Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Торговля на основе эффекта масштаба




Проблема ограниченности классических теорий.

Тенденция роста торговли между странами дифференцированными товарами одной отрасли. Вклад Б. Баласса в разработку теории внутриотраслевой торговли.

Торговля на основе эффекта масштаба.

Проблема ограниченности классических теорий.

Тема. Альтернативные теории международной торговли

В современных условиях в структуре и направлений международной торговли наблюдаются тенденции не поддающиеся объяснению в рамках классических теорий международной торговли. Это побуждает к дальнейшему развитию существующих и разработке альтернативных теоретических концепций.

В последние десятилетия существенное влияние на развитие международной торговли оказывает научно-технологическая революция, растет удельный вес в торговле встречных поставок сходных промышленных товаров, производимых в странах с примерно одинаковой обеспеченностью факторами производства, увеличивается внутрифирменная торговля, интенсивно расширяется внутриотраслевой обмен между отдельными государствами.

Одной из наиболее популярных альтернативных теорий международной торговли является модель технологического разрыва. По их мнению, страны различаются не только наличием производственных ресурсов, но и уровнем технического развития.

Основы этой модели были впервые изложены в работе английского экономиста М. Познера в 1961 году. Согласно его концепции торговля между странами может быть вызвана технологическими изменениями, возникшими в какой-то отрасли, в одной из торгующих стран. Страна, в которой первоначально появилось техническое новшество, обладает сравнительным преимуществом. Новая технология позволяет производить товары с меньшими издержками. Предприниматель в стране новатора в течение определенного времени обладает так называемой квазимонополией и получает добавочную прибыль, экспортируя новый товар, даже при одинаковой наделенности факторами производства.

В результате технических новшеств между странами, обладающими и не обладающими, образуется технологический разрыв. И пока разрыв не преодолен, торговля между странами новыми товарами или товарами, производимыми по новой технологии, будет продолжаться.

Модель Познера предполагает, что после того, как нововведение скопировано, причин для международной торговли рассматриваемым товаром нет. В модели Познера обе торгующие страны выигрывают от нововведения в одной стране. По мере распространения новой технологии за пределами страны новатора менее развитая страна продолжает выигрывать, а более развитая страна теряет свои преимущества.

 

Теория эффекта масштаба. В начале 80 годов П. Крюгман, К. Ланкастер предложили альтернативные классическому объяснение международной торговли, основанное на эффекте масштаба. Суть теории эффекта масштаба заключается в том, что при определенной технологии и организации производства долговременные средние издержки сокращаются по мере увеличения объема выпускаемой продукции т.е возникает экономия, обусловленная массовым производством. Согласно этой теории, многие страны (в частности промышленно развитые) обеспечены факторами производства в сходных пропорциях. Поэтому в этих условиях им будет выгодно торговать между собой при специализации в тех отраслях, которые характеризуются наличием эффекта массового производства, что позволяет производить продукт с меньшими затратами, и, следовательно, по более низкой цене. Международная торговля способствует реализации эффекта масштаба за счет расширения рынков сбыта.

Теория эффекта масштаба характеризует направления торговли между странами, которые отсутствуют как в классической теории сравнительных преимуществ так и теории Хекшера-Олина.

Теория эффекта масштаба обосновывает торговлю схожими товарами удельный вес которых в общем товарообороте растет, объясняет торговлю между странами, примерно одинаково наделенными факторами производства, предполагает рынок несовершенной конкуренции.

Реализация эффекта масштаба ведет к нарушению совершенной конкуренции, поскольку связаны с укрупнением фирм, которые становятся монополистами. Соответственно рынки становятся либо олигополистическими с преобладанием межотраслевой торговли однородными продуктами, либо монополистическими, с развитой внутриотраслевой торговли дифференцированными продуктами. Все это приводит к росту внутрифирменной торговли, направления которой будут определяться стратегическими целями фирмы.

Теория «цикла жизни продукта» разработана в 1966 году Верноном, в которой дана попытка объяснить развитие мировой торговли готовыми изделиями на основе этапов их жизни. В соответствии с этой теорией, каждый новый продукт проходит цикл жизни продукта, включающий четыре стадии – внедрение, расширение, зрелость и старение.

Степень развития технологии и спрос на каждой стадии различны. На первой стадии цикла, когда новую продукцию только начали производить для внутреннего рынка, спрос на нее будет невелик, и лишь со стороны лиц с высокими доходами. Чем больше лиц с высоким доходом, тем более вероятно появление на рынке новых товаров, для изготовления которых требуются значительные издержки в связи с новизной технологии. Такая технология предполагает использование большого числа высококвалифицированных работников, экспорт нового товара на первой стадии будет незначительным.

На второй стадии (расширение) спрос на внутреннем рынке быстро расширяется, продукция становится общепризнанной, начинается серийный выпуск больших партий нового товара. На этой стадии появляется спрос на новый товар за рубежом. Затем начинается зарубежное производство нового товара благодаря передаче технологии.

На третьей стадии (зрелость) спрос на внутреннем рынке насыщен. Производство технологии полностью стандартизируется, что позволяет использовать менее квалифицированную рабочую силу, снизить издержки производства, цены, переводить производство на зарубежные компании, которые начинают проникать на внутренний рынок страны, где появился товар.

На последней стадии цикла продукция стареет, ее производство начинает сокращаться. Дальнейшее снижение цен уже не приводит к повышению спроса, как это было на стадии зрелости.

В соответствии с данной теорией страны специализируются на производстве и экспорте одного и того же товара на разных стадиях зрелости. В качестве примера можно привести развитие стран Азиатско-Тихоокеанского региона, где происходит непрерывный процесс последовательного прохождения определенных фаз экономического развития, высокоиндустриальными государствами, НИС, странами АСЕАН.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-07; Просмотров: 1481; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.