Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Оценка экономической и социальной эффективности проектов совершенствования системы и технологии управления персоналом 1 страница




 

9.5.1. Порядок расчета экономической и социальной эффективности проектов совершенствования системы и технологии управления персоналом

 

Разработка и внедрение организационных проектов совершен­ствования системы управления персоналом требует определенных инвестиций, поэтому при расчете экономической эффективности данных проектов следует пользоваться Методическими рекоменда­циями по оценке эффективности инвестиционных проектов и их отбору для финансирования (утвержденными Госстроем, Минэко­номики, Минфином и Госкомпромом РФ от 31.03.94 № 7—12/47). Данный документ предусматривает три вида эффективности про­ектов:

• коммерческая (финансовая) эффективность, учитывающая финансовые последствия реализации проекта для его непосредст­венных участников;

• бюджетная эффективность, отражающая финансовые по­следствия осуществления проекта для федерального, регионально­го или местного бюджетов;

• народнохозяйственная экономическая эффективность, учиты­вающая затраты и результаты, связанные с реализацией проекта, выходящие за пределы прямых финансовых интересов участников инвестиционного проекта и допускающие стоимостное измерение. Для крупномасштабных (существенно затрагивающих интересы города, региона или всей России) проектов рекомендуется оце­нивать народнохозяйственную экономическую эффективность.

Коммерческая эффективность проекта определяется соотноше­нием финансовых затрат и результатов, обеспечивающих требуе­мую норму доходности. Коммерческая эффективность может рас­считываться как для проекта в целом, так и для отдельных участников с учетом их вкладов. При этом в качестве эффекта выступает поток реальных денег.

В рамках каждого вида деятельности происходит приток Пi(t) и отток Оi(t) денежных средств. Обозначим разность между ними через Фi(t):

Фi(t) = Пi(t) - Оi(t),

где i— номер вида деятельности (1, 2, 3,...)...

Потоком реальных денег Ф(t) называется разность между притоком и оттоком денежных средств от инвестиционной и операционной деятельности в каждом периоде осуществления проек­та (на каждом шаге расчета):

Ф(t) = [П1(t) – O1(t)] + [П2(t) – O2(t)] = Ф1(t) + Ф2(t).

Показатели бюджетной эффективности отражают влияние ре­зультатов осуществления проекта на доходы и расходы соответст­вующего (федерального, регионального или местного) бюджета. Основным показателем бюджетной эффективности, используе­мым для обоснования предусмотренных в проекте мер федераль­ной и региональной финансовой поддержки, является бюджет­ный эффект.

Бюджетный эффект (В) для t-го шага осуществления проекта определяется как превышение доходов соответствующего бюдже­та (Дt) над расходами (Рt) в связи с осуществлением данного проекта:

Bttt

Интегральный бюджетный эффект (В инт ) рассчитывается как сумма дисконтированных годовых бюджетных эффектов или как превышение интегральных доходов бюджета (Динт) над инте­гральными бюджетными расходами (Ринт).

Показатели народнохозяйственной экономической эффектив­ности отражают эффективность проекта с точки зрения интересов народного хозяйства в целом, а также для участвующих в осуще­ствлении проекта регионов (субъектов Федерации), отраслей, ор­ганизаций. При расчетах показателей экономической эффектив­ности на уровне народного хозяйства в состав результатов проекта включаются (в стоимостном выражении):

• конечные производственные результаты (выручка от реализа­ции на внутреннем и внешнем рынке всей произведенной продук­ции, кроме продукции, потребляемой российскими организациями-участниками). Сюда же относится и выручка от продажи имущества и интеллектуальной собственности (лицензий на право использова­ния изобретения, ноу-хау, программ для ЭВМ и т.п.), создаваемых участниками в ходе осуществления проекта;

• социальные и экологические результаты, рассчитанные исходя из совместного воздействия всех участников проекта на здоровье на­селения, социальную и экологическую обстановку в регионах;

• прямые финансовые результаты;

• кредиты и займы иностранных государств, банков и фирм, поступления от импортных пошлин и т.п.

Необходимо учитывать также косвенные финансовые резуль­таты, обусловленные осуществлением проекта: изменения дохо­дов сторонних организаций и граждан, рыночной стоимости зе­мельных участков, зданий и иного имущества, а также затраты на консервацию или ликвидацию производственных мощностей, потери природных ресурсов и имущества от возможных аварий и других чрезвычайных ситуаций.

Социальные, экологические, политические и иные результа­ты, не поддающиеся стоимостной оценке, рассматриваются как дополнительные показатели народнохозяйственной эффективно­сти и учитываются при принятии решения о реализации и (или) о государственной поддержке проекта.

В состав затрат проекта включаются предусмотренные в проек­те и необходимые для его реализации текущие и единовременные затраты всех участников осуществления проекта, исчисленные без повторного счета одинаковых затрат одних участников в составе результатов других участников. Поэтому не включаются в расчет:

• затраты организаций — потребителей некоторой продукции на приобретение ее у изготовителей — других участников проекта;

• амортизационные отчисления по основным средствам, соз­данным (построенным, изготовленным) одними участниками проекта и используемым и другими участниками;

• все виды платежей российских организаций-участников в доход государственного бюджета, в том числе налоговые платежи. Штрафы и санкции за невыполнение экологических нормативов и санитарных норм учитываются в составе народнохозяйственных затрат только в том случае, если экологические последствия на­рушений норм не выделены особо в составе экологических ре­зультатов проекта и не включены в состав результатов проекта в стоимостном выражении;

• проценты по кредитам Центрального банка РФ, его агентов и коммерческих банков, включенных в число участников реали­зации инвестиционного проекта;

• затраты иностранных участников.

Основные средства, временно используемые участником в процессе осуществления организационного проекта, учитываются в расчете одним из следующих способов: (а) остаточная стоимость основных средств на момент начала их привлечения включается в единовременные затраты; на момент прекращения единовремен­ные затраты уменьшаются на величину (новой) остаточной стои­мости этих средств; (б) арендная плата за указанные основные средства за время их использования включается в состав текущих затрат.

При расчетах показателей экономической эффективности на уровне региона (отрасли) в состав результатов проекта вклю­чаются:

• региональные (отраслевые) производственные результаты; выручка от реализации продукции, произведенной участниками проекта, организациями региона (отрасли), за вычетом потреб­ленной этими же или другими участниками проекта организации региона (отрасли);

• социальные и экологические результаты, достигаемые в ре­гионе (в организациях отрасли);

• косвенные финансовые результаты, получаемые предприя­тиями и населением региона (организациями отрасли).

В состав затрат при этом включаются только затраты организа­ций — участников проекта, относящихся к соответствующему ре­гиону (отрасли), также без повторного счета одинаковых затрат и без учета затрат одних участников в составе результатов других участников.

При расчетах показателей экономической эффективности на уровне организации в состав результатов проекта включаются:

• производственные результаты;

• выручка от реализации произведенной продукции за выче­том израсходованной на собственные нужды;

• социальные результаты в части, относящейся к работникам организации и членам их семей.

В состав затрат при этом включаются только единовременные и текущие затраты организации без повторного счета (в частности, не допускается одновременный учет единовременных затрат на создание основных средств и текущих затрат на их амортизацию).

 

9.5.2. Оценка экономической эффективности проектов совершенствования системы и технологии управления персоналом

 

При оценке экономической эффективности проектов совер­шенствования системы и технологии управления персоналом (принятии решения об экономической целесообразности осущест­вления проекта, выборе лучшего варианта) могут быть использо­ваны следующие обобщающие показатели.

1. Чистый дисконтированный доход (ЧДД), или интегральный экономический эффект (Эинт), определяется как сумма текущих экономических эффектов за весь период, приведенная к началь­ному шагу (начальному году расчетного периода), или как пре­вышение интегральных экономических результатов над инте­гральными затратами. Величина вычисляется по формуле

где Р — экономические результаты осуществления мероприятий за расчетный период, руб.; К — затраты на осуществление мероприя­тий за расчетный период, руб.; tн — начальный шаг (начальный год расчетного периода); tк — конечный шаг (конечный год расчетного периода); Рt — экономические результаты, достигаемые на t-м ша­ге (в t-м году расчетного периода), руб.; Кt — затраты, осуществ­ляемые на t-м шаге (в t-м году расчетного периода), руб.; at — коэффициент дисконтирования (коэффициент приведения разно­временных затрат и экономических результатов к расчетному году).

На практике иногда используют модифицированную формулу определения ЧДЦ

где К't — затраты на t-м шаге при условии, что в них не входят капиталовложения, руб.; КВЛ — сумма дисконтированных капита­ловложений,, руб.

где КtВЛ, — капиталовложения на t-м шаге (в t-м году расчетного периода), руб.

Если ЧДД положителен, проект является экономически целе­сообразным и может рассматриваться вопрос о его принятии. Чем больше ЧДД, тем эффективнее проект.

2. Индекс доходности (ИД) представляет собой отношение суммы приведенных доходов к величине капиталовложений и рассчитывается по следующей формуле:

3. Внутренняя норма доходности (ВНД) — представляет собой ту норму дисконта (Е^), при которой величина приведенных эко­номических эффектов равна капиталовложениям. Е^ определяется исходя из равенства

ВНД проекта определяется в процессе расчета и сравнивается с требуемой инвестором нормой дохода на вкладываемый капитал.

В случае когда ВНД равна или больше требуемой инвестором нор­мы дохода, реализация проекта оправдана.

4. Срок окупаемостиок) — минимальный временной интер­вал (от начала осуществления проекта), за пределами которого интегральный экономический эффект становится и в дальней­шем остается неотрицательным. Срок окупаемости определяется исходя из следующего условия:

, при котором

где t — временной интервал, за пределами которого Эинт стано­вится неотрицательным.

5. Другие показатели, учитывающие интересы участников или специфику проекта, в частности рентабельность инвестицийИ), определяется по следующей формуле:

При оценке экономической эффективности соизмерение раз­новременных показателей осуществляется путем приведения (дис­контирования) их к ценности в начальном году расчетного пе­риода. Для приведения разновременных экономических затрат, результатов и эффектов используется норма дисконта Е, равная приемлемой для организации норме дохода на капитал[11]. Техниче­ски приведение к базисному моменту времени затрат, экономи­ческих результатов и эффектов, имеющих место на t-м шаге рас­чета реализации проекта (t-м году расчетного периода), удобно производить путем умножения на коэффициент дисконтирова­ния а,, определяемый для постоянной нормы дисконта Е как

 

При проведении расчетов можно воспользоваться значениями коэффициента дисконтирования при различной величине нормы дисконта, приведенными в табл. 9.15. Характеристика экономиче­ских результатов совершенствования системы и технологии уп­равления персоналом представлена в табл. 9.16.

 

Таблица 9.15

Значение коэффициента дисконтирования at, при различных

нормах дисконта

Год -(/)   Норма дисконта Е, %    
                 
  0.952381   0.943396   0.925926   0.909091   0.892857   0.863369   0.847458   0.833333   0.806452  
  0.907029   0.857339   0.857339   0.826446   0.797194   0.756144   0.718184   0.694444   0.650364  
  0.863838   0.793832   0.79В832   0.751315   0.711780     060В631   0.578704   0.524487  
  0.822702   0.735030   0.735030   0.683В13   0.635518   0.571753   0.515789   0.482253   0.422374  
  0.783526   0.680583   0.680583   0.63)921   0.567427   0.497177   0.437109   0.401878   0.341108  
  0.746215   0.630170   0.630170   0.564474   0.506631   0.432328   0.373925     0.275087  
  0.710681   0.583490   0.583490   0.513158   0.452349   0.375937   0.313925   0.279082   0.221844  
  0.676839   0.540269   0.540269   0.466507   0.403883   О.ЗЗЗВ02   0.356038   0.232468   0.1789U7  
  0.644609   0.500249   0.500249   0.424098   0.360610   0.284262   0.225456   0.193807   0.144280  
    0.463193   0.463193   0.385543   0.321973   0.247185   0.226684   0.161506   0.116354  

 

Продолжение табл. 9.15

Год (t) Норма дисконта Е, %  
                     
  0.781250   0.769231   0.746269   0.714286   0.666667   0.555556   0.5   0.434783   0.384615    
  0:610352   0.591716   0.556917   0.510204   0.444444   0.308642   0.25   0.189006   0.147296   0.111111  
  0.476837       0.364431     0.171468   0.125   0.082190   0.056896   0.037030  
  0.372529     0.310156   0.260308 0.197531   0.095330   0.0625   0.035735   0.021883   0.012346  
    0.269329   0.185934   0.131687   0.052922   0.03125   0.015537   0.008417   0.004115  
  0.227374   0.207176   0.172731   0.138100   0.08779 0.029401   0.015625   0.006755   0.008237   0.001372  
  0.177636   0.159366   0.128904   0.094865   0.058528   0.016344   0.007813   0.002937   0.001245   0.000457  
  0.138778   0.122589   0.096197   0.067760   0.039018   0.009074   0.007813 0.001277   0.000479   0.000152  
  0.108420   0.094300   0.071789   0.048400     0.005041   0.001953   0.000555   0.000184   0.000051  
  0.084738   0.072538   0.053572   0.034572   0.017342   0.002801   0.000977   0.000241   0.000071   0.000017  

 

9.5.3. Оценка социальной эффективности проектов совершенствования системы и технологии управления персоналом

 

Оценка эффективности проектов совершенствования системы и технологии управления персоналом требует определения не толь­ко экономических, но и социальных последствий их реализации.

Социальная эффективность проектов проявляется в возможно­сти достижения позитивных, а также избежания отрицательных с социальной точки зрения изменений в организации.

К числу позитивных можно отнести следующие изменения:

• обеспечение персоналу надлежащего жизненного уровня (благоприятные условия труда, достойная заработная плата, необ­ходимые социальные услуги);

• реализация и развитие индивидуальных способностей работ­ников;

• определенная степень свободы и самостоятельности (воз­можность принимать решения, определять методику выполнения заданий, график и интенсивность работы и пр.);

• благоприятный социально-психологический климат (воз­можности для коммуникации, информированность, относитель­ная бесконфликтность отношений с руководством и коллегами и пр.).

К числу предотвращенных отрицательных моментов можно отнести:

• ущерб, наносимый здоровью персонала неблагоприятными условиями труда (профессиональные заболевания, несчастные случаи на работе и пр.);

• ущерб, наносимый личности (интеллектуальные и физиче­ские перегрузки и недогрузки, стрессовые ситуации и пр.).

Позитивные социальные последствия проектов совершенство­вания системы и технологии управления персоналом могут фор­мироваться (и должны оцениваться) и за пределами организации (формирование благоприятного имиджа организации, создание новых рабочих мест и обеспечение стабильной занятости в регио­не, обеспечение безопасности продукции для пользователей и природы и пр.). Характеристика социальных результатов совершенствования системы и технологии управления персоналом представлена в табл. 9.17.

Следует обратить внимание на принципиальную взаимосвязь экономической и социальной эффективности совершенствования системы и технологии управления персоналом, которая объясня­ется следующим: с одной стороны, социальную эффективность в виде стимулов для персонала можно обеспечить только тогда, ко­гда существование организации является надежным, и она полу­чает прибыль, позволяющую предоставить эти стимулы; с другой стороны, экономической эффективности можно добиться только в том случае, если сотрудники предоставят в распоряжение орга­низации свою рабочую силу, что они обычно бывают готовы сделать только при наличии определенного уровня социальной эффективности.

Социальные результаты в ряде случаев поддаются стоимост­ной оценке (например, увеличение выпуска, повышение качества продукции вследствие более полной реализации трудового потен­циала персонала, уменьшение ущерба от сокращения кадров вследствие роста удовлетворенности трудом, сокращение потреб­ности в социальных льготах и компенсациях для нейтрализации или ослабления неблагоприятных условий труда и т.д.) и могут быть включены в состав общих результатов в рамках определения его экономической эффективности.

При комплексной оценке экономической и социальной эффек­тивности программ совершенствования системы и процессов управле­ния персоналом возможны следующие подходы: (а) экономическая эффективность рассматривается как главный показатель, асоциаль­ная эффективность — как ограничение, т.е. принимаются только те проекты, которые предусматривают мероприятия социального харак­тера; (б) рассчитывается интегральный обобщающий показатель эко­номической и социальной эффективности, но ввиду частой качест­венной несопоставимости целей такой расчет носит условный характер; (в) вначале варианты решений разрабатываются и рассмат­риваются с позиций социальных целей независимо от экономиче­ских, а далее среди отобранных социально эффективных вариантов определяется экономически эффективный.

 

Таблица 9.16

Экономические результаты совершенствования системы и технологии

управления персоналом

 

Область формирования (система управления и производственная система организации)   Экономические результаты   Показатели  
1.Элементы функ­циональных подсис­тем системы управле­ния организации          
1.1.Функции управления   Снижение затрат на осуществление функций   • количество видов функций; • уровень дублирования функций, уровень регламентации функций; • затраты на осуществление функций управления; • уровень качества осуществления функций управления  
1.2. Организацион-ная структура управления Совершенствование организационной структуры управления, повышение согласованности рабо­ты функциональных подразделений   • количество и состав управленческих подразделений на разных иерархических уровнях, тип существующей структуры управле­ния, число уровней управления; • степень регламентации оргструктуры, уровень управляемости в сравнении с нормой управляемости; • затраты на управление по отдельным функциональным подразде­лениям и уровням управления  
1.3.Кадры управле­ния   Повышение производительности труда служа­щих, сокращение численности управленческих работников, повышение культуры управления; повышение профессионального мастерства   • численность управленческих кадров; • удельный вес руководителей, специалистов и других служащих; • профессиональный, квалификационный и возрастной состав, структура по стажу работы, общеобразовательный уровень, уровень организации повышения квалификации и переподготовки; • уровень текучести, уровень обеспеченности системы управления кадрами; • уровень использования, уровень состояния трудовой дисциплины, уровень соответствия работников управления занимаемым должностям    
1.4. Технические средства управления   Улучшение использования ЭВМ, улучшение использования оргтехники   • количество и вид технических средств, уровень использования технических средств, удельный вес прогрессивных видов оргтех­ники и ЭВМ, уровень механизации и автоматизации управлен­ческих процессов, удельный вес стоимости оргтехники и ЭВМ в общей стоимости основных фондов    
         

 

Продолжение табл. 9.16

Область формирования (система управления и производственная система организации)   Экономические результаты   Показатели    
1.5. Информация   Снижение трудоемкости обработки информации, удешевление разработки документации, умень­шение ошибок в документации   • объем и вид информации, уровень информационного обеспече­ния, количество информации; • количество документов и информации, приходящейся на одно структурное подразделение или работника аппарата управления; • затраты на создание, передачу и обработку информации, уровень использования информации и документов    
1.6. Методы организа­ции управления   Снижение затрат на оргпроектирование, повы­шение роли экономических методов управле­ния   • уровень обеспеченности системы управления регламентирующей методической документацией; система стимулирования труда; уровень социально-психологической обстановки; наличие распорядка рабочего дня руководителей; уровень правового обеспечения; соотношение административных, экономических и социально-психологических методов по отдельным подразделениям аппарата управления    
1.7. Технология управления   Снижение трудоемкости осуществления проце­дур (операций), снижение стоимости разработки технологических процессов управления, повы­шение уровня регламентации труда   • состав и последовательность выполнения процессов управления, структура и длительность управленческого цикла; • удельный вес процедур и операций творческого и рутинного характера; • уровень регламентации процессов управления; • уровень применения прогрессивных технологических процессов обработки информации; • уровень качества выполнения управленческих процессов, проце­дур и операций; • затраты на выполнение процессов, процедур и операций    
1.8. Решения   Сокращение цикла обоснования, выработки, при­нятия и реализации управленческих решений   • количество принимаемых решений; • своевременность принятия решений; • уровень регламентации решений; • степень выполнения решений, качество принимаемых решений, удельный вес принимаемых типовых управленческих решений; • затраты на выработку, обоснование, принятие и реализацию решений  
2.Элементы подсис­тем производственной системы организации          
2.1. Производствен-. ные функции   Сокращение потерь рабочего времени, сокраще­ние времени на сверхурочные работы   • количество функций, приходящихся на одного рабочего, бригаду; • затраты на их осуществление; • длительность и качество осуществления производственных функций  
           

Продолжение табл. 9.16

Область формирования (система управления и производственная система организации)   Экономические результаты   Показатели    
2.2. Организационная структура производства   Совершенствование организационной структуры производства, повышение ритмичности работы производственных подразделений   • состав производственных подразделений организации; • территориальное расположение организаций и подразделений; • внутрипроизводственные связи звеньев производственной структуры; • распределение численности работающих, производственных мощнос­тей и объемов производства по производственным подразделениям; • длительность производственного цикла    
2.3. Кадры производства   Высвобождение рабочих, улучшение использования рабочих кадров, повышение производительности труда рабочих, повышение культуры производства, повышение уровня квалификации, повышение уровня трудовой дисциплины, снижение текучести кадров, улучшение качества трудовых норм   • состав и структура кадров, численность по категориям работаю­щих, обеспеченность кадров по составу; • образовательный уровень, уровень текучести; • эффективность использования трудовых ресурсов; • социальная структура трудового коллектива, уровень производи­тельности труда и размеры фонда заработной платы; • уровень нормирования труда, формы разделения и кооперирова­ния труда      
2.4. Средства труда   Улучшение использования машин, оборудова­ния, транспортных средств и производственных площадей; повышение уровня механизации и автоматизации производства   • структура основных производственных фондов; • состав и структура оборудования по стоимости и видам, показате­лям использования основных фондов; • степень прогрессивности оборудования; • уровень механизации и автоматизации, фондовооруженность  
2.5. Предметы труда   Снижение сверхнормативных запасов матери­альных ресурсов, улучшение использования материальных ресурсов, снижение затрат на хранение материальных ценностей, ускорение оборачиваемости оборотных средств, улучшение качества материальных норм   • объем и номенклатура материальных ресурсов; • размеры производственных запасов; • коэффициент оборачиваемости оборотных средств; • степень прогрессивности применяемых материалов; • материалоемкость, уровень обеспеченности предметами труда; • уровень организации снабжения материальными ресурсами; • эффективность использования материальных ресурсов  
2.6. Методы организа­ции производства   Сокращение длительности производственного цикла   • уровень предметной, технологической и подетальней специализации; • уровень концентрации и кооперирования производства продукции; • научно-технический уровень производства; • эффективность мероприятий по совершенствованию организа­ции производства  
           

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-08; Просмотров: 1297; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.064 сек.