Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Творческий путь. Характеристика творчества




Камерно-вокальные произведения

Камерно-инструментальные произведения

Концерты

Произведения для оркестра и для голоса с оркестром

Оперы

СПИСОК ОСНОВНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ

«Воццек», либретто А.Берга по пьесе Г.Бюхнера, ор. 7 (1917—1921)

«Лулу», либретто А. Берга по трагедиям Ф. Ведекинда «Дух земли» и «Ящик Пандоры» (1929—1935, завершена Ф. Черней)

Пять песен для голоса и оркестра на тексты к почтовым открыткам

П. Альтенберга, ор. 4 (1912)

Три пьесы для оркестра, ор. 6 (1914)

Концертная ария «Вино» на текст Ш. Бодлера (1929)

Лулу-симфония (1934)

Камерный концерт для фортепиано, скрипки и тринадцати духовых инструментов (1925)

Концерт для скрипки с оркестром (1935)

Соната для фортепиано, ор. 1 (1908)

Струнный квартет, ор. 3 (1910)

Четыре пьесы для кларнета и фортепиано, ор. 5 (1913)

Лирическая сюита для струнного квартета (1926)

Семь ранних песен для голоса и фортепиано на тексты разных авто­ров (1905—1908)

Четыре песни для голоса и фортепиано на тексты разных авторов, ор. 2 (1910)

«Закрой мне глаза», песня для голоса и фортепиано на слова Т. Шторма (1925)

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Берг А. О музыкальных формах в моей опере «Воццек» // Зарубежная музыка XX века. М., 1975.

Воробьев Д. О некоторых противоречиях идейно-эстетической кон­цепции оперы А. Берга «Лулу» // Кризис буржуазной культуры и музыка. М., 1976. Вып. 3.

Глебов Игорь [Б. В. Асафьев]. «Воццек» Альбана Берга // Зарубежная музыка XX века. М., 1975.

Тараканов М. Музыкальный театр Альбана Берга. М., 1976.

Холопова В. О композиционных принципах скрипичного концерта А.Берга // Музыка и современность. М., 1969. Вып. 6.

Шёнберг А. Об Альбане Берге // Зарубежная музыка XX века. М., 1975.

[Тараканов М.] Берг // Музыка XX века: Очерки. М., 1984. Ч. 2.: 1917—1945.

АНТОН ВЕБЕРН (1883—1945)

Музыка Веберна в творческом наследии нововенской триа­ды занимает особое место, сильно отличаясь от музыки как Шёнберга, так и Берга – прежде всего преобладанием мини­атюрных музыкальных форм, в которых плотность и организо­ванность звуковой ткани достигают предела возможного.

Антон Веберн родился 3 декабря 1883 года в Вене, в семье горного инженера. Ребенком он не проявил особо выдающей­ся музыкальной одаренности, хотя тяготение к музыке было сильным. Его духовная жизнь с раннего возраста отличалась глубиной и серьезностью. Он с увлечением занимался игрой на виолончели, мечтал стать дирижером (позже эта мечта сбылась). Но первые опыты сочинения музыки вовсе не дали блестящих результатов.

Решающую роль в жизни Веберна сыграли занятия с Шён­бергом, у которого он учился в 1904—1908 годах. Именно в эти годы он обрел себя как композитор. Однако на жизнь он зара­батывал дирижированием, сначала в ненавистной ему оперетте и только с 20-х годов – занимая более престижные должнос­ти (с 1927 года он стал дирижером Австрийского радио). Берг считал Веберна одним из величайших современных дирижеров, но сенсационные гастрольные поездки на его долю не выпали, если не считать отдельных выступлений в Испании и Англии, где он исполнял и собственные произведения. Большое просве­тительское значение имела деятельность Веберна в качестве дирижера венских рабочих симфонических концертов и хор­мейстера Рабочего певческого объединения, которая длилась с 1922 года до февраля 1934 года, когда в связи с наступле­нием фашизма в Австрии рабочие организации были раз­громлены.

Жизнь композитора протекала скромно, вдали от суеты, не балуя его шумным успехом; как и жизнь Берга, она небогата внешними событиями.

Наиболее интенсивным оказался контакт Веберна со слу­шательской аудиторией в столь счастливые для нововенцев 20-е годы. Во всяком случае, его авторитет в композиторских кругах Австрии и Германии был тогда уже достаточно высок, сочинения его исполнялись и издавались, они вызывали ин­терес и за рубежом, особенно в Англии и США. Положение стало ухудшаться в начале 30-х годов, в пору постепенного сползания государственного строя Австрии к фашизму, и осо­бенно после окончательного захвата этой страны Гитлером в 1938 году. Веберн, оказавшийся неспособным к открытой кон­фронтации с новым строем, тем не менее страстно отвергал на­цистское варварство в области политики и культуры. Он тяже­ло переживал свое положение внутреннего эмигранта, свое одиночество. К тому времени Шёнберг, с которым ему более не суждено было встретиться, находился в эмиграции, а Берга уже не было в живых. Материальное положение Веберна резко ухудшилось, так как почти все его должности были упраздне­ны: нацисты причислили его – чистокровного «арийца», но ученика Шёнберга к разряду «еврейских прихвостней». Приходилось перебиваться переложением произведений второ­степенных авторов по заказу издательств. Веберн продолжал сочинять музыку, но совершенно без надежды быть услышан­ным: совсем другое искусство было нужно заправилам Третье­го рейха. Большой моральной поддержкой для композитора явилось дружеское общение со скульптором Йозефом Хумпли­ком и его женой, поэтессой и художницей Хильдегард Йоне, автором текстов поздних вокальных произведений Веберна. В тесном кругу немногочисленных преданных друзей, понимав­ших и разделявших его художественные устремления, прошли последние годы его жизни, оборвавшейся в результате траги­ческой случайности: 15 сентября 1945 года, уже после крушения нацистской империи, он погиб в Миттерзиле (близ Вены) от пули американского военнослужащего.

Творчество Веберна можно разделить на три периода.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-22; Просмотров: 591; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.