬ (1900—1950) 265

ТВОРЧЕСКИЙ ПУТЬ. 266

ОПЕРНОЕ ТВОРЧЕСТВО.. 270

93. 272

94. 273

95. 274

96. 275

97. 275

98. 276

99. 277

100. 278

101. 279

СПИСОК ОСНОВНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ.. 280

Музыкально-сценические произведения. 280

Симфонические произведения и кантаты.. 280

Музыка к кинофильмам, в том числе: 280

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА.. 280

Ханс ЭЙСЛЕР (1898—1962) 280

ТВОРЧЕСКИЙ ПУТЬ. 281

ХАРАКТЕРИСТИКА ТВОРЧЕСТВА.. 286

102 а, б. 286

103 а. 288

103 б. 288

104. 288

105. 289

106. 289

107. 290

108. 290

109. 291

110 а, б. 293

111. 293

112. 295

113. 295

114. 297

СПИСОК ОСНОВНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ.. 297

Хоры.. 297

Массовые песни. 298

Баллады.. 298

Кантаты.. 298

Музыка к драматическим спектаклям (всего более 20 постановок) 298

Камерные произведения. 298

Музыка более чем к 20 кинофильмам, в том числе: 298

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА.. 298

Карл ОРФ (1895—1982) 298

ГОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ. РАННЕЕ ТВОРЧЕСТВО.. 299

ЗРЕЛОЕ ТВОРЧЕСТВО. СЦЕНИЧЕСКИЕ КАНТАТЫ... 303

115. 305

116. 306

117. 306

НАРОДНО-СКАЗОЧНЫЕ ПЬЕСЫ И ТРАГЕДИИ ЦЕНТРАЛЬНОГО ПЕРИОДА. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА.. 311

118. 313

118. 314

119 а, б. 314

120 a, б. 315

121 а, б. 316

122 а. 317

122 б. 317

123 а. 317

123 б. 317

ПОЗДНИЙ ПЕРИОД ТВОРЧЕСТВА. ХОРЫ. АНТИЧНЫЕ ТРАГЕДИИ. СЦЕНИЧЕСКИЕ ДУХОВНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ 321

Последняя трагедия Орфа – «Прометей» (1966) - 321

ПРИНЦИПЫ ТЕАТРА ОРФА. ЧЕРТЫ СТИЛЯ.. 323

СПИСОК ОСНОВНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ.. 326

Музыкально-драматические произведения. 326

Кантаты, хоры.. 326

Педагогические труды, произведения для детского музицирования. 326

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА.. 327

МУЗЫКА АНГЛИИ.. 327

БЕНДЖАМИН БРИТТЕН (1913—1976) 330

ГОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ. РАННЕЕ ТВОРЧЕСТВО.. 331

124 a. Акт 1, картина 1. 334

124 б. Акт 1, картина l 334

124 в. Акт 1, картина 1. 334

124 г. Интерлюдия II («Шторм») 334

124 д. Интерлюдия IV.. 335

125. Акт 1, картина 2. 335

126. Пролог. 335

127. Акт 3, картина I 335

128. Акт 3, картина 2. 335

129. Акт I, картина 2. 336

130. 336

131. 337

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ПЕРИОД.. 337

132. 339

133. 340

134. 340

135. 340

136. 344

ПОЗДНИЙ ПЕРИОД.. 345

137. 349

138. Увертюра: Венеция. 350

139. Увертюра: Венеция. 350

140. Акт 1, сцена 2: На лодке в Венецию.. 350

141. Акт 2, сцена 10: Бродячие актеры.. 351

142. Акт 2, сцена 8: Парикмахерская гостиницы.. 351

143. Акт 1, сцена 7: Игры Апполона. 352

144 Акт 1, сцена 5: На пляже. 352

ЧЕРТЫ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ.. 353

СПИСОК ОСНОВНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ.. 355

Произведения для музыкального театра. 355

Произведения для оркестра. 355

Произведения для солирующих инструментов с оркестром.. 355

Вокально-симфонические произведения. 355

Камерно-инструментальные произведения. 356

Произведения для хора. 356

Вокальные циклы.. 356

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА.. 357

Содержание. 357

 

От редактора-составителя

Шестой выпуск учебника по истории зарубежной музыки хроно­логически продолжает предыдущий, где речь шла о зарубежной му­зыке конца XIX — начала XX века. Данный выпуск охватывает в основном эпоху между двумя мировыми войнами (Первой, 1914— 1918, и Второй, 1939—1945). В нем рассматривается преимущест­венно творчество композиторов, которые впервые заявили о себе в 1910—1920-е годы, а впоследствии определяли развитие музыкально-исторического процесса. Естественно, что, прослеживая их творчес­кие пути, в ряде случаев приходилось выходить за очерченные выше временные рамки.

Лимитированный объем учебника вызвал вынужденные ограни­чения в отборе освещаемого материала. В этом выпуске представле­ны композиторские школы Франции, Австрии, Германии, Италии, Англии. Особое место в учебнике, открывая его, занимает И.Ф.Стра­винский: после «Весны священной» (1913) этот русский композитор прожил за рубежом более пятидесяти лет, и его искусство стало феноменом не только русской, но и западной культуры. Компози­торы малых стран Центральной Европы (Венгрии, Чехословакии, Румынии, Польши и др.) отнесены к следующему выпуску.

Учебник создан коллективом кафедры истории зарубежной му­зыки Санкт-Петербургской консерватории (заведующий кафедрой профессор В.В.Смирнов) при участии профессора кафедры тео­рии музыки той же консерватории Р. Х.Лаула, а также профессора И. В.Нестьева, представлявшего не только Московскую консерваторию, но и Всесоюзный научно-исследовательский институт искусствозна­ния (ныне Государственный институт искусствознания Министерства культуры Российской Федерации). Редколлегия полагала, что при общности методических принципов нет смысла унифицировать мане­ру изложения авторов учебника. Поэтому главы учебника строятся не одинаково, а в зависимости от проблем, стоявших перед авторами.

Разработка плана учебника велась редактором-составителем в тесном сотрудничестве с профессором Т. Э. Цытович, возглавлявшей кафедру истории зарубежной музыки Московской консерватории. На этой же кафедре, впоследствии руководимой профессором М.А.Сапоновым, учебник прошел различные этапы рецензирования и окон­чательную апробацию. Всем коллегам, способствовавшим совершен­ствованию учебника, редактор-составитель приносит сердечную благодарность. Особую признательность редактор-составитель и кол­лектив авторов выражают редактору учебника А. В. Вульфсону.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-22; Просмотров: 723; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.835 сек.