Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Древняя Индия




Мыслительная культура Древней Индии во многом отличается от рассмотренного выше древнекитайского варианта. Тут все наиболее значимые явления в культурной жизни общества нашли свое проявление в рамках даршан (философских школ Древней Индии) и в системе религиозных верований, которая до сих пор представляет собой, не будет пркувеличением сказать, самый сложный и богатый комплекс в мире. Относительно же философии небходимо иметь ввиду интересное замечание польского философа-логика Й.Бохеньского, который писал: «Формальная логика возникает в двух, и только в двух, центрах культуры – западном и индийском. В других регионах – таких, как Китай, – мы хотя и обнаруживаем время от времени теорию диспутов и софистику, но формальной логики, сравнимой с системами Аристотеля и Дигнаги, никогда не найдем.» И, более того, констатируя такой высокий уровень теоретического мышления, оно все же формируется «… не в философии, а в частных дисциплинах знания. Направления же наук (vidya – букв. «знание», а позже svastra – наука) различны. Любопытно и то, что в Индии идеалом теории считают не математику, а лингвистику.» - утверждает современный российский исследователь В.Д.Миронов. Он отмечает: «Политиков тут учат хорошему языку, как и пониманию ими логики. Законодатель Ману считал полезной «науку о ведении публичных диспутов» и включал ее в число обязательных для изучения правителями дисциплин. И все же узок мир логиков. Поэтому вовсе не удивительно, что сегодня главным объектом интереса остается индийская культура, мифология, религия, литература, нежели их история или философия.

Таким образом, мощь религиозного компонента, поглотившего в рамках древнеиндийской культуры философское мышление, поставила в зависимость от себя и все аспекты социальной мотивации жизнедеятельности. Глвною же причиною такого состояния ощественного развития Древней Индии была уникальная в истории человеческой цивилизации кастовая система, утвердившаяся тут. Касты (варны), освященные религиозной идеологией, не дали возможности сложиться в древнеиндийском обществе тому «социальному лифту», который смог бы ввести конкурентность в систему общественных отношений как между отдельнами соцальными групами, классами, так и на уровне межличностных отношений. Поэтому все «эксторовертные» черты таких отношений приобрели интровртную форму. Всему древнеиндийскому общесту, его варнам и другим социально-этничным слоям и прослойкам, каждому отдельно человеку, исходя из принципа интровертности, пришлось бороться, но… с самим собою. Это не просто нашло свое отражение, а и сознательно культивировалось мощным религиозно-мифологическим комплексом.

Из известных нам даршан особое, можно сказать, знаковое место в культуре борьбы с самим собой занимают две школы: йога-сакхья (классическое направление) и буддизм (неклассическое направление). Собстенно они сформировали ту маргинальную область древнеиндийской культуры, которая наиболее четко отразила суть внутренней борьбы, внутреннего состязания человека и общества в целом, с самим собою. А поскольку такая борьба в принципе не должна была стать явью, буддизм, как мыслительная основа трансцедентального бытия, был вытеснен за пределы Индии, а йога, как его (буддизма) медитативно-практическая сторона, ушла в область чудес, необъяснимых явлений или исключений из правил.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-24; Просмотров: 403; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.