Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Личность в группе




Под характером понимается совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающихся и проявляющихся в деятельности и общении, обусловливая типичные для человека способы поведения. Как и темперамент, характер зависит от физиологических особенностей личности, от типа высшей нервной деятельности. Однако в отличие от темперамента характер формируется на протяжении всей жизни человека. Важное значение для формирования характера имеют морально-волевые качества. К моральным качествам (свойствам) относятся чуткость или черствость по отношению к людям, ответственность по отношению с общественным обязанностям, скромность и др. Эти свойства проявляются в основных нравственных действиях человека, закрепленных в привычках, обычаях и традициях данного общества. К волевым качествам относятся решительность, настойчивость, мужество, самообладание. Они обеспечивают определенный стиль поведения, выбор способов решения практических задач. Человек, обладающий морально-волевым характером, социально активен, соблюдает нравственные нормы. Человек же с аморальным характером не признает социальных норм и все усилия направляет на удовлетворение собственных прихотей.

Основы развития общих способностей заложены в познавательных (психических) процессах. К общим способностям относятся индивидуально-психологические свойства личности, которые обеспечивают продуктивность в овладении знаниями, умениями и навыками для осуществления различных видов деятельности. К специальным способностям относится такая система свойств личности, которая помогает достичь высоких результатов в какой-либо специальной области деятельности (музыкальной, сценической, спортивной, математической, полководческой и т. д.).

Усвоение и воспроизводство опыта личности осуществляется в процессе общения и деятельности. Вне деятельности и вне общения говорить об усвоении социального опыта не приходится. Под направленностью личности понимается совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность человека в соответствии с его интересами, склонностями, убеждениями и идеалами. Таким образом, структура личности, по К. К. Платонову, представляет собой попытку объединить биологический и социальный подходы к изучению личности. Эта попытка в определенной степени ему удалась. Личность у К. К. Платонова выступает как человек, взятый в системе его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных связях, отношениях, и характеристик биологической подструктуры (темперамент, половые различия, возрастные особенности), изначально генетически закрепленных и сопутствующих человеку с рождения до конца жизни.

Включение темперамента в биологическую подструктуру личности у К. К. Платонова вполне оправданно. Темперамент является биологическим фундаментом нашей личности, основанным на свойствах нервной системы, следовательно, наследственным. Темперамент закреплен в человеке генетически и чрезвычайно мало меняется в процессе его жизнедеятельности.

Третий блок - психические состояния, а четвертый - психологические образования (знания, умения, навыки).

Так, А. Г. Ковалев в структуре личности различает четыре блока.

В психологии еще не выработано единой точки зрения на структуру личности и составляющие ее элементы. В существенной степени это объясняется различными теоретическими воззрениями тех или иных исследователей.

Первый блок включает с себя психические процессы: ощущение, восприятие, представление, воображение, память, речь, мышление, внимание.

Второй блок представлен психологическими свойствами: темперамент, характер, способности, эмоционально-волевая сфера личности (чувства, эмоции, воля).

Структура личности по К. К. Платонову представлена четырьмя подструктурами: биологической (темперамент, возрастные особенности, половые различия), психологической (психические процессы, психологические особенности — характер, способности, чувства, эмоции, воля), подструктурой социального опыта, подструктурой направленности личности.

Позиция К. К. Платонова во многом совпадает с позицией С. Л. Рубинштейна, который в структуру личности включал три подструктуры: отношения и направленность как основные тенденции личности (это то, что человек хочет — «хочу»), способности как человеческие возможности и потенции (это то, что человек может — «могу») и характер как доминирующие и устойчивые тенденции использования, реализации и расширения возможностей (это то, что есть человек).

Отдавая должное позиции К. К. Платонова по вопросу о структуре личности, сторонники деятельностного подхода, в первую очередь А. Н. Леонтьев, в качестве структурных блоков личности выделяют четыре компонента: направленность, способности, характер и самоконтроль. Эти элементы как нельзя лучше могут характеризовать индивида со стороны его деятельности и взаимоотношения с миром.

Устойчивые предпочтения и мотивы личности определяют, направленность индивида и тенденцию его поведения. Совокупность устойчивых мотивов, составляющих основу направленности личности, относительно независима от текущих ситуаций. Многое здесь зависит от господствующих мотивов поведения и действий индивида, мотивов, составляющих ядро мировоззрения личности. В структуре направленности большая роль принадлежит идейным убеждениям и установкам действовать в ситуации определенным образом. Предположим, абитуриент ВУЗа поставил перед собой задачу во что бы то ни стало поступить на факультет мировой экономики. Потребность в дальнейшем непрерывном образовании характерна для многих окончивших среднюю общеобразовательную или профессиональную школу. Но это еще не говорит об истинных мотивах поступающих в ВУЗ. Ради чего абитуриент стремится поступить туда? Что влечет его на факультет мировой экономики? Престиж? Стремление достичь высокого имиджа делового человека? Или он просто хочет продлить время обучения, учась в престижном ВУЗе? А может быть этого хотят родители, а абитуриент не желает огорчать их? Или здесь в качестве мотива выступают меркантильные соображения (например, стремление к возможному будущему обогащению за счет неизбежных валютно-финансовых операций)? Как видим, мотивы при поступлении в ВУЗ могут быть самые разные. Трудно здесь определить истинные мотивы, которые подвигают абитуриента к намеченной цели. Дело в том, что абитуриент может прибегнуть к объяснению своих поступков, применив метод мотивировки. Мотивировка представляет собой рациональное объяснение субъектом причин своих действий посредством указания на социально приемлемые для него и его референтной группы обстоятельства, побудившие его действовать определенным образом (например, абитуриент может сказать, что обучение в ВУЗе даст ему возможность углубить свой личностный социальный опыт, овладеть знаниями и навыками по избранной специальности, хотя его истинные мотивы лежат в плоскости меркантильных соображений).

Способности — второй компонент структуры личности. Б. М. Теплов, признанный авторитет в области исследования проблем способностей, определил их основные признаки: I) индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого; 2) не всякие индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешному выполнению какой-нибудь конкретной деятельности; 3) способности, не сводимые к психологическим образованиям (знаниям, умениям, навыкам). Таким образом, способности — это такие индивидуально-психологические особенности, которые являются условием успешного выполнения той или иной продуктивной деятельности.

Самоконтроль как совокупность свойств саморегуляции носит проверочный характер и заключается в установлении степени совпадения эталона с контролируемой составляющей, то есть того, что должно быть, с тем, что еще только может быть или фактически уже имеет место (Г. С. Никифоров, 22, с. 38). Исследования Г. С. Никифорова показали, что характер функционирования самоконтроля зависит от направленности личности, ее самооценки, типа нервной системы, таких характерологических черт, как уверенность — неуверенность, тревожность, ответственность, дисциплинированность. Следовательно, самоконтроль как бы надстраивается над всеми остальными блоками четырехкомпонентной структуры личности. Благодаря этому осуществляется коррекция действий и поступков, видение ситуаций, планирование, усиление или ослабление той или иной деятельности. Структура личности, таким образом, выступает в качестве сложной, иерархически организованной системы элементов (блоков) — направленности, способности, характера, самоконтроля. Эта система органически и взаимосвязано взаимодействует с экзистенционально-бытийными свойствами личности — представлением о самом себе, о своем «Я», о смысле бытия, об ответственности и своем предназначении в мире.

Личность условно можно разделить на две составляющие -биологическую и социальную. Проблема соотношения биологического (природного) и социального в структуре личности, по мнению А. Б. Петровского, является одной из наиболее сложных и дискуссионных в современной психологии. Не вступая в полемику, выделим элементы, лежащие в основе этих составляющих.

Биологическое (эндопсихика) отражает внутреннюю взаимозависимость психических элементов и функций, то есть нервно-психическую организацию человека, включающую в себя анатомические и психофизиологические особенности индивида. Основными для биологического являются восприимчивость, особенности памяти, мышления, воображения, импульсивность, способность к волевым усилиям и др. Эндопсихика имеет природную основу, обусловлена генетически. Не случайно, например, К. К. Платонов относил темперамент к биологической подструктуре - темперамент проявляется с самого рождения ребенка, закреплен генетически и мало подвержен изменениям в процессе жизнедеятельности человека.

Социальное (экзопсихика) определяет отношение человека к внешнему миру. Экзопсихика проявляется в системе отношений человека и его социальном опыте. Интересы, склонности, идеалы, преобладающие чувства и другие психологические особенности формируются в процессе социализации личности. Они составляют основу экзопсихической организации индивида.

Природное и социальное (эндопсихика и экзопсихика) в структуре личности образуют единство и не могут быть механически противопоставлены друг другу.

Когда говорят, что человек находится в группе, возникает вопрос о степени усвоения и реализации личностью социального опыта в конкретной организации (предприятии, фирме, учреждении и т. д.) и о стадиях развития коллектива этой организации. Человек входит в сложные взаимоотношения с людьми разного социального статуса. С одной стороны, эти отношения строятся на строгой подчиненности и отчетности (по вертикали), а также с коллегами равного социального статуса (по горизонтали). С другой стороны, это неформальные отношения с коллегами по работе. Очевидно, здесь многое зависит от степени развития механизмов групповой динамики в организации, находящейся в той или иной стадии своего развития.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-08; Просмотров: 410; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.