Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Конституционно-правовой статус судей




Конституционные принципы деятельности и гарантии правосудия в Российской Федерации.

Понятие и структура судебной власти в Российской Федерации.

 

Судебная власть является одной из трех ветвей государственной власти, о которых Конституция РФ говорит в ст. 10, закрепляя принцип разделения властей. Под судебной властью понимается самостоятельный вид государственной власти, осуществляемый судебными органами посредством установленных законом видов судопроизводства. Судебная власть действует наряду с другими ветвями власти, но является самостоятельной и независимой от них.

Совокупность судебных органов (судов) представляет собой судебную систему, установленную Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации».[179] Отождествлять судебную власть и судебную систему не следует, хотя эти два понятия тесно связаны. Судебная власть невозможна без судебных органов (судебной системы), поскольку она в ином случае превратилась бы в чистый лозунг, декларацию. Наличие же только системы судебных органов еще не означает, что в государстве есть судебная власть.

Самостоятельность судебной власти не является абсолютной. Разделение властей существует в форме взаимодействия, взаимоконтроля между властями законодательной, исполнительной и судебной.

Взаимодействие между властями имеет много конкретных проявлений. Законодательная власть издает законы, на основе которых действуют исполнительная и судебная власти, участвует в формировании органов каждой из них. Так, учредительная деятельность российского парламента – представительного и законодательного органа государственной власти - в отношении судебной власти, в частности, проявляется в праве парламента учреждать посредством федерального конституционного закона судебные институты, выстраивать иерархию судебных органов, устанавливать их структуру, определять компетенцию. Судебная власть в свою очередь может влиять на власть законодательную, прежде всего через полномочия судебного конституционного контроля, который позволяет признавать законы, акты исполнительной власти или их отдельные предписания не соответствующими Конституции и в силу этого утратившими юридическую силу. Такое право судебной власти поднимает авторитет суда в определенном смысле выше авторитета другого органа власти, поскольку суд может отменить решение этого органа, а тот не может отменить решение суда.

Взаимоотношения судебной и исполнительной власти более многообразны. Ряд органов исполнительной власти постоянно взаимодействуют с судами. Исполнительная власть обеспечивает материальную базу деятельности судов, осуществляет подготовку судебных кадров и др. Судьи высших судов назначаются законодательной властью по представлению Президента РФ, а все другие федеральные судьи - самим Президентом. С 2001 г. при Президенте Российской Федерации действует Комиссия по предварительному рассмотрению кандидатур на должности судей федеральных судов. При этом в отборе судей участвует не только Президент, но и судебная власть, поскольку глава государства осуществляет свой выбор из кандидатур, представленных Председателями Верховного и Высшего Арбитражного судов на основании заключений квалификационных коллегий судей различного уровня.

Взаимоотношения судебной власти с Президентом РФ и Правительством РФ включают в себя контроль со стороны первой за конституционностью и законностью актов главы государства и нормативных правовых актов Правительства, актов федеральных министерств и ведомств, органов исполнительной власти субъектов РФ, касающихся прав и свобод граждан, а также участие Конституционного и Верховного Судов в процедуре отрешения Президента РФ от должности в силу ст. 93 Конституции РФ.

Однако ни законодательная, ни исполнительная власти не могут вмешиваться в деятельность судебной власти. В отличие от законодательной власти, которая тесно связана с политикой, поскольку главную роль в парламенте играют депутаты, являющиеся представителями политических партий, от исполнительной власти, которая также участвует в политике и поддается политическому давлению со стороны партий, при осуществлении судебной власти политическое давление должно быть исключено, равно как и любое давление с целью повлиять на решение суда. Суд не должен руководствоваться политическими или какими-либо иными мотивами вне закона и своего правосознания при рассмотрении конкретного дела, принятии конкретного решения.

Положение ветви судебной власти в определенной степени противоречиво. С одной стороны, это очень сильная власть, так как только она может осуществлять такие меры, которые не вправе предпринимать ни законодательная, ни исполнительная власти. С другой – это сравнительно слабая власть, потому что не опирается на непосредственную поддержку избирателей, как власть законодательная (в некоторых странах судьи низших судов могут избираться гражданами); судебная власть не имеет силовых механизмов, как исполнительная. Сила этой власти коренится в неуклонном исполнении закона, в уважении судебного решения, в осуществление правосудия (только судом, как подчеркивает Конституция РФ). Именно это и отличает судебную власть от законодательной и исполнительной.

Ст. 1 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации» устанавливает, что судебная власть в РФ осуществляется только судами в лице судей и привлекаемых в установленном порядке к осуществлению правосудия присяжных, народных и арбитражных заседателей. Никакие другие органы и лица не вправе принимать на себя осуществление правосудия. Как уже отмечалось, носителем судебной власти в РФ является совокупность судебных органов, образующих судебную систему.

Названный закон определяет, что судебная система в Российской Федерации является единой, в ней нет деления на федеральную судебную систему и судебные системы субъектов Федерации. Единая судебная система включает: 1) федеральные суды; 2) конституционные (уставные) суды и мировых судей субъектов РФ.

К федеральным судам относятся: 1) Конституционный Суд РФ; 2) Верховный Суд РФ, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие судебную систему судов общей юрисдикции; 3) Высший Арбитражный Суд РФ, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные суды субъектов РФ, составляющие систему федеральных арбитражных судов.

К судам субъектов РФ относятся: 1) конституционные (уставные) суды субъектов РФ: 2) мировые судьи, являющиеся судами общей юрисдикции субъектов Федерации.

Судебная система состоит из нескольких специализированных судебных подсистем или юрисдикций:

1) Суды конституционной (уставной) юрисдикции, к которым относятся Конституционный Суд РФ, конституционные (уставные) суды субъектов РФ. Эти органы судебной власти можно назвать одним из обязательных атрибутов современного правового демократического государства. Конституционный Суд РФ осуществляет судебную власть посредством конституционного судопроизводства. Конституционные (уставные) суды субъектов РФ не образуют единой с Конституционным судом РФ системы, каждый из них независим от другого, действует на своем правовом поле.

2) Суды общей юрисдикции (по гражданским, уголовным, административным и иным делам)включают: а) районные суды, рассматривающие дела в качестве суда первой инстанции и являющиеся вышестоящей кассационной судебной инстанцией по отношению к мировым судьям; б) верховные суды республик, краевые (областные) суды других субъектов Федерации (в том числе суды городов федерального значения), являющиеся вышестоящими инстанциями по отношению к районным судам, а также рассматривающие дела по первой инстанции и в порядке надзора; в) возглавляет систему судов общей юрисдикции Верховный Суд РФ.

3) Суды арбитражной юрисдикции, система которых построена на основе принципа, при котором судебные округа не совпадают с административно-территориальным делением и охватывают несколько территориальных единиц, что рассматривается как одна из гарантий независимости судов от местных властей. Арбитражные суды являются судебными органами по разрешению экономических споров и иных дел, отнесенных к их компетенции Арбитражно-процессуальным кодексом РФ и другими федеральными законами. Арбитражные суды относятся к числу специализированных судов. Их система выступает гарантией хозяйственной самостоятельности предприятий, невмешательства государства в их деятельность, развития предпринимательства, охраны интересов предпринимателей, способствует достижению баланса интересов отдельных предпринимателей с интересами общества в сфере экономики.

Систему арбитражных судов составляют: а) арбитражные суды субъектов Федерации, выполняющие также функции апелляционных судов; б) окружные федеральные арбитражные суды. Судебный округ каждого из них охватывает, как правило, несколько субъектов Федерации. Федеральный арбитражный суд округа в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда кассационной инстанции, а также по вновь открывшимся обстоятельствам. Он является вышестоящей судебной инстанцией по отношению к действующим на территории соответствующего судебного округа арбитражным судам субъектов РФ; в) Возглавляет систему арбитражных судов Высший Арбитражный Суд РФ.

Согласно Конституции РФ, не могут создаваться чрезвычайные суды, а также суды, не предусмотренные Федеральным конституционным законом о судебной системе РФ. Никакой суд не может быть упразднен, если отнесенные к его юрисдикции вопросы не были переданы в юрисдикцию другого суда.

 

Конституционные принципы судопроизводства закреплены в конкретных нормах Конституции РФ, а более полное закрепление они получают в процессуальном законодательстве: ГПК, АПК, УПК, КоАП РФ. Также принципы, определяющие положение суда в современном государстве, сформулированы в ряде международно-правовых документов, в частности, в принятых в 1985 г. VII Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями и одобренных Генеральной Ассамблеей ООН Основных принципах, касающихся независимости судебных органов,[180] в Европейской Хартии о статусе судей 1998 г.

Раскрывая содержание конституционных принципов организации и деятельности судебной власти, следует назвать такие, как: 1) принцип независимости, автономности судебной власти; 2) открытость судебного разбирательства; 3) равенство всех перед судом, свободный доступ к правосудию; 4) состязательность и равноправие сторон; 5) презумпция невиновности.

Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» устанавливает, что судебная власть самостоятельна и действует независимо от законодательной и исполнительной властей. Отличие судебной власти от других властей выражается в том, что судебная власть возлагается на совокупность судебных органов, каждый из которых разрешает конкретные дела самостоятельно, независимо от чьей бы то ни было воли, руководствуясь при этом исключительно Конституцией РФ и законом. На практике это означает, что судьи оценивают представленные сторонами доказательства и самостоятельно принимают соответствующие решения, основываясь на своем внутреннем убеждении и основывая свои решения на законе. В то же время судебная деятельность подчинена довольно строгим правилам, которые являются для судов обязательным. Это выражается в следовании таким принципам, как равенство граждан перед законом и судом, право на защиту, презумпция невиновности и др. С другой стороны законодательно установлен запрет государственным органам, должностным лицам, депутатам и другим субъектам права вмешиваться в осуществление правосудия судами. Лица, виновные в оказании незаконного воздействия на судей, присяжных, народных и арбитражных заседателей, участвующих в осуществлении правосудия, а также в ином вмешательстве в деятельность суда, несут ответственность, предусмотренную федеральным законом. Присвоение властных полномочий суда наказывается в соответствии с уголовным законом.

Реальные предпосылки независимости суда коренятся в надлежащем уровне материально-технического обеспечения судов, судей и других работников судебной системы. Конституция РФ установила, что финансирование судов производится только из федерального бюджета и должно обеспечивать возможность полного и независимого осуществления правосудия в соответствии с федеральным законом (ст. 124). На каждый год в федеральном бюджете предусматриваются ассигнования деятельности судов. Согласно Федеральному закону от 10 февраля 1999 г. № 30-ФЗ «О финансировании судов Российской Федерации», уменьшение размера бюджетных средств, выделенных на финансирование судов в текущем финансовом году или подлежащих выделению на очередной финансовый год (не более чем на 5%), может осуществляться лишь с согласия Совета судей РФ.[181] Если этот показатель превышает 5%, то только с согласия Всероссийского съезда судей Российской Федерации.

В России не могут издаваться законы и иные нормативные правовые акты, отменяющие или умаляющие самостоятельность судов, независимость судей.

Открытость судебного разбирательства выступает как средство общественного контроля правосудия. Все процессуальные действия (кроме процедуры совещания судей при вынесении приговора или решения) совершаются, как правило, открыто во всех судах Российской Федерации.

Конституция РФ предусмотрела, что слушание дела в закрытом заседании допускается в случаях, предусмотренных федеральным законом. Процессуальное законодательство предусматривает такие случаи. Так, ГПК РФ, формулируя принцип гласности судебного разбирательства, говорит о возможности разбирательства в закрытых судебных заседаниях по делам, содержащим сведения, составляющие государственную тайну, тайну усыновления (удочерения) ребенка, а также при удовлетворении ходатайства лица, участвующего в деле и ссылающегося на необходимость сохранения коммерческой или иной охраняемой законом тайны (ч.1 ст. 10 ГПК РФ).

Гласность, открытость судебного разбирательства выступают важнейшим показателем демократизма судопроизводства, так как именно таким образом обеспечивается доступ к правосудию, возможность следить за ходом рассмотрения дела, а также реализуются информационные права граждан.

При разбирательстве уголовных дел вопросы необходимости обеспечения обвиняемому права на защиту, всесторонности, полноты и объективности исследования обстоятельств дела предопределяют установление процессуального правила о разбирательстве таких дел в присутствии обвиняемого. Заочное разбирательство не допускается, кроме случаев, предусмотренных федеральным законом.

Судебная власть основывается на принципе равенства перед законом и судом, который означает, что все граждане в одинаковом порядке могут привлекаться к суду органами судебной власти на равных условиях (ст.7 ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации»). Исключения из приведенного правила предусмотрены Конституцией РФ, устанавливающей неприкосновенность и основания ответственности Президента РФ, членов Совета Федерации и депутатов Государственной думы Федерального Собрания РФ, а также судей. Такие исключения не являются привилегиями, а выступают в качестве гарантий деятельности данных лиц.

Равенство перед судом означает, что все граждане могут обращаться в суд за защитой своих прав и законных интересов, в отношении всех действует принцип равных оснований юридической ответственности, в отношении всех обратившихся за правосудием действуют единые процессуальные правила, всем сторонам, участвующим в деле, предоставляются равные гарантии их прав.

Участие граждан в отправлении правосудия выступает одновременно и как принцип судопроизводства, и как одно из конституционных прав человека и гражданина, закрепленного ст. 32 Конституции РФ. Граждане могут участвовать в отправлении правосудия как народные, присяжные и арбитражные заседатели, как общественные обвинители и общественные защитники.

Конституция РФ устанавливает в отношении судебного разбирательства принцип состязательности и равенства сторон (ч.3 ст. 123). Этот принцип означает, что стороны вправе предоставлять суду доказательства, участвовать в их исследовании, заявлять ходатайства, отводы и т.д.

Функция разрешения дела отделена от сторон и принадлежит суду. Судья, до того как будет вынесено решение по делу, обязан выслушать стороны, получить их возражения, отводы и т.д. Суд, как установлено УПК РФ, не является органом уголовного преследования, не выступает на стороне обвинения или стороне защиты. Суд создает необходимые условия для исполнения сторонами их процессуальных обязанностей и осуществления принадлежащих им прав.

Принцип состязательности получил развитие в постановлениях Конституционного Суда РФ, который еще до принятия УПК РФ 2001 г., при рассмотрении ряда дел выносил решения, фактически лишающие суды несвойственных им обвинительных функций. Так, в постановлении Конституционного Суда РФ от 14 января 2000 г. указано, что на суд возлагается задача осуществления правосудия и Конституция РФ не относит к его компетенции уголовное преследование, в частности возбуждение уголовных дел.[182]

Идея состязательности процесса лежит в основе суда присяжных, учрежденного в современной России в 1993 г. и регламентированного в разд. XII УПК РФ. К достоинствам суда присяжных относятся правила, усиливающие состязательность процесса и снимающие с суда функции обвинительного характера: запрет возвращения уголовных дел на доследование; запрет возбуждения уголовных дел по новому обвинению и в отношении новых лиц и др.

Одним из важных достижений судебной реформы является распространение указанных элементов состязательного процесса на производство во всех судах первой инстанции.

 

 

Конституционно-правовой статус судей - это определяемое Конституцией РФ и федеральным законодательством правовое положение судей, их права, обязанности, порядок назначения на должность, гарантии их деятельности. Основы статуса судей закреплены в Конституции РФ, в Федеральном конституционном законе «О судебной системе РФ» и находят развитие в Законе РФ «О статусе судей в РФ» от 26 июня 1992 г. (с многочисленными изменениями и дополнениями).

Судья - должностное лицо, наделенное в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами полномочиями осуществлять правосудие и исполняющее свои обязанности на профессиональной основе. Судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ и закону. В своей деятельности по осуществлению правосудия они никому не подотчетны. Для реального действия этого положения судье должна быть обеспечена защита от любого влияния или вмешательства. Закон о статусе судей предусматривает, что всякое вмешательство в деятельность судьи по осуществлению правосудия преследуется по закону. Судья не обязан давать каких-либо объяснений по существу рассмотренных или находящихся в производстве дел, а также представлять их кому бы то ни было для ознакомления.

Требования и распоряжения судей при осуществлении ими полномочий обязательны для всех без исключения государственных органов, общественных объединений, должностных лиц, других юридических лиц и физических лиц. Информация, документы и их копии, необходимые для осуществления правосудия, представляются по требованию судей безвозмездно. Неисполнение требований и распоряжений судей влечет установленную законом ответственность.

Все судьи обладают единым статусом и различаются между собой только полномочиями и компетенцией. Особенностями отличается лишь правовой статус судей военных судов и судей Конституционного Суда РФ.

Конституция и Закон о статусе судей содержит перечень профессиональных требований, предъявляемых к судьям и кандидатам на судейские должности. В числе этих требований – определенный возраст и состояние здоровья, а также профессиональные качества: высшее юридическое образование, определенный стаж работы по юридической профессии.

Среди других требований, предъявляемых к судье, выделяется обязанность неукоснительно соблюдать Конституцию РФ и законы. Судья при исполнении своих полномочий, а также во внеслужебных отношениях должен избегать всего, что могло бы умалить авторитет судебной власти, достоинство судьи или вызвать сомнение в его объективности, справедливости и беспристрастности.

Судья не вправе быть депутатом, третейским судьей, арбитром, принадлежать к политическим партиям и движениям, осуществлять предпринимательскую деятельность, а также совмещать работу в должности судьи с другой оплачиваемой работой, кроме научной, преподавательской, литературной и иной творческой деятельности.

Судьям в зависимости от занимаемой должности, стажа работы в должности судьи и иных предусмотренных законом обстоятельств присваиваются квалификационные классы. Присвоение судье квалификационного класса не означает изменение его статуса относительно других судей в России.

Федеральное законодательство устанавливает порядок наделения судей полномочиями. Судьи Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ назначаются Советом Федерации Федерального Собрания по представлению Президента РФ, которое вносится с учетом мнения соответственно Председателя Верховного Суда РФ и Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ.

Судьи федеральных арбитражных судов округов назначаются Президентом РФ по представлению Председателя Высшего Арбитражного Суда.

Судьи других федеральных судов общей юрисдикции и арбитражных судов назначаются Президентом РФ по представлению соответственно Председателя Верховного Суда РФ и Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ.

Судьи военных судов назначаются Президентом РФ по представлению Председателя Верховного Суда РФ.

Судья, впервые избранный на должность, приносит в торжественной обстановке присягу следующего содержания: «Торжественно клянусь честно и добросовестно исполнять свои обязанности, осуществлять правосудие, подчиняясь только закону, быть беспристрастным и справедливым, как велят мне долг судьи и моя совесть».

Закон о статусе судей предусматривает еще одно специфическое требование, предъявляемое к кандидату в судьи: сдачу им квалификационного экзамена, который принимается комиссией, состоящей при органе юстиции. В случае нарушения судьей какого-либо из перечисленных требований квалификационная комиссия вправе приостановить или прекратить его полномочия.

Гарантии независимости судей (а также присяжных, народных и арбитражных заседателей) устанавливаются Конституцией РФ и федеральным законом. К числу средств обеспечения независимости судей относятся: а) наличие предусмотренной законом процедуры осуществления правосудия; б) установление под угрозой ответственности запрета чьего бы то ни было вмешательства в деятельность по осуществлению правосудия; в) установление порядка приостановления и прекращенияполномочийсудьи; г) право судьи на отставку; д) неприкосновенность судьи; е) система органов судейского сообщества; ж) предоставление судье за счет государства материального и социального обеспечения, соответствующего его высокому статусу; з) наличие особой защиты государством не только судьи, но и членов его семьи, а также имущества.

Органы государства и прежде всего органы внутренних дел обязаны принять необходимые меры к обеспечению безопасности судьи, членов его семьи, сохранности принадлежащего им имущества, если от судьи поступит соответствующее заявление. Судья имеет право на хранение и ношение служебного огнестрельного оружия, которое выдается ему органами внутренних дел по его заявлению в порядке, предусмотренном Федеральным Законом «Об оружии».

Все это в совокупности делает работу суда и судей престижной и высокоавторитетной. Этому способствует и осуществление мер по созданию нормальных условий для деятельности судов общей юрисдикции, военных судов, арбитражных судов со стороны Судебного департамента при Верховном Суде РФ и его органов в субъектах Российской Федерации, а также Высшего Арбитражного Суда РФ.

Полномочия судьи в России не ограничены определенным сроком, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законодательством. Предельный возраст пребывания в должности судьи, за исключением судей Конституционного Суда РФ, - 65 лет.

Судья, полномочия которого прекращены в связи с истечением их срока или в связи с достижением предельного возраста, продолжает осуществлять полномочия судьи до вступления в должность нового судьи или до окончания рассмотрения по существу дела, начатого с участием данного судьи. Эти правила не касаются мировых судей, которые избираются (назначаются) на срок, установленный законом соответствующего субъекта РФ, но не более чем на пять лет.

Конституция устанавливает принцип несменяемости судей, который является важным звеном в системе правовых гарантий независимости судей. Судья не подлежит переводу на другую должность или в другой суд без его согласия, и его полномочия могут быть прекращены или приостановлены не иначе как по основаниям и в порядке, установленном законом о статусе судей.

Полномочия судьи приостанавливаются решением квалификационной коллегии судей при наличии одного из следующих оснований:

1) признание судьи безвестно отсутствующим решением суда, вступившим в законную силу;

2) возбуждение уголовного дела в отношении судьи либо привлечение его в качестве обвиняемого по другому уголовному делу;

3) участие судьи в избирательной компании в качестве кандидата в состав органа законодательной (представительной) власти России или органа законодательной (представительной) власти субъекта РФ;

4) избрание судьи в состав органа законодательной (представительной) власти РФ или органа законодательной (представительной) власти субъекта РФ.

Решение о возобновлении полномочий судьи принимает квалификационная коллегия судей, приостановившая его полномочия.

Прекращение полномочий судьи возможно при определенных законом основаниях, в качестве которых выступают:

1) письменное заявление судьи об отставке;

2) неспособность по состоянию здоровья или по иным уважительным причинам осуществлять полномочия судьи;

3) письменное заявление судьи о прекращении его полномочий в связи с переходом на другую работу или по иным причинам;

4) истечение срока полномочий судьи, если они были ограничены определенным сроком;

5) увольнение судьи военного суда с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе;

6) прекращение гражданства Российской Федерации;

7) иные основания, установленные в федеральном законодательстве.

Неприкосновенность судьи является одним из важнейших средств обеспечения независимости и самостоятельности судей, их способности осуществлять правосудие беспристрастно и справедливо. Неприкосновенность судьи является одной из конституционных гарантий его статуса (ст. 122 Конституции РФ).

Неприкосновенность судьи включает в себя неприкосновенность его личности, а также занимаемых им жилых и служебных помещений, используемых им личных и служебных транспортных средств, принадлежащих ему документов, багажа и иного имущества, тайну переписки и иной корреспонденции (телефонных переговоров, почтовых, телеграфных, других электрических и иных принимаемых и отправляемых судьей сообщений).

Судья, в том числе по истечении срока его полномочий, не может быть привлечен к какой-либо ответственности за выраженное им при осуществлении правосудия мнение и принятое судом решение, если только вступившим в законную силу приговором суда не будет установлена виновность судьи в преступном злоупотреблении либо вынесении заведомо неправосудных приговора, решения или иного судебного акта.

Однако установление особых правил о неприкосновенности судей не означает, что они выведены из числа субъектов, на которых распространяется действие конституционного принципа равенства всех перед законом и судом. Решение по вопросу о возбуждении уголовного дела в отношении судьи либо о привлечении его в качестве обвиняемого по другому уголовному делу принимается Генеральным прокурором РФ с согласия соответствующей квалификационной коллегии судей. Уголовное дело в отношении судьи по его требованию рассматривается только Верховным Судом РФ.

После возбуждения уголовного дела в отношении судьи либо привлечения его в качестве обвиняемого по уголовному делу оперативно-розыскные мероприятия и следственные действия в отношении судьи (кроме заключения его под стражу) производятся в порядке, установленном УПК РФ и федеральным законом об оперативно-розыскной деятельности.

При рассмотрении вопросов о возбуждении уголовного дела в отношении судьи либо о привлечении его в качестве обвиняемого по уголовному делу, о производстве в отношении судьи оперативно-розыскных мероприятий или следственных действий суд либо квалификационная коллегия судей, установив, что производство указанных мероприятий или действий обусловлено позицией, занимаемой судьей при осуществлении им судейских полномочий, отказывают в даче согласия на производство указанных мероприятий или действий.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-08; Просмотров: 514; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.059 сек.