Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Что происходит после завершения тренинга.




Прощание

Давайте простимся с помощью нашего ритуала. Встанем в тесный круг. Положим руки на плечи друг другу.Закроем на минуту глаза и мысленно передадим друг другу все возможные положительные эмо­ции, чувства, пожелания.

 

Программа развития внутренней мотивации завершена. После того как проведена завершающая диагностика, мы можем быть не­приятно удивлены. Да, различия в конструктах, ценностях опреде­ленно появились, однако не такие значимые, как нам того хотелось бы. В чем дело? Неужели мы что-то сделали не так? Оказывается, нет.

Дело в том, что мы имеем дело с внутренней мотивацией — очень сложным феноменом, развитие которого предсказать без учета опре­деленных закономерностей невозможно. Одной из таких законо­мерностей оказалось существование латентного периода в развитии внутренней мотивации. Обнаружилось, что для появления значимых изменений в сознании и в поведении участников Программы долж­но пройти некоторое время. Оно необходимо для осмысления ново-приобретенного опыта, апробации его уже не в тренингово-игровой, а в реальной профессиональной деятельности, в которой права на ошибку нет. Должен пройти этап внутреннего принятия произошед­ших изменений, осознания их частью себя.

По нашим экспериментальным данным, протяженность латент­ного периода составляет от двух до шести месяцев.

На рисунке показана общая динамика внутренней мотивации у работников во время и после тренинга.

1 — время участия в Программе развития внутренней мотивации,

2 — латентный период (2—6 месяцев);

3 — развитие внутренней мотивации после завершения латентно
го периода.

Таким образом, при проведении Программы быстрых результатов ожидать не стоит. Однако, как свидетельствуют исследования, пред­ставленные в первом разделе, участие в подобном тренинге обяза­тельно приносит свои плоды.

Еще один очень важный аспект. Скорость протекания латентного периода зависит от социального контекста, в котором пребывает участник Программы. Если на предприятии устоялась система жест-кого внешнего мотивирования и контроля и лишь один ее работник прошел Программу, то очевидно, что произошедшие изменения очень быстро нивелируются и пропадут. Ведь наработанные в Программе новые внутренне мотивированные стратегии поведения не будут под­держиваться окружением. В таком случае лишь длительная комплекс­ная работа с предприятием в целом может помочь что-либо суще­ственно изменить. Но это уже тема совсем другой книги...

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Вачков И. В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники: Учебное пособие. М.: Издательство «Ось-89», 1999. 176 с.

2. Войскунский А. Е., Смыслова О. В. Роль мотивации «потока» в развитии компетентности хакера // Вопросы психологии. 2003. № 4. С. 35—43.

3. Головаха Е. И., Хроник А. А. Психологическое время личности. К.: Научная мысль, 1984. 207 с.

4. Гончарова Е. Б. Формирование мотивации учебной деятельности подростков // Вопросы психологии. 2000. № 6. С. 132—135.

5. 3анюк С. Психология мотивации. К.: Эльга-Н; Ника-Центр, 2001. 352 с. 6. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2000. 512 с. 7. Леонтьев Д. А. Психология свободы: к постановке проблемы самодетер­минации личности // Психологический журнал. 2000. Т. 21. № 1.С. 15—25.

8. Маркова А. К., Матис Т. А., Орлов А. Б. Формирование мотивации учения: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1990. 192 с.

9. Мильман В. Э. Внутренняя и внешняя мотивация учебной деятельности //Вопросы психологии. 1987. № 5. С. 129-139.

 

10. Психогимнастика в тренинге / Под ред. Н. Ю. Хрящевой. СПб.: Речь, Институт тренинга, 2000. 256 с.

11. Психология: Биографический библиографический словарь / Под ред. Н. Шихи, Э. Дж. Чепмен, У. А. Конрой. СПб.: Евразия, 1999. 832 с.

12. Сидоренко Е. В. Мотивационный тренинг. СПб.: Речь, 2000. 234 с.

13. Уэйнберг Р. С, Гоулд Д. Основы психологии спорта и физической культуры. К.: Олимпийская литература, 1998. 325 с.

14. Фопель К. Психологические группы: Рабочие материалы для ведущего: практическое пособие / Пер. с нем. 2-е изд. М.: Генезис, 2000. 256 с.

15. Франселла Ф., Баннистер Д. Новый метод исследования личности: Руководство по репертуарным личностным методикам / Общ. ред. и предисл. Ю. М. Забродина и В. И. Похилько. М.: Прогресс, 1987. 236 с.

16. Фрейджер Р., Фейдимен Д. Личность: теории, эксперименты, упражнения. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. 864 с.

17. Хекхаузен X. Мотивация и деятельность. 2-е изд. СПб.: Питер; М.: Смысл, 2003. 860 с.

18. Чирков В. И. Самодетерминация и внутренняя мотивация поведения человека // Вопросы психологии. 1996. № 3. С. 116—132.

19. Чирков В. И. Межличностные отношения, внутренняя мотивация и саморегуляция // Вопросы психологии. 1997. № 3. С. 102-111.

20. Чирков В. И., Диси Э. Л. Связи между здоровьем студентов и их жизненными стремлениями, восприятием родителей и учителей // Вопросы психологии. 1999. № 3. С. 48-57.

21. Климчук В. О., Шимченко О. А. Вплив внутрішньоі мотиваціі на розвитоктворчих здібностей дітей дошкільного вiкy // Обдарована дитина. 2004.
№ 10. С. 60-63.

22. Музика О. Л. Суб'эктно-ціннісний аналіз становления творчо обдарованой особистості (на материалі технтчноі творчості). Дис.... канд. психол. Наук за спеціальністю 19.00.07. К., 1997. 203 с.

23. Reis Н. Т., Sheldon К. М., Gable S. L, Roscoe J., Ryan R. M. (2000). Daily wellbeing: The role of autonomy, competence, and relatedness // Personality and Social Psychology Bulletin. 26. 419-435.

24. Deci E. L., Cascio W. F., KrusellJ. (1975). Cognitive evaluation theory and some comments on the Calder and Staw critique // Journal of Personality and Social Psychology. 31.81-85.

25. Ryan R. M., Chirkov V. I., Little T. D.t Sheldon K. M., Timoshina, E., Deci, E. L. (1999). The American Dream in Russia: Extrinsic aspirations and well-being in two cultures. Personality and Social Psychology Bulletin, 25, 1509—1524.

26. Wild T. C, Enile M. E., Nix G., Deci E. L. (1997). Perceiving others as intrinsically or extrinsically motivated: Effects on expectancy formation and task engagement // Personality and Social Psychology Bulletin. 23. 837-848.

27. Ryan R. M., Deci E. L. (2001). On Happiness and Human Potentials: A review of research on hedonic and eudaimonic well-being. In S. Fiske (Ed.), Annual Review of Psychology (Vol. 52; pp. 141 — 166). Palo Alto, CA: Annual Reviews, Inc.

28. Deci E. L., Ryan R. M. The «What» and «Why» of Goal Pursuits: Human Needs and the Self-Determination of Behavior // Psychological Inquiry. 2000. Vol. 11. No. 4. 227-268.

 

Приложение

ПРОВЕДЕНИЕ КЛАСТЕРНОГО АНАЛИЗА

В ПРОГРАММЕ STATISTICA




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-08; Просмотров: 396; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.