Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Теоретические и методические основы 1 страница




ВНУТРЕННЯЯ МОТИВАЦИЯ

КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН.............................................................. 9

ТЕОРИЯ ВНУТРЕННЕЙ МОТИВАЦИИ................................................................ 9

Внутренняя и внешняя мотивация: определения................................. 10

Как возникает внутренняя мотивация?..................................................... 1 1

Внутренняя мотивация и психологическое благополучие.................. 13

Внутренняя/внешняя мотивация и личностные ценности.................. 1 3

Внутренняя мотивация — личностная черта?....................................... 15

Теория Эдварда Диси и Ричарда Раяна сегодня.................................... 1 6

Внутренняя мотивация в литературе библиография)......................... 1 6

ВНУТРЕННЯЯ МОТИВАЦИЯ В ДЕЙСТВИИ................................................... 17

Внутренняя мотивация

и творчество в дошкольном возрасте.................................................. 1 8

Внутренняя мотивация

и управление персоналом...................................................................... 20

ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ВНУТРЕННЕЙ МОТИВАЦИИ........................ 22

ПУТИ РАЗВИТИЯ МОТИВАЦИИ: ОТ СИТУАЦИИ К ЛИЧНОСТИ ИЛИ

ОТ ЛИЧНОСТИ К СИТУАЦИИ?..................................................................... 22'

Системы развития внутренней мотивации.............................................. 22

Динамика развития внутренней мотивации............................................. 23

ОБЩАЯ СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ...........:...................................................... 24

МЕТОДЫ И ТЕХНИКИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В ПРОГРАММЕ......................... 27

Каузометрия (модифицированный вариант)......................................... 27

Репертуарные и ранговые решетки Дж. Келли...................................... 31

Терапия фиксированных ролей Дж. Келли.............................................. 35

Многомерный анализ оценочных решеток.............................................. 36

ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ВНУТРЕННЕЙ МОТИВАЦИИ.......................... 39

ВСТУПИТЕЛЬНОЕ ЗАНЯТИЕ..................................................................................... 39

Вступительное слово...................................................................................... 39

Приветствие..................................................................................................... 39

Правила поведения в группе........................................................................ 40

Знакомство......................................................................................................... 40

Высказывания ожиданий............................................................................... 41

Анализ жизни.................................................................................................... 42

Психогимнастика............................................................................................. 42

Сила моих желаний......................................................................................... 43

Дух группы......................................................................................................... 43

Психогимнастика............................................................................................. 43

Запрещенные желания.................................................................................. 44

Мудрец из храма (Бачков И. В., 1 999)....................................................... 44

Прощание........................................................................................................... 45

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ЭТАП..................................................................................... 45

Приветствие..................................................................................................... 45

Недосказанные слова..................................................................................... 46

Вступительное слово...................................................................................... 46

Ощущения потока М. Чикзентмихали........................................................ 46

Влияние вознаграждений на мотивацию................................................. 47

Базовые потребности..................................................................................... 48

Классификация........................................................................................... 48

Пути удовлетворения............................................................................... 49

Роль обратной связи................................................................................ 50

«Источники» и «пешки»................................................................................. 50

Ценности.............................................................51

Медитация «Стрела»..................................................................................... 52

Прощание........................................................................................................... 52

РЕФЛЕКСИВНЫЙ ЭТАП...................................................................................... 53

Приветствие................................................................................................. 53

Недосказанные слова.................................................................................... 53

Вступительное слово...................................................................................... 53

Разминка............................................................................................................ 53

Биографическая разминка............................................................................ 54

Каузометрия...................................................................................................... 54

Психогимнастика............................................................................................. 54

Выявление конструктов и ценностей......................................................... 54

Создание очерка самохарактеристики..................................................... 54

Медитация «Источник энергии»................................................................. 55

ЦЕЛЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЭТАП.................................................................... 55

Приветствие...................................................................................................... 55

Внутреннее состояние................................................................................... 55

Вступительное слово...................................................................................... 55

Разминка «Пожелание друга»...................................................................... 56

Правила создания очерка фиксированной роли.................................... 56

Идентификация ценностных групп............................................................. 57

Трансформация системы конструктов....................................................... 58

Создание очерка фиксированной роли..................................................... 59

Начало Большой Игры.................................................................................... 59

Медитация «Путь к цели».............................................................................. 59

Прощание........................................................................................................... 60

ФОРМИРУЮЩИЙ ЭТАП........................................................................................ 61

ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ...................................................................................................... 61

Приветствие..................................................................................................... 61

Вступительное слово...................................................................................... 61

Разминка............................................................................................................ 61

Обсуждение предыдущего этапа и его результатов............................. 61

Сон о будущем.............................................................. '................................... 62

Прощание.......................................................................................................... 63

ФОРМИРУЮЩИЙ ЭТАП (ПРОДОЛЖЕНИЕ).................................................... 63

 

 

ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ И ДИАГНОСТИКА.............................................................. 63

Приветствие...................................................................................................... 63

Вступительное слово...................................................................................... 63

Разминка............................................................................................................. 63

Исследование изменений............................................................................. 64

Каузометрия...................................................................................................... 64

Психогимнастика............................................................................................. 64

Выявления конструктов и ценностей......................................................... 64

Сравнение......................................................................................................... 64

Что я получил?................................................................................................. 64

Прощание.......................................................................................................... 65

ЧТО ПРОИСХОДИТ ПОСЛЕ ЗАВЕРШЕНИЯ ТРЕНИНГА?........................ 66

ЛИТЕРАТУРА.............................................................................................................. 68

Приложение. ПРОВЕДЕНИЕ КЛАСТЕРНОГО АНАЛИЗА

В ПРОГРАММЕ STATISTICА................................................................................ 70

Создание файла данных............................................................................... 70

Переименование столбцов и строк............................................................ 70

Проведение кластерного анализа............................................................. 70

Сохранение результатов кластерного анализа..................................... 75

 

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

Тренинг, содержание которого вы держите в руках, не совсем обы­чен. Именно из-за этой необычности и непохожести его на большин­ство существующих тренингов он и получил громкое название Про­грамма.

Работа по развитию внутренней мотивации — это, прежде всего, работа над собой, которая происходит внутри человека, в его созна­нии. Соответственно, только внешние влияния, которые являются основой любого тренинга, будут абсолютно неэффективны. Ведь дей­ствительно, довольно нелепо использовать внешние влияния для раз­вития внутренней мотивации (тем более если мы хотим развивать внут­реннюю мотивацию как личностную черту).

Итак, в чем же необычность Программы? В том, что все действия тренера в ней ориентированы не на непосредственное развитие внут­ренней мотивации, «в лоб», а на пробуждение у участников тренинга желания развиваться, анализировать и изменять свои мотивацион-ные стили деятельности. Отсюда следует и подбор центрального ме­тода Программы — терапии фиксированных ролей Дж. Келли. Ме­тод воистину уникальный, универсальный и на удивление прост в использовании (ведь все гениальное действительно очень просто). Однако более детально обо всем этом — в тексте. Сейчас немного о структуре книги.

Первый раздел содержит теорию. В нем вы узнаете о концепции внутренней мотивации, о классических и современных исследованиях в этой сфере. Также будут рассмотрены прикладные аспекты теории внутренней мотивации — возможности ее использования при разра­ботке системы мотивирования персонала. Второй раздел — методи­ческий. В нем изложен наш взгляд на пути развития внутренней мотивации, общая структура Программы, а также описаны исполь­зованные в ней методы и методики (каузометрия, репертуарные решетки и терапия фиксированных ролей Джорджа Келли, возмож­ности многомерного математического анализа полученных этими ме­тодами данных). В третьем разделе представлено детальное описа­ние самой Программы со всеми предлагаемыми в ней упражнениями и особенностями их использования. И наконец, четвертый раздел по­священ анализу изменений, происходящих после завершения Про граммы. Кроме того, существует еще и приложение — в нем описан процесс проведения кластерного анализа оценочных решеток Дж. Колли в программе Statistica.

А теперь благодарности. Выражаю глубокую признательность мо­ему научному руководителю, Учителю с большой буквы Александру Леонидовичу Музыке за пробуждение интереса к проблеме мотивации человеческого поведения. Также благодарю академика Валентина Алексеевича Моляко, который для меня лично —олицетворение Муд­рости. Кроме того, я благодарен профессору Рочестерского универ­ситета Эдварду Диси за возможность ознакомиться с его ценными ра­ботами по теории самодетерминации. Огромное спасибо моей коллеге и жене Виктории Горбуновой за помощь в работе, поддержку и пони­мание дома, уют и комфорт в душе, стремление двигаться вперед в сердце...

Итак, начнем наше знакомство с Программой развития внутрен­ней мотивации с небольшого количества теории.

 

 

ВНУТРЕННЯЯ МОТИВАЦИЯ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН

ТЕОРИЯ ВНУТРЕННЕЙ МОТИВАЦИИ

Когда работник выполняет какую-то предложенную ему задачу, воз­никает ли у нас вопрос: «Что заставляет его работать?" Наверное, нет. Сказали сделать — если делает, хорошо; не делает — обещаем возна­граждение или наказание (причем чаще — наказание). На протяже­нии всей жизни многие из нас слышат: «Выучишь стих — получишь две порции мороженого», «Если ты не сделаешь домашнего задания, то не пойдешь к друзьям», «Закончишь обучение в школе без троек — купим тебе мотороллер», «Не сдашь сессию — не поедешь отдыхать на море», «Не защитишь диссертацию — не получишь повышения», «Под­нимешь уровень продаж — получишь прибавку к зарплате»...

Мы настолько привыкли к примитивной поведенческой схеме «стимул—реакция», что даже не можем представить себе какой-либо другой способ мотивирования людей, стимулирования их работы, творчества, достижений. И в результате получаем личность, не спо­собную к бескорыстным поступкам, к работе ради собственного удо­вольствия, личность, которая не интересуется ничем, кроме возна­граждения за свои усилия. При этом, если запросы возрастают, а возможности их удовлетворения уменьшаются, — появляются внут­ренние конфликты, неврозы, стрессы, депрессивные состояния, и человек не только теряет возможность радоваться жизни, но и лиша­ет этой возможности других. Далее он переносит свои стратегии мо­тивации уже на собственных детей, и цепь «стимул—реакция» пре­вращается в замкнутый круг.

  Вот к каким выводам пришел Ричард де Чармс (Хекхаузен X., 2003. С. 727): 1. Если человек вознаграждается за нечто, что он делает по собственному желанию, то внутренняя мотивация этой деятельно­сти будет ослабевать. 2. Если человек не вознаграждается за неинтересную деятельность, предпринятую им только ради вознаграждения, то внутренняя мотивация к ней может усилиться.

 

Внутренняя и внешняя мотивация: определения

Еще в 1970-х годах американскими учеными Эдвардом Диси и Ри­чардом Раяном была проведена оценка модели мотивации поведения, вкоторую заложено представлениео локусе мотивации {внутреннем и внешнем). Внутренняя мотивация — это выполнение определенной ра­боты из-за интереса к ней, субъективного ощущения ее ценности. При выполнении деятельности, которая мотивирована внутренне, человек ощущает удовлетворение, покой, быстрое течение времени, исчезает все лишнее, остается лишь работу — появляется ощущение потока (Чик-зентмихали М., цит. по: Хекхаузен X., 2003).

Присмотритесь внимательно к ребенку, который сам сел за стол, взял карандаш и начал рисовать. Для него ничего не существует во­круг: остается лишь рисунок. Именно в этот момент он переживает ощу­щение потока, именно сейчас он выполняет на самом деле внутренне мотивированную деятельность. А теперь взглянем, как ребенок убира-ет в своей комнате. Он постоянно отвлекается на мелочи, не может сосредоточиться, капризничает — и уборка затягивается на весь день. Это приводит его родителей к нервному срыву, а самого ребенка — к истерике. Перед нами яркий пример внешней мотивации: ребенок вы­полняет работу по внешнему требованию и не прекращает ее лишь из-за боязни наказания или ожидания вознаграждения.

Каждый из типов мотивации имеет свои преимущества и недо­статки. С одной стороны, внешне мотивировать работника проще и быстрее — пообещали вознаградить или наказать, и все выполнено... Однако в следующий раз вознаграждение должно быть выше (или угроза наказания сильнее), и так по возрастающей. Для внутреннего мотивирования необходимо иметь незаурядный запас терпения и изобретательности. Однако это сторицей окупается.

Исследователь В. И. Чирков (1996) на основе обобщения резуль­татов значительного количества исследований осуществил сравни­тельный анализ особенностей внутренней и внешней мотивации. Оказалось, что при внутренней мотивации желание работать стойкое и продолжительное, люди выбирают для себя трудные цели, лучше выполняют творческие задачи, требующие нестандартного подхода. Деятельность внутренне мотивированных людей характеризуется высокой креативностью и сопровождается эмоциями радости и удов­летворения. При этом улучшаются мнемические процессы, возрас­тает уровень самоуважения. В то же время при внешней мотивации поведение становится нестойким — оно исчезает вместе с подкреп­лением. Внешне мотивированные люди избирают простейшие или стандартные задачи для быстрого получения вознаграждения, между тем снижаются качество и скорость выполнения ими творческих за­дач. Падает уровень креативности и спонтанности, появляются от­рицательные эмоции.

 

  Михап Чикзентмихали выделил следующие наиболее распростра­ненные «ощущения потока»(Маркова А. К., Матис Т. А., Орлов А. Б., 1 990; Хекхаузен X., 2003): •ощущение полной (умственной и физической) включенности в де­ятельность; •полная концентрация внимания, мыслей, чувств на занятии, ко­торая исключает из сознания посторонние мысли и чувства; •четкое знание того, что следует делать в определенный момент времени, ясное осознание цели деятельности, полное покоре­ние требованиям, которые идут от самой деятельности»; •четкое осознание того, насколько удачно выполняется работа, четкая и определенная обратная связь; •отсутствие тревоги по поводу возможной неудачи, ошибки; •ощущение субъективной остановки времени; •потеря обычного ощущения четкого осознания себя и своего окружения, «растворение» в деле.

Как видим, разница между внутренне и внешне мотивированной деятельностью огромная. Однако у практически ориентированных менеджеров, психологов, педагогов сразу же возникает вопрос:«Как же сделать так, чтобы мотивация стала внутренней?» Для ответа на этот вопрос мы и написали эту книгу. Начнем на него отвечать прямо сейчас, проследив истоки возникновения внутренней и внешней мо­тивации.

Как возникает внутренняя мотивация?

Развивая представление о внутренней мотивации, Э. Диси снача­лаиспользовал два вида ощущений, выделенных Р. Уайтом и Р. де Чармсом, — ощущение компетентности и ощущение самодетерми­нации (Хекхаузен Х., 2003). Ощущение компетентности — это ощуще­ние всей полноты своих возможностей, ощущение «я знаю, я могу ». Это ощущение себя профессионалом в своей сфере. Ощущение само­детерминации — это осознание себя (и только себя) причиной своих действий. Р. де Чармс считал, что все жесткие внешние требования к человеку снижают это ощущение, в то время когда он пытается про­тивостоять этим требованиям. Если это удается, то появляется удов­летворение от деятельности, возникает чувство самостоятельности и ощущение себя причиной своих действий.Если же человек не может противостоять внешним требованиям, подчиняется им, — он теряет контроль над своей жизнью и ощущает при этом неудовлетворен­ность, страх перед будущим, неуверенность в себе и боязнь самосто­ятельно строить своюжизнь...

Эдвард Диси принялза аксиому (а позже и доказал), что необхо­димость ощущать себя компетентным и самодетерминированным — базовые потребности личности. Удовлетворение этих базовых потреб­ностей в определенной деятельности приводит к появлению внутрен­ней мотивации к этой деятельности. Немного позже исследования показали необходимость выделения еще одной базовой потребнос­ти — потребности в значимых отношениях.

Результаты исследований были объединены Э. Диси и его сорат­ником Р. Раяном (Department of Clinical and Social Sciences in Psy­chology, University of Rochester) в целостную теорию — теорию ко­гнитивной оценки, согласно которой субъект при выполнении деятельности постоянно оценивает, что является причиной его дей­ствий (он сам или что-то извне), насколько эффективна его деятель­ность и может ли он, выполняя эту деятельность, поддерживать зна­чимые межличностные отношения. Соответственно, мотивация будет внутренней лишь тогда, когда субъект локализует причину своих дей­ствий в себе, считает себя компетентным и включенным в систему значимых отношений. Таким образом, была получена мотивацион-ная линия (рис. 1).

Внутренняя мотивация и психологическое благополучие

Дальнейшее изучение внутренней мотивации связанно с введени­ем понятия «психологическое благополучие» {psychological well-being).

Психологическое благополучие — это понятие, имеющее прямое отношение к качеству человеческой жизни, включающее в себе пе­реживание счастья, ощущение осмысленности своего существования, чувство самоактуализации и полноты жизни (Ryan, Deci, 2001). Как оказалось, психологическое благополучие напрямую связано с удов­летворением базовых потребностей: чем выше уровень их удовлетво­рения, тем выше уровень психологического благополучия личности.

Но ведь удовлетворение базовых потребностей в деятельности приводит к появлению внутренней мотивации?! Да! И этот порази­тельный феномен показывает нам всю важность внутренней мотива­ции не только для повышения эффективности работы персонала, но и для повышения качества жизни людей.

То есть взгляд на слагаемые мотивации может быть расширен до мотивационного треугольника (рис. 2).

Внутренняя/внешняя мотивация и личностные ценности

Что же получается? Если базовые потребности Э. Диси свойствен­ны всем (а это следует из его работ), то почему же не все мы удовлет­воряем их и имеем такой уровень психологического благополучия, как хотелось бы? Почему некоторые из нас (а таких очень мало) на­ходятся в состоянии психологического благополучия, а некоторые (большинство) — не чувствуют этого счастья, полноты жизни, осмыс­ленности существования?

Чтобы ответить на этот вопрос, исследователи внутреннеймоти­вации ввели два понятия, одно из которых мы рассмотрим сейчас, а другое — немного позже. Первое понятие — внутренние/внешние цен­ности.К внутренним ценностям были отнесены личностный рост, межличностные отношения, интеллектуально-эстетичное развитие, а к внешним — финансовый успех, привлекательность, слава, сила (правомерность такого разделения ценностей была также показана в исследования на российских выборках (Чирков В. И., Диси Э. Л., 1999).

В действительности оказалось, что для формирования устойчиво­го чувства психологического благополучия одного удовлетворения базовых потребностей недостаточно — нужна еще ориентация на внутренние ценности. В исследованиях было показано, что люди, ориентированные на внешние ценности, преимущественно мотиви­рованы внешними факторами и имеют достаточно низкий уровень психологического благополучия. В то же время те, кто ориентирован в основном на внутренние ценности, не терпят внешних мотивато­ров, стремятся самостоятельно принимать решения о том, что для них важно, а что нет, и потому получают больше удовольствия от жизни и в целом более счастливы.

Таким образом, с учетом этого фактора мы можем от мотивационного треугольника перейти к еще более сложному мотивационному квадрату (рис. 3).


Внутренняя мотивация — личностная черта?

Мы обещали рассмотреть еще одно понятие, введенное исследо­вателями внутренней/внешней мотивации. Это понятие — личностная ориентация (Леонтьев Д. А., 2000). Анализируя понятие личност­ной ориентации, профессор Д, А. Леонтьев так описывает се типы:

1. Автономная ориентация. Основана на убеждении о связи осо­
знанного поведения с его результатами; источником поведе­
ния выступает при этом осознание своих потребностей и чувств.

2. Подконтрольная ориентация. Также основана на ощущении свя­
зи поведения с его результатом, однако источником поведения
выступают внешние требования.

3. Безличная ориентация. Основана на убеждении, что результат
не может быть достигнут целенаправленно и предсказуемо.

Таким образом, верно, что внутренняя мотивация деятельности может появиться как результат удовлетворения базовых психологи­ческих потребностей. Однако не все люди готовы эти базовые потреб­ности удовлетворять! Это может сделать только человек, у которого сформированы ориентация на внутренние ценности и автономная ориентация. В таком контексте внутренняя мотивация может рассмат­риваться как личностная черта, как стойкое образование, которое играет решающую роль в стиле деятельности личности.

Соответственно, в процесс мотивационнойрегуляции деятельно­сти включаются такие элементы, как собственно мотивация, потреб­ности, ценности, личностные ориентации и психологическое благо­получие, и наш мотивационный квадрат превращается уже в мотивационный пятиугольник (рис. 4).

 

Если теперь отобразить асе подтвержденные в исследованиях вза­имосвязи, а также все еще не подтвержденные, но, вероятно, суще­ствующие, — картина будет слишком сложной и запутанной, а по­тому не будем заниматься этим. Главное, что мы разобрались с основнымипонятиями, которые имеют отношениек теории внут­ренней мотивации и к нашей Программе ее развития.

Чтоже представляет собой теория самодетерминации, как назы-ваютсе основатели, которые давно уже вышли за узкие рамки чисто мотивационныхисследований?

 

Теория Эдварда Диси и Ричарда Раяна сегодня

В настоящий момент концепция самодетерминации включает в себя четыре теории, каждая из которых была развита, чтобы объяс­нить набор определенных мотивационных феноменов, проявивших­ся в результате экспериментальной работы:

1. Теория когнитивной оценки (cognitive evaluation theory), которая рассматривает процесс оценки человеком соотношения влияния на него внешнего/внутреннего.

2. Теория организмической интеграции (organismic integration theory), в фокусе внимания которой находится влияние процесса интернализации внешних стимулов на развитие внутренней мотивации.

3. Теория каузальной ориентации (causality orientations theory), описывающая индивидуальные различия в личностной ориентации людей и ее причины.

4. Теория базовых потребностей (basic needs theory), изучающая базовые человеческие потребности и их влияние на психологическое благополучие.

 

Внутренняя мотивация в литературе (библиография)

В этом пункте хотелось бы описать наиболее известные работы по внутренней мотивации в русскоязычной литературе. Итак, приступим.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-08; Просмотров: 558; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.059 сек.