Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности ведения учета товаров, принятых от индивидуальных частных предпринимателей




Организации, создающие условия для торговли. Нормативные документы, регламентирующие их деятельность. Места свободной торговли. Мелкорозничная торговая сеть. Торговые объединения. Торговые комплексы

Способы торговли. Виды торговых мест

 

Торговля может осуществляться магазинным и внемагазинным способами.

Магазин - специально оборудованное стационарное здание или его часть, предназначенные для продажи товаров или оказания услуг покупателям и обеспеченные торговыми, подсобными, административно-бытовыми помещениями, а также помещениями для приема, хранения и подготовки товаров к продаже.

Магазины в зависимости от особенностей торговли подразделяются на:

универсальные магазины - предприятия розничной торговли, реализующие универсальный ассортимент продовольственных и (или) непродовольственных товаров;

специализированные магазины - предприятия розничной торговли, реализующие одну группу товаров или ее часть;

магазины с комбинированным ассортиментом товаров - предприятия розничной торговли, реализующие несколько групп товаров, связанных общностью спроса и удовлетворяющих отдельные потребности;

магазины со смешанным ассортиментом товаров - предприятия розничной торговли, реализующие отдельные виды продовольственных и непродовольственных товаров.

Внемагазинные способы торговли могут осуществляться:

в павильоне - оборудованное строение, имеющее торговый зал и помещение(я) для хранения товарного запаса, рассчитанное на одно или несколько рабочих мест;

в киоске - оснащенное торговым оборудованием строение, не имеющее торгового зала и помещений для хранения товаров, рассчитанное на одно торговое место продавца, на площади которого хрнится товарный запас;

в палатке - легко возводимая сборно-разборная конструкция, оснащенная прилавком, не имеющая торгового зала и помещений для хранения товаров, рассчитанная на одно или несколько рабочих мест продавца, на площади которой размещен товарный запас на один день торговли;

в помещении контейнерного типа - контейнер или иная емкость, используемые для торговли или оказания услуг;

с лотка - выносной столик, который ежедневно убирается после окончания торговли либо устанавливается на определенный период вблизи торговых предприятий, на улицах города, при проведении зрелищных, спортивных и иных публичных мероприятий. При этом лотки могут быть оборудованы для удобства и защиты продавца и товара от атмосферных воздействий навесами, зонтиками, металлическими каркасами, обтянутыми парусиной, брезентом, полиэтиленовой пленкой и т.п.

 

 

Существуют специальные организации, создающие условия для осуществления торговли. К таким предприятиям относятся:

рынки (организации, создающие условия для ведения торгов на основе договоров купли-продажи, занимающие земельный участок не менее 700 м2 и с количеством торговых мест не менее 100);

мини-рынки (организации, создающие условия для ведения торгов на основе договоров купли-продажи, занимающие земельный участок не более 700 м2 и с количеством рабочих мест не более 100).

Торговля может также осуществляться в местах свободной торговли (места для торговли без размещения стационарных торговых мест, не имеющие прилавков).

Реализация товаров в розницу может производиться через мелкорозничную нестационарную торговую сеть - торговая сеть, осуществляющая торговлю через павильоны, киоски, палатки, передвижные средства развозной и разносной торговли (торговые автоматы, автолавки, автомагазины, тележки, корзины и иные специальные приспособления).

С целью координации предпринимательской деятельности, представления и защиты общих имущественных интересов торговые предприятия объединяются, сохраняя при этом свою самостоятельность и права юридического лица, в торговые объединения (добровольные договорные объединения). Торговые объединения являются некоммерческими организациями.

Часто несколько торговых предприятий, реализующих универсальный ассортимент товаров и оказывающих широкий набор услуг, объединяются и образуют торговый комплекс. Данное объединение централизует функции хозяйственного обслуживания торговой деятельности, чем облегчает работу торговых предприятий, а также снижает их расходы на содержание дополнительного персонала. Деятельность рынков регламентируют принятые на региональном уровне Правила торговли на рынках, утвержденные постановлениями губернаторов субъектов РФ, решениями местных органов законодательной власти либо главами администраций городов.

 

4. Как осуществляется и каким нормативным документом регламентируется учет и оформление операции приема, хранения и отпуска товаров в организации торговли?

 

Учет и оформление операции приема, хранения и отпуска товаров в организации торговли в Российской Федерации осуществляется в соответствии с Методическими рекомендациями по учету и оформлению операции приема, хранения и отпуска товаров в организациях торговли (утв. письмом Роскомторга от 10 июля 1996 г. N 1-794/32-5).

Указанные Рекомендации устанавливают правила документального оформления приема, хранения, отпуска товаров и отражения товарных операций в бухгалтерском учете и отчетности. Рекомендации разработаны в соответствии с Гражданским кодексом РФ, Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (утв. Приказом Минфина РФ от 29 июля 1998 г. N 34н). Помимо этого учтены Планы счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций (утв. Приказом Минфина РФ от 31 октября 2000 г. N 94н), а также Положения по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" ПБУ 1/98 (утв. Приказом Минфина РФ от 9 декабря 1998 г. N 60н). Данные акты являются элементом системы нормативного регулирования бухгалтерского учета товарно-материальных ценностей в Российской Федерации.

Материальная ответственность за товарно-материальные ценности устанавливается в соответствии с Трудовым кодексом РФ и иными нормативными документами - в частности, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 13 июля 1976 г. N 4204-IX "Об утверждении положения о материальной ответственности рабочих и служащих за ущерб, причиненный предприятию, учреждению, организации" (применяется в части, не противоречащей Трудовому кодексу РФ). Материально ответственные лица осуществляют приемку, хранение и отпуск товарно-материальных ценностей. Они несут полную материальную ответственность за вверенные им ценности на основании заключенных договоров о полной материальной ответственности.

Поступление, перемещение и отпуск товарно-материальных ценностей оформляются первичными документами в количественном и стоимостном выражении. Формы первичных учетных документов определяются и устанавливаются организацией в составе применяемой ею системы учетной документации для регистрации хозяйственных операций в соответствии с Альбомом форм первичной учетной документации в торговле и общественном питании (утв. Приказом Минторга РСФСР от 28 ноября 1988 г. N 229).

Первичные документы должны оформляться в соответствии с требованиями Положения о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации и содержать следующие обязательные реквизиты: наименование документа (формы); код формы; дату составления; содержание хозяйственной операции; измерители хозяйственной операции (в натуральном и денежном выражении); наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления, личные подписи и их расшифровки, а также печать и штамп организации. В необходимых случаях в первичные документы могут быть включены дополнительные реквизиты.

Ответственность за своевременность и правильность оформления документов, передачу их в установленные сроки для отражения в бухгалтерском учете, за достоверность содержащихся в документах данных несут лица, создавшие и подписавшие эти документы.

В качестве регистров бухгалтерского учета могут использоваться журналы-ордера, применяемые в торговле.

В условиях применения вычислительных машин учетными регистрами служат соответствующие видео- и машинограммы.

Первичные документы по учету и оформлению операций приема, хранения и отпуска товаров в организациях торговли при завершении ревизии хранятся три года в соответствии с Перечнем типовых документов, образующихся в результате деятельности госкомитетов, министерств, ведомств и других учреждений, организаций, предприятий, с указанием сроков хранения. В случаях возникновения споров, разногласий, следственных и судебных дел первичные документы сохраняются до вынесения окончательного решения.

 

5. Как производится документальное оформление товарных операций и отчетность материально ответственных лиц о наличии и движении товаров?

 

Порядок и сроки приема товаров по количеству, качеству и комплектности и его документального оформления регулируются действующими техническими условиями, условиями поставки, договорами купли-продажи и инструкциями о порядке приемки товаров народного потребления по количеству, качеству и комплектности.

Движение товара от поставщика к потребителю оформляется товаросопроводительными документами, предусмотренными условиями поставки товаров и правилами перевозки грузов (накладной, товарно-транспортной накладной, железнодорожной накладной, счетом или счетом-фактурой).

Накладная в торговой организации может выступать как приходным, так и расходным товарным документом; должна выписываться материально ответственным лицом при оформлении отпуска товаров со склада, при принятии товаров в торговой организации. В накладной указывается номер и дата выписки; наименование поставщика и покупателя; наименование и краткое описание товара, его количество (в единицах), цена и общая сумма (с учетом налога на добавленную стоимость) отпуска товара. Накладная подписывается материально ответственными лицами, сдавшими и принявшими товар, и заверяется круглыми печатями организаций поставщика и получателя. Количество оформляемых экземпляров накладной зависит от условий получения товара покупателем, вида организации поставщика, места передачи товара и т.д.

Товарно-транспортную накладную выписывают при доставке товаров автомобильным транспортом. Товарно-транспортная накладная состоит из двух разделов: товарного и транспортного. В зависимости от особенностей товаров к товарно-транспортной накладной могут прилагаться другие документы, следующие с грузом.

При доставке товаров железнодорожным транспортом в качестве сопроводительного документа выступает железнодорожная накладная. К железнодорожной накладной могут быть приложены спецификации и упаковочные листы, о чем делается отметка в накладной.

Если товар отправлен по железной дороге в контейнерах, то должна оформляться "Накладная на перевозку груза в универсальном контейнере".

Счет-фактура выписывается в тех случаях, когда перечень отгруженных товаров велик. Счет-фактура является для розничной торговой организации приходным товарным документом и выступает основанием для оплаты поступившего товара.

Для оплаты поступающих товаров может быть использован счет, содержание которого аналогично счету-фактуре. Счет выписывается поставщиком на поставляемую партию товара и является основанием для оплаты товара.

Оприходование поступивших товаров оформляется путем наложения штампа на сопроводительный документ: товарно-транспортную накладную, счет-фактуру, счет и другие документы, удостоверяющие количество или качество поступивших товаров.

Если товары получает материально ответственное лицо вне склада покупателя, то необходимым документом является доверенность, которая подтверждает право материально ответственного лица на получение товара.*(1)

Порядок приемки товаров и ее документальное оформление зависят: от места приемки, характера приемки (по количеству, качеству, комплектности), от степени соответствия договора поставки сопроводительным документам (наличие или отсутствие) и т.д.

Приемка товаров по количеству в торговой организации предусматривает проверку соответствия фактического наличия товара данным, содержащимся в транспортных, сопроводительных и/или расчетных документах, в соответствии с Инструкцией о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по количеству (утв. Постановлением Госарбитража при Совете Министров СССР от 15 июня 1965 г. N П.6); что касается приемки по качеству и комплектности - требований к качеству товаров, предусмотренных в договоре, то данная область регулируется нормами Гражданского кодекса РФ.

Приемка товара на складе поставщика осуществляется материально ответственным лицом по доверенности. Если товар находится в ненарушенной таре, то приемка может проводиться по количеству мест, массе брутто или по количеству товарных единиц и маркировке на таре. Если не проводится проверка фактического наличия товара в таре, то необходимо сделать отметку об этом в сопроводительном документе.

Если количество и качество товара соответствуют указанным в товаросопроводительных документах, то на сопроводительные документы (накладная, cчет-фактура, товарно-транспортная накладная, качественное удостоверение и другие документы, удостоверяющие количество или качество поступивших товаров) накладывается штамп организации, что подтверждает соответствие принятых товаров данным, указанным в сопроводительных документах. Материально ответственное лицо, осуществляющее приемку товара, ставит свою подпись на товаросопроводительных документах и заверяет ее круглой печатью торговой организации.

При нарушении правил приема товара и сроков торговые организации лишаются возможности предъявления претензий поставщикам или транспортным организациям при недостаче или снижении качества товаров.

В случае несоответствия фактического наличия товаров или отклонения по качеству, установленному в договоре, или данным, указанным в сопроводительных документах, должен составляться акт, который является юридическим основанием для предъявления претензий поставщику. В сопроводительном документе следует сделать отметку о составлении акта. Акт составляется комиссией, в состав которой должны входить материально ответственные лица торговой организации, представитель поставщика (возможно составление акта в одностороннем порядке при согласии поставщика или его отсутствии).

При закупке товара или его приемке руководителям торговых организаций необходимо следить за наличием сертификата соответствия на закупаемый товар.

Возврат товара поставщику при обнаружении брака в процессе реализации товара, при несоответствии товара стандарту или согласованному образцу по качеству, некомплектности товаров осуществляется путем оформления расходной накладной. Условия возврата товара поставщику могут быть различными и оговариваются в договоре поставки.

Условия приемки импортных товаров по количеству и качеству устанавливаются в договорах с иностранными поставщиками. Если порядок и сроки приемки товаров не были специально оговорены в договоре, то необходимо руководствоваться Инструкцией о порядке и сроках приемки импортных товаров по количеству и качеству, составлении и направлении рекламационных актов (утв. Госарбитражем СССР 15 октября 1990 г.).

Приемка товаров, поступивших в ненарушенной таре от иностранного поставщика, осуществляется в обычном порядке, как и приемка товаров от отечественного поставщика. Если установлено несоответствие количества и/или качества товара договору, составляется рекламационный акт. Акт должен составляться в присутствии материально ответственного лица, покупателя, представителя иностранного поставщика (при согласии поставщика возможно составление акта при его отсутствии) и экспертов Торгово-промышленной палаты. Если невозможно присутствие представителей Торгово-промышленной палаты, то товар принимается с участием представителей других незаинтересованных организаций. Рекламационный акт составляется отдельно по каждому иностранному поставщику на каждую партию товара, поступившую по одному транспортному документу. Порядок и сроки составления рекламационных актов рассматриваются в названной ранее Инструкции (см. с. 15).

Учет первичных документов по приходу товаров материально ответственным лицам рекомендуется вести в Журнале поступления товаров, который должен содержать название приходного документа, его дату и номер, краткую характеристику, дату регистрации документа, сведения о поступивших товарах.

Оформленные на приемку товаров документы являются основанием для расчетов с поставщиками, их данные не могут быть пересмотрены после приемки товаров в организации (за исключением потерь товаров от естественной убыли и боя при транспортировке).

Поступающие товары приходуются в день окончания их приемки по фактическому количеству и сумме.

Порядок приемки товаров народного потребления, доставляемых в таре-оборудовании, регулируется Инструкцией о порядке учета тары-оборудования (утв. Минфином СССР, Минторговли СССР, Госбанком СССР, ЦСУ СССР и Центросоюзом 3 сентября 1982 г. N 127/20-3/100/485/13-05/2И-16/141).

Документальное оформление и учет изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней, а также товаров в комиссионных магазинах регулируются, соответственно, нормативными актами Российской Федерации (Постановлением Правительства РФ от 7 июня 2001 г. N 444 "Об утверждении Правил скупки у граждан ювелирных и других бытовых изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней и лома таких изделий", Постановлением Правительства РФ от 6 июня 1998 г. N 569 "Об утверждении Правил комиссионной торговли непродовольственными товарами").

Таким образом, документооборот в отдельных областях торговли в зависимости от вида товара регулируется соответствующими правилами, разработанными и утвержденными Правительством РФ.

 

6. Как происходит документальное оформление реализации и отпуска товаров?

 

Оформление и учет реализации товаров в торговой организации зависят от способа расчета за приобретаемый товар между покупателем и продавцом. Товары в организациях торговли реализуются как за наличный расчет, так и по безналичному расчету.*(2) При оптовых поставках возможны как поступления наличных денег в кассу (до предельной суммы по одному платежу, ограниченной в установленном порядке), так и перечисления средств безналичным путем на расчетный счет.

Стороны, заключающие договор, вправе избрать и установить в договоре любую из форм расчетов.

В розничных организациях денежные расчеты с населением ведутся с применением контрольно-кассовых машин.*(3)

Сумма розничного товарооборота определяется по сумме выручки за реализованные товары. Выручка рассчитывается как разность между показаниями сумм контрольно-кассовых машин на конец и начало дня по каждому структурному подразделению.

Если киоски, ларьки и т.д. принадлежат розничной торговой организации, то материально ответственным лицам, работающим в них, выдается в одном экземпляре "Товарная книга работника мелкорозничной сети" формы N 1-РТ. Отпуск товаров оформляется расходной накладной. Данные об отпуске товаров и получении выручки отражаются в книге по совершению операций на основании приходно-расходных документов с выводом каждый раз нового остатка товаров. Записи в книге производятся ответственными лицами, отпускающими товар или принимающими выручку.

Если товары отпускаются на день (смену) работы материально ответственным лицам, то отпуск оформляется расходно-приходной накладной по форме N 16-ОН.

В объем розничного товарооборота включается сумма выручки, сданная материально ответственным лицом по окончании рабочего дня в кассу организации. Прием наличных денег оформляется приходным кассовым ордером. Номер, дата приходного ордера и сумма, на которую продан товар, указываются в расходно-приходной накладной. Количество и сумма не реализованных за день товаров указываются в соответствующих графах расходно-приходной накладной. Затем суммы выручки, полученные кассой, сверяются с суммой проданных товаров. Полный отчет материально ответственного лица за полученное количество товаров обязателен.

Реализация товаров мелким оптом осуществляется на основании письма-требования на отпуск товара от покупателя, счета на оплату товара. Отпуск товаров осуществляется после оплаты счетов и оформляется расходной накладной, в которой делается отметка об отпуске и получении товара и ставится круглая печать организации.

Руководителям и главным бухгалтерам организаций по мелкооптовой торговле предоставляется право устанавливать стоимостной, количественно-стоимостной или оперативно-бухгалтерский методы учета товаров исходя из конкретных условий их работы (объема товарооборота, товарных запасов, ассортимента реализуемых товаров и т.п.) и при условии обеспечения сохранности товарно-материальных ценностей.

Порядок продажи товаров в кредит определен Правилами продажи гражданам товаров длительного пользования в кредит (утв. Постановлением СМ РФ от 9 сентября 1993 г. N 895). При покупке товаров в кредит заполняется поручение-обязательство в двух экземплярах по типовой форме. Первый экземпляр поручения-обязательства пересылается организации, где работает (учится) покупатель, а тем, кто погашает кредит лично (наличными или безналичными взносами), выдается на руки. Второй экземпляр поручения-обязательства остается в торговой организации и регистрируется в ведомости-описи поручений-обязательств.

Расчеты за товары, проданные в кредит, ведутся наличными денежными средствами через контрольно-кассовые машины или с оформлением приходного ордера (квитанции), либо в порядке безналичных расчетов через банковские учреждения, либо с помощью кредитных карт.

При осуществлении расчетов по кредитным картам покупатель предварительно заключает договор на обслуживание с кредитной фирмой и получает от нее пластиковую карту, которую использует при покупках.

Эмитенты кредитных карт (компании и банки) заключают с торговыми организациями договор о продаже товаров владельцам кредитных карт. В договоре указываются порядок авторизации карт, обеспечение магазина необходимыми техническими средствами, условия расчетов за товары и др. К договору прилагается инструкция о порядке обслуживания владельцев кредитных карт.

Авторизация карт, предъявленных в оплату товаров, заключается в проверке наличия обеспечения средств под карту (по телефону, компьютерным сетям и т.д.).

Продажа товаров оформляется выпиской товарных чеков (слипов), которые прокатываются на специальных машинах. В слипе указывают: имя держателя карты, название фирмы, в которой он работает, номер карты, дату совершения покупки, израсходованную сумму, тип платежной системы (VISA, Mastercard и др.), адрес магазина, гостиницы и т.п.

Слип заполняется в трех экземплярах под копирку: первый экземпляр вручается покупателю, второй сдается инкассатору, третий передается в бухгалтерию с кассовым отчетом. Покупатель расписывается в слипе, подлинность его подписи проверяется работником магазина.

Сроки инкассации слипов устанавливаются в зависимости от их количества и общей суммы. Перед приездом инкассатора составляется реестр слипов с указанием даты и суммы. Реестр заполняется в двух экземплярах: первый передается со слипом инкассатору, второй - с распиской инкассатора - остается в торговой организации.

Реестры со слипами сдаются в банк, который зачисляет на счет торговой организации причитающиеся ему денежные средства за проданные товары.

В документах на зачисление денег указываются даты реестров слипов и суммы денежных средств.

Учет товаров, проданных в кредит, ведется по Описи поручений-обязательств.

Внутреннее перемещение товаров между структурными подразделениями организации, где работают разные материально ответственные лица (бригады), а также перемещение товаров из одного структурного подразделения в другое проводятся на основании письменного или устного распоряжения руководителя организации (о чем обязательно необходимо сделать отметку в документах) и оформляются накладной в установленном порядке. Подпись материально ответственного лица, отпустившего товар, заверяется круглой печатью торговой организации. На накладную обязательно накладывается штамп организации, что подтверждает соответствие отпущенных товаров данным, указанным в накладной.

Внутреннее перемещение товаров учитывается отдельной строкой в товарном отчете.

Материально ответственным лицам в структурных подразделениях организации рекомендуется вести Журнал учета поступления товара, Журнал учета отпуска товара, в которых должны быть указаны номер, дата поступления (или отпуска), наименование товара, количество единиц и сумма поступления (или отпуска), фамилия, инициалы и подпись лица, принявшего (выдавшего) товар.

Материально ответственные лица должны составлять отчетность о наличии и движении товаров в сроки от 1 до 10 дней, установленные руководителем и главным бухгалтером торговой организации в зависимости от условий работы.

Первичные приходные и расходные документы являются основанием для составления товарного отчета. В адресной части товарного отчета указывается наименование организации, торговой единицы и структурного подразделения, фамилия и инициалы материально ответственного лица, лимит остатка товаров, номер отчета, период, за который составляется товарный отчет.

В приходной части товарного отчета отражается в стоимостном выражении остаток товаров на дату составления предыдущего товарного отчета и поступление товаров и тары по сопроводительным документам.

Каждый приходный документ (источник поступления товаров, номер и дата документа, сумма поступивших товаров) записывается отдельно, рассчитывают общую сумму оприходованных товаров за отчетный период и итог прихода с остатком на начало периода.

В расходной части товарного отчета подсчитывают общую сумму расхода товаров за отчетный период.

Каждый расходный документ отражается отдельной строкой (продажа товаров мелким оптом, возврат недоброкачественных товаров, переброска товаров).

Основой товарного отчета является подтверждение товарного остатка.

Товарные отчеты составляются материально ответственными лицами в двух экземплярах. Первый экземпляр отчета вместе со всеми оправдательными документами, подтверждающими поступление или выбытие товаров, представляется в бухгалтерию организации, а второй с распиской бухгалтера о приеме отчета остается у материально ответственного лица.

Все приходные и расходные документы, на основании которых составляются товарные отчеты, следует располагать в хронологическом порядке.

Нумерация товарных отчетов должна быть последовательной с начала и до конца года с первого номера.

Товарные отчеты материально ответственных лиц, приступивших к работе не с начала года, нумеруются с начала их работы.

В тексте и цифровых данных товарных отчетов неоговоренные исправления и их подчистка не допускаются. Допущенные ошибки в товарных отчетах исправляются таким образом: одной чертой зачеркивается неправильная запись и надписывается правильный текст или цифровые данные.

Исправление ошибки в товарном отчете должно быть оговорено надписью "исправлено" и подтверждено подписью ответственного лица и бухгалтера с указанием даты исправления.

Если в торговой организации дата проведения инвентаризации не совпала с установленным периодом отчетности, то составляются два отчета: один - с начала установленного периода до начала инвентаризации, второй - от даты окончания инвентаризации до установленного срока представления товарного отчета.

Товарные отчеты в оптовых организациях могут содержать сведения об остатках, приходе и расходе товаров не только в стоимостном, но и количественном выражении, а также остатки, приход и расход могут указываться не только в целом, но и по каждому наименованию товаров.

Если ответственность за материальные и денежные ценности возложена на одно лицо или бригаду, то рекомендуется составлять товарно-кассовый отчет. В приходной части товарно-кассового отчета указывается остаток товаров на начало отчетного периода и поступление товаров по датам в хронологическом порядке. При этом указываются наименование поставщика, номер и дата сопроводительного документа, сумма поступившего товара по каждому поставщику. В расходной части товарно-кассового отчета отражается сумма выручки по кассе за каждый день отчетного периода в целом по предприятию в хронологическом порядке и суммируется расход (сумма выручки) по организации. Затем рассчитывается остаток товаров на дату составления товарно-кассового отчета.

При учете товаров по покупным ценам, при ведении сортового, партионного учета товаров рекомендуется вместо товарного отчета составлять сопроводительные реестры. В реестре необходимо указать только наименования приходных и расходных документов, их даты (отдельно по каждой строке) и номера. Реестры составляются в двух экземплярах, первый вместе с оправдательными документами передается в бухгалтерию, а второй остается у материально ответственного лица.

 

7. Каким образом должен вестись учет товаров в организациях торговли?

 

Учет товаров в организациях организуется:

в бухгалтерии - по материально ответственным лицам (бригадам) в стоимостном выражении;

на складах - по наименованиям, сортам, количеству и цене товара в товарных книгах, товарных карточках.

Бухгалтер организации обязан проверять своевременность и полноту оприходования поступивших товаров, правильность их списания, а также правильность составления отчетов материально ответственными лицами.

Во время проверки отчетов материально ответственных лиц бухгалтер обязан установить:

подлинность документов и правильность записей в отчете, сделанных на основании приложенных документов, а также соответствие даты документов периоду, за который представляется отчет;

соответствие в данном отчете остатков товаров и тары на начало отчетного периода остаткам, показанным в предыдущем отчете на конец отчетного периода;

соответствие в отчете остатков товаров и тары на начало отчетного периода фактическим остаткам в инвентаризационных описях на дату проведения инвентаризации;

даты всех ли первичных документов, приложенных к отчету, свидетельствуют, что товары получены до инвентаризации, а не после инвентаризации;

законность и обоснованность хозяйственных операций (прием, отпуск, списание товара и т.д.);

наличие в документах всех необходимых реквизитов, подписей материально ответственных лиц, распорядительных подписей руководителя организации на внутреннее перемещение товаров;

полноту оприходования в отчетном периоде товаров по выданным доверенностям, оплаченным или принятым к оплате документам;

правильность цен на товары, таксировки и подсчетов в отчете и приложенных к нему документах;

соответствие записей, сделанных материально ответственными лицами в карточках (книгах) складского учета, первичным приходно-расходным документам;

соответствие суммы по внутреннему перемещению отпущенных товаров и тары сумме, показанной в приходной части товарных отчетов других материально ответственных лиц;

соответствие выручки, показанной в расходной части товарного (товарно-кассового) отчета, сумме, оприходованной по кассовому отчету (при учете по продажным ценам).

Если при проверке цен, таксировки или подсчетов бухгалтер выявляет ошибки, их исправляют корректурным способом, исправления заверяют подписью лица, выявившего ошибку; об изменении остатка товаров на конец отчетного периода ставят в известность материально ответственное лицо, которое расписывается в конце отчета, удостоверяя правильность внесенных исправлений и нового остатка товаров.

Бухгалтер обязан контролировать своевременность сдачи торговой выручки материально ответственным лицом в главную кассу или банк, проверяя соблюдение лимита денег в кассе.

Отчеты материально ответственных лиц с приложенными к ним документами должны быть подобраны и переплетены по их порядковым номерам. Срок хранения товарных отчетов - три года. Ответственность за сохранность документов возлагается на главного бухгалтера организации.

Изъятие отчетов материально ответственных лиц и приложенных к ним документов по требованию судебно-следственных и других органов, имеющих такое право, производится на основании письменного запроса и с разрешения руководителя организации. Эти документы передаются по акту изъятия с точным перечислением основных реквизитов (наименование, дата, номер документа, сумма, указанная в документе, и т.д.). С этих документов могут быть сняты копии.

Продавцы мелкорозничной сети отчеты не составляют. Они обязаны ежедневно сдавать в кассу организации торговую выручку, а непроданные товары возвращать в магазин. Продавцам мелкорозничной сети отпуск товаров оформляется расходно-приходной накладной, которую выписывают в двух экземплярах. По окончании рабочего дня возвращенный товар и сумму выручки, подтвержденную квитанцией, записывают в расходно-приходную накладную. Новую партию товара продавцу выдают после того, как он рассчитался за ранее полученные товары.

Материально ответственные лица, отпустившие товары в мелкорозничную сеть, включают расходно-приходные накладные в товарные отчеты и сдают в бухгалтерию торговой организации, где проверяется соблюдение правил отпуска товаров продавцам, законченность расчетов по каждой накладной.

 

8. Каким образом осуществляется учет реализации товаров?

 

Реализация товаров регулируется договорами розничной купли-продажи, поставки и комиссии в соответствии с Гражданским кодексом РФ.

Объем реализации (товарооборот) является важнейшим показателем хозяйственной деятельности торговых организаций.

Оптовым товарооборотом является продажа товаров одной организацией другой организации для последующей перепродажи или потребления. Продажа по безналичному расчету непродовольственных товаров юридическим лицам, их обособленным подразделениям для собственных нужд включается в оптовый товарооборот.

Под розничным товарооборотом понимается продажа потребительских товаров населению за наличный расчет независимо от каналов их реализации, а именно:

юридическими лицами, осуществляющими розничную торговлю и общественное питание, для которых торговая деятельность является основной;

юридическими лицами, осуществляющими торговлю, но для которых торговая деятельность не является основной;

физическими лицами, осуществляющими продажу товаров на вещевых, смешанных и продовольственных рынках.

В состав розничного товарооборота включается также продажа продовольственных товаров отдельным юридическим лицам (социального назначения: больницам, детским учреждениям, домам инвалидов и т.п.) по безналичному расчету из розничной торговой сети, мелкооптовых баз, сети общественного питания для организации питания обслуживаемых ими контингентов населения, а также продажа товаров юридическим лицам, их обособленным подразделениям за наличный расчет.*(4)

 

9. Как осуществляется учет товарообменных (бартерных) операций?

 

Порядок отражения в учете товарообменных (бартерных) операций определен Письмом Министерства финансов РФ от 30 октября 1992 г. N 160-5/4 "О порядке отражения в бухгалтерском учете товарообменных операций или операций, осуществляемых на бартерной основе".

Обмен товаров между собственниками осуществляется на основании товарообменного договора, в условиях которого отражаются: виды, количество, согласованные цены обмениваемых товаров, форма и последовательность поставок.

Товарообменные операции оформляются накладной на отгрузку, товарно-транспортными накладными, бухгалтерскими справками о стоимости реализованных товаров по покупной цене и т.д.

Учет товарообменных операций зависит от выбранного метода определения выручки, т.е. по оплате либо по отгрузке товаров (выполнения работ, услуг), а также от совпадения момента получения и отгрузки товара по времени.

Расходы по товарообмену (проведение экспертизы, оплата транспорта и др.) относятся на издержки обращения и учитываются в установленном порядке.

 

 

Прием организациями торговли товаров от индивидуальных частных предпринимателей осуществляется по предъявлении патента или регистрационного удостоверения и при наличии сертификата или нормативно-технической документации, подтверждающей качество и безопасность продукции для здоровья и жизни потребителей.

В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации "О защите прав потребителей" и Гражданским кодексом РФ организация торговли несет ответственность за качество товаров.

Организация торговли по согласованию с индивидуальным частным предпринимателем определяет цены на принимаемые товары, порядок реализации, размер вознаграждения в пользу торговой организации, условия расчетов за принятые товары (предварительная оплата, частичная оплата, оплата после реализации).

При определении размера вознаграждения торговая организация может установить размер в пределах среднего процента торговой наценки, сложившейся за отчетный период.

Прием товаров и условия их реализации оформляются соглашением в двух экземплярах. Первый экземпляр соглашения передается индивидуальному частному предпринимателю, второй остается в организации и служит основанием для учета движения товаров и расчетов.

В организациях торговли соглашения учитываются как бланки строгой отчетности.

Торговая организация на принятые товары оформляет ценник. Если товар не реализован в установленный соглашением срок, производится его уценка в размере, указанном в соглашении. Уценка изделия оформляется актом с одновременным проставлением новой цены.

По мере реализации товаров материально ответственные лица составляют справку, в которой указываются номер соглашения, наименование проданного товара и сумма.

Расчеты с индивидуальными частными предпринимателями осуществляются путем перечисления денежных средств на лицевой счет, указанный в соглашении, или по приходно-расходному кассовому ордеру, который выписывается по предъявлении соглашения, паспорта или документа, его заменяющего.

Прием товара от лиц, не имеющих патента, осуществляется в соответствии с Правилами комиссионной торговли непродовольственными товарами (утв. Постановлением Правительства РФ от 6 июня 1998 г. N 569), а также отдельными положениями Гражданского кодекса.

Изделия, принятые от индивидуальных частных предпринимателей на комиссию, и условия их реализации оформляются комиссионным соглашением в двух экземплярах. Первый экземпляр комиссионного соглашения передается сдатчику изделий, второй остается в магазине.

На принятые товары в магазине выписывается товарный ярлык с указанием изготовителя, номера и даты комиссионного соглашения, наименования и основных признаков изделия, размера и цены. Если изделие не реализовано в установленный комиссионным соглашением срок, производится его уценка в размере, указанном в соглашении. Уценка изделия оформляется актом на уценку комиссионных товаров. Одновременно с составлением акта на уценку изделия в товарном ярлыке проставляются новая цена, дата проведения переоценки и номер акта.

По мере реализации товаров в магазине (отделе, секции) составляется справка, в которой указываются номер комиссионного соглашения, наименование проданного товара и сумма. Выплата денег производится в порядке и сроки, установленные в комиссионном соглашении. Оплата может быть предварительной, частичной и после реализации товаров, через кассу организации или по безналичному расчету.

 

11. Как производится учет и порядок закупки продукции от населения?

 

Закупку сельскохозяйственных продуктов, дикорастущих ягод, грибов и орехов осуществляют лица, определенные и утвержденные приказом руководителя организации.

Между лицами, производящими закупку, и администрацией организации заключается договор о материальной ответственности.

При закупке сельскохозяйственных продуктов, дикорастущих ягод, грибов, орехов организации торговли должны обеспечить строгое соблюдение порядка оформления закупочных документов с обязательным указанием паспортных данных сдатчика этих продуктов, места его проживания, а также приложением справок о принадлежности ему данной продукции и заключения ветнадзора о доброкачественной продукции.

Расчеты за сельскохозяйственные продукты, дикорастущие ягоды, грибы и орехи, закупленные у населения, производятся через кассу организации или путем перечисления причитающихся сумм по заявлениям сдатчиков этих продуктов на их счета, а также путем почтовых переводов.

На проведение закупки ответственному лицу выдается аванс из кассы организации.

Закупка оформляется закупочным актом, который утверждается руководителем организации.

Закупленная продукция сдается на склад или секцию по накладной.

Лица, получившие деньги под отчет, должны представить авансовый отчет о действительном использовании выданных им сумм с приложением утвержденного закупочного акта, копии накладной о сдаче продукции. Выдача новых авансов производится только при условии полного расчета по ранее выданным авансам.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-08; Просмотров: 663; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.189 сек.