Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности предъявления иска о возмещении убытков, причиненных неправомерными действиями (бездействием) налоговых органов




Особенности предъявления иска о возврате из бюджета денежных средств, списанных налоговыми органами в бесспорном порядке с нарушением требований закона или иных нормативных правовых актов

 

При предъявлении иска к нему прилагаются доказательства списания денежных средств со счетов налогоплательщика по решению налогового органа (исполненные платежные или инкассовые поручения, выписки из банка и т.д.). Неправомерность взыскания подтверждается доказательствами отсутствия нарушений в исчислении налогов и сборов, послуживших основанием для принятия этого решения. К исковому заявлению могут быть приложены следующие документы: акт, содержащий описание выявленных при проверке нарушений; бухгалтерские и иные документы, имеющиеся в распоряжении организации, опровергающие обстоятельства, изложенные в акте.

Налогоплательщик не обязан доказывать, что налог, взысканный налоговым органом, был исчислен неправильно. Однако при наличии у налогоплательщика доказательств, свидетельствующих о необоснованном взыскании налога, их целесообразно представить суду.

 

 

Статья 53 Конституции РФ устанавливает право каждого на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.

Данная конституционная норма в сфере налоговых отношений реализуется путем закрепления в законодательных актах обязанности государства возместить в установленном порядке ущерб, нанесенный неправомерными действиями (бездействием) налоговых органов. В соответствии со ст. 35 НК РФ налоговые органы несут ответственность за убытки, причиненные налогоплательщикам вследствие своих неправомерных действий (решений) или бездействия, а также неправомерных действий (решений) или бездействия должностных лиц и других работников указанных органов при исполнении ими служебных обязанностей.

Убытки, причиненные неправомерными действиями налоговых органов, подлежат возмещению в полном объеме (пп. 14 п. 1 ст. 21, п. 1 ст. 35, ст. 103 НК РФ).

Для наступления имущественной ответственности налоговых органов налогоплательщику необходимо доказать наличие следующих условий:

факт определенных действий или бездействия этих органов, их должностных лиц или работников и их незаконность;

причинение убытков налогоплательщику (или вреда его имуществу) при осуществлении должностным лицом (работником) своих служебных обязанностей;

причинную связь между неправомерными действиями (решениями) или бездействием и причиненными убытками (наступившим вредом). Кроме того, налогоплательщику необходимо представить обоснованный расчет понесенных убытков.

В гражданском законодательстве под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода) (ст. 15 ГК РФ). Убытки, как правило, делятся на прямые (имеют непосредственную связь с фактом нарушения налоговыми органами прав налогоплательщика) и косвенные.

Законодательство допускает возмещение убытков, причиненных необоснованным наложением экономических (финансовых) санкций. Однако следует обратить внимание, что судебно-арбитражная практика исходит из того, что применение в данном случае норм об ответственности за неисполнение денежного обязательства, предусмотренных ст. 395 ГК РФ, не допускается. Такая практика получила закрепление в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ от 1 июля 1996 г. N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации". В п. 2 данного Постановления говорится о том, что в случаях, когда разрешаемый судом спор вытекает из налоговых или других финансовых и административных правоотношений, следует учитывать, что гражданское законодательство может быть применено к указанным правоотношениям только при условии, что это предусмотрено законодательством. Поскольку ни гражданским, ни налоговым законодательством не предусмотрено начисление процентов за пользование чужими денежными средствами на суммы, необоснованно взысканные с юридических и физических лиц в виде экономических (финансовых) санкций налоговыми органами, при удовлетворении требований названных лиц о возврате из соответствующего бюджета этих сумм не подлежат применению нормы, регулирующие ответственность за неисполнение денежного обязательства, т.е. ст. 395 ГК РФ.

Ответчиками по искам о возмещении убытков, причиненных неправомерными действиями (бездействием) налоговых органов, признаются Российская Федерация, соответствующий субъект РФ или муниципальное образование в лице соответствующего финансового или иного управомоченного органа. Предъявление иска непосредственно к налоговому органу, допустившему нарушение, не может служить основанием к отказу суда в принятии искового заявления либо к его возвращению без рассмотрения. В этом случае суд обязан привлечь в качестве ответчика по делу соответствующий финансовый или иной управомоченный орган.

Решение арбитражного суда, не удовлетворяющее налогоплательщика, может быть обжаловано в апелляционной инстанции в течение одного месяца со дня вынесения решения (гл. 34 АПК РФ). Если срок обжалования в апелляционной инстанции был пропущен налогоплательщиком, то решение может быть обжаловано в кассационной инстанции. В кассационной инстанции может быть также обжаловано не устраивающее налогоплательщика постановление апелляционной инстанции. Кассационная жалоба может быть подана в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемых решения, постановления арбитражного суда, если иное не предусмотрено Арбитражно-процессуальным кодексом РФ (гл. 35 АПК РФ). Последней судебной инстанцией для защиты прав налогоплательщика является Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ. Судебные акты, вступившие в законную силу, могут быть пересмотрены по протесту, принесенному Председателем Высшего Арбитражного Суда РФ, Генеральным прокурором РФ или их заместителями. Налогоплательщик, не согласный с вынесенным решением (постановлением) арбитражного суда, направляет на имя одного из перечисленных лиц заявление о принесении протеста. При наличии соответствующих оснований для пересмотра дела должностное лицо приносит протест, который рассматривается Президиумом ВАС РФ. Если основания для принесения протеста отсутствуют, налогоплательщику направляется уведомление об этом (гл. 36 АПК РФ).

 

92. Как осуществляется защита прав налогоплательщиков в Конституционном Суде РФ?

 

Одним из способов защиты нарушенных прав и интересов налогоплательщика является обращение в Конституционный Суд РФ. Налогоплательщики вправе обратиться в КС РФ с запросом о проверке соответствия Конституции РФ законов и иных нормативных актов о налогах и сборах.

По итогам рассмотрения дела о проверке конституционности нормативного акта Конституционный Суд РФ может принять решение о том, что нормативный акт признается соответствующим либо не соответствующим Конституции РФ (ст. 87, 100 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 г. N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации").

Как показывает практика работы Конституционного Суда РФ, признание нормативного акта неконституционным может иметь различные правовые формы. Нормативный акт о налогах и сборах может быть объявлен ничтожным. Это означает, что положения акта, признанного неконституционным, не подлежат применению с момента его издания. Такой акт не создает правовых последствий, даже если с момента его принятия и до момента вынесения решения КС РФ прошел длительный период времени. Например, если признанный не соответствующим Конституции РФ нормативный акт ввел новый налог, то уплатившие этот налог лица вправе после вступления в силу решения КС РФ требовать возврата уплаченных сумм.*(12)

Нормативный акт может быть признан неконституционным с прекращением его действия на будущее. Возможна и такая ситуация, когда в постановлении КС РФ указано, что в отношении лица, обратившегося в Конституционный Суд РФ, закон, признанный противоречащим Конституции РФ, не влечет последствий с момента его принятия, а в отношении других лиц - только с момента вынесения постановления КС РФ.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-08; Просмотров: 828; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.