Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методические указания. По выполнению контрольных работ




Воронеж

По выполнению контрольных работ

Для студентов, обучающихся по направлению

100100 «Сервис»

заочной формы обучения

 

 

УДК 574(075.8)

Методы научных исследований [Текст]: методические указания по выполнению контрольной работы / Воронеж. гос. унив. инжен. технол.; сост. Е.В. Асмолова, И.В. Куксова. Воронеж, 2011. – 8 с.

Методические указания разработаны в соответствии с требованиями ФГОС ВПО подготовки выпускников по направлению 100100 «Сервис»

Библиогр.: 8 назв.

 

Составители доцент Е.В. АСМОЛОВА

доцент И.В. Куксова

 

Научный редактор профессор Н. С. РОДИОНОВА

 

Рецензент

(……)

Печатается по решению

редакционно-издательского совета

Воронежского государственного университета инженерных технологий

 

© Е.В. Асмолова, И.В. Куксова, 2012

© Воронеж. гос. унив. инжен. технол., 2012

 

 

«Методы научных исследований» общепрофессиональная дисциплина специальности 100103 «Социально-культурный сервис и туризм», целью которой является формирование у студентов навыков научного мышления и передача знаний о методах ведения и способах оформления результатов научных исследований. Дисциплина занимает одно из ключевых мест в подготовке специалиста, продуктивно действующего в условиях рыночной экономики современного общества, вооружая умениями и навыками, которые будут сопровождать его на протяжении всей учебной и производственной деятельности. «Методы научных исследований» связана с базовыми дисциплинами, изучаемыми одновременно с ней, закладывая научно-методический фундамент образования в сфере сервиса.

Задачамикурса являются:

ознакомление с историей развития научного познания, развитием эмпирического и теоретического типов научного мышления;

освоение методики планирования и проведения научного исследования;

практическая реализация полученных знаний посредством оформления результатов научно-исследовательской работы.

 

В результате освоения дисциплины студенты должны:

- иметь представление об исторических процессах развития научного познания, о направлениях развития исследований в социально-культурном сервисе и туризме, об использовании современных информационных технологий при поиске и изучении литературных источников;

- знать системность научного подхода, логику планирования и проведения научных исследований, оформление и представление результатов научных исследований;

- уметь обосновать и сформулировать научную проблему, научную гипотезу, цели и задачи исследования, план и программу исследования, организовать научное исследование;

- иметь навыки экономического обоснования научного исследования, выбора (разработки) технологии научного исследования, выбора метода обработки (анализа) результатов научного исследования, оформления отчета о научном исследовании.

В соответствии с учебным планом по курсу “Методы научных исследований”, общий объем которого составляет 80 ч, студенты заочного обучения слушают 8 ч лекций и выполняют практические работы в объеме 4 ч. Остальное время отводится на самостоятельную внеаудиторную работу, включающую изучение теоретического материала по учебной литературе, проработку лекционного материала и выполнение одной контрольной работы, состоящей из 6 теоретических вопросов и заданий в сроки, указанные деканатом.

При самостоятельном изучении курса следует придерживаться определенного порядка:

1) ознакомиться с содержанием темы соответственно заданию;

2) прочитать в учебном пособии материал, относящийся к данной теме;

3) ответить на вопросы контрольного задания, при необходимости вернуться к изучению теоретического материала по учебникам.

Ответы на вопросы надо приводить в той последовательности, в какой они даны в задании. По каждому вопросу следует давать исчерпывающие ответы, представляющие изложение изучаемого студентами материала. Дословное переписывание из учебников недопустимо. Текст вопросов и задач вместе с номерами приводится обязательно.

Вариант задачи выбирается по двум последним цифрам шифра зачетной книжки студента. Например, шифр 81. Первая цифра 8 указывает горизонтальную строку таблицы, вторая цифра 1 – вертикальную графу. На пересечении строки 8 и графы 1 указаны номера вопросов и задач соответствующего варианта: 4, 19, 21, 36, 42, 59. В конце работы следует привести список используемых источников, оформленный согласно ГОСТ 7.1-2003.

В межсессионный период организуются консультации, на которых преподаватель помогает преодолеть трудности в ходе самостоятельной работы.

В период сессии студенты прослушивают лекции, выполняют практические работы и сдают экзамен в соответствии с учебным планом.

К экзамену допускается студент, полностью выполнивший учебный план: прослушавший все лекции, выполнивший практикум и защитивший контрольную работу.

Контрольные вопросы и задания

1. Роль научных исследований в совершенствовании социально-культурного обслуживания населения.

2. История развития научного исследования.

3. Направления развития научных исследований в сфере социально-культурного сервиса и туризма.

4. Методика поиска, оформления и разработки научных исследований.

5. Основные этапы выполнения научно-исследовательской темы.

6. Научное исследование. Сущность и особенности.

7. Общая схема научного исследования.

8. Обоснование актуальности выбранной темы.

9. Постановка цели и конкретных задач исследования.

10. Определение объекта и предмета исследования.

11. Выбор методов проведения исследования.

12. Обсуждение результатов исследования.

13. Формулирование выводов и оценка полученных результатов.

14. Методы научного познания: наблюдение, сравнение.

15. Методы научного познания: измерение, эксперимент.

16. Методы научного познания: абстрагирование, анализ, синтез.

17. Исторический метод научного познания.

18. Метод восхождения от абстрактного к конкретному.

19. Применение логических законов и правил. Законы тождества.

20. Применение логических законов и правил. Закон противоречия.

21. Применение логических законов и правил. Закон исключенного третьего.

22. Применение логических законов и правил. Закон достаточного основания.

23. Умозаключение, аналогия.

24. Дедуктивный и индуктивный методы умозаключения.

25. Способы обоснованности обобщения по П.Соперу.

26. Способы проверки аналогичности явлений.

27. Причинная зависимость.

28. Правила аргументирования.

29. Ошибки в построении тезиса.

30. Требования истинности, автономности, непротиворечивости.

31. Требование достаточности аргументов. Возможные ошибки при его соблюдении.

32. Ошибки в способах доказательства.

33. Опровержение доводов. Критика тезиса.

34. Опровержение доводов. Критика аргумента.

35. Опровержение доводов. Критика демонстрации.

36. Логика процесса научного исследования.

37. Мышление как процесс познания истины.

38. Отражение, информация, восприятие, представление. 39. Две стадии развития мышления: донаучная и научная.

40. Стадии эмпирического исследования.

41. Предмет теоретического исследования и его стадии.

42. Методический замысел исследования и его основные этапы.

43. Выбор проблемы и темы, формулировка гипотезы исследования.

44. Выбор методов, проверка гипотезы исследования, формулировка выводов.

45. Классификация методов научного познания.

46. Литературное оформление и внедрение результатов в практику.

47. Классификация методов исследований показателей качества сферы услуг..

48. Эмпирический и теоретический этапы исследования. Задача исследователя. Доказательство.

49. Требования к отчету по научной работе.

50. Подготовка, оформление и защита курсовой и дипломной работы.

51. Библиографический поиск литературных источников. Изучение литературы и отбор фактического материала.

52. Работа с литературой. Библиографический аппарат. Оформление ссылок.

53. Научный язык и научный стиль изложения.

54. Толковые словари, глоссарии, тезаурусы.

55. Использование современных информационных технологий при поиске в изучении литературных источников и обработке результатов.

56. Персональные компьютеры в образовательных технологиях.

57. Функции, возможности и организация работы за ПК.

58. Делопроизводство на компьютере.

59. Способы записи и сжатия информации. Скоропись и стенография.

60. Первичная (оригинальная), вторичная (реферативная, аналитическая, библиографическая) и третичная (структурно - логические схемы, карты мышления, доминанты, пиктограммы) научная информация.

61. Принципы создания библиотек (личной, групповой, ситуативной). Подвижность библиотечного фонда.

62. Основы научной организации труда и эргономики.

 

Таблица 1

Выбор контрольных вопросов и заданий

по методам научных исследований

                     
  1, 11, 21, 31, 41,   2, 12, 22, 32, 42, 3, 13, 23, 33, 43, 4, 14, 24, 34, 44, 54 5, 15, 25, 35, 45, 6, 16, 26, 36, 46, 7, 17, 27, 37, 47, 57 9, 19, 29, 39, 49, 59 8, 18, 28, 38, 48, 58 10, 20, 30, 40, 50, 60  
  10, 20, 30, 40, 51, 60   1, 12, 23, 34, 45, 52 2, 13, 24, 35, 46, 53 3, 14, 25, 36, 47, 54 4, 15, 26, 37, 48, 55 5, 16, 27, 38, 49, 60 6, 17, 28, 39, 50, 62 7, 18, 29, 40, 51, 62 8, 19, 21, 32, 43, 54 9, 19, 30, 35, 46, 57
  2, 15, 27, 33, 46, 60 3, 13, 25, 30, 46, 51 4, 20, 29, 31, 41, 60 5, 19, 28, 39, 50, 55 6, 18, 30, 37, 42, 56 7, 17, 22, 31, 44, 52 8, 16, 29, 32, 46, 53 9, 15, 27, 33, 47, 56 10, 14, 21, 34, 45, 57 1, 13, 22, 35, 44, 51
  3, 16, 28, 34, 47, 59 10, 14, 26, 31, 47, 52 9, 18, 21, 32, 42, 51 1, 18, 22, 40, 49, 61 2, 20, 29, 38, 41, 54 3, 19, 21, 36, 43, 53 4, 15, 30, 37, 47, 54 5, 11, 26, 38, 46, 55 6, 12, 23, 39, 44, 56 8, 14, 24, 40, 43, 55
  4, 17, 29, 335, 48, 58 9, 15, 27, 32, 48, 53 8, 19, 22, 33, 44, 52 2, 13, 23, 31, 48, 51 3, 11, 28, 39, 50, 60 1, 13, 24, 40, 42, 54 4, 14, 28, 39, 48, 55 6, 12, 24, 36, 40, 59 5, 16, 25, 37, 43, 57 7, 15, 26, 38, 42, 58
  5, 18, 30, 36, 49, 57 8, 16, 28, 33, 49, 54 7, 17, 23, 34, 45, 53 3, 14, 24, 32, 47, 58 4, 12, 27, 40, 49, 51 10, 14, 23, 35, 41, 60 5, 13, 27, 34, 49, 66 2, 16, 25, 33, 48, 51 4, 18, 27, 32, 42, 52 6, 16, 28, 31, 41, 53
                     
  6, 19, 26, 37, 50, 56 7, 17, 29, 34, 50, 57 6, 15, 24, 35, 47, 54 4, 15, 25, 33, 46,59 5, 13, 26, 35, 48, 55 9, 15, 25, 36, 42, 51 10, 12, 26, 35, 50, 60 8, 19, 23, 34, 41, 58 1, 19, 30, 33, 46, 59 5, 17, 29, 32, 50, 54
  7, 14, 25, 38, 45, 54 6, 18, 30, 35, 41, 58 5, 16, 25, 36, 48, 55 6, 11, 26, 34, 45, 51 7, 14, 25, 36, 47, 56 8, 16, 27, 37, 43, 55 1, 11, 25, 32, 41, 51 7, 14, 21, 33, 50, 60 2, 20, 25, 32, 42, 57 4, 18, 26, 33, 49, 55
  8, 13, 24, 39, 44, 55 4, 19, 21, 36, 42, 59 3, 13, 26, 37, 49, 56 5, 12, 27, 35, 44, 52 6, 15, 24, 37, 46, 57 2, 12, 26, 38, 44, 56 3, 18, 24, 31, 42, 58 6, 13, 22, 40, 43, 51 3, 14, 27, 31, 44, 60 3, 11, 28, 34, 48, 56
  9, 12, 23, 40, 43, 53 5, 20, 22, 37, 43, 60 4, 14, 27, 38, 50, 57 7, 15, 30, 36, 43, 53 10, 16, 23, 38, 45, 58 4, 17, 29, 39, 45, 57 2, 18, 23, 38, 43, 59 5, 19, 30, 37, 44, 53 4, 13, 22, 36, 46, 51 2, 12, 23, 35, 47, 59

 

 

Для выполнения контрольной работы студентам необходимо выбрать объект исследования и провести SPACE-анализа конкретного предприятия.

Таблица 2 Перечень заданий для выполнения контрольной работы

Вариант Объект исследования
  Предприятие общественного питания
  Ресторан
  Кафе (сеть кафе)
  Торгово-развлекательный центр
  Кинотеатр
  Детский центр
  Санаторий
  База отдыха
  Салон красоты
  Фотоателье
  Ремонт обуви
  Консалтинговая фирма
  Образовательное учреждение
  Страховая компания
  Туристическая организация
  Клининговая компания
  Химчистка
  Салон торжеств
  Дизайн-студия
  Банк
  Медицинская компания
  Информационная компания
  Рекламные компании
  Логистическая компания
  Охранные компании
  Фитнес-центры
  Автосервис

Формирование понятияSPACE-анализа и его реализация по результатам исследования.

SPACE-анализ (SPACE (пространство) - Strategic Position and Action Evaluation (оценка стратегического положения и действия) является одним из инструментом диагностики положения фирмы в рыночном пространстве и определения стратегических альтернатив его развития. В основе методики нежит анализ положения фирмы и условий ее функционирования по четырем параметрам:

1. Конкурентные преимущества фирмы.

2. Финансовое положение фирмы.

3. Привлекательность отрасли.

4. Стабильность экономической среды.

Результатом анализа должна стать оценка каждого из указанных параметров, определяющих стратегическую позицию фирмы, по 6-ти балльной шкале и их графическая интерпретация (рис. 1).

Оценка параметров требует изучения совокупности факторов или показателей, характеризующих конкурентные преимущества фирмы и ее финансовое положение, привлекательность отрасли и стабильность экономической среды.

1. Конкурентное преимущество фирмы может быть охарактеризовано следующими показателями:

Доля рынка - это относительная доля рынка, которая может быть измерена отношением объема продаж за некоторый период времени к объему продаж ведущего конкурента исследуемого предприятия.

Качество продукта - относительная экспертная оценка качества продукта исследуемого предприятия по сравнению с продукцией конкурентов.

 

Рис. 1. Система координат для определения стратегической

позиции фирмы

Стадия жизненного цикла продукта — понятие, широко используемое в стратегическом планировании. В большинстве случаев принято выделять четыре стадии: стадию введения (называемую также эмбриональной), стадию роста, стадию зрелости и стадию упадка. Стадия ведения продукта на рынок характеризуется, прежде всего, распространением среди потенциальных потребителей осведомленности о существовании нового продукта. Дифференциация в этот период мала, спрос неэластичен по цене, экономия на масштабах незначительна. Стадия зрелости характеризуется быстрым ростом объемов продаж. Увеличивается дифференциация продуктов конкурентов, растет экономия на масштабах, спрос становится все более эластичным по цене. Стадия зрелости характеризуется высокой степенью дифференциации продукта, выраженной сегментацией рынка, значительной экономией на масштабах производства, эластичностью спроса по цене. Стадия упадка характеризуется интенсификацией ценовой конкуренции, исключительно высокой эластичностью, сохраняющейся значительной экономии на масштабах производства.

Цикл замены продукта - характеристика степени определенности срока жизни продукта (длительности его жизненного цикла).

Приверженность потребителей - характеристика степени верности клиентов торговой марке.

Использование производственных мощностей у конкурентов.

Технологическое ноу-хау — характеристика технологической экспертизы (знаний, опыта), находящейся в исключительном распоряжении данной компании.

Степень вертикальной интеграции - под вертикальной интеграцией понимается объединение в рамках одной организации звеньев одной и той же производственной цепи.

2 Финансовое положение фирмы характеризуется следующими показателями:

Отдача на вложенный капитал (ROI) исчисляется как отношение прибыли к вложенному капиталу (собственному).

Финансовый рычаг измеряется отношением собственного капитала к заемным средствам.

Ликвидность - в качестве измерителя можно воспользоваться показателями текущей или абсолютной ликвидности. Стоит подчеркнуть, что шторы методики исходят из тезиса о том, что максимальная ликвидность.

Степень удовлетворения потребностей в капитале - качественная оценка степени удовлетворения потребностей фирмы в капитале. Может быть произведена вычислением отношения имеющегося капитала к необходимому.

Поток платежей в пользу фирмы - имеются в виду реальные перечисления.

Простота выхода с рынка -под ней понимается величина финансовых потерь, связанных с уходом рынка и перепрофилированием компании.

Рискованность бизнеса - оценка должна учитывать как рыночные, так и политические факторы риска в деятельности компании.

Оборачиваемость запасов - один из возможных дополнительных факторов в оценке деятельности компании.

3. Параметры отрасли (факторы, определяющие ее привлекательность) в методике SPACE используются следующие.

Потенциал роста - связан с оценкой общей емкости рынка и наличием соответствующих производственных ресурсов.

Потенциальная прибыльность - оценка нормы прибыли, которая может сложиться в отрасли.

Финансовая стабильность - имеются в виду условия функционирования среднего, типичного предприятия данной отрасли.

Технологическое know-how - качественная характеристика уровня технологической экспертизы, необходимой для работы в отрасли.

Использование ресурсов - оценка эффективности использования ресурсов на предприятиях отрасли (в сравнении с другими отраслями).

Капиталоемкость.

Легкость вхождения на рынок - качественная оценка фактора с учетом всего комплекса действий. Которые должны быть предприняты для вхождения на рынок: осуществление единовременных капитальных затрат, создание имиджа и т. п.

Производительность, использование мощностей

4. Факторы, определяющие стабильность среды, следующие:

Технологические изменения - качественная оценка множественности происходящих технологических нововведений.

Темп инфляции.

Вариация спроса - характеристика стабильности спроса.

Разброс цен конкурирующих продуктов - важная характеристика степени зрелости рынка и уровня ценовой конкуренции.

Барьеры (ограничения) для вхождения на рынок - необходимые лицензии, требования к квалификации, исключительные права, уже предоставленные другим фирмам и т. п.

Давление конкурентов - общая характеристика уровня конкуренции в отрасли.

Эластичность спроса по цене - статистически оцениваемая степень влияния изменения цены на спрос.

Каждый из указанных факторов оценивается по 6-балльной шкале, для чего используется нижеприведенная таблица (табл. 3).

Таблица 3




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-08; Просмотров: 298; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.062 сек.