Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Откровение Иоанна Богослова 21:1, 2, 5, 9, 10 74 страница




Итак, если человек может во внешнем жить так же, как и другой, может приобретать богатства, давать пиры, помещаться и одеваться великолепно, смотря по состоянию и должности, пользоваться весельями и удовольствиями и предаваться мирским делам ради службы и занятий и ради поддержания жизни умственной и телесной, лишь бы внутренне он признавал Господа и благоволил ближнему, — то ясно, что не так трудно, как думают многие, найти путь в царство небесное. Вся трудность в том, чтобы удержаться от любви к себе и к миру и воспрепятствовать их господству, ибо от этого источника исходит всякое зло…

Бедные идут на небеса не ради их бедности, но ради их жизни; жизнь каждого остаётся при нём, богат он или беден. Нет особенной милости для одного более, чем для другого: кто жил хорошо, тот приемлется, а кто жил худо, тот отвергается. Кроме того, бедность столько же, как и богатство, отклоняет и удаляет человека от небес: среди бедных весьма многие недовольны своей участью, очень честолюбивы и считают богатство за настоящее благословение; вследствие чего, оставаясь без него, они предаются гневу и худым помыслам о Божественном провидении, они даже завидуют имению других, при первом случае готовы их обмануть и точно так же предаются грязным наслаждениям. Совершенно иная участь тех бедных, которые довольны своей судьбой, которые в занятиях своих прилежны и усидчивы, любят труд, а не бездействие, поступают справедливо и честно, живя в то же время жизнью христианской…

Если думают, что бедным прийти (на небеса) легко, а богатым трудно, то это потому, что Слово в тех местах, где говорится о богатых и бедных, не было понято: тут под богатыми разумеются в духовном смысле те, которые изобилуют познаниями добра и истины, то есть те, что принадлежат к церкви, имеющей у себя Слово; а под бедными разумеются не имеющие этих познаний, но которые, однако, желают их, то есть те, что находятся вне церкви, где нет Слова. Под богатым, одевавшимся в порфиру и виссон и который был ввержен в ад, разумеется иудейский народ, названный богатым потому, что у него было Слово и, следовательно, познания добра и истины в изобилии; под одеяниями из порфиры означаются познания добра, а под одеяниями из виссона — познания истины; под бедным же, который лежал у ворот богатого и желал насытиться от крупиц, падающих со стола его, и который был отнесён ангелами на лоно Авраама, то есть на небеса, разумеются народы, которые не имели познаний добра и истины, но, однако, желали их (Лука 16:19—31). Под богатыми, которые, будучи приглашены на большой пир, извинились и не пришли, также разумеется иудейский народ, а под бедными, занявшими места их, разумеются народы, бывшие вне церкви (Лука 12:16—24). Теперь будет сказано, кого следует разуметь под богатым, о котором Господь сказал: „Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие“ (Матф. 19:24). В этом месте богатый означает богатых в том и другом смысле — как природном, так и духовном. В природном — богатых, изобилующих богатствами и полагающих в них сердце своё; в духовном же — богатых, изобилующих познаниями и наукой (из которых состоят духовные богатства) и желающих посредством их и собственного разумения проникнуть в предметы, относящиеся к небесам и церкви. Но как это противно Божественному порядку, то и сказано, что легче верблюду пройти сквозь игольные уши, ибо в этом смысле верблюд означает познание и научное вообще, а ухо игольное — духовную истину. Ныне не знают, что верблюд и ухо игольное имеют это значение, потому что до сих пор не была открыта та наука, которая учит духовному значению всех выражений, находящихся в буквальном смысле Слова» (НА 357—365).

Из вышеприведённой цитаты видно, что в новой церкви, основанной на книгах Учения, совершенно отсутствует та «великонищенская» идеология, которая была столь свойственна старому христианству. В новой церкви высшей добродетелью считается жизнь служений ближнему — служений семейных, служений общественных, служений для народа, служений для отечества, служений для церкви, которые могут осуществляться лишь посредством материальных средств различного рода. По этой причине в Небесном Учении жизнь праздная, сознательно нищая, ориентированная исключительно на «личное спасение», определяется как жизнь духовно очень ущербная и опасная, часто способствующая духовному развращению и духовной гибели ведущих её.

Согласно свидетельству Учения: «Я говорил, после смерти их, с некоторыми духами, которые, живя на земле, отказались от мира и предались почти уединённой жизни, чтобы, отделяясь мыслью от всего мирского, погрузиться в благочестивые размышления, полагая таким путём войти в царство небесное. Но эти люди в том мире в грустном состоянии духа: они презирают тех, которые не походят на них; негодуют за то, что им не дано наслаждаться большим счастьем, чем другим, полагая, что они заслужили его; вовсе не заботятся о других и уклоняются от всякого служения милосердия, хотя только посредством такового человек соединяется с небесами. Они более других желают быть на небесах, но, когда они возносятся до местопребывания ангелов, они наводят на них тоску, которая нарушает их счастье; поэтому они разобщаются и после того переносятся в пустынные места, где ведут жизнь, подобную той, которую вели в мире. Человек не иначе может сформироваться для небесной жизни, как только в здешнем мире конечных проявлений, ибо в конечном (или внешнем) проявлении должно заканчиваться каждое чувство. Если это чувство не выходит наружу и не проявляется в действиях, что совершается не иначе как в обществе людей, то оно глохнет и оканчивается тем, что человек не видит более ближнего, а только самого себя. Из этого ясно, что приводит к небесам жизнь милосердия к ближнему, жизнь, состоящая в том, чтоб поступать справедливо и прямо во всяком деле и во всякой службе, а не жизнь благочестия без этой жизни милосердия; что, следовательно, служения милосердия и затем расширение деятельности милосердной жизни могут увеличиваться по мере того, насколько человек предан деловым занятиям, и уменьшаться по мере того, насколько он от них удаляется» (НА 360).

 

 

* * *

И наконец, я хотел бы обратится к самой главной существенности Небесного Учения, которая, пожалуй, как никакая иная, ставит его в совершенно особое положение по отношению ко всем остальным христианским учениям, конфессиям и сектам. Эта особенность относится к трактовке в Учении личности и человеческого Господа Иисуса Христа, а также и мистического понятия Троицы. В Небесном Учении этой теме уделяется огромное, можно сказать, довлеющее значение, ибо, согласно Учению: «Господствующая идея относительно Бога входит во всё, принадлежащее церкви, религии и богослужению, и понятия богословские занимают в уме человеческом наивысшее положение, а понятие о Боге среди них располагается выше, чем все остальные. Отсюда и следует, что если оно ложное, то всё, расположенное под ним, в согласии с этим высшим принципом, от которого всё остальное проистекает, также будет ложным или искажённым, ибо то, что господст­вует, будучи высочайшим, составляет самую суть всего того, что от него производимо бывает. Эта существенность, как душа, формирует всё, ей подлежащее, как бы в своё тело, по подобию своему, и когда она входит своим собственным светом в истины, то неизменно заражает их своими порочностью и извращённостью» (КИУ 40).

Согласно Учению, именно в истолковании Божественности человеческого Иисуса Христа и в разумении того, что по сути собой представляет в Священном Писании понятие троичности этого человеческого, традиционно именуемой «Троица», христианская церковь и отступила дальше всего от подлинного смысла Господнего Слова, утеряв, таким образом, внутреннюю связь с исходящим оттуда наитием духовной Божественной истины. Именно из-за этого отступления и из-за потери непосредственного Божественного наития из Слова и произошли все многочисленные внутренние духовные беды и разорения как в рассудочном понимании, так во всём, относящемся к жизни религиозной, от чего так страдала христианская церковь в свои последние времена. Ибо, согласно Учению, когда христианин теряет наитие Святого Господнего Духа при чтении Писания, он уже не в состоянии ни правильно понимать его, ни правильно поклоняться Богу, ни, затем, жить правильно, в соответствии с заповедями Писания.

В сокращённой форме главные принципы Небесного Учения относительно Божественного человеческого Господнего и о Троице изложены в следующем толковании на символ веры Афанасия, которое я заимствовал из книги «Учение Нового Иерусалима о Господе»:

«Троица пребывает в Господе, и первая личность называется Отцом, вторая — Сыном, а третья — Святым Духом, и эта Троица в Слове именуется отдельно, как отдельно же именуются душа и тело, и от них исходящее, которые однако же составляют одно. Слово в буквальном смысле таково, что делит на части одно, как бы оно ни составляло одного; поэтому Иегову, Который есть Господь от вечности, Слово именует то Иеговой, то Иеговой Саваофом, то Богом, то Господом и в тоже время Творцом, Спасителем, Искупителем и Образователем, также как Шаддаем.

Его же человеческое, принятое в мире, оно называет Иисусом, Христом, Мессией, Сыном Божьим, Сыном Человеческим, а в Слове Ветхого Завета — Богом, Святым Израилевым, Помазанником Иеговы, Царём, Князем, Советником, Ангелом, Давидом. А так как Слово в буквальном смысле таково, что именует многих, которые однако же составляют одно, то христиане вначале, будучи простыми и всё понимая в буквальном смысле слов, разделили Божественность на три личности. Это было им позволено по их простоте; однако же так, что они веровали, что Сын бесконечен, несотворён, всемогущ, Бог и Господь, совершенно равен Отцу; сверх того они веровали, что их не два или три, а один сущностью, величием и славою, следовательно Божественностью.

Из этого следует, что вследствие Божественного попущения произошло то, что христиане вначале приняли учение о трёх личностях и при этом признавали, что Господь также есть бесконечный, всемогущий Бог и Иегова; ибо если бы они этого не признали, то не было бы никакой церкви, а церковь становится церковью только от Господа, и вечная жизнь всех происходит от Господа, а не от кого-либо другого.

Церковь становится церковью от Господа — это можно заключить единственно из того, что всё Слово от начала до конца говорит об одном только Господе и о том, что в Него следует верить. А те, которые в Него не верят, не получат жизни вечной, но гнев Божий пребудет на них (Иоанн 3:36). А так как всякий сам собою понимает, что если Бог один, то Он должен быть один как личностью, так и сущностью; если же кто мыслит, что Бог один, то он иначе не верует и не может веровать. Здесь я хочу привести всё учение, получившее название от Афанасия, и показать, что всё, там сказанное, истинно разумеемо только если вместо Троицы личностей разуметь Троицу личности.

Это учение следующее: „Кто хочет спастись, тот должен исповедовать эту кафолическую веру (другие говорят: христианскую): если же кто не исполнит этой веры: всей, в целости, без малейшего сомнения, тот погибнет в вечности. Эта кафолическая вера (другие говорят: христианская) следующая: мы поклоняемся одному Богу в Троице, и Троице в единстве, не соединяя личностей и не разделяя субстанции (другие: сущности); ибо первая личность принадлежит Отцу, вторая — Сыну, а третья — Святому Духу; но Божественность Отца, Сына и Святого Духа одна, равная славою и совечная величием. Каков Отец, таков Сын и Святой Дух. Отец несотворён, Сын несотворён и Святой Дух несотворён. Отец бесконечен, Сын бесконечен и Святой Дух бесконечен. Отец вечен, Сын вечен и Святой Дух вечен, но не три вечных, а один вечный, и не три бесконечных, также как не три несотворённых, а один несотворён и один бесконечен. Равно как Отец всемогущ, так и Сын — всемогущ, и Святой Дух — всемогущ, но не три всемогущих, а один всемогущий. Как Отец есть Бог, так и Сын — Бог, и Святой Дух — Бог, но не три бога, а один Бог. Как Отец есть Господь, так и Сын — Господь, и Святой Дух — Господь, но не три господа, а один Господь. Если мы обязаны признавать, по христианской истине, каждую личность Саму по Себе Богом и Господом, то кафолическая религия нам не позволяет называть трёх богов, или трёх Господов. (Другие же говорят, мы не можем по христианской вере признавать трёх богов или трёх господов.) Отец никем не создан, не сотворён, не рождён; Сын — не создан, не сотворён, но рождён Отцом; Дух Святой — не создан, не сотворён и не рождён Отцом и Сыном, но от Них исходит. Поэтому один Отец, а не три отца; один Сын, а не три сына; один Святой Дух, а не три святых духа. И в этой Троице никто не первый и не последний, и никто не больший и не меньший, но все три личности вместе вечны и совершенно равны. Как выше было сказано, так следует поклоняться Единству в Троице и Троице в Единстве (другие говорят, следует поклоняться трём личностям в одном Божестве и одному Богу в трёх личностях): поэтому кто хочет спастись, тот так должен думать о Троице.

Поэтому также для спасения необходимо правильно веровать в воплощение нашего Господа Иисуса Христа (другие, чтобы всякий постоянно веровал, что наш Господь есть истинный человек); ибо истинная вера состоит в том, чтобы мы веровали и исповедовали, что наш Господь, Иисус Христос, Сын Божий, есть Бог и Человек. Бог Отчею субстанцией (или сущностью, другие — природой), рождённый прежде мира, и человек субстанцией (другие: природой) от матери, рождённый в мире. Совершенный Бог и совершённый человек, состоящий из разумной души и человеческого тела: равный Отцу Божественностью, и менее (другие: ниже) Отца человечностью. И хотя Он Бог и Человек, но не два, а один — Христос: Он один не от претворения Божественности в тело, а от принятия человечности в Боге (другие говорят: Он один, однако не так, чтобы Божественность претворилась в человечность, а Божественность приняла в Себя человечность) совершенно один не слиянием (другие — смешением) сущности, а единством личности (другие, Он совершенно один, однако не так, чтобы две природы были смешаны, но Он — одна личность): как разумная душа с телом составляют одного человека, так Бог и человек составляют одного Христа. Он страдал ради нашего спасения, сошёл в ад, воскрес в третий день от смерти, вознёсся в небеса и воссел одесную Отца всемогущего; откуда придёт судить живых и мёртвых, в Его пришествие все люди воскреснут своими телами: и те, которые сотворили добро, войдут в вечную жизнь, сотворившие же зло — в вечный огонь“.

Все в этом учении, до самого последнего слова — истинно, когда вместо Троицы личностей разуметь Троицу личности. Это можно заключить из этих же мест, вторично выписываемых, где приведена эта Троица. Троица личности состоит в том, что Божественное Господа есть Отец, Божественное человеческое — Сын, а Божественное исходящее — Дух Святой. Если разумеется эта Троица, то человек может не только мыслить об одном Боге, но даже называть одного Бога: всякий видит, что иначе он может мыслить только о трёх богах, и это видел Афанасий, потому что в его учении также введены следующие слова: „Мы по христианской истине обязаны признавать каждую личность саму по себе Богом и Господом, но мы не можем по кафолической религии, или по христианской вере, упоминать или называть трёх богов или трёх господов“.

Притом никто не понимает, как Божественное, которое одно, может делиться на три личности, из которых каждая — Бог, тогда как Божественное неделимо; составлять же три личности в одном через субстанцию или сущность — не отдаляет мысли о трёх богах, а только даёт понятие об их единодушии.

Если вместо Троицы личностей разуметь Троицу личности, то всё в этом учении, даже в самых его последних словах, истинно. Это можно заключить из тех же мест, если переписать их следующим образом: „Кто хочет спастись, тот необходимо должен исповедовать эту христианскую веру. Эта христианская вера состоит в том, что мы поклоняемся одному Богу в Троице, и Троице в одном, не соединяя трёх личностей и не разделяя сущности. Троица одной личности называется Отцом, Сыном и Святым Духом. Божественность Отца, Сына и Святого Духа одинакова, равная славой и величием. Каков Отец, таков Сын и Святой Дух; Отец несотворён, Сын несотворён и Святой Дух несотворён. Отец бесконечен, Сын бесконечен и Святой Дух бесконечен. Отец вечен, Сын вечен и Святой Дух вечен, но не три вечных, а один вечный, и не три бесконечных, также как не три несотворённых, а один несотворён и один бесконечен. Равно как Отец всемогущ, так и Сын — всемогущ, и Святой Дух — всемогущ, но не три всемогущих, а один всемогущий. Как Отец есть Бог, так и Сын — Бог, и Святой Дух — Бог, но не три бога, а один Бог. Как Отец есть Господь, так и Сын — Господь, и Святой Дух — Господь, но не три господа, а один Господь. Хотя мы по христианской истине признаём Троицу в одной личности, которая есть Бог и Господь, но по христианской вере мы можем называть только одного Бога и одного Господа. Отец никем не создан, не сотворён, не рождён; Сын — не создан, не сотворён, но рождён Отцом; Дух Святой — не создан, не сотворён и не рождён Отцом и Сыном, но от Них исходит. Поэтому один Отец, а не три отца; один Сын, а не три сына; один Святой Дух, а не три святых духа; и в этой Троице нет большего и меньшего, но они совершенно равны. Так что должны поклоняться Единству в Троице и Троице в Единстве, как об этом выше было сказано“.

Это сказано в учении о Троице и Единстве Божьем; затем там же говорится о принятии Господом в мире человеческого, что называется воплощением; там также, все вообще и в частности в учении, истинно, когда отдельно разуметь человеческое от матери, бывшее в Господе в то время, когда Он находился в состоянии уничижения или опустошения и когда Он испытывал искушения и крестное страдание, и человеческое от Отца, в котором Он был в состоянии прославления или соединения; ибо Господь принял в мире человеческое, зачатое Иеговою, который есть Господь от вечности, и рождённое девой Марией, поэтому в Нём было и Божественное, и человеческое, Божественное — от Его Божественного от вечности, и человеческое — от матери Марии во времени; но Он совлёк это человеческое и облёкся в человеческое, которое было Божественным. Именно оно называется Божественным человеческим и в Слове разумеется под Сыном Божьим. Поэтому, когда под материнским человеческим разумеется всё предыдущее в учении о воплощении, в котором Он был, находясь в состоянии уничижения, а под Божественным человеческим, в котором Он был, находясь в состоянии прославления, разумеется всё там последующее, то всё это также согласно.

С материнским человеческим, в котором Он был, находясь в состоянии уничижения совпадает всё предыдущее в учении: „Иисус Христос был Бог и человек, Бог Отчею субстанцией, а человек субстанцией матери, рождённый в мире; совершённый Бог и совершённый человек, состоящий из разумной души и человеческого тела; равный Отцу Божественным, менее Отца человеческим“. Затем следующее: „Это человеческое не претворилась в Божественное и с ним не слилось, но совлечено, а вместо него принято Божественное человеческое“. С Божественным человеческим, в котором Он был, находясь в состоянии прославления, и в котором теперь пребывает в вечности, совпадает следующее в учении: „Хотя наш Господь Иисус Христос Сын Божий есть Бог и Человек, но не два, а один Христос, и притом Он совершенно один, ибо одна личность, потому что, как душа с телом составляют одного человека, так Бог и человек составляют одного Христа“.

Бог и человек в Господе по учению не две, а одна личность, они же составляют такое единение, как душа с телом составляет одно, это ясно видно из многих мест, Им Самим сказанных, как например, Отец и Он — одно, всё Отца принадлежит Ему, и всё Его принадлежит Отцу; Он в Отце и Отец в Нём; всё дано в Его руку; Ему принадлежит всякая власть; Он есть Бог неба и земли, верующий в Него имеет жизнь вечную; и затем: Он вознёсся в небеса Божественным и человеческим, и там воссел одесную Бога, то есть Он всемогущ; и много других мест, в большом обилии выше приведённых из Слова о Его Божественном человеческом. Все эти места свидетельствуют, что Бог один, как личностью, так и сущностью, в Нём содержится Троица и этот Бог есть Господь».

Как видим — главенствующей идеей Небесного Учения является та, что Иисус Христос после Своего прославления есть Сам Господь Бог, единый в личности и сущности, и что Его Божественное человеческое состоит из трёх раздельных степеней — Отца, Сына, и Духа Святого, но это раздельные степени существования единого Бытия и единой Божественной личности. Отсюда можно понять, почему известный русский философ Владимир Соловьёв назвал в своей статье о Сведенборге Небесное Учение «абсолютным христианством».

В заключение я хотел бы привести ещё одну цитату, в которой Учение излагает те два главнейших принципа, которые составляют как бы квинтэссенцию всей доктрины новой церкви:

«Есть две существенности особо новой Господней церкви принад­лежащие. Первая из них та, что Господь единый есть Бог небес и земли, и что Его человеческое Божественно. Из этого следует, что Бог един как сущностью, так и личностью, и в Нём заключена Божественная Троица, и что Господь и есть этот Бог. Вторая же (существенность) заключается в том, что только те обладают милосердием и верой, кто живёт в соответствии с заповедями Десятословия, заключающимися в том, что не следует делать зло, и лишь в той мере, насколько кто-либо избегает зол, отвращаясь от них, как от грехов перед Богом, в той же мере он творит и добро, принадлежащее милосердию, и в той же только мере он почитает истины, вере принадлежащие…

Те, кто уничтожат эти две главные существенности, принадлежащие новой церкви Господа, погибнут от любви адской, ибо тот, кто не живёт в соответствии с заповедями Десятословия, так же как и не приходящий к Богу Спасителю и Искупителю, не может пребывать иначе чем в любви адской, и не может он также избежать и участи быть ею погубленным навсегда…

Отвращающиеся от этих двух главных существенностей новой Господней церкви не в состоянии получать никакой истины с неба, каковой истиной является истина учения веры из Слова, ибо они пребывают в своих собственных видах лжи и заблуждениях. И они постоянно низвергают себя во зло и ложь всякого рода, в той же степени, насколько они от этих двух существенностей отвращаются и их разрушают» (АО 484, 494, 496, 498, 537).

 

 

* * *

Как видим из вышеизложенного, с одной стороны, Небесное Учение представляет собой исключительно сложную мистико-философскую религиозную концепцию, для вмещёния которой едва-едва хватает тридцати полновесных томов, да и то, многое остаётся выраженным сугубо конспективно или вообще так и остаётся лишь в общем изложении. И между тем всю многосложность этого учения можно выразить посредством очень немногих, вполне ясных и доступных любому христианину принципов, разумение и следование которым, как утверждает само это учение, является вполне достаточным для преобразования жизни верующего и вхождения его в духовные состояния новой Господней церкви, и затем в вечное блаженство Духовного Господнего Царства на небесах. И принципы эти, изложенные в книге «Истинная христианская религия» заключаются в следующих пяти пунктах.

 

1. Бог один, и в Нём — Божественная Троица. Он — Господь Бог Спаситель Иисус Христос.

2. Спасительная вера — это верить в Него.

3. Нельзя делать зло, потому что оно дьявольское и от дьявола.

4. Нужно делать добро, потому что оно Божье и от Бога.

5. Делать добро человек должен, как если бы он делал сам, а верить нужно, что это от Бога в нём и через него.

 

Последняя и завершающая книга нового Господнего откровения, или же Небесного Учения Нового Иерусалима, была названа по Господнему провидению «Истинной христианской религией». Главной особенностью книги этой, столь заметно выделяющей её среди остальных текстов нового Господнего откровения, является прежде всего то, что книга эта есть универсальное изложение всего относящегося к учению веры новой церкви в окончательной и однозначно зафиксированной форме. Именно в этой книге все частности этого Учения были сконцентрированы Господом в едином и неразрывном комплексе, о котором сказано было, что он является универсальной наукой веры новой церкви, или же основой и фундаментом её внешних, или же природных, познаний, происходящих из Слова и относящихся к Божественности Господа и к духовным началам церкви.

И так как церковь всегда зачинается, как у отдельного человека в частности, так и в любом сообществе человеческом в целом, именно во внешних, или же в природных, началах, к которым и относятся все научные познания из Слова, принадлежащие науке веры в церкви, посему, как в книге «Истинная христианская религия» было написано: «Когда эта книга была окончена, Господь созвал двенадцать Своих учеников, которые следовали за Ним в мире; а днём позже Он послал их проповедовать всему духовному миру евангелие о том, что Господь Бог Иисус Христос — царь, и царство Его — во веки вечные, как предсказано через Даниила (7:13,14) и в Откровении (11:15)» (791).

Из этой цитаты видно, какое значение имеет эта книга для новой Господней церкви, в частности, да и для всего христианского мира вообще, а также и то, что именно через эту книгу Господом утверждено было в Его новой церкви всё то, что относится к области религиозных познаний у человека природного и мирского, в каковых познаниях последние, или же природные, начала церкви Господней всегда зачинаются и покоятся.

Отсюда также видно, каким именно образом возникло и собственно название книги этой.

Согласно Небесному Учению, все события во вселенной происходят одновременно в двух раздельных степенях её существования, и мир духовный имеет опору и существует посредством форм материальных мира природного, как своей основы и фундамента своего существования. Согласно Учению, Божественное наитие, зачинаясь в Господе от вечности, наполняет собою сначала мир духовный, образуя там духовные субстанции, а затем завершается в мире природном, образуя здесь формы материальные.

Но такая последовательность относится именно к порядку нисхождения форм, как раздельному, так и одновременному. Из чего следует, что, хотя по порядку нисхождения духовные субстанциальности всегда предшествуют формам материальным, но они тем не менее не могут существовать вне этих форм, и, следовательно, не предшествуют им по абсолютному существованию. Понять это в совершенстве нельзя, если не абстрагироваться предварительно от понятий пространства и времени и не осмысливать порядок таковой в понятиях раздельных и сплошных степеней, а также и состояний субстанциальных; но если воспринимать это из реальности пространства и времени, то в первом приближении можно сказать, что любое событие происходит одновременно в мире духовном и в мире природном, каждое в своих особых формах, которые связаны между собою лишь соответствиями по раздельной степени. Но при этом по порядку раздельных степеней формы духовных субстанций предшествуют формам природным, или же материальным, — предшествуют не по времени, а по порядку происхождения из «центра» бытия, каковым является Господь от вечности.

При этом события и формы не существуют и не завершаются в своём существовании до тех пор, пока они не пройдут полного круга нисхождения и восхождения к Господу от вечности. Круг этот заключается в том, что наитие Господне должно не только от Него сойти через формы промежуточные даже в самые последние степени существования вселенной, или же в формы материальные, но затем оно должно к Нему также и вернуться, уже обратно, от форм природных, или же материальных, через соответствующие им формы духовные, или же субстанциальные. Именно так всё сотворённое во вселенной и обретает свою полноту и завершённость.

В нашем случае в рамках Небесного Учения мы имеем именно этот самый полный круг, когда Сущий от вечности подвигся, дабы сойти на землю и посетить вновь народ свой, как Он это время от времени и совершает, дабы восстановить падшее и вновь оживотворить погибающее.

Тому, что площадкой проявления силы Своей изначальной Господь выбрал сознание именно старого шведского натурфилософа, было несколько причин, главной из которых послужило то, что научности природные, на которых сознание это построено было, оказались необыкновенно полезными для создания научностей духовных, посредством которых и действовал Господь, создавая Свой материальный инструмент для раскрытия и воздействия из смысла буквального Слова Ветхого и Нового Заветов.

Суть этой главной причины Сведенборг так описывает в диалоге, помещённом им в небольшое произведение, названное «О сообщении души и тела»:

«Однажды некто спросил меня, каким образом я из философа стал богословом, и я ответил: „Точно таким же образом, как рыбаки стали учениками и апостолами через Господа“; и я присовокупил, что я так же с самой ранней молодости был рыбаком духовным. После этого ответа он спросил, что значит рыбак духовный; я сказал, что рыбак в духовном смысле Слова означает человека, разумно ищущего и изучающего истины природные, а затем и духовные… После сего я доказывал происхождение этого значения рыбаков по „Апокалипсису открытому“ (Apocalypsis revelata — изданный в Амстердаме в 1766 г.), а именно, что воды означают истины природные (50 и 932); точно так же поток (409, 932); рыбы — тех, которые находятся в природных истинах (405) и, следовательно, рыбаки — тех, кои исследуют и изучают истины. Услышавши эти объяснения, вопрошавший меня возвысил голос и сказал: „Теперь мне понятно, почему Господь избрал рыбаков своими учениками, и потому я не удивляюсь более тому, что он и тебя избрал и призвал, так как ты, по твоим словам, с самой ранней молодости был рыбаком в духовном смысле, то есть исследователем истин природных; если теперь ты делаешь это относительно истин духовных, то это потому, что они основаны на первых“. К сему он присовокупил, как человек разумный, что один Господь знает, кто способен постигнуть то и учить тому, что принадлежит к его новой церкви, должен ли это быть кто-либо из первосвятителей, или кто-либо из подчинённых. Он говорил, между прочим: «Кто из богословов между христианами не изучал сначала философию в академиях, прежде чем быть посвященным в богословы? Откуда он иначе взял бы разумение?» (ДТ 20).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-08; Просмотров: 221; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.05 сек.