Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Проведение диагностической беседы

Изучение учебно-познавательных мотивов и интересов школьника

1. Нравится ли тебе в школе? Что именно? (если ответ не связан с учебой, можно задать вопрос - Любишь ли ты учиться? )

2. Какой учебный предмет тебе кажется наиболее интересным? Почему?

3. Какой предмет тебе кажется самым трудным? В чем именно заключается трудность?

4. Хотел бы ты учиться только на «4» и «5». Почему? (если нет) Для чего? (если да)

5. Какие учебные предметы, по твоему мнению, можно было бы не изучать и почему?

6. Какие учебные предметы, на твой взгляд, можно было бы включить в обучение и почему?

7. Чем ты обычно любишь заниматься после уроков и почему?

Обработка:

Анализ содержания ответов позволяет установить отношение ученика к учению, чем вызвано такое отношение, характер учебно-познавательных мотивов ученика и наличие у него определенных интересов.

 

Наряду с беседой можно проводить систематическое наблюдение за поведением учащихся в различных ситуациях учебной и внеучебной деятельности.

Программа наблюдения за проявлением познавательных интересов на уроке

Познавательный интерес проявляется в следующем:

1. В познавательной активности учащихся на уроке:

а) частоте и содержанию вопросов учащихся на уроке, свидетельствующих об ориентировке в знаниях, умственной активности школьников, их стремлении проникнуть в сущность явления, события, проблемы или, наоборот, ограничиться только внешним поверхностным восприятием;

б) стремлению учащихся по собственному почину, без указаний и требований учителя, принимать участие в обсуждении вопросов, дополнении и исправлении ответов товарищей.

2. В направленности и сосредоточенности внимания на изучаемом материале. Сосредоточенность или, наоборот, частые отвлечения внимания могут свидетельствовать о различном (положительном и отрицательном) отношении учащихся к предмету, уроку, заданию.

3. В особенностях протекания учебной деятельности. Следует обращать внимание на то, как решается познавательная задача: творчески, по образцу, или просто списыванием с доски готового решения. Насколько при этом сосредоточен или рассеян ученик, каково его отношение к процессу своей деятельности: увлечен или равнодушен.

4. В проявлениях эмоционального состояния учащегося на уроке, о которых можно судить по:

а) речевым реакциям (восклицания типа «Вот здорово!», «Сильно сказано!», «Как интересно!» и т.п., в обмене мнениями с соседом);

б) эмоциональному последействию (взволнованность, поглощенность мыслями, полнота чувств, которые испытывает учащийся);

в) адекватности реакций в ответ на происходящее в классе (смех в ответ на юмор, мимика радости при успехах, огорчения - при неудачах).

Результаты наблюдения фиксируются в протоколе на протяжении нескольких уроках и анализируются по вышеприведенной семе. На основе анализа формулируются выводы об особенностях проявления познавательных интересов на уроке.

Результаты наблюдения фиксируются в таблице:

Деятельность учителя Деятельность класса и наблюдаемого учащегося Особенности проявления познавательных интересов
     

 

Анкета «Изучение мотивов учения»

Направлена на выявление доминирующих мотивов учебной деятельности

 

Инструкция. «Хорошо обдумай, что тебе помогает, и что мешает учиться по-настоящему. Подчеркни предложения, характеризующие твое отношение к учебе. Их не должно быть более пяти. Итак, почему я учусь?

 

перечень ответов

1. Хочу быть полезным обществу.

2. Люблю думать, соображать.

3. Учусь, чтобы быть хорошим специалистом.

4. Учусь, чтобы поступить в институт, университет или техникум.

5. Учусь, чтобы применять знания дома и в школе.

6. Учусь, потому что заставляют родители.

7. Учусь, чтобы не ругали родители, учителя.

8. Учусь, потому что боюсь осуждения со стороны товарищей.

9. Учусь, чтобы получить похвалу, поощрение со стороны взрослых, сверстников.

10.Учусь, чтобы получить награду со стороны родителей или школы.

11.Учусь, чтобы быть первым, выделиться среди одноклассников.

12.Учусь, чтобы хорошо усваивать материал.

13.Учусь, чтобы получать высокие оценки.

14.Учиться, познавать новое очень интересно, приятно.

15. Учусь, что бы стать грамотным, образованным человеком.

16.Плохо учиться - стыдно.

17.Учусь, потому что просто привык учиться.

18.Учусь, потому что нравиться общаться с одноклассниками.

19.Учусь, потому что хочу больше знать.

20.Учусь, потому что не хочу подвести свой класс, учителей, родителей.

 

Анализ результатов анкетирования позволяет установить характер учебно-познавательных мотивов ученика и выявить среди них доминирующие мотивы учебной деятельности.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Изучение возможностей вашего тела | Исследование силы нервной системы
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-08; Просмотров: 410; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.