Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Государственная власть как особая разновидность социальной власти




Возникновение государство, как правило, связано с определенной религиозной или мировоззренческой доктриной, которая способствовала объединению человеческого общества вне рамок одного клана или семьи.

Теологические предпосылки.

Возникновение государства не представляется возможным без наличия естественных (биологических и психологических) предпосылок природы человека к самоорганизации и социализации.

Естественные предпосылки.

Военные и политические предпосылки.

Возникновение государства не представляет возможным без наличия сложной структуры социальной и экономической организации общества.

Социально-экономические предпосылки.

Современные исследователи государства и права сходятся во мнении, что переход к государству стал возможен под воздействием различных факторов, он не был однороден и отличался в зависимости от культурных и географических различий.

Причины возникновения государства и права

На протяжении многих столетий философов и исследователей такого явление, как государство волновал – по какой причине возникло государство, с чем был связан переход от протогосударств к более сложной форме общественного бытия? Существует большое количество теорий возникновения государства, однако необходимо отметить то факт, что большинство из них зацикливаясь на определенном факторе, пренебрегает другими.

Итак, причины возникновения государства – это совокупность факторов, культурных и географических предпосылок, которые привели к возникновению такого способа общежития человека, как государство.

Классификация причин и предпосылок возникновения государства

Переход от протогосударств к государству был возможен при наличии следующих предпосылок:

Возникновение государства не представляется возможным без наличия политической воли отдельных влиятельных представителей племенной знати. Зачастую этому процессу предшествовала военная агрессия и завоевания одних племен другими.

На сегодняшний день мы можем смело утверждать, что такой способ общежития как государство возник при наличии всех или нескольких вышеописанных предпосылок.

 


Власть в общем представлении – это возможность некоего субъекта подчинять себе волю и поведение другого субъекта в своих собственных интересах или интересах других лиц.

Признаки власти:

· 1. явление общественное;

· 2. является атрибутом общества на всех этапах его развития, так как общество это сложно организованная система и всегда нуждается в координировании;

· 3. может существовать и функционировать лишь в рамках общественного отношения, т.е. отношения, существующего между людьми;

· 4. это властеотношения - двусторонние отношения, где один властвующий, а другой подвластный;

· 5. осуществление власти – интеллектуально-волевой процесс, т.е. те явления, которые исходят от лидера должны быть осознаны подчиненным;

· 6. власть базируется на силе, и именно наличие силы определяет того субъекта, который властвует;

· 7. сознательное подчинение является условием власти над данным субъектом в данных конкретных отношениях.

Существует множество классификаций власти, например, на политическую – власть, которая способна выступать средством реализации, защиты интересов больших социальных групп (государственная власть, власть одной социальной группы над другой, власть партийная, власть политических лидеров) и неполитическую (семейная – родительская, супружеская).

От способа организации и властвования: демократическая и недемократическая.

Власть в обществе может быть: легальной и теневой.

Государственная власть – особая разновидность социальной власти, возникающая в государственно-правовых институтах и предназначенная для организации управления обществом.

Государственная власть - органы и должностные лица государства, осуществляющие управление в нем, оказывающие решающее воздействие на судьбы, поведение и деятельность людей, с помощью различных средств права, авторитета, воли и принуждения.

Характеристики государственной власти:

· 1. Базой для государственной власти является государство, базируется на государственной силе.

· 2. Государственная власть – публичная, т.е. осуществляется профессиональным аппаратом, отделенным от общества как объекта власти.

· 3. Обладает суверенитетом, т.е. независимость во вне и верховенность внутри страны.

· 4. Государственная власть – универсальна, т.е. распространяет свою силу на всю территорию и на все население страны.

· 5. Обладает прерогативой, т.е. исключительным правом на издание общеобязательных правил поведения – юридических норм.

· 6. Во времени государственная власть действует постоянно и непрерывно.

 

 

Понятие и классификация функций российского государства

Функцией государства считают направление его деятельности по решению вставших перед ним задач. Функции – это то, чем занимается государство. В функциях определяется сущность государства, его социальное назначение, направления, в которых государство осуществляет управление обществом.

Отличие функций государства от его целей и задач. В учебной и научной литературе также разрабатываются понятия «задачи Российского государства», «функции Российского государства». Полагают, что задачи государства – это устанавливающий элемент, постановка перед государством и обществом задач, которые создают необходимость реализации соответствующих функций.

Функции Российского государства – это характер и направленность государственной деятельности, которая имеет решающее влияние на всю структуру государственного аппарата. В результате исходным, ключевым подходом к изучению государства необходимо считать такой, который исследует его с точки зрения направлений деятельности. Изменения в функциях государства ведут к изменениям в целом в структуре государственного аппарата.

Функции государства отличаются от функций органов государственной власти, которые специально созданы для отдельного вида деятельности. Таким образом, функции охватывают деятельность государства в целом.

Многообразные функции Российского государства можно классифицировать по разным основаниям:

1) отталкиваясь от длительности осуществления ими той или другой деятельности, функции государства можно разделить на постоянные (которые государство реализует в течение всего развития) и временные (носят краткосрочный характер, перестают действовать после решения конкретной задачи);

2) по значимости – основные и вспомогательные. С помощью первых реализуются наиболее важные направления государства, исполнение основных стратегических целей и задач;

3) учитывая направленность государственной деятельности, – общесоциальные и классовые;

4) в зависимости от сферы государственной деятельности – внутренние и внешние.

В современной юридической литературе распространена единая классификация функций государства вне зависимости от его типа и сферы деятельности, а именно:

1) экономическая функция — направленная на обеспечение нормального функционирования и развития экономики, в частности через организацию общественных работ, охрану существующих форм собственности, планирование производства, организацию внешнеэкономических связей и др.;

2) политическая функция — связана с обеспечением государственной и общественной безопасности, национального и социального согласия, сдерживание сопротивления противоборствующих социальных сил, охраной суверенитета государства от внешних посягательств и т. д.;

3) социальная функция — согласно ей государство осуществляет охрану прав и свобод населения или определенной его части, осуществляет меры по удовлетворению социальных потребностей людей, поддержанию достойного уровня жизни населения, соблюдению необходимых условий труда и т. п.;

4) идеологическая функция — поддержка определенной идеологии, организация образования, поддержание науки, культуры и др.

 

Форма государства: понятие и общая характеристика ее элементов.

 

Форма государства – единство трех ее основных элементов: формы правления, формы государственного устройства и политического (государственно-правового) режима. Это совокупность существенных сторон (способов) организации, устройства и функционирования государственной власти.

Форма правления – организация верховной государственной власти, порядок образования ее органов и их взаимоотношения с населением.

Форма правления показывает:

1. Как создаются высшие органы государства и каково их строение

2. Как строятся взаимоотношения между высшими и другими государственными органами

3. Как строятся взаимоотношения между верховной государственной властью и населением страны

4. В какой мере организация высших органов государства позволяет обеспечивать права и свободы граждан.

Государственное устройство–внутренняя национально-территориальная организация государственной власти, деление территории государства на те или иные составные части, их правовое положение, взаимоотношения между государством в целом и его составными частями.

Форма государственного устройства показывает:

1. Из каких частей состоит внутренняя структура государства

2. Каково положение этих частей и каковы взаимоотношения этих органов

3. Как строятся отношения между центральными и местными государственными органами

В какой государственной форме выражаются интересы каждой проживающей нации.

Государственное устройство–внутренняя национально-территориальная организация государственной власти, деление территории государства на те или иные составные части, их правовое положение, взаимоотношения между государством в целом и его составными частями.

Форма государственного устройства показывает:

4. Из каких частей состоит внутренняя структура государства

5. Каково положение этих частей и каковы взаимоотношения этих органов

6. Как строятся отношения между центральными и местными государственными органами

7. В какой государственной форме выражаются интересы каждой проживающей нации.

Политический (государственно-правовой) режим – совокупность приемов, методов и способов, с помощью которых осуществляется государственная власть.

Несовпадение политического и государственного режимов:

1. Государственный режим – составная часть, элемент политического режима

2. Политический режим – более емкое, по сравнению с государственным, понятие, поскольку включает в себя не только методы государственного властвования, но и характерные способы деятельности негосударственных политических организаций (партий, движений, клубов, союзов и т.п.)

3. Государственный режим опирается на право, а политический режим основывается не только на правовых, но и на иных социальных нормах (моральных, партийных, политических).

6.Формы правления: понятие, виды

Форма государственного правления - это организация вышестоящих органов государственной власти, характер и принципы их взаимодействия с другими органами государства, с политическими партиями, классами и социальными группами.

За формами правления все государства разделяют на две больших группы: - монархии; - республики.

Монархия - это такая форма правления, при которой полномочие верховной власти принадлежат одному человеку: королю, царю, султану, шаха, императору и т.п. При такой форме правления вся высшая законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежат монарху. Влада монарха передается, как правило, по наследству.

Иногда монарх может избираться. За свою государственную деятельность монарх ни перед кем не отчитывается и не несет юридической ответственности. Как правило, такие монархи несут ответственность только перед Бог.

Все монархии делятся на: абсолютные, ограниченные, дуалистические, теократические, сословно-представительные.

При абсолютной монархии власть монарха не ограничена и имеет все характерные особенности, которые изложены в определении. Такие монархии были наиболее распространены в эпоху рабовладения и феодализма. Сегодня их осталось очень мало, в частности в Марокко, Арабских Эмиратах, Кувейте и др.

В последнее столетие наиболее распространенными есть ограничены монархии. Иногда их называют парламентскими или конституционными. Они характеризуются тем, что власть монарха ограничена парламентом или конституцией. За таких форм правления монарх - глава государства, но он может существенно влиять на законодательную деятельность парламента и на формирование им правительства. Иногда монархическая форма правления имеет формальный характер. К ограниченным монархиям относятся Испания, Швеция, Япония, которые еще можно назвать конституционными монархиями. К парламентским монархиям можно отнести Англию.

Дуалистическая монархия - это такая форма правления, когда монарх - глава государства сам формирует правительство и назначает премьер-министра. В такой монархии действует два высших государственных органа - монарх и правительство во главе с премьер-министром. В ней могут существовать и другие высшие государственные органы, в частности судебные.

Теократическая монархия - это такая форма правления, когда абсолютная власть религиозного лидера сливается с государственной властью. Религиозный лидер есть одновременно и главой государства. Например, Ватикан, Тибет.

Сословно-представительная монархия характеризуется тем, что рядом с монархом - главой государства существует какой-нибудь совещательный представительный орган определенных классов или всего населения. К таким государствам можно отнести Россию до 1917 г., Польшу в XVII- XVIII столетиях.

Республика - это такая форма правления, при которой полномочие высших государственных органов осуществляют представительные выборные органы. Республики не имеют монарха. В республике высшие представительные органы и их высшие должностные лица избираются на определенный срок. Они периодически изменяются, переизбираются. За свою деятельность они отчитываются перед народом и несут юридическую ответственность (конституционную, криминальную, гражданскую, административную и дисциплинарную).

Республики как формы правления начали интенсивно возникать после буржуазных революций в XVI-XVII столетиях и является доминирующей формой правления в современный период. Ныне все республики делятся на три вида: президентская республика, полупрезидентская (или смешанная), парламентская.

Их названия в определенной мере условные, вместе и тем каждая из них имеет свою специфику. Существовали и существуют и другие виды республик: Советская республика. Народно-демократическая республика, республика Парижская Коммуна, исламские республики и другие.

Президентская республика характеризуется тем, что президент избирается всем населением, так как и парламент. В такой республике президент формирует и возглавляет правительство, является главой государства и формально не подотчетный парламенту. Например, в США, Мексике, Ираке.

Полупрезидентская или смешанная - это такая республика, когда президент - глава государства избирается народом, так как и парламент. В такой республике правительство избирается (назначается) парламентом по рекомендации президента. Правительство подотчетное одновременно президенту и парламенту. Президент не возглавляет правительство и не несет юридической ответственности за его деятельность. Например, Франция, Финляндия, Украина, Российская Федерация.

Парламентская республика характеризуется центральным положением парламента (законодательная власть), который избирает главу государства - президента и правительство - исполнительную власть. Они подотчетные парламенту. Иногда президент не избирается, и главой государства становится премьер-министр. Например, Италия, ФРГ.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-08; Просмотров: 973; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.048 сек.