Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные задачи лекции




Тема лекции

Конспект лекции для родителей

Психолого-медико-педагогического консилиума

от «_____» _____________________ 20 ___ г.

Фамилия, имя, отчество _____________________________________________

_______________________________________________________________

Дата рождения_____________________________________________________

Домашний адрес ___________________________________________________

_______________________________________________________________

Сведения о родителях ______________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Анамнез________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Жалобы школы, родителей___________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________

Кем направлен (школа, класс). История обучения _______________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________

Общие представления об окружающем _______________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________

Бытовая ориентация_____________________________________________________

_______________________________________________________________

 

Зрительное восприятие_____________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

 

Внимание____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Память _______________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________

Речь _____________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Мышление_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Пространственная ориентация________________________________________

________________________________________________________________

Знания, умения, навыки по предметам _________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Работоспособность _________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________

Отношение к обследованию _________________________________________

________________________________________________________________

Критичность _____________________________________________________

________________________________________________________________

Использование помощи ____________________________________________

________________________________________________________________

Целенаправленность деятельности ____________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________

Особенности личности _____________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________

Навыки самообслуживания __________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Диагноз __________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Рекомендации ПМПк ________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Председатель ПМПк _______________________________________________

Зам. председателя ПМПк ___________________________________________

Врач-психиатр ____________________________________________________

Психолог _________________________________________________________

Логопед __________________________________________________________

Дефектолог _______________________________________________________

Секретарь _________________________________________________________

 

Задание 9. Подготовьте конспект лекции для родителей по следующей схеме и проведите его.

в классе _______________________________________

Дата проведения «____» __________________200___г.

Время проведения______________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Цель лекции

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Оборудование (наглядность, доска, записи, которые будут сделаны студентами, ТСО)

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Содержание лекции

Вводная часть

________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Изложение лекционного материала

________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Вопросы, активизирующие родительскую позицию по проблеме воспитания детей с нарушениями в развитии

________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Заключение (итоги) мероприятия

________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Используемая литература

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 10. Проанализируйте собственную деятельность по следующей схеме:

1 Какие чувства и мысли у вас возникли во время прохождения практики?

2 ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3 Какой концепции психологической помощи вы придерживались в своей работе?

4 ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5 Какие виды деятельности были успешными и что вам помогало в этом?

6 ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

7 Что вам мешало в осуществлении тех или иных видов деятельности?

8 ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

9 Как вы оцениваете свои профессиональные возможности, ограничения, меру компетентности?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Задание 11. Рефлексивный анализ собственного коррекционного занятия

Психологический анализ занятия позволяет выявить уровень проведения занятия.

Предлагаемая схема рефлексивного анализа позволяет компактно представить разноуровневые характеристики содержания и формы занятия (в баллах):

0-3 – низкий уровень

4-7 – средний уровень

8-10 – норма

11-14 – высокий уровень

Содержание анализа

1. Создание начальных условий для эффективного проведения занятия (0-2 б).

2 балла – отсутствие задержек и отступлений от темы, пособия помогают быстрому включению детей в работу.

2. Адаптация предлагаемого материала учащимся: (0-3 б).

3 балла – содержание материала соответствует возрасту и отклонению. Даются разноуровневые задания, учитываются индивидуальные особенности.

3. Владение методами диагностики и коррекции: (0-2 б).

2 балла – методы разнообразные, методы оригинальные, информация и материал соответствуют теме занятия. Стимулирование познавательных процессов.

4. Техника объяснения: (0-2 б).

2 балла – материал соответствует эстетическим нормам, речь корректна и грамотна. В наличии разъяснения непонятных моментов.

5. Взаимодействие с детьми: (0-3 б).

3 балла – побуждение детей оценивать и корректировать работу друг друга. Избегание прямых указаний, больше поощрений, чем порицании, стимулирование активности детей, поддержание эмоционального положительного настроения.

6. Поведение психолога на занятии: (0-2 б).

2 балла – использование методов активизации внимания. Не замечает мелких нарушений в поведении, а на серьезные нарушения реагирует немедленно.

 

 

Критерий Всего баллов Балл Сильная сторона Что не получается
         
         
         
         
         
         

 

(Образец)

Ф.И.О. студента-практиканта___ ______________________

Занятие (диагностика, коррекция) ________________________

Класс (возраст,диагноз)______________________________________

Видзанятия (индивидуальное, групповое)___________________________

Дата проведения_______________________________________

 

№ п/п Критерий Балл Сильная сторона Что не получается
1. Создание начальных условий для эффективного проведения занятия.   Грамотный подбор литературы, необходимой для создания конспекта коррекционно-развивающего занятия. Тщательный подбор упражнений, соответствующих цели и задачам занятия. Постоянное напоминание детям о цели нашего занятия, побуждение их к активной деятельности. Создание благоприятного эмоционального фона для проведения занятия.
2. Адаптация предлагаемого материала учащимся   Содержание материала соответствовало возрасту и отклонению. Давались разноуровневые задания, учитываются индивидуальные особенности. В ходе занятия был обучающий момент (научить говорить друг другу комплименты).
3. Владение методами диагностики и коррекции   Коррекционный материал грамотно подобран, эстетически оформлен, оригинален и соответствует всем требованиям, предъявляемым к заданиям такого типа. Материал для диагностики не всегда оригинален и не всегда стимулирует познавательную активность ребенка.
4. Техника объяснения   Речь корректна, грамотна и интонационно выразительна. Разъяснение правил, непонятных моментов. Не всегда инструкции четкие и лаконичные.
5. Взаимодействие с детьми   Доброжелательность, оказание внимания каждому ребенку. Стремление найти положительные качества в каждом ребенке и показать их всем детям. Побуждение детей оценивать и корректировать работу друг друга. Создание и поддержание положительно окрашенного эмоционального фона на занятии.
6. Поведение психолога на занятии   В ходе организационного момента проговаривание правил поведения на занятии. Немедленное реагирование на серьезные нарушения. Использование приема «Шапка - невидимка», побуждающего к дисциплине. Постоянная активизация внимания детей. Спокойная, интонационно выразительная речь. Не уложилась в отведенное время (закончила раньше на 10 минут), однако все задачи коррекционно-разви-вающего занятия были решены, и результат проведенного занятия положительный.
Всего баллов (уровень)   норма

Рекомендации:

 

1. Дальнейшее совершенствование умения подбирать оригинальный диагностический материал, стимулирующий познавательную активность детей.

2. Совершенствовать профессиональную речь, развивать умение грамотно, четко и лаконично давать инструкцию детям.

3. Развивать умение рассчитывать время занятия и время выполнения каждого упражнения.

4. ……

 

Задание 12. Проблемы психологического сопровождения детей с отклонениями в развитии (образец)

_

  Проблемы Направления и виды помощи
Родители 1.Организация обучения ребенка на дому. · Разъяснение стратегии воспитания и обучения ребенка в условиях надомного обучения.
2.Проблема неблагополучия и нарушения прав ребенка в семье. · Оказание посильной помощи ребенку, обсуж­дение проблемы, разработка плана действий в отношении родителей; · Информирование администрации; · Организация педагогической поддержки ре­бенка в семье; · Сбор информации о семье и внутрисемейных отношениях.
Учителя 1.Организация сотрудничества психолога с учителями-предметниками · Проведение интегрированных уроков; · Информирование о целях, задачах, содержании и возможностях реализации коррекционных про­грамм.
2. Учет результатов психологической диагности­ки в ходе образовательного процесса учителями-предметниками · Информирование учителей о важности исполь­зования психологической информации с целью оптимизации учебного процесса.
3. Адаптация нового специалиста к специфике работы с данным контингентом детей · Обсуждение проблемы, шагов помощи моло­дому специалисту.
4. Проблема повышения эффективности усвое­ния знаний детьми в ходе учебного процесса · Постепенное расширение знаний и совершен­ствование умений и навыков, подразумевающих постепенное усложнение материала; · Смена видов деятельности через каждые 10-15 мин; · Прогнозирование возможных затруднений в ходе урока, занятия с целью своевременного ока­зания как фронтальной, так и индивидуальной помощи; · В начале (как вступление) и середине занятия (во время динамической паузы) введение игр, связанных с развитием произвольного внимания; · Использование для стимуляции внимания кра­сочных наглядных пособий: включение игровых моментов; · Использование гибкого режима занятия с целью профилактики переутомления и снятия возбуждения,
  Проблемы Направления и виды помощи
    например, введение 2-3 физминуток в одном занятии; · Создание ситуации успеха и использование приема «опережающего одобрения»; Направление «лишней» активности детей в социально приемлемую деятельность (помочь раздать альбомы, тетради, вытереть доску, подержать плакат и т.д.)
Начальная школа 1. Социализация учащихся в образовательном учреждении. · Коррекция эмоциально-личностной сферы.
2. Проблема становления личности ребенка с отклонениями в развитии. · Включение ребенка в социально-значимую деятельность; · Формирование мотивационно-потребностной сферы; · Расширение зоны самостоятельности.
Подростки 1. Мелкое хулиганство (ненормативная лексика в отношении взрослых людей, в частности педаго­гов и родителей); воровство; табакокурение, токсикомания, употребление ПАВ. · Ознакомление с кодексом РФ об администра­тивных правонарушениях (ст. 20.1, 20.21, 20.22) под роспись; · Просветительская беседа с родителями и педа­гогами о профилактике отклоняющегося поведе­ния; · Профилактические и превентивные мероприя­тия (беседа о вреде курения и употребления нар­котических веществ, показ научных фильмов, встречи и беседы с медработниками).
2. Прогулы занятий, бродяжничество. · Коррекция отклоняющегося поведения средст­вами профилактической беседы.
3. Нарушение правил поведения образовательно­го учреждения. · Выяснение причин отклоняющегося поведе­ния; · Ознакомление с правилами поведения в школе.
4. Повышение сексуальной активности в среде подростков. · Проведение профилактических бесед; · Информирование учителей о возможной опас­ности.
Старшеклассники 1. Социализация учащихся в обществе. · Приобщение к доступному труду; · Проведение профконсультаций.    

 

 

  Проблемы Направления и виды помощи
Родители   ·
  ·
Учителя   ·
  ·
  ·
  ·
     
     
Начальная школа   ·
    ·
Подростки     ·
    ·
  ·
    ·
Старшеклассники   ·

Задание 13. Описать изготовленные наглядны пособия в отдельной тетради (например)

· Наглядное пособие к игре «Аукцион»

Цель: закрепление навыка классификации профессий в зависимости от предмета труда.

Описание: набор карманов в соответствии с пятью предметами труда по классификации Е.А. Климова и набор карточек с изображением представителей различных профессий.

Инструкция: « Разложите карточки с изображенными на них профессиями в соответствии с их предметами труда ».

· Наглядное пособие к упражнению «Формула профессии»

Цель: формирование навыка самостоятельного выбора профессии и выделения основных характеризующих ее признаков.

Описание: схема с представленными на ней целями, предметом, средствами и условиями труда.

Инструкция: « Внимательно прочитайте признаки профессий и подчеркните самые привлекательные для вас цели, предметы, средства и условия труда (один - два варианта) ».

· Наглядное пособие к занятию «Проблема выбора профессии»

Цель: формирование у учащихся представлений о факторах, оказывающих влияние на профессиональный выбор.

Описание: схемы с понятиями «Хочу», «Могу», «Надо»; схемы с представленными на них концентрическими окружностями, отражающими разные варианты сочетания факторов профессионального выбора.

· Наглядное пособие к упражнению «За» и «Против»

Цель: формирование способности выделять достоинства и недостатки, а также возможности и препятствия к осуществлению профессионального выбора.

Описание: таблицы для заполнения с выделенными графами «Достоинства», «Недостатки», «Возможности», «Препятствия».

· Наглядное пособие к упражнению «Ценностные ориентации»

Цель: соотнесение жизненных ценностей с профес­сиональными и жизненными стереотипами.

Описание: карточки с представленными на них ценностями (здоровье; интересная работа; наличие хороших и верных друзей; слава, признание окружающих; познание, интеллектуальное развитие; общественная и политическая активность; развлечения, приятное времяпрепровождение; свобода, самостоятельность; счастливая семейная жизнь; творчество; обладание модными и престижными вещами; бескорыстная забота о благе других; жизнерадостность, чувство юмора; умение логично мыслить, принимать обдуманные решения; твердая воля, умение не отступать перед трудностями; терпимость к взглядам и мнениям других; честность; трудолюбие); карточки с представленными на них жизненными стереотипами (домохозяйка; верующий человек; бизнесмен; рабочий; представитель шоу-бизнеса; безработный; студент; пенсионер; учитель; преступник)

Инструкция: « Проранжируйте эти ценности с точки зрения того, какие из них позволяют реализовать образ жизни одного из следующих профессиональных/соци­альных стереотипов ».

· Наглядное пособие к занятию «Профессионально важные качества личности»

Цель: формирование представлений о базовых профессионально важных качествах личности.

Описание: карточки с представленными на них профессионально важными качествами личности (ответственность, самоконт­роль, профессиональная самооценка, эмоциональная устойчивость, отношение к риску).

· Наглядное пособие к упражнению «Ромашка откровений» (образец)

Цель: рефлексия собственных жизненных ценностей.

Описание: изготовленная из бумаги ромашка, на лепестках которой нанесены фразы различного содержания, например:

¾ Я отличаюсь от других тем, что...

¾ Моя самая большая проблема — это...

¾ Я счастлив потому, что...

¾ Меня радует, когда...

¾ Меня раздражает...

¾ Я себе не нравлюсь за то, что...

¾ Самое мое лучшее качество — это...

¾ Я обижаюсь, когда...

¾ Я себя люблю за то, что...

¾ Я хочу, чтобы...

¾ Когда я окончу школу...

¾ Если бы я был(а) волшебником...

Инструкция: « Продолжите и завершите фразу. Высказыва­ние должно быть искренним».

Самоанализ деятельности студента-практиканта:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Курсовой руководитель

_________________________________

(Ф.И.О. преподавателя)

Оценка профильной практики в специализированных учреждениях для детей с нарушением интеллекта

№ п/п Задания Оценка Подпись методиста
1. Изучение особенностей взаимоотношений в классе. Результаты социометрии    
2. Протоколы диагностических обследований:    
· особенности внимания    
· особенности памяти    
· особенности мышления    
· особенности личности    
· школьные умения и навыки    
3. Конспекты групповых и индивидуальных коррекционно-развивающих занятий (включая наглядный материал)    
4. Психолого - педагогическая карта одного учащегося    
5. Конспект лекции для родителей    
6. Рефлексивный анализ собственного коррекционного занятия    
7. Анализ собственной деятельности    
8. Проблемы с которыми к психологу обращаются родители, учащиеся, педагоги и пути их решения    
9. Описание изготовленных наглядных пособий    
10. Презентация    

 

Итоговая оценка за практику ______________________

 

_______________________________

(Ф.И.О. курсового руководителя)

Форма аттестации по итогам профильной практики - дифференцированный зачет.

Через неделю после окончания практики проводится отчетная конференция по итогам прохождения практики, представляется отчетная документация и реферат-отчет о деятельности студента на практике в коррекционных учреждениях с презентаций.

 

Балльно-рейтинговая система оценки

результатов прохождения профильной практики

 

Рейтинговая оценка работы студента на практике в течение V семестра (максимум 100 баллов) формируется из составляющих:

 

I. Подготовительный: 10 баллов

 

  № п/п Разделы (этапы) практики Виды учебной работы на практике, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля
  Подготови- тельный в ВУЗе на базе практики СР Заполнение контрольных листов инструктажа по охране труда
Установочная конференция. Инструктаж по ТБ Инструктаж по ТБ в учреждении Обобщение результатов констатирующего и формирующего этапов

 

II. Основной: 40 баллов

 

  № п/п Разделы (этапы) практики Виды учебной работы на практике, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля
    Экспериментально-исследовательский в ВУЗе на базе практики СР Заполнение отчетной документации
Планирование экспериментально-исследовательской работы Контрольное обследование лиц с интеллектуальными нарушениями Обобщение результатов.

 

 

III.Обработка и анализ полученной информации: 30 баллов

 

 

  № п/п Разделы (этапы) практики Виды учебной работы на практике, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля
    Обработка и анализ полученной информации в ВУЗе на базе практики СР Оформление дневника практики
Подготовка материалов для прохождения предзащиты итоговой бакалаврской работы Подготовка документации по результатам исследования или по запросу учреждения Проведение сравнительного анализа практики

 

 

IV. Заключительная (итоговая) конференция: 20 баллов

 

  № п/п Разделы (этапы) практики Виды учебной работы на практике, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля
  Подготовка отчета (презентации) по практике в ВУЗе на базе практики СР Защита отчетной документации
Заключительная (итоговая) конференция - Подготовка отчета-презентации по итогам практики

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-08; Просмотров: 495; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.089 сек.