Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Звукосимволизм и его психофизиологическая основа. Понятие идиофона




ЗВУКОСИМВОЛИЗМ (звуковой символизм, фонетический символизм, символика звука) — закономерная, не произвольная, фонетически мотивированная связь между фонемами слова и полагаемым в основу номинации незвуковым (неакустнческим) признаком денотата (мотивом). Звукоснмволич. слова (идеофоны, образные слова) особенно часто обозначают разл. виды движения, световые явления, форму, величину, удаленность объектов, свойства их поверхностн, походку, мимику, физиологическое и эмоциональное состояние человека и животных, напр. англ. totter 'идти неверной походкой; трястись, шататься', кхмер. тотре:т-тотроут 'ходить пошатываясь', лат. bulla 'водяной пузырь', нндонез. bulat 'круглый'. Разработаны методика опознания звукоснмволич. слов, критерии их выделения (вариативность, редупликация, экспрессивная гемннация, типологии, сходство звукоснмволич. слов по языкам мира и др.). Звукоснмволнче-скимн являются не только те слова, к-рые ощущаются таковыми совр. носителями языка, но и те, в к-рых эта связь в ходе развития языка оказалась ослабленной (и даже на первый взгляд утраченной), но в к-рых с помощью метода фоносеман-тич. анализа данная связь выявляется (это верно и для слов звукоподражательных). Нек-рые ученые определяют 3. как такую связь между означаемым и означающим, к-рая носит не произвольный, мотн-виров. характер. Однако это определение не позволяет отличить фонетически моти-виров. слова, в к-рых действует 3., ни от слов, вторично (морфологически, семантически) мотивированных, ни от первично (фонетически) мотнвиров. слов, в к-рых действует звукоподражание. Звукоснмволич. основы в языках мира обладают чрезвычайно высокой продуктивностью. Выделяясь семантически и структурно, многие звукоснмволич. и звукоподражат. слова образуют особые разряды в составе глагола и др. частей речи.
Звукоснмволич. подсистема языка входит (наряду со звукоподражат. подсистемой) в звуконзобразит. систему языка. 3. в совр. языках носит статнстнч. характер. Различают 3. субъективный (связь между звуком и значением в психике человека) н объективный (связь между звуком и значением в словах языка). Важнейшие компоненты психофизнологич. основы 3.— синестезия н кинемнка. Синестезия — феномен восприятия, состоящий в том, что впечатление, соответствующее данному раздражителю и специфическое для данного органа чувств, сопровождается другим, дополнит, ощущением или образом, часто характерным для другой модальности. Кинем ика — совокупность непроизвольных движений мышц, сопровождающих ощущения и эмоции. Вопрос о связи между звуком и значением ставился мн. учеными в разл. периоды развития иауки (Платон, Ж. Ж. Руссо, М. В. Ломоносов и др.). В 18—19 вв. изучение 3. шло пренм. в плане звукоподражательной и междометной теорий происхождения языка (Г. В. Лейбниц, В. Гумбольдт и др.). В отечеств, яз-знании работы по 3. длнт. время рассматривались как «лежащие вне науки»; с 50—60-х гт. 20 в. наметилась тенденция к глубокому изучению этого явления. 3. и звукоподражание исследуются в связи с проблемами мотивированности языкового знака, теории детской речи, стилистики и поэтики, лингвистич. типологии, экспериментальной психологии, психолингвистики.
8 70—80-х гг. 3. стал рассматриваться также в рамках фоносемантики (изучающей звуконзобразит. систему языка с пространственных и временных позиций).

Идиофон (от греч. ιδιος — свой + греч. φωνη — звук) — музыкальный инструмент, источником звука в котором является само тело инструмента, или его часть, не требующие для звукоизвлечения предварительного натяжения или сжатия (натянутой струны либо мембраны).

Это самый древний вид музыкальных инструментов, не считая человеческого голоса. Идиофоны присутствуют во всех культурах мира. Они изготовлены большей частью из дерева, металла, керамики либо стекла. Идиофоны являются неотъемлемой частью оркестра. Так идиофонами является большинство ударных музыкальных инструментов, за исключением барабанов.

Идиофоны одна из 4 основных групп инструментов, выделенных в системе Хорнбостеля — Закса. Далее они делятся на:

  • 1.1 Ударные идиофоны. Ксилофон, кастаньеты, треугольник, Тепонацтль
  • 1.2 Щипковые идиофоны.
  • 1.3 Фрикционные идиофоны. (Стеклянная гармоника)
  • 1.4 Идиофоны с дутьем.

К идиофонам также относятся инструменты, звучащие с помощью природы, например эолова арфа.

На Руси примерами идиофонов служили стучалки, ложки, тарелки, погремушки, трещотки, колотушки, барабанки, пастухальница, било, коса, трензель, коробок, колокол, колокольчики, трескотуха, ветряная трещотка, варган, пила.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-08; Просмотров: 1257; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.