Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Музыка и театр в 14-первой половине 17века




Развитие литературы на Украине 14-первой половины 17века. Полемическая литература.

Полемическая литература (от греч. «Воинственный») - литературное творчество церковно-теологического и художественно-публицистического характера в Украине. Полемическая литература возникла в результате «зацепок от католиков», то есть с началом окатоличивания Украины. Хотя отдельные полемические выступления против попыток папы римского и католицизма вообще подчинять своей власти не только Запад, но и Восток, в частности восточное славянство, начались уже во времена Киевской Руси, вскоре после раскола 1054 г. единого до христианства на два враждебных лагеря - римо -католический и греко-византийский. На развитие полемической литературы повлияли такие события как реформа календаря по приказу папы Григория в 1581 году и официальное уведомление унии на Берестейском Соборе 1596 года. Особого развития Л. получила в 16-17 вв., Когда католицизм стал религиозно-идеологическое наступление на православие, а также в связи с Брестской церковной унией 1596 г. Толчком для развития Л. стала книга польского публициста - иезуита П. Скарги "О единстве церкви Божьей» (O jedno?ci ko?cio?a Bo?ego) (Вильно, 1577 г.). Среди украинских политических, церковных и литературных деятелей не было единой позиции относительно событий, которые происходили. Среди сторонников украинского православия уния породила тревогу и вызвала целую волну протестов в виде полемических трактатов и памфлетов. В ответ появились анонимные памфлеты украинских православных литераторов, произведения выдающихся украинских писателей-полемистов Г. Смотрицкого, Х. Филалета, И. Вишенского, С. Зизания, М. Смотрицкого, С. Копыстенского, М. Андреллы и др.. В частности, «Апокрисис» («Ответ»), изданный в Остроге польской (1597 г.) и староукраинском (1598 г.) языках, написанный Христофором Филалета в ответ Петру Жалобы, гневно выступает против коварной политики папства и предательских действий верхушки украинского духовенства, предостерегает, что польско-благородная политика социального и национально-религиозного угнетения украинского и белорусов может вызвать народное восстание. «Апокрисис» имел большую популярность в Украине и Беларуси. «Календарь римский новый» Смотрицкого «борется» за независимость «русской веры» с иезуитом Б. Гербест, критикует католическое учение о божественном происхождении папской власти и отвергает григорианский календарь. Произведение Смотрицкого не всегда соблюдается теологических аргументов, зато использует юмор с присказками и пословицами, написанный на языке приближенной к народу, и поэтому становится доступным широким массам. Однако полемисты не ограничивались проблемой борьбы с наступлением католицизма. В своих произведениях они поднимали вопрос реформирования самой православной церкви, коллективного управления ее делами, высмеивали косность и консерватизм православных иерархов. Кроме того, поднимались и социально-политические проблемы: неравноправия людей, эксплуатации человека человеком и одного народа другим. Особый полемический пафос выделяет произведения Ивана Вышенского. Например, в «Послании к епископам" он обличает духовенство как стяжателей, что забыли Бога. Единственным способом спасения человека от эгоизма и жестокости мира он считал монашество. Сам Вышенский эмигрировал в Грецию и стал монахом-отшельником в одном из святых пещер на горе Афон. Писатели-полемисты Мелетий Смотрицкий в произведении «Тренос», Захар Копыстенский в «Палинодии», Иван Вышенский в «Совете по очистке церкви» выступали против вмешательства польского правительства в дела православной украинской церкви, разоблачали его политику по принципу «чем хуже, тем лучше». Дело в том, что православные священники, которые предназначались сеймом, часто были недостаточно образованными, отличались сомнительными моральными и личностными качествами. Один из таких священников, Кирилл Терлецкий, предстал перед судом за убийство и изнасилование. Имели место вымогательство денег у прихожан, распродажа церковного имущества и земель. Вследствие этого, как и за задумывали те, кто проводил такую??политику, дискредитация и как следствие, вытеснение православной церкви католической было бы неизбежным. Полемическая литература стала важным идейным оружием в борьбе за социальное и национальное освобождение украинского народа и способствовала подъему национально-освободительного движения.

В первой половине XIX века на Украине театральное дело получает свое развитие в крепостных театрах, существовавших в богатых помещичьих усадьбах. Известность приобрел крепостной театр в селе Романове на Волыни, где ставились даже классические оперные спектакли. В повести Т. Г. Шевченко "Музыкант" упоминается о крепостном театре помещика Г. С. Тарновского в селе Качановка на Черниговщине, музыкантов которого обучал М. И. Глинка. В этих театрах шли пьесы И. П. Котляревского, Г. Ф. Квитки-Основьяненко и других. Именно эти крепостные театры способствовали распространению театрального образования, оживлению театральной жизни; в них раскрылись таланты многих актеров и музыкантов. Дальнейшее развитие получили в этот период любительские театры. Выдающимся организатором, режиссером и актером одного из них, действовавшего в Полтаве, был И. П. Котляревский. На Украине и за ее пределами был известен любительский театр Д. П. Трощинского, деятельность которого проходила в селе Кибинцы на Полтавщине. В 1812 году руководителем и режиссером этого театра был В. А. Гоголь-Яновский, отец Н. В. Гоголя. Главными центрами театральной жизни стали Харьков и Полтава, где были созданы профессиональные театры. В Харькове одним из основателей такого театра был Г. Ф. Квитка-Основьяненко. К деятельности Харьковского театра привлекались талантливые артисты, например, М. Щепкин, ставились пьесы украинского, русского, европейского репертуара, в том числе "Ревизор" Гоголя, "Наталка-Полтавка" Котляревского, "Шельменко-денщик" Квитки-Основьяненко, пьесы Фонвизина, Крылова и других. Так было положено начало становлению национального профессионального театра. В первой половине XIX века в Украине по-прежнему была популярна народная музыка, особенно, песни: колядки, щедровки, веснянки, купальские и жатвенные, колыбельные, думы, исторические песни и другие. Народными стали песни на слова Т. Г. Шевченко "Думы мои...", "Ревет и стонет Днепр широкий", "Завещание". Большой популярностью пользуется и в наше время песня М. Петренко "Дивлюсь я на небо" и многие другие. Появляются нотные сборники украинских песен. Так, историк, этнограф, поэт и композитор Н. А. Маркевич опубликовал книги "Украинские мелодии" (1831 г.) и "Народные украинские напевы" (1840 г.). Музыкальная жизнь этого периода разворачивалась главным образом в Киеве, Харькове, Полтаве, где формировались и концентрировались оркестры, хоры, капеллы, создавались музыкально- драматические кружки и профессиональные труппы. Содействовал развитию украинской музыкальной культуры М. И. Глинка. Он нередко бывал в Украине, способствовал творческому росту известного певца и композитора С. С. Гулака-Артемовского (1813- 1873). Уже тогда осуществлялась связь с европейской музыкальной жизнью; в Украине гастролировали итальянские оперные труппы, Ф. Лист давал концерты в Киеве, Одессе и т. д. Значительный вклад в развитие украинского музыкального искусства внес композитор Д. С. Бортнянский - создатель духовной, глубоко гуманной музыки. Его хоровые концерты исполняются и в наши дни. Одним из первых украинских композиторов-профессионалов в Галиции стал М. М. Вербицкий, обращавшийся к различным музыкальным жанрам: песням, хорам, музыке к театральным представлениям.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-23; Просмотров: 542; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.