Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Буддизм. Это мировая религия. Возник в середине 1 тысячелетия до н.э




Это мировая религия. Возник в середине 1 тысячелетия до н.э. (от 700 до 800 млн последователей. Распространен в Южной Азии (Индии, Китае, Непале и др).

Возник в середине 6 в. до н.э. Там был серьезный кризис в обществе.

Буддизм и индуизм - разные религии, но общие характеристики у них есть. Одной из причин появления индуизма произошло в том числе и в результате серьезных общественных, политических, социальных и экономических причин. Те же явления глубокого системного кризиса стали причиной формирования буддизма.

К середине 1 тыс. до н.э. кризис был вызван господством и засильем брахманов (из-за распада мировой общины ариев). Структура общества пришла в противоречие с процессами, происходящими в обществе. Это было связано с распадом родовых отношений. Одной из сил послужила новая вертикаль власти, которая была направлена на обеспечение власти брахманов. Эта каста жестко структурировала общества, но явилась и причиной тормоза развития. Общество потеряло доверие к правящему классу - брахманам. Верхи не могли управлять низами, а низы - не хотят. Это порождало дальнейший кризис. Господствующая каста брахманов столкнулась с вызовом от общества. Буддизм не включает элементы социального противостояния. Кризис должен был разрешиться другим образом. Это привело к формированию нового движения внутри общества, вылился в форму аскетизма (аскеты - бродящие брахманы, вышедшие из касты). Брахманы не понимали потребности общества. Они оторвались, накопив богатство. Брахманы появились когда-то потому, что сказали, что знают, как развивать общество, путем личного примера - оскеза - отказа от богатства и власти (то есть чисто монашеский путь жизнь: ограничение себя в потреблении, отказ от властных прерогатив и др.). Только отказ от стяжания, богатства, жажды накопления - только этот путь может вывести из тупика того времени. Где тогдашняя элита имела сильные позиции? В тех местах Индии, где выход общественно полезного продукта был наиболее прибыльным. Основной способ - земледелие, кочеводство, поэтому самое богатство там, где плодородная земля, например, в долинах рек (Ганга). Оппонентов (аскетов) они выдавливали со своих территорий. Аскеты уходили в более суровые места - в горы (Гималаи). Там они получить только минимум, необходимый для того, чтобы не умереть.Там стали появляться монастыри.

Там сложилась горная конфедерация ариев (шакьяев), которая выступила против брахманов, заявив, что они потеряли уважение, им истина отказала в доверии. Призыв к аскетизму получил широкое признание. В нем нашли путь к спасению.

Ганди исходил из этих идей сопротивления, когда свергал власть английских колонизаторов.

Власть начинает себя чувствовать неуютно, для нее это серьезный звоночек, когда ей не оказывают сопротивления через открытые формы, а просто общество утрачивается доверие (это самое главное в обществе). Так происходит обесценивание того, что делает власть, в нее не верят. Это приводит к тому, что такая политическая группировка уходит со сцены. Также произошло и здесь. Новая жизненная доктрина пути к свободе через аскетизм.

Буддизм никогда не призывает к богатсву, к торжеству власти над кем-то, чем-то. В 3 в. до н.э. это течение получило столь широкий размах, что практически произошел ненасильственный переворот. Нужна была политическая воля, которая превратило бы это течение в свой ресурс. Так поступил император Ашока, он стал покровительствовать новой религии, разрешил строить монастыри и в более благоприятных землях, стал опираться на новую религиозную организацию. Потом он провел 3 Собор Паталикутри, они провозгласили новые пинципы религиозной системы (правитель окончательно признал ее как религию, являющуюся истинной и способствующей спасению). Были утверждены 3 драгоценности буддизма:

1. Учитель Будда

2. Учение

3. Монарх (??? Мне кажется монахи); монастырь Санкха (стал институтом веры и хранения его толкования).

То есть отказались от одной системы брахманизма и перешли к новому поклонению Санкхи (они хранители истины), а раз так, они становятся источником власти. Декларирование права на истины - обратная сторона властного мандата на управление народом.

Так было с императором Византии Константином Великим, который отказался от язычества и признал христианство.

Роль учителя становится в буддизме ключевой. Главным основанием, на котором зиждется учение, - священный текст, а точнее сборник священных текстов - Типитака (переводится - 3 драгоценности, 3 корзины).

Будда - просветленный. Санскрит - искусственный язык священных текстов, язык для посвященных. Надо было шифроваться, чтобы передавать информацию, а потом уже язык получил распространение. Будда - не сам бог, а его эманация на земле, частица. Это частица, которая спустилась на землю из космических далей. Как же эта частица оказалась на земле? Буддизм имеет научно-философскую подкладку. Буддизм много апеллирует к космосу, к трансцендентности, к тому, что выходит за пределы земного сущетсования. Это развито у них больше, чем в других религиях. У низ развит космизм - набор астрономических знаний.

Есть высшие силы, которые управляют стихией,гармонией на земле, здесь они сливаются с идуистами. Каждое существо может стать Буддой, то есть просветленным. Как стать таким? Как стать частицей светозарного мира? Это - абсолютный свет и абсолютная чистота. Будда как частица света оказался на земле, чтобы поведать народу истину. Счастье в том, чтобы воссоединиться со светом, происходит всеобщая эманация. Будда - некий путь, который он лемонстириует людям. Он герой. Нужно отречься от всего греховного - жажды власти и богатства и т.п.

"Лучше не устраивать викторину вопросов и ответов. Я скажу все нужное сам."

Пройти бесконечную эманацию - пройти все, чтобы потом вернуться на землю и научить людей пути к спасению. Таким стал Принц Гаутана из рода отшельников Шакьямунти. Он открыл им учение о спасении. Он представил им все это зримо в виде себя. Он был у бога. Он очистился, прошел все сита перерождения. Процесс перерождения к лучшему - тяжелый путь, мучение, страдание. Душа страдает и очищается.

Соединиться с богом человек при первой жизни не может. Но путем аскетизма от всего мирского (греховного)

Принц Гаутана не только прошел путь к богу, но и прошел обратный путь реинкарнации - от совершенного к абсолютно греховному - человеку. Плоть человека воплощает плотские желания. А это - еще тяжелее. Он указал им свой пример и правильный путь - дхарму. Его можно приобрести законом перерождения - сансары, который воплощает закон кармы. Индуисты: чем лучше ты ведешь себя в этой жизни, тем лучше тем будет в следующей, и так далее, а потом ты становишься светящейся частицей и воссоединяешься с божеством. Закон воздаяния - карма: если ты заслужил воздаяние в виде перерождения - это карма.

Говорят, что Гаутана реальная личность (жил во 2-3 вв.). В результате последнего перерождения он воплотился в свое обличие, которым он былдо прихода к богу. Он 40 лет ходил по земле по долине Ганга (у него были ученики). Бог смерти - демон Мару был против Будды, но Будда победил. Там он создал общину и сделал много чудес. Смерть его совпала с его 80летием и майским полнолунием - то же было и в день его рождения. Дата смерти - 554 г. Но не факт, в 1954 стали отмечать 2,5 тыс. лет буддизма, это сокрализовало рождение государства.

Учение буддизма. Тождество между бытием и страданием. То есть буддизм - религия очень удобная для любого политического лидера. Не сетуй, не сопротивляйся, смирись и в следующей жизни будут у тебя большие блага. Буддисты признали перерождение душ, но брахманы говорили о возможности хорошего перерождения. Буддисты: ты можешь надеяться на лучшее, но только в результате кармы. Форма проста очень большая. Эта религиозная система удачно упорядочивает общество.

Цель перерождений - прекращение всяких перерождений (конец страданий и мучений, переход из небытия в бытие, достижение нирваны - новой субстанции, природы. Ты станешь частицей бога, огромного бесконечного трансцендентного бытия).

У Будды 4 истины:

4. Жизнь есть страдание.

5. Причина того, что жизнь - страдание, состоит в человеческой природе, в человеке. Ты - сам источник страдания.

6. От этого страдания можно освободиться только с отказом от жажды жизни. В борьбе со своей природой ты должен освободиться от своего эгоизма и гедонизма (наслаждение - вещь страстная, греховная). Освободившись, откроется путь к спасению.

7. Стремление к правильному восьмеричному срединному пути. То есть ты теперь знаешь все истины, так следуй им.

Бог не может это сформировать, он всем управляет, он трансцендентен, он создал мир, а дальше -дело человека.

Что нельзя делать в праивльном поведении (мы знаем из декалога - 10 заповедей):

• Не лги

• Не убей

• Не прелюбодествуй

• Не кради

• Относись к людям так, как ты хочешь, чтобы они относились к тебе (возлюби бога своего и возлюби ближнего своего как самого себя и не причиняй ближнему того, чего ты не хочешь себе - на этом основано все учение (это написано на скрижалях не каменных, а плотяных, то есть на человеческих сердцах)

• И др.

Из этого следует, что главное в этом учении - аскетизм. Это не расходится ни с христианством, ни с исламом. Главное богатство человека - содержать в нравственной и моральной чистоте и свое сердце, и свою душу.

Важна тренировка своего сознания - медитация, то есть созерцающее состояние, состояние гармонии с окружающим миром. Буддисты не должны менять мир. Они должны уйти так же, как и пришли.

У бога 2 руки: правая - десница, творит все лучшее; левая - денница (дьявол), но бог отсек ее, чтобы избежать грехов (на рисунках он часто изображен с закрытой этой рукой). Денница возгордился, что бог пригласил его сотворить мир вместе. Он возгордился. Отсюда и пошло их противостояние.

Будда - не бог, не творец, мир сущетсвует и без него. Творец - космогонический транцендент.

Есть вотхисаквы - существа, почти достигнувшие нирваны, но они не сделали последний шаг, они в человеческом теле. Они - ангелы.

2 пути спасения

8. Узкий путь - уход из мира (монашество; монахи носят черную одежду - он умер для мира, ему дают новое имя, он уходит в другую жизнь) -

9. Широкий путь - аскетизм в мире через служение.

Буддизм разветвления:

Тибесткий - Далай Лама

Ламаизм - более мягкий (здесь: буряты, калмыки, тувинцы - желтошапочный, в Монголии - красношапошный).

Тайный. Есть скрытые аскеты в горах Гималаи.

 

2.10.13




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-08; Просмотров: 736; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.023 сек.