Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Национальный музей, Дели. Индия




Миниатюра. Школа Пахари. Конец XVIII в.

Кормление слона. Книжная миниатюра. Могольская школа. Около 1620 г. Индия.

Тадж-Махал. Середина XVII в. Агра. Индия.

Сооружение вознесено на платфор­му, отделяющую его от земли. Мно­гоугольное в плане здание прореза­но глубокими нишами и завершено огромным сферическим куполом.

По углам платформы располагают­ся четыре высокие стройные башни, напоминающие минареты. Фанта­стический архитектурный образ Тадж-Махала ставит его в один ряд

с лучшими памятниками средневе­ковой Индии.

В эпоху Великих Моголов высше­го расцвета достигла индийская ми­ниатюра. Она представлена тремя основными художественными шко­лами: придворной могольской, Рад­жастхана и Пахари. Стиль миниатюр могольской школы во многом опре­делялся особенностями жизни при дворе Акбара. Здесь собирались ху­дожники из разных городов и стран, в том числе и европейских. Создава­лись иллюстрации к индийскому эпосу «Махабхарата» и «Рамаяна», древнеиндийскому сборнику сказок «Панчатантра». Важное место в при­дворной живописи занимали порт­реты исторических личностей. Отдельную группу составляли иллю­страции к биографическим и исто­рическим хроникам того времени: «Бабур-наме», «Акбар-наме», «Шах-Джахан-наме». Стиль большинства придворных миниатюр напоминал персидские образцы. Художник на­носил рисунок легко, чётко, стараясь не упустить ни одной, пусть самой мелкой, но «драгоценной» детали. При этом каждый элемент картины, обведённый тонким чётким конту­ром, имел своё цветовое решение. Это придавало миниатюре особую утончённость.

В двух других школах индийской живописи, в Раджастхане и возник­шей несколько позже Пахари, основ­ную роль играли сюжеты из легенд о Кришне. Художники традицион­ных индийских школ живописи ил­люстрировали поэмы «Гитаговинду» и «Бхагаватпурапу» — классические тексты культа Кришны. Целую серию картин представляли иллюстрации к месяцам года, связанные с опреде­лённым настроением человека, той или иной музыкой. Подобные мини­атюры вновь говорили о нерастор­жимой связи всего живого, о единст­ве природы и человека — о том главном, что всегда утверждало ин­дийское искусство.

Период исламского искусства Индии с его уникальными образца­ми художественного творчества, в которых соединились две традиции — мусульманская и индийская, показывает, как могут сосущество­вать на одной территории, в рамках одного произведения искусства две разные культуры. Этой эпохой за­вершилось поступательное разви­тие индийской культуры: в XVIII в. оно было прервано вторжением западноевропейской цивилизации.

Император Акбар наблюдает за ловлей дикого слона. Миниатюра из книги «Акбар-наме». Могольская школа. 1564 г. Музей Виктории и Альберта, Лондон. Англия.

*Кришна—одно из воплощений бога Вишну. Его часто представляют в образе юного пастуха, играющего на флейте.

ИСКУССТВО ШРИ-ЛАНКИ

Индия оказала огромное влияние на развитие своего островного сосе­да — Шри-Ланки (Цейлона). В V— II вв. до н. э. выходцы из Индии — племена сингалов и тамилов — соз­дали на острове первые государст­ва. Со времени посольства, от­правленного на остров индийским царём Ашокой (III в. до н. э.), здесь начал распространяться буддизм, который и по сей день остаётся ос­новной религией Шри-Ланки. Тради­ционно искусство Шри-Ланки делят на несколько периодов в соответст­вии с названиями столиц острова: 1) период Анурадхапуры (III в. до н. э. — X в. н. э.); 2) период Полоннарувы (XI—XIV вв.); 3) период Канди (XIV—XIX вв.).

Древнейшими памятниками ис­кусства на территории острова являются огромные буддийские ступы — да'гобы. В отличие от ин­дийской ступы дагоба не имеет ог­рады с воротами, с четырёх сторон к ней пристроены вахалькады — небольшие сооружения кубической формы. В них расположены свое­образные «ложные двери» — про­ходы, символизирующие врата во Вселенную. Каждая вахалькада ук­рашена стелой с рельефами. Распо­ложение вахалькад связано и с жизнью Будды: восточная символи­зирует его рождение, южная — просветление, западная — распро­странение буддизма, северная — нирвану. Как и в Индии, раститель­ные орнаменты и изображения свя­щенных животных были непремен­ным скульптурным дополнением ступы-дагобы. В III в. до н. э. воз­водились гигантские сферические или колоколообразные дагобы из кирпича, как, например, Тхупарама, Махатхупа, Абхаягири.

Кроме дагоб на острове возник и другой тип ступы — сравнитель­но небольшой, установленной на платформе, к которой с четырёх

сторон ведут лестницы. Характер­ная деталь оформления подобных ступ — так называемый Лунный Ка­мень, находящийся перед лестни­цей. Лунный Камень представляет собой полукруг, украшенный поло­сами рельефов, которые располага­ются вокруг листа лотоса. Такая ступа, получившая название четия-гхара, была объектом поклонения как напоминание о нирване Будды. В ней паломники и монахи находи­ли также защиту от непогоды. При­мером подобной постройки может служить четия-гхара в Медиригири недалеко от Полоннарувы (VII в.).

Бодхи-гхара и асана-гхара пред­ставляют собой ещё два типа буд­дийской архитектуры Шри-Ланки. Бодхи-гхара — сооружение, возве­дённое вокруг дерева Бо, символа просветления Учителя. В асана-гхаре почитался пустой трон — символ первой проповеди Будды. Эти буд­дийские символы играли очень важ­ную роль в искусстве Индии, но лишь в Шри-Ланке были воплощены в архитектуре.

В конце периода Анурадхапуры возник новый тип сооружений — так называемый Дом Статуи, кото­рый предназначался для скульптур­ных изображений Будды. Дома Ста­туи нельзя считать храмами—скорее это места, где верующие не молились, а размышляли о буддий­ском учении.

В Анурадхапуре и Полоннаруве сохранились остатки светских по­строек — в основном дворцов пра­вителей острова.

Скульптура Шри-Ланки, так же как и архитектура, развивалась под воздействием буддизма. Сидящий, стоящий и лежащий Будда — основ­ные мотивы скульптуры Шри-Ланки. Среди подобных изображений—статуя лежащего Будды из Полоннарувы (XII в.), находящаяся перед входом в вихару (общежитие буд­дийских монахов). Это изваяние огромных размеров (более пятнад­цати метров в длину), рядом с которым находится статуя стоящего уче­ника Будды — Ананды.

Влияние индийского искусства прослеживается в самом грандиоз­ном ансамбле острова. Это царская резиденция Сигирия (или Сихагири, что значит Львиная Скала). Один из царей Шри-Ланки превратил скалу в величественное сооружение — огромный сидящий лев упирался мощными передними лапами в рав­нину. Образ льва использовали в комплексе не случайно. Лев в ис­кусстве Индии и Юго-Восточной Азии символизировал царскую власть, а в буддизме — самого Буд­ду. В Сигирии сохранился торжест­венный вход, ведущий к скальным террасам дворца, на которых когда-то были разбиты небольшие сады. Теперь там находятся остатки цар­ского дворца.

Сигирия широко известна сво­ей живописью. Поверхность скалы украшена великолепными роспи­сями — фигурами небесных танцовщиц. Позы танцовщиц легки и свободны, движения рук, наклоны тела и головы грациозны и естест­венны. Яркий растительный орна­мент придаёт изображениям ещё большую воздушность и наряд­ность. Комплекс Сигирия, как и многие образцы архитектуры и скульптуры Шри-Ланки, представ­ляет собой уникальный, своеоб­разный и самобытный ансамбль, оказавший влияние на искусство Юго-Восточной Азии.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-24; Просмотров: 502; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.