Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Эстетика. Музыкально-теоретические воззрения. Стиль




ТВОРЧЕСКИЙ ПУТЬ

Пауль Хиндемит родился 16 ноября 1895 года в небольшом городке Ханау, близ Франкфурта-на-Майне, в семье маляра. С 1902 года, после ряда переездов, Хиндемиты обосновались во Франкфурте. Четырнадцати лет от роду Пауль поступает в частную консерваторию Й. Хоха, научившись к этому времени играть на нескольких инструментах и уже являясь автором камерных и вокальных сочинений. Еще через три года город­ские власти Франкфурта обеспечивают талантливого юношу стипендией, которая позволяет ему продолжить обучение в кон­серватории 1. В летние каникулярные месяцы 1913—1914 годов

1 В консерватории Хиндемит учился композиции у Арнольда Мендель­сона и Бернгарда Секлеса, а как скрипач — у Адольфа Ребнера.

Формирование Хиндемита как личности и как музыканта во многом определилось периодом Первой мировой войны, порожденными ею величайшими потрясениями и переменами в жизни человечества. Крах идеалов недавнего прошлого и ре­шительная переоценка ценностей, имевшие место практически во всех странах Европы, для побежденной, поверженной Гер­мании были характерны вдвойне. Молодое поколение немец­ких художников с особой неистовостью отвергало всё, что хотя бы отдаленно связывалось с такими понятиями, как сентимен­тальность, морализирование или философствование, – поняти­ями, еще совсем недавно определявшими суть искусства Евро­пы в целом и романтического, а также постромантического немецкого искусства в частности.

Если в ранних сочинениях Хиндемита очевидны влияния Вагнера, Брамса, Брукнера, Регера, Р. Штрауса, то чуть позже, уже на рубеже 10—20-х годов, в его творчестве обнаруживается и повышенный интерес к эстетике экспрессионизма, а также проявления антивагнерианства. Композитор быстро завоевы­вает репутацию ниспровергателя шаблонов. Вместе с тем духовное лидерство Хиндемита (в том числе как одного из организаторов и участников донауэшингенских фестивалей) проявилось в 20-е годы и в ярко выраженной неоклассицист-

притяжения» (явный сплав идей Пифагора и Кеплера!)1, Хин­демит предлагает принципиально новую структуру ладотональ­ных связей. В основе ее – идея главенства центрального тона, одного тонального центра, который объединяет не двадцать четыре, а только двенадцать тональностей. При этом каждая тональность включает в себя не семь, а двенадцать ступеней, поэтому отпадает необходимость в ключевых знаках. Такая тональность вбирает элементы, которые в классической гар­монии принадлежали различным тональностям, но при этом практически сводит на нет ладово-колористическую определен­ность, характерную для мажоро-минора.

Степень тяготения, степень родства каждого из звуков «хро­матической» тональности к основному тону регламентируется, по Хиндемиту, акустическими свойствами музыкального звука и образуемой им шкалой обертонов. Путем математических расчетов выводится следующая система расположения всех две­надцати тонов:

Ступени тональности располагаются в порядке ослабления родства с основным тоном и удаления от него. К консонансам Хиндемит относит чистые октаву, квинту, кварту (ср. с архаи­ческими формами многоголосия!), большие и малые сексты и терции, к диссонансам – все прочие интервалы. В этом – не­сомненная связь с традицией, которая, однако, существенно корректируется. Так, Хиндемит допускает разрешение острых диссонансов в более мягкие, что приводит к размыванию стро­гой градации консонансов и диссонансов. Весьма расширенное толкование получают не только лад и тональность, но и гармо­нические функции: тритон по отношению к основному тону обычно выступает в качестве доминанты. Аккордом считается любое созвучие, состоящее не менее чем из трех тонов, причем октавное удвоение не меняет значение аккорда, но лишь усили­вает один из звучащих тонов.

1 Неслучайно Кеплер стал героем самого монументального произведения Хиндемита — оперы «Гармония мира» (см. ниже).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-22; Просмотров: 467; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.