Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Швейцария перед Реформацией. В начале XVI в. в состав 1 страница




Швейцарской конфедерации входило 13 кантонов и несколько союзных земель с населением около 850 тыс. человек. Каждый кантон обладал полной автономией. Общие дела конфедерации решались на союзных собраниях. Военные силы составлялись из ополчений отдельных кантонов. По уровню социально-экономического развития и характеру политического устройства отдельные группы кантонов весьма различались. Лесные кантоны — Швиц, Ури, Унтервальден, Цуг и Люцерн — были сравнительно отсталыми, со значительными пережитками патриархальных отношений. Населявшие их свободные крестьяне-общинники занимались большей частью примитивным скотоводческим хозяйством. Община уже заметно разложилась. Подавляющая масса крестьян превратилась в малоземельных и безземельных и подвергалась эксплуатации со стороны зажиточных общинников и землевладельческой аристократии. Политическая власть в лесных кантонах сосредоточивалась в руках землевладельческой знати, эксплуатировавшей крестьян и зависимое население подвластных кантонам союзных земель и фогтств.

По-иному развивались городские кантоны — Цюрих, Берн, Базель и др. Здесь были распространены хлебопашество, виноградарство, скотоводство, ремесло и торговля. Земля принадлежала большей частью феодальным собственникам и городскому патрициату, эксплуатировавшим зависимых крестьян и арендаторов-издольщиков. Сельская община интенсивно разлагалась, и на ее долю приходилось не более 1/4 общих угодий. Главными отраслями городской экономики были ремесло и торговля. В Берне и его ок — руге находились крупнейшие в Швейцарии горнорудные и кузнечные предприятия, принадлежавшие купцам. Базель являлся крупнейшим центром транзитной торговли. Компании базельских купцов вели торговые операции в ряде стран — Германии, Нидерландах, Англии и Италии. Вместе с тем в Базеле было развито цеховое ремесло. В бумажной промышленности сложилась уже капиталистическая мануфактура. Важнейшим экономическим и торговым центром была Женева, входившая в конфедерацию на положении союзной земли. Здесь собирались ежегодные международные ярмарки и заключались крупные торговые и кредитные сделки с участием итальянских банкиров. В Женеве развивалось свободное от цеховых ограничений ремесло — ювелирное, шелкоткацкое и др.

В городских кантонах власть находилась в руках.патрицианских фамилий, владевших землями, рентой и торгово-ремеслен-

ными предприятиями. Богатые и могущественные городские кантоны стремились подчинить своему господству отсталые лесные кантоны, зависевшие от них экономически. Это вызывало столкновения и ослабляло внутреннее единство конфедерации. Только необходимость обороны от соседних государств, прежде всего от Габсбургов, заставляла отдельные кантоны, слабо связанные между собой в хозяйственном, языковом и культурном отношении, сохранять свой военно-политический союз.

Бедствием для Швейцарии и ее населения являлось широко распространившееся к тому времени наемничество. С тех пор как швейцарцы одержали победу над рыцарским войском Габсбургов, их начали вербовать в наемные войска разных государств. Правящая аристократия использовала вербовку наемников как источник наживы. Требование покончить с позорной торговлей кровью стало одним из основных требований цвинглианской Реформации в Швейцарии.

Ульрих Цвингли и его Реформация. Реформация в Швейцарии, как и в Германии, проходила в условиях политической раздробленности и охватила только отдельные кантоны. Центром Реформации стал Цюрих, один из крупных городских кантонов, претендовавший на лидерство в конфедерации. Основоположником швейцарской Реформации был Ульрих Цвингли (1484—1531). Он родился в зажиточной крестьянской семье. После окончания университета в Вене Цвингли занимался преподавательской деятельностью в Базеле и примыкал к кружку базельских гуманистов. Как и Лютер, он принял духовный сан. В 1515 г. Цвингли в чине полкового священника участвовал в битве при Мариньяно, в которой швейцарские наемники миланского герцога потерпели жестокое поражение от французских войск. Это сделало его непримиримым противником наемничества. Цвингли одновременно с Лютером начал борьбу против индульгенций и обосновал тезис об оправдании верой. После выступления Лютера он стал его горячим приверженцем. Однако вскоре они разошлись в трактовке догмата о пресуществлении. Если Лютер говорил о «реальном присутствии Христа» в таинстве причащения, то Цвингли придавал этому таинству только символическое значение.

Цвинглианская церковь была намного демократичнее лютеранской. Она имела республиканское устройство. Проповедники и пастыри избирались общиной. Каждая община ведала своими церковными делами, подчиняясь городскому магистрату. Учение Цвингли было горячо поддержано ремесленными гильдиями Цюриха. В начале 1523 г. городской совет Цюриха поручил Цвингли провести в городе и кантоне церковную реформу. Из церквей были убраны иконы, распятия, статуи святых, стены побелены. Вместо алтарей поставлены простые столы. Церковь стала молитвенным домом, где вместо пышной мессы с органной музыкой слушались проповеди пастыря. Отменялись многочисленные праздники, закрывались монастыри и проводилась секуляризация мона-

стырской собственности. Надзор за соблюдением реформированного вероисповедания осуществлялся городским магистратом и специально созданным судом. Вместе с тем пришедшие к власти цвинглианцы провели некоторые социально-политические преобразования.

Социально-экономические и политические взгляды Цвингли характеризовались известным радикализмом. Он порицал крепостничество, защищал мелкую собственность крестьян и ремесленников, был решительным сторонником республиканского строя и противником монархии.

Магистрат Цюриха был демократизирован и состоял почти целиком из представителей бюргерства, главным образом ремесленных гильдий. В городе и кантоне было запрещено ростовщичество, военное наемничество и получение иностранных пенсий.

Цвинглианская Реформация распространилась на ряд других городских кантонов — Берн, Базель, Сен-Галлен, Гларус, Шафга-узен. Протестантские кантоны создали союз и стремились распространить Реформацию по всей Швейцарии. Однако между Цюрихом и Берном происходила острая борьба за лидерство в союзе. В начавшейся войне с католическими лесными кантонами Цюрих оказался одинок и потерпел поражение. Цвингли погиб в битве при Каппеле в 1531 г. В дальнейшем центр швейцарской Реформации переместился из Цюриха в Женеву.

Кальвинистская Реформация. Создателем наиболее последовательного реформационного учения, которое послужило идеологической основой раннебуржуазных революций, был Жан Кальвин (1509—1564). Он родился в городе Нуайоне (Северная Франция) в семье епископского секретаря; окончил юридический факультет Буржского университета и вместе с тем получил хорошую богословскую и филологическую подготовку. До 1534 г. Кальвин примыкал к гуманистам. Его переход на сторону Реформации, по собственному признанию, произошел внезапно. Начавшееся в 1534 г. гонение на протестантов заставило Кальвина вместе с другими сторонниками Реформации покинуть Францию. Он поселился сначала в Страсбурге, а затем в Базеле, где и опубликовал в 1536 г. свое основное богословское сочинение «Наставление в христианской вере», ставшее катехизисом кальвинистского вероучения.

Основным положением кальвинизма является догмат об а б -солютном предопределении, согласно которому участь человека в земной жизни и в «жизни вечной» раз и навсегда предопределена со времени «творения». Никакими делами или заслугами нельзя изменить это извечное предопределение. Одним это «божье избрание» дарует спасение и райское блаженство, других оно обрекает на страдание и погибель. Причем это предопределение не только необратимо, но и непостижимо. Однако Кальвин не делал из этого фаталистических выводов. Он учил, что каждый верующий должен считать,

что именно он является божьим избранником, и стремиться всей своей деятельностью оправдать это избрание. Если он преуспевает, то не должен этим гордиться и пренебрегать обязанностями перед богом и общественным благом. Точно так же и тот, кто терпит неудачу и впадает в бедность, не должен поддаваться искушению и совершать бесчестные поступки. Неудачи в жизни и деятельности — показатель греховности избранного пути, непонимания божественного призвания. Другими словами, богатый должен преуспевать в накоплении богатств, а бедный смиренно нести бремя нищенской жизни. По словам Ф. Энгельса, учение «о предопределении было религиозным выражением того факта, что в мире торговли и конкуренции удача или банкротство зависят не от деятельности или искусства отдельных лиц, а от обстоятельств, от них не зависящих. Определяет не воля или действие какого-либо отдельного человека, а милосердие могущественных, но неведомых экономических сил».

В отличие от Лютера, Кальвин считал бога неумолимым и карающим. Страх перед его десницей должен заставить верующего покаяться, хотя спасение даруется не самим покаянием, а искупительной жертвой Христа. Но из догмата Кальвина об абсолютном предопределении не следовал вывод об обреченности человека. Последователи Кальвина создали учение о «мирском призвании», согласно которому верующий должен неутомимо трудиться на избранном поприще, быть умеренным и бережливым. Преуспевание в мирских делах объявлялось самым богоугодным делом. Благородство происхождения и сословные привилегии теряли у кальвинистов всякое значение. Таким образом, кальвинизм давал религиозное обоснование притязаниям буржуазии на руководящее положение в обществе. Этим целям служила и основанная на принципах республиканизма кальвинистская церковно-поли-тическая организация. Институт священства в кальвинистской церкви совсем упразднялся. Община верующих избирала пастыря, пресвитеров (старейшин), ведавших административными делами, и дьяконов, занимавшихся сбором и распределением милостыни. Высшим органом кальвинистской церкви была консистория в составе 12 старейшин и 5 пасторов, которая ведала не только церковными делами, но и подчиняла всю светскую власть. В Женеве, куда Кальвин прибыл в 1536 г., практически была установлена теократия. Это вызвало недовольство влиятельных буржуазных кругов, заставивших его покинуть город. В 1541 г. Кальвин с триумфом возвратился в Женеву, и кальвинистская Реформация победила окончательно. До конца своей жизни Кальвин пользовался неограниченной властью над городом и всей кальвинистской церковью, распространившейся в городских кантонах Швейцарии. Не без основания его называли «женевским папой».

' Энгельс Ф. Введение к английскому изданию «Развития социализма от утопии к науке». — Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 22, с. 308.

. Кальвин был таким же нетерпимым к инаковерию и инакомыслию, как и глава католической церкви. По его настоянию в 1553 г. был сожжен на костре испанский ученый-гуманист Мигель Сервет, отвергавший учение о троичности бога (антитринитаризм). Столь же жестоко Кальвин расправлялся и с анабаптистами, требовавшими упразднения насильственной власти и установления имущественного равенства. В Женеве были введены строгие по. — рядки: установлен надзор за соблюдением кальвинистских религиозных предписаний, запрещены излишняя роскошь, пышные празднества и увеселения. Высшей добродетелью объявлялись строгость нравов, бережливость и накопление.

Католическая реакция (контрреформация). В первой половине XVI в. Реформация распространилась в Англии, Шотландии и Скандинавских государствах. Она проникла во Францию, Польшу и Венгрию. Это заставило католическую церковь и поддерживавшие ее реакционные феодальные силы перестроиться и перейти в наступление против Реформации и еретического движения. С этой целью был созван Тридентский собор, заседавший с перерывами с 1545 по 1563 г. Он провел некоторые незначительные реформы: запретил плюрализм — сосредоточение в одних руках нескольких церковных бенефициев — и абсентеизм — получение доходов с церковных должностей лицами, не выполняющими должностных функций. Был несколько сокращен аппарат папской курии. Но на последних заседаниях собора взяли верх «ультрамонтане» — наиболее реакционные прелаты и иезуиты, выступавшие против любых изменений в догматике и организации католической церкви. Под их влиянием собор подтвердил все догматы католицизма, в том числе и принцип папского верховенства. Но попытки вернуть курии прежнее господство над епископатом и светской властью встретили сопротивление ряда католических государей и закончились провалом.

Используя решение собора и опираясь на иезуитов, папство смогло упрочить свое положение, укрепить церковную организацию и сохранить позиции католицизма даже в тех странах, где ранее имела успех Реформация. Значительно усилились репрессивные средства католической церкви. В Риме был создан центральный инквизиционный трибунал, возглавлявший борьбу с ересями во всем католическом мире. Жертвами инквизиции стали многие тысячи инаковерующих и инакомыслящих. Был составлен «индекс запрещенных книг», в который, кроме сочинений реформаторов, заносились все сочинения, подрывающие устои религии и пропагандирующие вольнодумство.

Орден иезуитов. Боевым органом католической реакции стал орден иезуитов, основанный Игнатием Лойолой (1491—1556). Этот воинственный испанский идальго, лишившись после тяжелого ранения возможности продолжать военную службу, посвятил себя «служению Иисусу» и борьбе с ересями. Он изучил богословие в Сорбонне и создал там «Общество Иисуса». В 1540 г. папа

утвердил устав нового ордена и взял его под свое покровительство. Орден получил строго централизованное устройство. Его генерал (первым генералом был избран пожизненно Лойола) вместе с совещательным советом находился в Риме и руководил «провинциями» ордена. Иезуиты раскинули свои сети по всему миру, включая в «провинции» и не католические и даже не христианские страны.

Члены иезуитского ордена в отличие от других монашеских орденов жили в миру и были людьми чисто светскими, выступая в роли ловких политиков и дипломатов, придворных, воспитателей, учителей, врачей, искусных мастеров. Ради торжества «дела Христова», выполняя задания ордена, они пускали в ход любые средства: лесть, интриги, клевету, яд, организацию заговоров и убийств по принципу: цель оправдывает средства. Иезуитские начальники заранее давали прощение содеянных при этом грехов. Воспитанию подобных деятелей была подчинена вся иезуитская педагогика. В своем трактате «Духовные упражнения» Лойола наставлял: «Подчиненный должен повиноваться старшему как труп, который можно поворачивать в разные стороны, как палка, подчиняющаяся всякому движению, как воск, которому можно придать любую форму». Иезуитский орден стремился захватить в свои руки все школьное образование. В его «коллегиумах» обучались и воспитывались иезуитские функционеры. Под влиянием иезуитов находились богословские факультеты многих католических университетов.

Бесцеремонные действия иезуитов, их причастность к заговорам и дворцовым интригам нередко вызывали ответные меры — изгнание и запрет деятельности ордена в отдельных странах. После временного закрытия ордена (1773—1814), он действует до настоящего времени. Слово «иезуит» давно приобрело нарицательный смысл, ассоциируясь с коварством, предательством, неразборчивостью в средствах.

Католическая контрреформация имела известный успех. Она упрочила пошатнувшиеся позиции папства и католицизма и укре * пила на время силы феодальной реакции в Европе.

 

 

ГЛАВА 32 ИСПАНИЯ В XVI-ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XVII в.

 

В первой половине XVI в. Испания занимала первенствующее положение в географических открытиях, колониальных захватах, торговле с Америкой и в системе международных отношений. Однако подъем Испании оказался кратковременным. С середины XVI в. начался прогрессирующий экономический и политический упадок страны. Впрочем, его элементы уже имелись в социально-экономическом и государственном строе Испании первой половины XVI в., несмотря на весь внешний блеск этой эпохи.

Состояние экономики. Отдельные районы Испании резко различались по своим социально-экономическим условиям и положению крестьянства. В Кастилии — центральной провинции Испании — крестьяне со времен реконкисты были лично свободными. Они могли покидать землю и имели известные права на свое держание. В Арагоне феодалы по-прежнему обладали полной властью над личностью крестьянина, вплоть до права безнаказанно убивать его. Повинности арагонских крестьян были особенно тяжелыми. В Каталонии после восстаний конца XV в. крестьяне добились личной свободы.

С начала XVI в. дальнейший рост городов и появление американского рынка сбыта для сельскохозяйственных продуктов стимулировали интенсификацию агрикультуры. На юге Испании и в Кастилии появились новые виноградники и оливковые рощи. Вино, оливковое масло и другие продукты широко вывозились не только в американские колонии, но и в другие страны Европы.

Известный подъем экономики не затрагивал, однако, крестьянского хозяйства. Лишь мориски, жившие на юге страны, издавна культивировали виноград, оливы, сахарный тростник, рис, тутовые деревья и цитрусовые. Крестьянам, выращивавшим по-прежнему главным образом зерновые, приходилось продавать зерно на рынке по установленным государством низким ценам, в то время как на другие товары цены быстро росли. Разоряясь, многие крестьяне попадали в зависимость от ростовщиков.

Подлинным бичом для крестьянского хозяйства, особенно в Кастилии, являлось перегонное овцеводство. Несколько миллионов принадлежавших грандам овец ежегодно перегонялось из Кастилии на юг, в Эстремадуру и Андалусию, а затем обратно на север. Стада передвигались по широким дорогам, которые прокладывались через засеянные поля и даже виноградники и оливковые рощи. Попытки крестьян оградить свои поля наталкивались на сопротивление союза крупных скотоводов-Мёсты, которая достигла могущества в первой половине XVI в. Возросший спрос на шерсть (в связи с развитием в Западной Европе сукноделия) обеспечивал ей огромные прибыли. Королевская власть, находившая в торговле шерстью важный источник доходов казны, оказывала союзу покровительство. Разъездные судьи Месты ведали всеми спорными делами с крестьянами. Крестьяне все чаще покидали земли, уходя в города, превращаясь в бродяг и нищих. Вследствие разорения крестьянства сокращалось зерновое хозяйство. Уже в первой половине XVI в. в неурожайные годы Испании не хватало своего хлеба.

В это время в Испании наблюдался значительный подъем ремесленного производства, в котором появлялись отдельные элементы капиталистической мануфактуры. Ведущей отраслью была суконная промышленность. В ее главных центрах — в Сеговии, Толедо, Кордове и Куэнке — сложились крупные предприятия мануфактурного типа. В окрестностях этих городов жило множество прядильщиков, ткачей и других работников, занятых в рассеянной 430

мануфактуре. Сукна выделывались также в Сарагоссе (Арагон) и Барселоне (Каталония). В Севилье и Талавере вырабатывались изделия из глазированного фаянса. Бискайя была важнейшим центром кораблестроения и металлургии.

Производство шелковых тканей, уцелевшее еще со времен арабов, продолжало развиваться в Толедо, Гранаде, Валенсии, Мур-сии. Малаге, сохраняя свою старую цеховую организацию. В отличие от сукон шелковые ткани — тафта, атлас, бархат и др. — были высокого качества и вывозились во Фландрию, Францию, Италию и Северную Африку. От предыдущей эпохи Испания унаследовала также искусство выделывания тисненых и узорчатых цветных кож, которые славились далеко за пределами страны. Изготовлялось также оружие: мечи, кинжалы и др.

Подъему промышленного производства в значительной мере способствовало расширение рынка не только в самой Испании, но с 30-х гг. и в ее американских колониях. Переселившиеся туда испанские идальго покупали одежду и оружие, расплачиваясь за них золотом и серебром. Росту предприятий нового типа благоприятствовало и появление значительного числа свободных рук в результате бегства крестьян из деревни. В Вальядолиде, Сала-манке и некоторых других городах нищих и бродяг насильно превращали в рабочих.

Однако промышленность поглощала лишь очень небольшую часть этой свободной силы. Она отставала от производства передовых стран Европы: техника была относительно слабо развита, цена производства высока. Импорт Испании неизменно превышал экспорт, а в последнем преобладали сырье и сельскохозяйственные продукты. Даже в первой половине XVI в. — в период значительного подъема суконного производства — вывоз из Испании шерсти не только не уменьшился, но возрос примерно в три раза.

В XVI в. наблюдалось значительное оживление внешней торговли. Крупнейшим торговым центром стала Севилья, в которой сосредоточилась вся торговля с Америкой. Здесь жили самые богатые купцы Испании. В городе находилось также множество иностранных купцов, особенно итальянских. Регулярно из Севильи в Америку отправлялись две флотилии, состоявшие более чем из 100 судов, груженных всем необходимым для переселенцев;

возвращались они с грузом драгоценных металлов и колониальных товаров. Медина дель Кампо славилась своими ярмарками:

сюда свозились товары из разных стран Европы. Она стала важным центром кредитных операций.

В силу экономической раздробленности страны развитие внутренней торговли сильно отставало от роста внешней торговли.

Начало правления Карла I. В 1516 г., после смерти Фердинанда Арагонского, королем Испании стал его внук (старший сын дочери Фердинанда Хуаны Безумной) Карл I. К этому времени Карлу уже принадлежали владения его умершего отца, эрцгерцога австрийского Филиппа Красивого — Франш-Конте и Нидер-

ланды. Вскоре, в 1519 г, после смерти своего деда по отцу Максимилиана I Габсбурга, Карл был избран императором «Священной Римской империи» под именем Карла V. Таким образом, Испания стала составной частью огромной империи, в которую входили, кроме Испании, ее итальянские владения (Южная Италия, Сицилия, Сардиния) и колонии в Америке, Германия, а также Франш-Конте и Нидерланды. Недаром современники утверждали, что в монархии Карла никогда не заходит солнце.

Карл V, выросший и получивший воспитание во Фландрии, не был знаком ни с Испанией, ни даже с испанским языком. Когда 17-летний король, окруженный фламандскими советниками, осенью 1517 г. явился, наконец, в Испанию, он был встречен враждебно. С трудом ему удалось добиться у кортесов Кастилии, Арагона и Каталонии своего признания королем Испании и получения денежной субсидии. Карл начал щедро раздавать фламандцам всевозможные привилегии, денежные подарки и прибыльные государственные должности. Известие об избрании Карла императором и о его предстоящем отъезде в Германию усилило недовольство испанцев. Кортесы, созванные им в 1519 г. с целью получения новой субсидии, потребовали, чтобы Карл находился за пределами страны не более трех лет, чтобы был прекращен вывоз за границу денег и должности не замещались более иностранцами. Лишь обещание выполнить эти требования и большие денежные подачки помогли Карлу добиться субсидии.

Восстание комунерос. В мае 1520 г. Карл отплыл из Испании, оставив своим наместником приехавшего с ним из Нидерландов кардинала Адриана Утрехтского. В Кастилии сразу же началось мощное восстание городских коммун (по-испански — комунерос).

На первых порах в восстании приняли участие различные слои населения. Богатые горожане были недовольны не только хозяйничаньем фламандцев и финансовыми вымогательствами короля, но и тем, что Карл, продолжая абсолютистскую политику Фердинанда и Изабеллы, мало считался с кортесами и начал ограничивать самоуправление городов. Недаром горожане Толедо, которые первыми поднялись против него, призывали другие города к совместным действиям в защиту вольностей королевства. Подавляющее большинство восставших составляли ремесленники и городские низы, более всего страдавшие от усилившегося налогового гнета. В некоторых местностях их активно поддержали разорявшиеся крестьяне. Вначале к восстанию примкнули также гранды и идальго. Гранды стремились использовать выступление городов против центральной власти для того, чтобы восстановить свои былые привилегии. Мелкие и средние феодалы также сохранили (в известной мере) тягу к независимости, которой они пользовались во времена постоянных войн с маврами. Кроме того, испанские феодалы были не меньше, чем города, возмущены засильем иностранцев, вытеснявших их с прибыльных и влиятельных должностей.

В мае — июне к Толедо примкнул ряд кастильских городов (Сеговия, Бургос, Авила и др.). Они изгоняли коррехидоров (королевских чиновников) и избирали новое, более демократическое управление. 29 июля в Авиле собрались депутаты пяти городов, которые образовали «Святую хунту» (союз) и избрали ее главой и командиром войска представителя кастильской знати Хуана де Падилью. После страшного разгрома Медины дель Кампо королевскими войсками восстание охватило почти все коммуны северной и центральной Кастилии. Хунта объявила Адриана низложенным. Но в дальнейшем она проявила нерешительность. Надеясь достигнуть компромисса с Карлом, хунта отправила ему в октябре петицию с изложением требований коммун. Города по-прежнему настаивали на том, чтобы король жил в Испании, на высшие государственные должности назначались только испанцы и чтобы золото и серебро не вывозилось за границу. Кортесы, говорилось в петиции, должны созываться регулярно — каждые три года. В то же время горожане впервые затронули интересы знати и дворянства: они требовали обложения дворян налогами и возвращения казне расхищенных аристократией земель и рудников. Они добивались также лишения грандов и дворян права занимать должности в городском управлении.

Это послужило переломным моментом в восстании: вновь разгорелась вражда между дворянами и городами. Рассчитывая использовать ее в своих интересах. Карл в письме согласился дать дворянам некоторые уступки. Окончательным толчком, побудившим большинство грандов и идальго перейти в королевский лагерь, послужило дальнейшее развертывание движения, принявшего на этом этапе антифеодальный характер. Ремесленники и плебс заявляли, что привилегии и роскошь грандов приводят к обеднению королевства. Крестьяне Кастилии начали нападать на своих сеньоров. Часть городов вышла из состава склонной к колебаниям «Святой хунты». В ноябре 1520 г. в Вальядолиде образовалась новая организация, представлявшая наиболее радикально настроенную часть восставших, — «Хунта отрядов». Она вела себя, в противовес «Святой хунте», как высшая власть в Кастилии. В изданном ею весной следующего года манифесте говорилось: «Отныне война против грандов, кабальерос [дворян] и других врагов королевства, против их имущества и дворцов должна вестись огнем, мечом и разрушением».

Решающая битва повстанцев с королевскими войсками произошла в апреле 1521 г. около деревни Вильялар. Дворянское войско наголову разбило плохо организованные и вооруженные отряды «Святой хунты», состоявшие главным образом из городских ополчений и крестьян. Падилья и другие вожди были захвачены в плен и казнены. Лишь один город — Толедо — продолжал в течение шести месяцев стойко сопротивляться под руководством вдовы Падильи — Марии Пачеко, выдерживая все бедствия осады. Когда в июле 1522 г. Карл вернулся в Испанию с войском

немецких ландскнехтов, восстание было уже окончательно подавлено.

Неудача восстания вольных городов Кастилии не была случайной. В Испании еще сохранялся сепаратизм провинций. Арагон и Каталония не примкнули к движению. Почти одновременно с восстанием коммун Кастилии вспыхнули крупные восстания в Валенсии и на острове Мальорка, но кастильские города не вступили в связь с повстанцами. Вместо того чтобы попытаться объединить в пределах Испании все силы, выступавшие против центральной власти, города предпочли обратиться с призывом о помощи к иностранным державам — Португалии и врагу Испании — Франции, которые отказались помочь восставшим. Даже выступавшие против Карла кастильские коммуны не сразу сплотились в единый союз. «... Главную услугу Карлу оказал резкий классовый антагонизм между дворянами и горожанами, который помог ему ослабить тех и других»'. В то же время цеховое бюргерство, действовавшее с самого начала нерешительно, не поддержало (несмотря на рознь между ним и дворянством) антифеодальное движение разорявшихся городских ремесленников, плебейских масс и крестьян, и это движение потерпело поражение.

Восстание комунерос носило противоречивый характер. Несмотря на торговое и промышленное развитие, города еще во многом сохраняли свой средневековый облик; в них только начала

зарождаться буржуазия.

Кастильские коммуны, поддерживавшие в предшествовавший период королевскую власть в ее борьбе за подчинение грандов, потребовали вернуться к «добрым обычаям времен католических королей» (Фердинанда и Изабеллы) тогда, когда королевская власть затронула самоуправление и привилегии городов. Таким образом, коммуны Кастилии выступали не столько против отдельных отрицательных сторон политики испанской абсолютной монархии этого времени, в частности против финансовых вымогательств, сколько против централизаторской политики абсолютизма.

Место Испании в Габсбургской монархии. Держава Карла представляла собой конгломерат разобщенных государств и территорий, находившихся на разной стадии развития, отличавшихся по характеру своей экономики и политического устройства. Между тем Карл лелеял план создания «всемирной христианской монархии». Высокопарно-заявляя, что он является «знаменосцем господним», Карл считал себя главой католиков в борьбе с «неверными» — турками, а позднее и немецкими протестантами. Его великодержавной политике были подчинены и действия на Пиренейском полуострове: Испания была главным источником средств для его походов и поставляла нужных ему солдат.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-23; Просмотров: 382; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.