Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Откровение Иоанна Богослова 21:1, 2, 5, 9, 10 33 страница




Есть два вида ответных действий, ведущих к соединению: один поочередный, другой совместный. Поочередные ответные действия, ведущие к соединению, можно проиллюстрировать дыханием лёгких. Воздух вдыхают, расправляя им грудную клетку, а затем выдыхают этот воздух, сокращая при этом грудную клетку. Действие вдоха и следующего за ним расширения производится силой атмосферного давления; а выдох и следующее за ним сокращение происходит за счёт мышечного усилия, прилагаемого к ребрам. Таково взаимное соединение между воздухом и лёгкими, и от него зависит работа органов чувств и движения во всём теле; ведь если прекращается дыхание, ни то, ни другое становится невозможным.

Взаимное соединение поочерёдным действием можно ещё сопоставить с соединением сердца с лёгкими и соединением лёгких с сердцем. Сердце направляет кровь из своей правой полости в лёгкие, а лёгкие возвращают её в левую полость сердца. Так получается взаимное соединение, от которого полностью зависит жизнь всего тела. Такое же соединение у сердца с кровью и у крови с сердцем; кровь со всего тела по венам стекается в сердце и растекается из сердца по всему телу через артерии, таким образом действием и откликом образуя соединение. Подобные действие и отклик, благодаря которым поддерживается соединение, существуют между зародышем и материнской утробой.

Напротив, взаимное соединение между Господом и человеком не такого рода; это совместное соединение, достигаемое не действием и откликом, а совместным действием. Ибо Господь действует, а человек принимает действие Господа и делает всё уже как бы сам по себе, точнее, сам по себе от Господа. Такая деятельность со стороны человека, исходящая от Господа, вменяется ему как его собственная, поскольку он всё время содержится Господом в состоянии свободы выбора. Свобода, которую он получает вследствие этого, представляет собой возможность желать и думать от Господа, то есть по Слову, а также возможность желать и думать от дьявола, то есть против Господа и Слова. Господь дает человеку эту свободу, чтобы он мог вступить во взаимную связь с Ним и чтобы посредством этого даровать ему вечную жизнь и счастье; ибо они недостижимы без взаимного соединения.

Такого рода совместное взаимное соединение можно сопоставить с различными явлениями в человеке и в мире. Таково соединение души с телом в каждом существе. Таково соединение между волей и действием, и между мыслью и речью. Таково соединение между двумя глазами, двумя ушами и двумя ноздрями. Что соединение двух глаз между собой по-своему взаимно, видно по строению зрительного нерва; в нём волокна, идущие от обоих полушарий, перевиты между собой, и в таком переплетении далее идут к обоим глазам. С ушами и ноздрями — то же самое.

Подобное совместное взаимное соединение имеется между светом и глазом, звуком и ухом, запахом и носом, вкусом и языком и между осязанием и телом. Ведь глаз — в свете, а свет — в глазу, звук — в ухе, а ухо — в звуке, запах — в носу, нос — в запахе, вкус — в языке, язык — во вкусе, осязание — в теле и тело — в осязании. Такого рода взаимное соединение можно сравнить с соединением лошади с каретой, быка с плугом, колеса с машиной, паруса с ветром, флейты с воздухом. Вообще, таково взаимное соединение между целью и средством и между средством и его действием. Однако же, чтобы разъяснить всё это подробно, тут не хватит места, потому что для этого потребовалось бы несметное множество страниц.

372. (IV) Взаимное соединение между Господом и человеком создаётся при помощи милосердия и веры.

В настоящее время известно, что церковь составляет тело Христово, и что каждый в отдельности, в ком есть церковь, находится в одном из его членов, как говорил Павел (Еф. 1:23; 1 Кор. 12:27; Рим. 12:4, 5). Однако что же такое тело Христа, если не Божественное добро и Божественная истина? Это-то и означали Господни слова у Иоанна:

Тот, кто ест Мою плоть и пьёт Мою кровь, пребывает во мне, и Я в нём.

Иоанн 6:56

 

Господня плоть, как и хлеб, означает Божественное добро; а Его кровь, как и вино, означает Божественную истину; об этих значениях смотри главу о Святом причастии (698—752).

Из этого следует, что насколько человек обладает разными видами добра, составляющими милосердие, и истинами, составляющими веру, настолько он в Господе, и Господь в нём. Ибо связь с Господом — это духовная связь, и она происходит не иначе, как через милосердие и веру. Как было показано в главе о Священном Писании (248—253), каждая частица Слова содержит связь Господа и церкви, а потому добра и истины; а так как милосердие — это добро, а вера — это истина, то во всякой подробности Слова содержится связь милосердия и веры. Итак, из этих утверждений следует, что Господь — милосердие и вера в человеке, а человек — милосердие и вера в Господе. Ибо Господь — это духовные милосердие и вера в природных милосердии и вере человека, а человек — это природные милосердие и вера, которые исходят от духовных милосердия и веры Господа. Соединяясь, они составляют духовно-природные милосердие и веру.

 

 

VIII

Милосердие и вера

вместе присутствуют в добрых делах

373. В каждом поступке, совершённом человеком, целиком присутствует вся его природа относительно его духа, или присущий ему характер. Под духом здесь подразумевается склонность его любви и от неё происходящее мышление; они образуют его природу, а вообще говоря, его жизнь. Если мы рассмотрим поступки таким образом, то они являются, так сказать, зеркалами, в которых человек отражается. Это можно наглядно пояснить подобными данными о животных: животное есть животное, а дикий зверь есть дикий зверь, в любом из их действий. Волк есть волк в любом своём действии, тигр есть тигр в любом своём действии, лиса есть лиса в своем, а лев — лев в своём. Так и овца, и козлёнок во всех их действиях. То же самое и человек, только его природа такова, какой она является во внутреннем человеке. Если в нём он как волк или лиса, то каждый внутренний поступок его — волчий или лисий, а с другой стороны, то же самое верно, если он как овца или ягнёнок. Но то, что он таков во всяком из своих поступков, не заметно по его внешнему человеку, потому что им можно окутать внутреннего снаружи, тогда как характер его останется скрытым внутри. Господь говорит:

Добрый человек из доброго сокровища сердца своего выносит доброе, а злой человек из злого сокровища сердца своего выносит злое.

Лука 6:45

 

И ещё:

Всякое дерево познается по плоду своему; ибо не собирают смокв с терновника и не снимают винограда с кустарника.

Лука 6:44

 

После смерти со всей ясностью обнаруживается, что каков кто в своём внутреннем человеке, таков он и во всех мелочах исходящего от него. Потому что тогда он живёт уже не как внешний человек, а как внутренний. В человеке только тогда существует добро, и всякое дело, исходящее от него, доброе, когда Господь, милосердие и вера поселяются в его внутреннем человеке, что будет показано в следующем порядке:

 

(I) Милосердие — это значит иметь добрую волю, а добрые дела — значит делать добро по доброй воле.

(II) Милосердие и вера — это лишь неустойчивые мысленные представления, пока они при возможности не реализованы в делах и не осуществились в них совместно.

(III) От одного милосердия добрых дел не получится, и от одной веры тем более, а получаются они от милосердия с верой вместе.

 

Разберем эти утверждения по порядку.

374. (I) Милосердие — это значит иметь добрую волю, а добрые дела — значит делать добро по доброй воле.

Милосердие и дела между собой различны, как воля и действие и как привязанности духа и жизнедеятельность тела. Здесь то же различие, как между внутренним и внешним человеком; они как причина и следствие, поскольку причины всего оформляются во внутреннем человеке, а все следствия от этого источника проявляются во внешнем. Поэтому милосердие, как качество внутреннего человека, — это значит иметь добрую волю; а дела, принадлежащие внешнему человеку, это значит делать добро по доброй воле.

Тем не менее есть бесконечное число различий между доброй волей одного человека и доброй волей другого. Потому что всё, что ни делает один для другого, считается, или кажется, проистекающим от доброй воли, или доброжелательности, между тем остаётся неизвестным, являются ли эти добрые дела следствием милосердия, уж не говоря о том, подлинное это милосердие или поддельное. Эти бесконечные различия между доброй волей одного человека и другого обусловлены целями, к которым они стремятся, намерениями, и поэтому задачами. Они сокрыты в желании делать добро и являются первопричиной качеств, присущих воле каждого. Воля ищет в разуме средства и способы для достижения своих целей, то есть результатов; и в нём она выставляет себя на свет, чтобы видеть не только способы, но и удобные обстоятельства, при которых она может осуществить себя в действии, добившись результатов, которые и есть дела. В то же время, в разуме воля становится в исходное положение для действия. Из этого следует, что дела сущностью обязаны воле, формой — разуму, а выполнением — телу. Вот так милосердие нисходит в добрые дела.

Это можно наглядно показать сравнением с деревом. Человека во всех его частностях можно уподобить дереву. В его семени заложены конечная цель, намерение и задача: принести плод. Здесь семя соответствует воле в человеке, которая, как было сказано, содержит эти три фактора. Далее семя побуждается тем, что в нём содержится, прорасти из земли, покрыться ветвями, сучьями и листьями, приобретая таким образом всё необходимое для своей цели — плода. Здесь дерево соответствует разуму в человеке. Наконец настаёт время, когда оно готово осуществить себя, и тогда оно расцветает и дает плоды. Здесь дерево соответствует добрым делам человека. Очевидно, что по сути это дело семени, по форме — дело ветвей и листьев, а по исполнению — дело древесины.

Ещё это можно пояснить сравнение с храмом. Как сказал Павел, человек — храм Божий (1 Кор. 3:16, 17; 2 Кор. 6:16; Еф. 2:21, 22). Конечная цель, намерение и задача человека как Божьего храма — это спасение и вечная жизнь; здесь есть соответствие с волей, которой эти три вещи принадлежат. Далее человек усваивает церковное учение о вере и милосердии от своих родителей и учителей, а также от проповедников, а в зрелом возрасте — из Слова и религиозных книг, и всё это — средства для той же цели. Здесь соответствие с разумом. И наконец, цель осуществляется в виде различных применений этого учения, которое служит для них средством; и совершаются они телесными действиями, которые и известны как добрые дела. Таким образом, цель порождает следствия посредством промежуточных причин; эти следствия по сущности — результат причины, по форме — учений церкви, а по исполнению — применений на деле. Вот как человек становится храмом Божьим.

375. Милосердие и вера — это лишь неустойчивые мысленные представления, пока они при возможности не реализованы в делах и не осуществились в них совместно.

Разве человек не наделён туловищем и головой, которые соединены шеей? Разве в его голове нет ума, который желает и думает, а в теле нет способности выполнять и осуществлять действия? Так если бы у человека была только добрая воля или милосердные мысли при отсутствии благотворительности и полезной деятельности, то не был бы он тогда подобен отдельной голове, которая за неимением туловища не могла бы продолжать своё существование? Кто же из этого не поймёт, что милосердие и вера — это не милосердие и вера, пока они только в голове и уме, а не в теле? Тогда они как птицы, летающие в воздухе, которым негде сесть на землю; а также как птицы, несущие яйца, у которых нет гнезд, куда их сложить, и поэтому они могут снестись в воздухе или на ветке, и яйца их, упав на землю, разобьются.

Нет ничего такого в духе человека, что не имело бы соответствия в теле, и такая соответствующая часть называется воплощением того, что в духе. Поэтому милосердие и вера, если они находятся в духе, не имеют воплощения в человеке и их можно уподобить воздушным призракам, которые называются привидениями, а в лучшем случае Славе, как её изображали древние, с лавровым венком на голове и рогом изобилия в руке. Если же это привидения, хотя и мыслящие, то их не могут не волновать всевозможные фантастические идеи, как бывает, если рассуждать, исходя из разной софистики; в самом лучшем случае они — тростник на болоте, качаемый ветром, под которым на дне лежат ракушки, а на поверхности квакают лягушки. Кто же не может видеть, что таковы последствия одного лишь знания из Слова чего-то о милосердии и вере, без применения его на деле? Господь говорит также:

Всякого, кто слушает слова Мои и исполняет их, уподоблю мужу благоразумному, который построил дом свой на скале; а всякий, кто слушает слова Мои и не исполняет их, уподобится человеку глупому, который построил дом свой на песке или на земле без основания.

Матф. 7:24, 26; Лука 6:47—49

 

Милосердие и веру вместе со всеми созданными о них понятиями, если человек не применяет их на деле, можно ещё сравнить с бабочкой, на которую воробей, завидев её, бросается и разом проглатывает. Господь говорит также:

Вышел сеятель сеять; и некоторые семена упали на твёрдую дорогу, и налетели птицы, и склевали их.

Матф. 13:3, 4

376. От милосердия и веры человеку нет никакой пользы, доколе они остаются в пределах тела, то есть в голове, и не получили твёрдого основания в делах; это явствует из тысячи мест в Слове, из которых я процитирую лишь следующие:

Всякое дерево, не приносящее плода доброго, срубают и бросают в огонь. Матф. 7:19—21. Тот, кто сеет на доброй земле, означает слышащего Слово и внимающего ему, который родит и приносит плод. Кто имеет уши, чтобы слышать, да слышит! Матф. 13:9, 23. Мать Моя и братья Мои — слушающие Слово Божие и исполняющие его. Лука 8:21. Мы знаем, что грешников Бог не слушает, но кто чтит Бога и творит волю Его, того слушает. Иоанн 9:31. Если это знаете, блаженны вы, когда исполняете. Иоанн 13:17. Кто имеет Мои заповеди и соблюдает их, тот любит Меня, и Я буду любить его, и явлюсь ему Сам; и приду к нему, и обитель Мою у него сотворю. Иоанн 14:15—21, 23. Тем прославится Отец Мой, что вы принесете много плода. Иоанн 15:8, 16. Не слушатели закона, а исполнители закона оправданы будут перед Богом. Рим. 2:13; Иак. 1:22. В день гнева и праведного суда Бог воздаст каждому по делам его. Рим. 2:5, 6. Все мы должны будем явиться перед судом Христа, чтобы каждому получить в соответствии с тем, что он сделал, живя в теле, доброе или худое. 2 Кор. 5:10. Придёт Сын Человеческий во славе Отца Своего и тогда воздаст каждому человеку по делам его. Матф. 16:27. Услышал я голос с небес, говорящий мне: отныне блаженны мертвые, умирающие в Господе; так говорит Дух, они успокоятся от трудов своих, и дела их сопровождают их. Откр. 14:13. Книга была раскрыта, та, что книга жизни; и судимы были мёртвые по написанному в книге, каждый в соответствии с делами своими. Откр. 20:12, 13. Вот, иду скоро, и возмездие Моё со Мною, чтобы воздать каждому по делам его. Откр. 22:12. Иегова, глаза которого открыты на все поступки людские, чтобы воздавать каждому по поступкам его и по плодам дел его. Иерем. 32:19. Накажу его по поступкам его и отплачу ему за дела его. Осия 4:9. Иегова обращается с нами в соответствии с нашими поступками и с нашими делами. Зах. 1:6.

Есть ещё тысяча других таких мест.

Это доказывает, что милосердие и вера — вовсе не милосердие и вера, пока они не осуществлены в делах и если они существуют только выше уровня дел, в пустоте, или в уме, тогда это лишь как бы видимости шатра или храма в воздухе, не более чем атмосферное явление, исчезающее само собой; или будто картинки на бумаге, которые съедают книжные черви; или это всё равно, что жить на крыше, где нет спальни, а не в доме. Эти сравнения позволяют видеть, что милосердие и вера неустойчивы, до тех пор пока они остаются умственными представлениями и пока при возможности не реализуются в делах и не станут существовать в них совместно.

377. (III) От одного милосердия добрых дел не получится, от одной веры тем более, а получаются они от милосердия c верой вместе.

Это потому, что милосердие без веры — не милосердие, а вера без милосердия — не вера, как было показано выше (355—361). Поэтому не бывает ни милосердия самого по себе, ни веры самой по себе; значит, нельзя говорить ни что от милосердия самого по себе получатся добрые дела, ни что от веры самой по себе. То же самое относительно ­воли и разума. Не бывает воли самой по себе, и поэтому от неё одной ничего не получается; и разума самого по себе не бывает, и от него одного ничего не получается. Все, что ими произведено, произведено вместе и является плодом разума, приведённого в действие волей. Это то же самое, потому что воля — жилище милосердия, а разум — веры. О вере одной сказано, что она тем более ничего не дает, потому что вера есть истина и её назначение — создавать истины, которые просвещают милосердие и его проявления. Об этом просвещёнии учит Господь, говоря:

Поступающий по правде идёт к свету, дабы ясны были дела его, потому что они в Боге сделаны.

Иоанн 3:21

 

Поэтому, когда человек делает добрые дела в соответствии с истинами, он делает их в свете, то есть с умом и мудро.

Соединение милосердия и веры — это как супружество мужа и жены. Все природное потомство рождается от мужа, как отца, и жены, как матери. Подобно тому и всё духовное потомство рождается от милосердия, как отца, и веры, как матери; оно представляет собой отдельные знания о добре и истине. Отсюда становится понятным родство в духовных семьях. И в Слове муж и отец тоже означают в духовном смысле добро милосердия, а жена и мать означают истину веры. Из всего этого ясно, что ни милосердие одно, ни вера одна не могут осуществлять добрых дел, как ни от отца самого по себе, ни от матери самой по себе потомства получиться не может. Истины веры не только освещают милосердие, но и придают ему его качества и, более того, питают его. Поэтому тот, кто обладает милосердием, но не истинами веры, похож на гуляющего ночью в темном саду и срывающего плоды с деревьев, не зная, полезные они или вредные. Раз истины веры не только проливают свет на милосердие, но и придают ему его качества, как сказано выше, следовательно, милосердие без истин веры, как плод без сока внутри, вроде сушеного инжира или винограда, из которого выжат сок. Раз истины питают милосердие, о чём тоже сказано выше, значит, милосердие, если его лишить истин веры, будет получать питания не больше чем тот, кто ест обжаренный хлеб и пьёт грязную воду из лужи.

 

 

IX

Бывает истинная вера,

поддельная вера и лицемерная вера

378. Христианская церковь с пеленок стала подвергаться нападкам и расколам со стороны схизм и ересей, а с течением времени была разодрана на части и рассечена хуже того человека, который шёл из Иерусалима в Иерихон, как мы читаем у Луки, и был окружён разбойниками, которые, раздев и избив, бросили его полумёртвым (Лука 10:30). Последствия оказались подобными описанию этой церкви у Даниила:

Наконец, на птице мерзостей запустение, до самого конца и истребления, прольется капля за каплей на опустошенное.

Дан. 9:27

 

И в словах Господа:

Тогда придёт конец, когда увидите мерзость запустения, предречённую пророком Даниилом.

Матф. 24:14, 15

Её судьбу можно сравнить с кораблем, нагруженным слишком тяжёлым грузом, который немедленно по выходе из гавани застревает в штормах и скоро терпит крушение, затонув в море, и груз частично портится водой, а частично съедается рыбами.

Христианскую церковь с младенчества раскачивали и раскалывали, что ясно из церковной истории, как, например, даже во времена апостолов, Симон из самарийского народа, занимавшийся колдовством, о чём рассказывается в Деяниях апостолов (8:9сл.). Ещё Гименей и Филит, упоминаемые Павлом в его письме Тимофею (2 Тим. 2:17); а также Николай, давший своё имя николаитам (упоминаются в Откр. 2:6 и Деян. 6:5), то же и керинф. Со времен апостолов возникло ещё много еретических сект, таких как маркиониты, ноэтиане, валентиниане, энкратиты, катафригиане, четыредесятники, алоги, катаренство, оригенисты, или адамантинцы, савеллиане, самосатинцы, манихейство, милетиане и, наконец, ариане. Начиная с их времени уже целые полки еретических вождей напали на церковь, среди них донатисты, фотиниане, акатиане, или полуариане, евномиане, македониане, несториане, предестинариане, паписты, цвинглиане, анабаптисты, швенкфелдиане, синергисты, социниане, антитринитарии, квакеры, гернгутеры и ещё многие[69]. Наконец, они уступили место Лютеру, Меланхтону и Кальвину, чьи учения теперь занимают уверенные позиции.

Есть три основные причины размежевания и раскольнических движений в церкви; первая — непонимание Божественной Троицы; вторая — отсутствие хоть какого-нибудь правильного знания о Господе; третья — исходное допущение, что страдание на кресте и было, собственно, искуплением. Невежество в этих трёх вопросах, которые между тем являются самыми существенными вопросам веры, и именно той веры, на которой основана церковь, почему она и называется церковью, неизбежно приводит к тому, что всё, касающееся церкви, подвергают злостному искажению и уводят с правильного пути, пока не направят назад, думая при этом, что в этих условиях у них есть истинная вера в Бога и убежденность в Его истинах. У этих людей всё так, как если бы они завязали себе глаза и, думая, что ходят по прямой линии, на самом деле отклонялись бы от неё шаг за шагом, пока не пойдут уже совсем в другом направлении, попадая во все встречные ямы. Напротив, человек церкви направляется от своих блужданий на путь истины только посредством знания, что такое истинная вера, что такое поддельная вера и что такое лицемерная вера. Поэтому необходимо доказать следующие утверждения:

 

(I) Есть лишь одна истинная вера — в Господа Бога Спасителя Иисуса Христа, и ею обладают те, кто верит, что Он — Сын Божий, Бог небес и земли и един с Отцом.

(II) Поддельная вера — это любая вера, которая отклоняется от истинной и единственной веры, и ею обладают те, кто проникает иным путём и не считает Господа за Бога, а лишь за человека.

(III) Лицемерная вера — это вообще не вера.

379. (I) Есть лишь одна истинная вера — в Господа Бога Спасителя Иисуса Христа, и ею обладают те, кто верит, что Он — Сын Божий, Бог небес и земли и един с Отцом.

Есть только одна истинная вера, потому что вера — это истина, а истину нельзя раскалывать и разрезать на части, чтобы какая-то часть склонялась вправо, другая — влево, но чтобы при этом она оставалась сама в себе истиной. Вера в общепринятом понимании состоит из огромного числа истин, ибо она есть совокупность истин. Однако же все эти бесчисленные истины составляют как бы единое тело, части которого — истины. Какие-то из них составляют части, соединённые с грудной клеткой, например, плечи и руки, какие-то соединены с бедрами, как ноги и ступни. Но самые внутренние истины составляют голову, а те, что наиболее зависимы от них, составляют органы чувств лица. Самые внутренние истины составляют голову по причине того, что, когда упоминается более внутреннее, под этим понимают более высокое, ибо в духовном мире всё более внутреннее также более высоко. То же самое и с тремя небесами. Душа же и жизнь этого тела и всех его частей — Господь Бог Спаситель. Вот почему Павел называл церковь телом Христовым, люди же церкви составляют его части в зависимости от их состояния относительно веры и милосердия. Павел учит также, что есть только одна вера, следующими словами:

Одно тело и один дух, один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог. Он дал задание служить для созидания тела Христова, пока мы все не придем к единству веры и познанию Сына Божьего, совершённого человека, в полный рост Христа.

Еф. 4:4—6, 12, 13

 

Выше (337—339) было во всей полноте показано, что есть одна истинная вера — в Господа Бога Спасителя Иисуса Христа.

Между тем причина, по которой истинной верой обладают те, кто верит, что Господь — Сын Божий, в том, что они при этом верят, что Он — Бог, а вера не в Бога — это вообще не вера. В этом состоит главный принцип всех входящих в веру истин, что ясно из слов Господа в ответ Петру, когда тот сказал:

Ты — Христос, Сын Бога живого.

— Блажен ты, Симон; говорю тебе: на этой скале Я построю Мою церковь, и врата ада не одолеют её.

Матф. 16:16, 17, 18

 

Здесь, как и в других частях Слова, скала означает Господа относительно Божественной истины, а также Божественную истину, полученную от Господа. Эта истина выше всех других, она как корона на голове и скипетр в руке тела Христа, что ясно из высказывания Господа о том, что на этой скале Он построит Свою церковь, которую не одолеют врата ада. Следующий отрывок из Иоанна доказывает, что такова природа данного принципа:

Кто исповедует, что Иисус — Сын Божий, в том пребывает Бог, и он в Боге.

1 Иоанн 4:15

Помимо этого признака, у обладающих истинной и единственной верой есть ещё и другой — их убеждение, что Господь — Бог небес и земли; это следует из предыдущего, что Он — Сын Божий, и из данных отрывков:

В Нём вся полнота Божества. Кол. 2:9. Он — Бог небес и земли. Матф. 28:18. Всё, что имеет Отец, принадлежит Ему. Иоанн 3:35, 16:15.

Третий признак того, что верящие в Господа внутренне обладают верой в Него, и поэтому единственно истинной верой, это их убеждение, что Господь — одно с Богом Отцом. То, что Он — одно с Богом Отцом и является Самим Отцом, присутствующим в человеческом, было полностью показано в главе о Господе и искуплении, и очевидно из высказываний Самого Господа, что Он с Отцом — одно (Иоанн 10:30); что Отец в Нём и Он в Отце (Иоанн 10:38; 14:10, 11); что, как он сказал ученикам, с того времени они видели и знают Отца; и когда Он ­посмотрел на Филиппа и сказал, что тот видит и знает Отца (Иоанн 14:7 сл.).

Эти три особенности являются отличительными признаками обладания верой в Господа, единственной истиной верой, по той причине, что отнюдь не все обращающиеся к Господу имеют веру в Него; ибо истинная вера одновременно внутренняя и внешняя. Те, кто обладает этими тремя сокровищами веры, обладает и её внутренним и её внеш­ним, так что она образует не только сокровище их сердец, но и драгоценность в их устах. Не так у тех, которые не признают Его ни Богом небес и земли, ни единым с Отцом. Такие люди внутренне считают, что и другие боги обладают таким же могуществом, которое, однако, дано проявлять Сыну, который считается либо заместителем, либо тем, кто за совершённое Им искупление удостоен царствования над теми, кого Он искупил. Но эти люди разбивают истинную веру, деля на части единство Бога; будучи разбита, она уже не истинная вера, а лишь призрак веры, который с природной точки зрения может быть в некотором роде образом веры, но с духовной точки зрения — это химера. Может ли кто отрицать, что истинная вера состоит в том, чтобы верить в одного Бога, Бога небес и земли и, следовательно, в Бога Отца в человеческой форме, то есть Господа?

Эти три признака, свидетельства и показателя, что вера в Господа и есть, собственно, вера, подобны пробным камням, которыми проверяют золото и серебро; или камням и указателям по краям дороги, показывающим направление к церкви, где поклоняются одному, истинному Богу; или маякам на скалах в море, благодаря которым моряки ночью знают своё местонахождение и какой им выбрать курс. Первый признак веры, что Господь есть Сын Бога живого, для каждого, кто приходит в Его церковь, — как утренняя звезда.

380. (II) Поддельная вера — это любая вера, которая отклоняется от истинной и единственной веры, и ею обладают те, кто проникает иным путём и не считает Господа за Бога, а лишь за человека.

Само собой разумеется, что поддельная вера — это любая вера, которая отклоняется от истинной и единственной веры; ведь если одна вера — это истина, то всё, что отклоняется от неё, — это не истина. Все добро и вся истина в церкви порождаются супружеством Господа и церкви. Таким образом всё, что по существу является милосердием или по существу является верой, есть произведение этого супружества. Но всё, что в милосердии и вере не порождается этим супружеством, — это не от законного союза, но от незаконного. Поэтому это порождение либо многоженства, либо прелюбодеяния. Любая вера — порождение многоженства, если она признает Господа и поддерживает ложь, заключенную в ересях; вера — порождение прелюбодеяния, если она признает, что есть три Господа у одной церкви. Ибо она подобна женщине-проститутке или той, которая замужем за одним мужчиной, но отдается на ночь двум другим, каждого из которых она называет своим мужем, когда спит с ним. Вот почему эти виды веры называются поддельными.

Господь во многих местах называет таких верующих прелюбодеями, и то же самое подразумевает Он под «ворами» и «разбойниками» у Иоанна:

Истинно говорю вам, кто не через дверь входит во двор овчий, а проникает иным путём, тот вор и разбойник. Я — дверь, кто через Меня войдёт, спасён будет.

Иоанн 10:1, 9

Входить в овчарню, значит входить в церковь, а также в небеса. Вхождение также и в небеса следует за этим потому, что они составляют одно целое, и именно присутствие церкви образует небеса. Поэтому точно так же, как Господь является женихом и мужем церкви, Он является женихом и мужем небес.

Разузнать и исследовать, является ли вера законным или незаконным потомком, можно с помощью трёх признаков, описанных выше. Это признание Господа Сыном Божьим, признание Его Богом небес и земли и признание того, что Он с Отцом — одно. Поэтому, насколько вера отклоняется от этих существенных составляющих, настолько это поддельная вера. Поддельная и прелюбодейная вера бывает у тех, кто смотрит на Господа не как на Бога, а только как на человека. Истинность этого очевидна на примере двух отвратительных ересей, ариан и социниан, которые были преданы анафеме христианской церковью и отлучены от неё. Это произошло из-за того, что они отрицали Божественность Господа и проникали иным путём. Но, боюсь, эти мерзости притаились, скрытые в общей позиции людей церкви наших дней. Вот что поразительно: чем больше человек думает, что он превосходит других учёностью и рассудительностью, тем более склонен он подхватывать и усваивать понятия о том, что Господь был человеком, а не Богом, объясняя это тем, что раз Он был человеком, то не может быть Богом. Каждый, кто усваивает подобные понятия, отправляется к обществу ариан и социниан, которое в духовном мире находится в аду.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-08; Просмотров: 225; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.058 сек.