Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные задачи и ресурсы

инженерно-технической службы

 

Основные задачи ИТС автомобильного транспорта на различных уровнях управления (федеральном, отраслевом, региональном, хозяйственном) могут быть сведены к следующим.

1. Определение технической политики ведомства, региона, объединений и предприятий по технической эксплуатации подвижного состава автомобильного транспорта. Техническая политика формируется на основе существующего хозяй­ственного механизма и действующего законодательства, принципов планово-преду­предительной системы обеспечения работоспособности автомобилей и парков, состояния и опыта работы данной отрасли и прогнозов ее развития, имеющихся ресурсов и ограничений, а также выполненных научно-исследовательских работ.

Техническая политика должна обеспечивать требуемый уровень работоспособ­ности автомобильного парка, безопасность движения, экологичные и ресурсосбе­регающие пути развития. Техническая политика реализуется через хозяйственный механизм и законодательство, предусматривающие: рентабельность предприятий и хозяйственный расчет; отраслевые, региональные и местные программы; систему прогрессивной нормативной, проектной и технологической документации.

2. Разработка и доведение до исполнителей целей, нормативно-технологиче­ской и проектной документации, обеспечивающей реализацию технической политики.

3. Планирование, организация, управление техническим обслуживанием, ремонтом и хранением подвижного состава автомобильного транспорта. Ресурсное и оперативное корректирование нормативов с учетом условий эксплуатации.

4. Создание, совершенствование и рационализация производственно-техниче­ской базы и проведение мер по ее поддержанию, реконструкции и техническому перевооружению, механизации и роботизации технического обслуживания, ремонта, хранения и заправки.

5. Организация материально-технического обеспечения и хранения запасных частей, эксплуатационных материалов, технологического оборудования.

6. Разработка мероприятий по экономии всех видов ресурсов, и в первую очередь трудовых и топливно-энергетических, а также капитальных вложений. Сбор, повторное использование и регенерация отходов.

7. Анализ технического состояния подвижного состава автомобильного транс­порта, производственно-технической базы, технологического оборудования, производственных запасов.

8. Организация внутрихозяйственного учета технического обслуживания и ремонта подвижного состава, технологического и другого оборудования, элементов производственно-технической базы.

9. Управление возрастной структурой автомобильных парков. Составление плана поставок и списания автомобилей и технологического оборудования. Раз­работка рекомендаций по использованию автомобилей с учетом их конструкции, технического состояния и условий эксплуатации.

10. Комплектация ИТС персоналом, повышение квалификации, улучшение условий труда, совершенствование нормирования, морального и материального стимулирования персонала.

11. Подготовка предприятий к приему и эффективной эксплуатации автомоби­лей новой конструкции, использованию новых эксплуатационных материалов, оборудования, компьютерной и сетевой техники.

12. Обобщение, распространение и реализация передового опыта технической эксплуатации.

13. Организация внутрихозяйственных договорных отношений со службой перевозок в комплексных предприятиях. Предъявление требований к службе пере­возок и контроль за соблюдением правил технической эксплуатации подвижного состава автомобильного транспорта на линии. Оценка влияния водителей на работоспособность автомобилей и повышение их квалификации.

14. Предъявление требований (заказа) к производителям транспортной техни­ки и материалов по совершенствованию конструкции подвижного состава, качеству эксплуатационных материалов, масштабам и качеству строительства и эксплуата­ции дорог. Организация контроля качества подвижного состава, приобретаемых эксплуатационных материалов и запасных частей.

15. Модернизация и переоборудование подвижного состава, изготовление некоторых типов специализированного подвижного состава, производство которых пока не освоено промышленностью. Восстановление и частичное изготовление ограниченной номенклатуры деталей, материалов и оборудования.

16. Организация работы предприятия в особых условиях.

 

Ресурсы инженерно-технической службы

 

Для эффективного функционирования ИТС должна располагать, определенной материально-технической базой и ресурсами.

1. Интеллектуальные ресурсы в виде накопленных системой (отраслью, груп­пой предприятий, конкретным АТП) и персоналом научно обоснованных и про­веренных производством знаний:

· стратегий и тактик обеспечения работоспособности автомобилей, обобщен­ных системой ТО и ремонта;

· методов, технологий и принципов управления производством ТО и ремонта;

· нормативов технической эксплуатации и методов их корректирования;

· прогнозов развития автомобильного транспорта и ТЭА, основных направ­лений, темпов и масштабов реализации нововведений;

· уровней развития соответствующих отраслей науки, передового отечествен­ного и зарубежного опыта.

Носителями и инициаторами формирования интеллектуальных ресурсов явля­ются научные работники, управленческий и инженерный состав предприятий и организаций автомобильного транспорта и учебных учреждений. Интеллектуаль­ные ресурсы являются основным источником при подготовке специалистов и повышении их квалификации.

2. Материально-техническая или производственно-техническая база, включающая в себя здания, сооружения, технические средства для хранения, заправки, технического обслуживания и ремонта автомобилей.

Состояние производственно-технической базы оказывает существенное влия­ние на показатели эффективности ТЭА и необходимые ресурсы, харак­теризуется уровнем обеспеченности, представляющим собой отношение фактиче­ских и нормативных показателей. Для характеристики ПТБ применяются обоб­щающие показатели, например капиталовложения в ПТБ, приходящиеся на один автомобиль, соотношение стоимости активной (подвижной состав) и пассивной (производственная база) частей фондов.

К частным показателям относятся: число рабочих постов, приходящихся на 1 млн. км суммарного пробега; площади производственно-складских и вспомогательных помещений на один автомо­биль, площади стоянок на одно место хранения, уровень механизации работ ТО и ремонта и др. Нормативы на приведенные показатели определяют­ся с учетом типа подвижного состава, условий эксплуатации, размера, струк­туры и специализации ПТБ.

Анализ состояния ПТБ конкретных предприятий рекомендуется проводить не только в целом, но и поэлементно, т.е. конкретных цехов, участков, зон, что обеспечивает выявление объектов, во-первых, оказывающих главное влияние на показатели эффективности ТЭА, во-вторых, не соответствующих нормативам и требующих первоочередной реконструкции, расширения или технического перевооружения.

3. Подвижной состав определенных технико-эксплуатационных свойств, явля­ющийся предметом труда ИТС.

На организацию и технологию ТО и ремонта, на потребность в производст­венно-технической базе, материальных и трудовых ресурсах влияют следующие основные характеристики и параметры подвижного состава:

· тип: грузовые, легковые, автобусы, прицепы и полуприцепы;

· назначение и модификация – общетранспортного назначения, специализированные и специальные (пожарные, краны, автолав­ки и др.);

· грузоподъемность и вместимость;

· уровень экологической безопасности (соответствие национальным и между­народным требованиям);

· вид применяемого топлива и энергии, включая альтернативные;

· надежность, безопасность и экологичность;

· уровень унификации конструкции и применяемых эксплуатационных мате­риалов;

· наработка автомобилей с начала эксплуатации и стабильность технико-экс­плуатационных свойств при старении;

· габаритные размеры автомобилей и масса основных агрегатов.

4. Материально-технические ресурсы в виде приобретаемых с учетом норм запасных частей, шин, масел и смазок, металла, топлива (расходуемого при техни­ческом обслуживании и ремонте), электрической и тепловой энергии, воды.

5. Финансовые ресурсы, необходимые для: финансирования капиталовложений при строительстве, расширении, реконструкции и техническом перевооружении ПТБ; приобретения автомобилей, нового технологического и другого оборудова­ния; оплаты труда персонала ИТС; приобретения эксплуатационных материалов и обеспечения запасов; оплаты договоров на выполнение проектных, конструкторско-технологических и научно-исследовательских работ. Финансовые ресурсы образуются на основе самофинансирования за счет доходов, получаемых от пере­возочного процесса, и других хозяйственных операций, а также региональных дотаций, например на городские автобусные перевозки.

6. Кадры научных, инженерно-технических работников, ремонтных и вспомо­гательных рабочих. Потребность в персонале определяется производственной программой работ по ТО и ремонту, рекомендуемыми нормами численности и уточняется на местах в соответствии с принятым законодательством и располагаемым фондом материального поощрения.

7. Информационное обеспечение ИТС, необходимое для: оперативного управления организации производства ТО и ремонта (программы работ по АТП, зонам, цехам и участкам, их текущая загрузка; характеристики потока неисправностей; наличие запасов и др.); формирования самой базы и определения ресурсов ИТС. Информационное обеспечение включает следующие характерные группы работ:

I. Разработка нормативов, определяющих объемы и содержание работ ТО и ремонта, требования к техническому состоянию подвижного состава автомобиль­ного транспорта, дорожной и экологической безопасности.

II. Разработка нормативов, определяющих ресурсы для выполнения ТО и ремонта.

III. Подготовка рекомендаций по проектированию, реконструкции и техниче­скому перевооружению предприятий.

IV. Разработка руководств и рекомендаций по технологии и организации вы­полнения работ ТО и ремонта, их "привязка" к конкретным предприятиям.

V. Выработка научных рекомендаций (прогнозы, программы), создающих основу для нормативно-технологического и проектного обеспечения и определения технической политики, отрасли, перспектив развития ТЭА.

VI. Разработка системы внедрения и оказания помощи предприятиям и органи­зациям автомобильного транспорта.

VII. Анализ передового опыта предприятий и организация автомобильного транспорта.

Персонал инженерно-технической службы

Состав персонала. Персонал инженерно-технической службы состоит из руко­водителей; специалистов; кадров массовых профессий (рабочие кадры); ответст­венных за транспортную деятельность предприятий, организаций и фирм, в кото­рых транспортная работа является вспомогательной, и предпринимателей. Естест­венно, что в малых предприятиях и у предпринимателей это деление условно.

По состоянию на конец 1998 года на предприятиях автомобильного транспорта всех форм собственности, в автотранспортных подразделениях нетранспортных организаций, а также у физических лиц, осуществляющих ту или иную деятель­ность на автомобильном транспорте, включая автосервис и торгово-снабженческую, согласно оценкам, работали до 6,5 млн. чел, в том числе 86 % – кадры массо­вых профессий, 8,5 % – специалисты и руководители, 5,5 % – обслуживающий и вспомогательный персонал.

Специалисты на автомобильном транспорте имеют различные функциональ­ные обязанности, связанные с организацией и выполнением перевозок грузов и пассажиров, обеспечением технической исправности и работоспособности авто­транспортных средств, организацией финансово-экономической деятельности предприятий, обеспечением работы по безопасности движения, организацией и выполнением работ в области автосервиса, организацией и обеспечением экологи­ческой безопасности транспортного комплекса, контрольно-инспекторской, сертификационной, лицензионной и торгово-снабженческой деятельностью. В ряде случаев эти функциональные обязанности объединяются или, наоборот, дробятся на более конкретные.

Ответственные за транспортную деятельность в большинстве случаев выпол­няют в различных комбинациях указанные функции; иногда отдельные функцио­нальные обязанности (финансово-экономическая, экологическая и др.) передают­ся в другие подразделения фирмы, напрямую не связанные с транспортом. В эту группу входят как специалисты с высшим и средним специальным образованием автотранспортного профиля, так и лица без специального образования, совмещаю­щие работу по организации автотранспортной деятельности с иными функциональ­ными обязанностями.

Предприниматели также выполняют все эти функциональные задачи, только в значительно сокращенных объемах, совмещая их с вождением автомобиля, про­ведением некоторых работ ТО и ТР (водители-операторы) и т.д. В эту группу входят лица со специальным образованием автотранспортного профиля, водители с большим опытом работы на крупных предприятиях, а также лица, пришедшие из других отраслей и нуждающиеся в серьезной профессиональной подготовке.

Кадры массовых профессий включают две основные группы работников:

· водители, имеющие право на управление транспортными средствами категорий В, ВЕ, С, СЕ, Д, Е и на перевозку опасных грузов;

· ремонтные рабочие: автослесарь (разборочно-сборочные, регулировочные работы); слесарь-автоэлектрик, аккумуляторщик, вулканизаторщик; газо- и электросварщик, маляр, автослесарь по топливной аппаратуре и т.д.

В зависимости от квалификации им присваивается соответствующий разряд. В ряде случаев в ТО и ремонте участвуют водители.

На инженерно-техническую службу приходится до 29 %, а с учетом водителей, участвующих в ТО и ремонте – до 37 % персонала автомобильного транспорта (табл. 1).

Таблица 1 Примерный состав персонала АТП, %

Персонал АТП
грузовое пассажирское
всего в том числе ИТС всего в том числе ИТС
Водители 57,0 7,4 40,0 8,3
Кондукторы - - 6,0 -
Ремонтные рабочие 16,5 16,5 19,0 19,0
Вспомогательные рабочие 9,8 6,2 14,0 9,3
Специалисты и руководители 9,7   3,4   9,2   3,1  
Служащие 4,0 1,5 4,8 1,7
Прочие 3,0 1,0 7,0 3,0

 

Таблица 2. Примерное соотношение руководителей и специалистов в технических центрах, осуществляющих продажу и техническое

обслуживание автомобилей, %

Руководство 42,3
Торговля 16,0
Сервис 20,3
Производство 21,4

 

 

Таблица 3. Примерное соотношение продуктивного персонала СТОА, %

Слесари по ремонту автомобилей  
Слесари по топливной аппаратуре  
Мойщики автомобилей  
Маляры  
Консерваторщики изделий  
Газоэлектросварщики  
Аккумуляторщики  
Рихтовщики  
Вулканизаторщики  
Другие профессии  

В соответствии с действующей классификацией на автомобильном транспорте могут работать специалисты с высшим образованием автотранспортного профиля по специальностям:

· автомобили и автомобильное хозяйство,

· организация перевозок и управление на транспорте (автомобильный транспорт),

· организация и безопасность движения,

· эксплуатация и обслужи­вание транспортных и технологических машин и оборудования (по отраслям),

· стандартизация и сертификация,

· инженерная защита окружающей среды,

· экономика и управление на предприятии (по отраслям),

а также специалисты со средним специальным образованием автотранспортного профиля по специальностям:

· техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта,

· организация перевозок и управление движением на транспорте (автомобильном).

Кроме указанных, на автомобильном транспорте могут работать специалисты, получившие высшее образование по родственным специальностям, обучение по которым включает автомобильные или близкие им дисциплины (двигатели внут­реннего сгорания, конструкция и расчет автомобилей, ТО и ремонт и др.):

· Автомо­биле- и тракторостроение,

· Подъемно-транспортные, строительные и дорожные машины и оборудование,

· Сельскохозяйственные машины и оборудование,

· Ма­шины и оборудование природообустройства и защиты окружающей среды и др.

Произошедшее за последние годы резкое увеличение числа субъектов, осуществляющих автотранспортную деятельность, при уменьшении их мощности (размер парка, численность персонала, число постов обслуживания и ремонта, произ­водственные площади) обусловило существенное изменение функциональных обязанностей специалистов. Для малых предприятий транспорта и предприятий, в которых автотранспортная деятельность является вспомогательной, характерно совмещение функциональных обязанностей, связанных с организацией и обеспече­нием перевозочной деятельности, технического обеспечения, безопасности движе­ния, и, в ряде случаев, финансово-экономической.

Кроме того, произошло снижение уровня специальной и общей подготовки. Среди специалистов 18 % имеют высшее и 31 % среднее специальное образование автотранспортного профиля, 28 % не имеют специального образования, соответ­ствующего выполняемым функциональным обязанностям, но прошли квалифика­ционную подготовку на автомобильном транспорте и условно относятся к катего­рии «практики» и до 23 % специалисты, имеющие образование, включающее только основы автомобильной подготовки.

Таким образом, на должностях специалистов предприятий автомобильного транспорта работает до 50 % лиц, не имеющих профильного высшего и среднего специального образования. Особенно эта доля велика (доходит до 70…80 %) среди ответственных за транспортную деятельность не автотранспортных предприятий и фирм.

Поэтому необходимо расширение и совершенствование подготовки, перепод­готовки и повышения квалификации специалистов и персонала, а также правиль­ное определение текущей и будущей потребности, так как система подготовки персонала, особенно специалистов, достаточно инерционна.

Определение потребности в специалистахможет проводиться на уровнях пред­приятие-регион-отрасль. Прогноз может быть краткосрочным (на 2…4 года) и долговременным (на 5…10 лет) по схеме: изменение валового внутреннего продукта → объем транспортной работы → потребность в персонале → потреб­ность в специалистах.

Таким образам, для автотранспортных предприятий потребность в специалистах определяется исходя из прогнозируемых объемов транспортной работы годовой производительности работающего в данной отрасли, удельного веса специалис­тов среди работающих, соотношения между специалистами с высшим и средним специальным образованием, потребности в специалистах различных видов дея­тельности: для обслуживания индивидуального легкового и грузового транспорта, автомобилей предприятий, не имеющих собственной производственно-технической базы – по числу работающих, необходимых на 1 тыс. автомобилей парка.

При оценке потребности в специалистах, как правило, применяются показа­тели технологической и дополнительной потребности.

Технологическая потребность–это численность специалистов, которая способна обеспечить эффективную автотранспортную деятельность с учетом социальных, экономических требо­ваний, безопасности движения.

Дополнительная потребность – это численность специалистов, которая необходима при приросте объема работ, компенсации естественного выбытия и движения, замене практиков. Дополнительная потреб­ность составляет от 5 до 15 % от общей технологической потребности и зависит от темпов развития отрасли, движения специалистов и др.

При прогнозировании потребности в специалистах на уровне предприятий и регионов указанные соотношения между службами могут изменяться с учетом особенностей регионов и предприятий, темпов их развития и других факторов.

Подготовка персонала.Обеспечение автомобильного транспорта специалис­тами и кадрами массовых профессий в необходимом количестве и требуемой квалификации реализуется действующей системой профессионального образова­ния, переподготовки и повышения квалификации специалистов автотранспортного комплекса.

Подготовку кадровводителей и ремонтных рабочих основных специальностей автомобильного профиля осуществляют учебно-курсовые комбинаты автомобиль­ного транспорта и отраслевые профессиональные училища. Аттестация и частично обучение проводится на автотранспортных предприятиях. Подготовку специалис­тов с высшим и средним специальным образованием ведут соответственно инсти­туты, университеты, академии, техникумы и колледжи. Подготовку ответственных за автотранспортную деятельность лиц и предпринимателей, не имеющих высшего или среднего специального образования автотранспортного профиля, осуществля­ют учебные заведения, в том числе высшие, средние и специальные, в соответствии с лицензией и аккредитацией на данный вид обучения.

Переподготовка проводится с целью получения дополнительных знаний умений и навыков по образовательным программам, предусматривающим изучение отдельных дисциплин, разделов науки, техники и технологии, необходимых для выполнения нового вида профессиональной деятельности. Переподготовку осуще­ствляют высшие и средние специальные учебные заведения. Направление профес­сиональной переподготовки определяется заказчиком (предприятием) по согласо­ванию с образовательным учреждением повышения квалификации, проведение обучения подтверждается соответствующим удостоверением или дипломом госу­дарственного образца.

Повышение квалификацииосуществляется для обновления теоретических и практических знаний в соответствии с требованиями к специалистам. Повышение квалификации проводят высшие и средние специальные учебные заведения, имею­щие в своем составе институты (факультеты) и курсы повышения квалификации согласно лицензии по основным направлениям подготовки специалистов. Обучение осуществляется по программам, определяемым заказчиком и учебным заведением.

Стажировкаимеет целью формирование и закрепление на практике профес­сиональных знаний, умений и навыков, полученных в результате теоретической подготовки. Стажировки проводятся на предприятиях, в научно-исследовательских организациях, образовательных учреждениях и т.д. Программа и сроки стажировки определяются руководством направляющей и принимающей организаций.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Русское православие | Иудо-масонские корни экуменизма 1 страница
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-08; Просмотров: 207; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.06 сек.