Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Умови успішного самовиховання




11-2235 161

10-2235

101.

См.: Андреенкова Н. В. Проблема социализации личности. — С.44.**

См.: П а р ы г и н Б. Д. Научно-техническая революция и личность. Соци­ально-психологические проблемы. — М.: Политиздат, 1978; С чего начинается личность. — М.: Политиздат, 1979 и др.

B. Л.Василенко (керівник авт.колективу). — К.: Политиздат Украины, 1986. —

***

Там же, с. 39.

* См., например: Кон И. С. Психология старшеклассника: Пособие для учителя. — М.: Просвещение, 1980. — С.170; Милославова И. А. Адаптация как социально-психологическое явление // Социальная психология и философия. — М.: МГУ, 1973. - Вып.2. - С.116-118. Милославова И. А. Указ. соч. — С. 118.

См„ например: Ю г а й Г. А. Общая теория жизни. — М.: Мысль. 1985. — С.7, 241.

Шибутани Т. Социальная психология. — М.: Прогресс, 1969. —

С.408.

***

Там же. — с.467.

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

Лекция 1. Место и роль социологии образования

в системе социологических знаний.............................................. 3

Лекция 2. Социологические методы изучения

сферы образования......................................................................... 24

Лекция 3. Социальные отношения в сфере

образования...................................................................................... 48

Лекция 4. Образование как социальный институт........................................ 74

Лекция 5. Подсистемы социального института

образования...................................................................................... 96

Лекция 6. Учебное заведение как первичный элемент

социальной организации образования.................................. 119

Лекция 7. Социализация как интегрирующий социальный процесс образования

и воспитания.................................................................................. 141

Лекция 8. Место образования в механизме

социализации человека.............................................................. 169

Лекция 9. Управление системой образования:

социологический аспект............................................................. 198



 


[1] См.: Казмиренко В. П. Социальная психология организаций. — К.: МЗУУП, 1993. - С.3-4.

[2]

См., например: Каган М. С. Системный подход и гуманитарное знание:

Избранные статьи. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1991. — С. 136.

[3]

См., например: Л е д н ё в В. С. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. — 2-е изд. перераб. — М.: Высш.шк., 1991. — С.28.

[4] См.: История социологии в Западной Европе и США. — М.: Наука, 1993. — С.21.

[5]

См.: Добронравов И., Мирский Э. Социология образования // Философская энциклопедия. — Т.5. — М.: Сов.энциклопедия, 1970. — С.90.

[6] Les réglés de la méthode sociologique, p. 14. Цитируется по: A p о н P. "Этапы

развития социологической мысли". — M., Прогресс, 1993,— С.362.

[7]

Там же, с.367.

См.: В е б е р М. Наука как призвание и профессия — В кн.: Избранные произведения / Пер. с нем. — М.: Прогресс, 1990. — С.728-730.

См.: Краткий словарь по социологии / Под ред. Д.М.Гвишиани, Н.И.Лапи­на. — М.: Политиздат, 1988. — С.359.

[9]

См.: Современная западная социология: Словарь. — М.: Политиздат, 1990.

- С.45.

[10]

См.: Филиппов Ф. Р. Социология образования // Социология: Сло­варь-справочник. — Т.2: Отдельные отрасли социологического знания / Отв.

ред. Г.В.Осипов. — М.: Наука, 1990. - С.185.

[11]

Писаренко И. Я. Социология образования // Социологический сло­варь. Сост. А.Н.Елсуков, И.Я.Писаренко. — Мн.: Университетская. 1991. — С.419-421.

2-2235

[12] См.: Соціологія: Конспект лекцій для студентів гуманітарних вузів / В.І.Аста- хова, Г.В.Васильєв, В.Д.Водник та ін. - К.: НМКВО, 1992. - С.133.

[13] См.: Войтович С. А. Социология образования // Социологический справочник / Под. общей ред. В.И.Воловича. — К.: Политиздат Украины, 1990.- С.285-286.

Филиппов Ф. Р. Школа и социальное развитие общества. — М.: Пе­дагогика, 1990. — С. 144.

[15] См.: Как провести социологическое исследование: В помощь идеологическо­му активу / Под ред. М.К.Горшкова и Ф.Э.Шереги. — М.: Политиздат, 1985. - С.104-105.

См.: Гурова Р. Г. О методологии и методах исследования проблем вос­питания. — М., 1989. — С.45-46.

См.: Тополь Э. Репортаж из переулка // Лит. газ. — 1964. — 1 августа. См.: Струмин А. Гонка за лидером // Коме, правда. — 1987. — 27 сен­

тября.

[19] о

Здесь наши наблюдения совпадают с выводами В.Я.Нечаева (См.: Нечаев В. Я. Социология образования. — М.: Изд-во МГУ, 1992. — С.22).

[20] См.: Практикум по социологии. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1992. — С.103.

[21]

См.: Коломинский Я. Л. Некоторые экспериментальные данные для критики социометрии: Проблемы общественной психологии. — М., 1965*. — С.442.

[22] См.: Гурова Р. Г. О методологии и методах исследования проблем вос­питания. — С.5.

[23] Краткий словарь по социологии. — М.: Политиздат, 1989. — С.222. 50

[24]Дюркгейм Э. Социология и социальные науки // Философская и со­циологическая мысль. — 1992. — N 5. — С. 118.

[25]

Бухарин Н. И. Философские арабески // Вопросы философии. — 1993. — N 6. — С.19.

'Макаренко А. С. Некоторые соображения о школе и наших детях //

Соч. - Т.7. - М.: АПН РСФСР, 1958. - С.387.

[27]

Там же, с. 388.

[28]Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. - М.: Наука, 1991. - С.397.

Исследователи проблемы сходятся на том, что генетическую основу социальных институтов можно представить двумя группами факторов — объективными и субъективными.

Объективные факторы:

• интеграционные процессы, происходящие в материаль­ном и духовном производстве, складывании социальной структуры общества. А.Радклифф-Браун (английский эт­нограф, стоявший у истоков концепции "социальной ан­тропологии") считал, что одним из необходимых условий выживания общества является наличие минимальной ин­теграции его частей, структурные признаки должны под­держивать необходимую солидарность (интеграцию);

• разделение общественного труда по сферам производства и характеру;

[29] кооперация как сознательное объединение усилий части общества для выполнения задач, затрагивающих интере­сы всего общества. Спенсер рассматривал два вида коо­перации. Первый вид ученый называл бессознательным, поскольку он обеспечивает первичные, сугубо личные нужды людей путем обмена продуктами, охоты на диких зверей и т.п. Ко второму виду относил кооперацию, при­думанную сознательно, предполагающую ясное понима­ние общественных целей. Именно этот вид и включается в генетическое основание социальных институтов.

Субъективные факторы:

инстинкты — доисторические регуляторы человеческой деятельности, подталкивающие к институализации обще­ства. Американский социолог Т. Веблен к числу таковых

Современная западная социология: Словарь. — М.: Политиздат, 1990. — С.116-117.

[31] •

Кондорсе Ж.-А. Доклад об общей организации народного образования. В кн.: Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. — М.: Просвещение. —

1971. - С.289.

[32]

Социология для студента: Учебное пособие. — Свердловск.: ИПИ, 1991. — С.121.

7-2235 97

[33]Кириллова М. А. Критическое направление педагогической социоло­гии Италии. В кн.: Социально-педагогич. исследования в капитал, странах: Сб. научн.трудов. - М.: АПН СССР, 1978. - С.121.

Конвенция о правах ребенка, ст.29. // Нова освіта України. — К. — 1993. — N 3.

Нечаев В. Я. Социология образования. — М.: МГУ, 1992. — С.94. 7* 99

[35]Чуковский К. От двух до пяти. — Мн.: Нар.асвета, 1983. — С.9. 102

[36] См.: Концепция общего среднего образования // Учительская газета. — 1988. — 23 августа.

[37]

См.: Маленко П. Випускник: сподівання, вдачі, прорахунки // Філо­софська і соціологічна думка. — 1993. — N 9-10. — С.87.

[38] См.: Мартинюк 1. О. Проблеми життєвого самовизначення молоді: канд. дисерт. — К., 1993.

[39] См.: Трудящаяся молодежь: ориентации и жизненные пути. Опыт сравни­тельного социологического исследования. — Будапешт: Орбис, 1980).

[40] Т а р д Г. Социальные этюды. — СПб., 1902. 142

*

См.: Шестопал Е. Б. Личность и политика. Критический очерк совре­менных западных концепций политической социализации. — М.: Мысль, 1988. - С.9.

[41] G i d d i n g s F. G. The Theory of Socialization. — 1897 — N 8. — P.22.

См.: А'в ерьянов Л. Я. Социология: что она знает и может. — М.: Со­

циолог, 1993. — С.44.

[44] D. Krech P-S. Crutchfild E. I. Ballochey. Individual in society. N-J. — S.Francisko-Toronto-London-Tokyo. — 1962. — P.338. Parsons T, The Social System Glencoe III. — 1957.

[45]

Подобное понимание социализации разделяют многие отечественные и зару­бежные социологи, в частности Н.Дж.Смелзер, И.С.Кон, В.Б.Ольшанский и др.

Каптеров П. Ф. Общий ход развития русской педагогики и ее главные периоды // Педагогика. — 1992. — N 3-4. — С.73.

Каптеров П. Ф. Общий ход развития русской педагогики и ее главные периоды // Педагогика. — 1992. — N 3-4. — С.73.

Иорданский Н. Н. Основы и практика социального воспитания. — М.: Просвещение, 1925. — С.Х1.

[46]Шубинский В. С. Человек как цель воспитания // Педагогика. — 1992. - N 3-4. - С.37.

Бердяев H.H. Судьба человека в современном мире // Новый мир. — 1990. — N 1. — С.210.

Бердяев Н. Н. Истоки и смысл русского коммунизма. — М.: Совет­ская энциклопедия, 1990. — С. 148.

[49] л

См., например: Основные принципы социализации в марксистском под­ходе — В кн.: Философская энциклопедия. — М., 1970. — Т.5. — С.67.

См.: Гордин Л. Ю. Воспитание и социализация // Сов.педагогика. - 1991. - N 2. - С.40.

[50]

См.: Парыгин В. Д. Социальная психология как наука. — Л.: Лениздат, 1967. — С.124, 125.

См.: Кон И. С. Социология личное™. — М.: Политиздат, 1967. — С.22,

[51]

См.: Андреенкова Н. В. Проблема социализации личности // Со­циальные исследования. — Вып.З. — М., 1970. — С.43.

[52] К о н И., Ольшанский В. Социализация. — В кн.: Философский словарь. — М.: Политиздат, 1970. — Т.5. — С.66-67.

См.: Андреенкова Н. В, Проблема социализации личности. — С.44.

[53]

См.: Кон И. С. Открытие "Я". — М.: Политиздат, 1978.

[54] См., например: Кон И. С. Психология ранней юности: Книга для учите­лей. — М.: Просвещение, 1989; Ясная Л. В. Социализация. В кн.: Социо­логия: Словарь-справочник. — Т.З. Междисциплинарные исследования. — М.: Наука, 1991. - С. 190.

См., например: Москаленко В. В. Социализация личности (Фило­софский аспект). — К.: Вища шк., 1986. — С.15.

См.: Кон И. С. Психология старшеклассника: Пособие для учителей. — М.: Просвещение, 1980. — С. 170; Кон И. С. Социализация. В кн. Фило­софский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия, 1983. — С.629.

Г,

См.: Ручка А. О. Соціалізація // Соціальне управління: Довідник /

[57]

См.: Марков В. С. Проблемы социализации молодого поколения. В кн.: Молодежь: проблемы формирования и воспитания. — М.: Молодая гвар­дия, 1978.

C. 363.

См.: Ясная Л. В. Социализация. В кн.: Социология: Словарь-спра- вочник. - Т.З. - С. 190.

См.: Москаленко В. В. Социализация личности. — С.14, 63-68; Кузьмин С. В., Леверовская Я. В. Социализация. Социологиче­ский словарь / Отв.ред. Г.П.Давидюк — Минск: БГУ, 1991. — С.217.

Кон И. С. НТР и проблемы социализации молодежи. — М.: Знание, 1987. - С.22-23.

См., например: Краткий словарь по социологии / Под общ.ред. Д.М.Гвишиа-

ни, Н.И.Лапина. — М.: Политиздат, 1989. — С.319.

[60]

См.: Москаленко В. В. Социализация личности. — С. 14.

[61]

См.: Кон И. С. Психология ранней юности. — С.31. См.: Фрейд 3. Массовая психология и анализ человеческого "Я"; Ф р е й д 3. Тотем и табу. — В кн.: "Я" и "Оно". Труды разных лет. Кн.1. — Тбилиси: Мерани. 1991.

[62] См.: Зикмунд А. А. Основы советской системы физультуры. — М.:

Просвещение, 1926. — С.9. Гам же, с. 10.

Skinner В. F. Beyond Freedom and Dignity. — N.-J., 1971.

См.: Психологический словарь / Под ред. В.В.Давыдова, A.B.Запорожца,

Б.Ф.Ломова и др. — М.: Педагогика, 1983. — С.350.

[66]

Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика. — М.: Прогресс, 1993. — С. 14.

См.: Мордвинцева Л. П. Японская школа: модели социализации // Общественные науки за рубежом. — Сер.З. — 1991. — N 3. — С.142-148.

[67]Андреенкова Н. В. Проблема социализации личности. — 158

[68] К о н И. С. Открытие "Я". — С.337.

[69]

Марков В. С. Проблемы социализации молодого поколения. — С.40.

'Марков В. С. Проблемы социализации молодого поколения. — С.41.

[71]

Там же, с.42.

См.: Brim О. G. Sozialization through the life circle / Brim O.G. Ir Wheeler S. socialization after childhead: Two essays. N.J.: John Wiley, 1966 ем.: Смелзер Н. Д ж. Социология // Социологические исследования. — 1991. - N 5. - С.114-115.

Е г 1 k s о n Е. Life cycle completed. N.-Y. — London. — WN Norton and Co. - 1982.

[72] Р ы б а л к о В. Ф. Становление личности — В кн.: Социальная психоло­гия личности. — Л., 1974. — С.23.

[73]

См.: Б у е в а Л. П. Человек: деятельность и общение. — М.: Мысль, 1977.

- С.232.

[74]

Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М.: Политиздат, 1977. - С.232.

Образование вместе с воспитанием являются ведущими элементами механиз­ма адаптивно-развивающей социализации индивида. В силу этого место обра­зования определяется на общей основе теоретической концепции адаптации

человека.

[76]

См.: Милославова Н. А. Адаптация как социально-психологическое явление // Социальная психология и философия. — Л.: ЛГУ, 1973. — С.119.

[77] См.: Федосеев П. Н. Заключительное слово на III Всесоюзном сове­щании по философским вопросам современного естествознания. В кн.: Диа­лектика в науках о природе и человеке. Человек, общество и природа в век НТР. - М.: Наука, 1983. - С.423-424.

Сеченов И. М. Избранные философские и психологические произве­дения. — М„ 1947. — С.412.

[79] См.: Сидоренко Г. Экология и гигиена // Наука и жизнь. — 1988. — N2. - С.20.

[80] гт

Шпак Л. Л. Становление рабочего: адаптация и воспитание рабочих кад­ров. — М.: Профиздат, 1987. — С.14-15.

[81]

См.: Философский энциклопедический словарь. — М.: Сов.энциклопедия. 1983. - С.12.

[82] См.: Калайков И. Цивилизация и адаптация. — М.: Прогресс, 1984. — С.57.

См., например: Fichter. Joseph Grundbegriffe der Soziologie. R.Auflage, Sien, Springer Verlag. — 1969. — S.23.

Афанасьев В. Г. Научно-техническая революция, управление, образо­вание. — М.: Политиздат, 1972. — С.37.

[85]

Л е в и В. Л. Искусство быть собой. — М.: Знания, 1991. — С.35. 200

[86] К у н Т. Структура научных революций. — М.: Прогресс, 1977. — С. 11.

[87] См.: Комаров М. С. Парадигма в социологии. В кн.: Современная за­падная социология: Словарь. — М.: Политиздат, 1990. — С.254.

[88] Цит. по кн.: Гвишиани Д. М. Организация и управление. — М.: Нау­ка, 1972. - С.385.

[89] ^

Там же. 204

См.: Гвишиани Д. М. Организация и управление. — С.393. 455-456.

[90] См.: Американские буржуазные теории управления. — М.: Мысль, 1978. — С.126.

[91]Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. - С.489.

[92] Коменский Я. А. Избранные педагогич. соч. Т.2. — М.: Педагогика, 1982. - С.369.

[93]

Афанасьев В. Г. Научное управление обществом. — М.: Политиздат. 1973. - С.191.

[94]Нечаев В. Я. Социология образования. — М.: Изд-во МГУ, 1992. — С.180.

Иванов В. Н. Введение в теорию управления. — М.: ВПА, 1974. — С.18-20.

[96] Цит. по кн.: Образование в современном мире: состояние и тенденции разви­

тия. — М.: Педагогика. — 1986. — С.211. Там же, с.212.

Цит. по кн.: Образование в современном мире: состояние и тенденции разви­тия. — М.: Педагогика. — 1986. — С.211.

[99]

Л е д н е в B.C. Содержание образования: сущность, структура, перспек­тивы. — М.: Высшая шк.. 1991. — С.25.

'Честных Ю. Н. Открыть человека. — М.: Просвещение, 1991. — С.З.

[100] Пит. по кн. Корнеги Дейл. Как приобретать друзей и оказывать влияние на людей. — К.: Наукова думка, 1989. — С.142.

1. Знання самого себе (допомога дорослого).

2. Уявлення про прийоми і засоби СВ.

3. Вольові зусилля.

4. Рівень розвитку колективу.

Для СВ потрібен стимул – почуття власної гідності (Сухомлинський)




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-24; Просмотров: 473; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.094 сек.