Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Булгарские монеты Х века




ДЕНЕЖНАЯ СИСТЕМА БУЛГАРСКОГО ГОСУДАРСТВА

Лекция 8.

 

В начале X века поволжские булгары освоили чеканку монет. Перерыв между последними хазарскими дирхемами и первыми булгарскими монетами составляет всего лишь примерно 60 лет. Поэтому вопрос о хазарской традиции в деле монетной чеканки вполне закономерен.

Для решения этой, казалось бы, простой проблемы, приходится охватить многие другие вопросы, связанные с историей Хазарского государства и новых государств, возникших на его территории. Среди них такие вопросы, как экономические отношения между ними, этническая, языковая и кульутрная общность хазар и булгар, денежное обращение у булгар, использование унаследованных от хазар государственного языка, тюркских денежно-весовых терминов.

В исторической литературе нет единого мнения относительно этнического единства хазар и булгар. А при изучении в целом, бросается в глаза лишь то, что многие историки видят лишь наплывы кочевых племен в степях Восточной Европы, вечно враждовавших между собой и сменявших друг-друга.

В последние годы филологи открыли и пустили в научный оборот многочисленные письменные источники, представленные довольно хорошо сохранившимися материалами тюркского языка, относящимися к гуннско-хазарско-булгарскому периоду (IV-XIV века). Изучение экономических связей, денежного обращения в Восточной Европе позволяет увидеть здесь не «дикие степи», а такие государства, как Гуннская империя, Тюркский каганат, Идель-юрт, то есть Хазарский каганат, Булгарское государство или Золотая Орда, с сотнями крупных городов и высокоразвитой системой товарного и денежного обращения. Хоть этим государствам и не была присуща этническая общность, все же они обладали преемственностью и традиционностью не только с экономической стороны, но и политической и этнической. А если говорить о монгольских завоеваниях, потрясших в свое время мир, они, несомненно оставили глубокий след в историческом развитии не только Идель-юрта или Булгарского государства, но и народов всей Восточной Европы.

После закономерного распада Хазарского государства, на его территории: на Кавказе, в Крыму и Поволжье - выросло несколько новых государств. Они унаследовали общую культуру, сформированную в период Хазарского государства, в том числе и общий тюркский государственный язык со всеми его атрибутами. Значит, все хазарские наименования, относящиеся к денежно-мерной системе, перешли и в язык Булгарского государства, являвшегося наследником хазар в бассейне Волги. И хотя по времени между известной науке последней хазарской монетой и первыми ей подражающими булгарскими монетами, как было уже сказано раньше, есть определенный промежуток, торговля и товарно-денежные отношения на поволжских базарах не останавливались ни на мгновение.

 

2. Булгарские монеты и крупные торговые пути. В VII-X веках Хазарское государство установило торговые отношения, обменивалось товаром с регионами, богатыми ценной пушниной, расположенными по рекам Каме, Оби и Тоболу. Появляются такие как расположенная на удобном для строительства крепости возвышении на берегу Волги Казань или разместившаяся на таком же месте уже на берегу Камы Елабуга первые форпосты торговцев. Однако закономерный распад этого первого феодального государства Восточной Европы после трехсот лет существования, отделение от него и усиление Булгарского государства привело к изменению направления в товарообороте. В булгарский период, в X-XII веках оживились торговые пути, ведущие по Волге на запад, к Северному Уралу и к Нижней Оби.

Оживление северного направления товарооборота подтверждается многочисленными кладами, относящимися к X-XII векам. В основном это примитивный металлический эквивалент, которым булгарские торговцы расплачивались с местными племенами за мех животных: изготовленные в Туркестане, Хазарии, Византии, Киевской Руси и Булгаре чаши, блюда, горшки и другие товары в роли денег.

Надо предполагать, что предметы мены поступили по торговым путям, проложенным из южных стран в Поволжье еще в средние века. Один из таких путей описывает Ибн Хаукал (978 годы): «от Абаскуна по левому берегу моря тянутся до земель хазар смежные населенные местности… а затем войдешь в пределы Аррана и когда пройдешь Мукан до пределов Баб-уль-Абвава (Тимер капуг Дербента)… то будешь идти до области семнедер 4 дня… а от Семендера до Итиля 7 дней по степи».

Но в конце IX века оживился торговый путь, соединявший Поволжье с Хорезмом. Этот известный еще с давних времен путь описан Ибн Фадланом, совершившим в 922 году путешествие из Багдада в Булгар. В связи с обострением отношений между хазарами и Арабским халифатом и с упадком торговых путей, проходивших через Тимер Капуг (Дербент), усилилась торговля с Туркестаном. Этап примитивного товарно-денежного оборота в виде различной посуды и бронзовых слитков в Поволжье был уже пройден, такие предметы в роли денег сохранились лишь среди лесных племен. В этот период практически во всех регионах Восточной Европы возникает постоянный и большой спрос на металлические деньги (монеты).

Довольно интенсивное обращение куфических дирхемов в Поволжье связано не только с укреплением торговых связей Хазарии и Булгар с Туркестаном, но и с чеканкой большого количества новых монет в подражание дирхемам. Существует мнение, что куфические дирхемы распространились в Западной и Восточной Европе из городов Поволжья, а в Поволжье, в свою очередь, поступали через Туркестан и Кавказ. Если судить по обнаружению денежных кладов, начиная с IX века Кавказский путь уже отступил на второй план. Но здесь достойно внимания и то, что от Волги к Туркестану очень редко встречаются клады, содержащие куфические дирхемы. То есть, в целом и путь в Хорезм носи довольно случайный характер. Правда, некоторые исследователи предполагают еще возможность существования водного пути через Каспий, но такое мнение пока остается лишь предположением, не нашедшим подтверждении фактами.

Таким образом, надо думать, что города Поволжья были не просто основными центрами денежного обращения, но и местами чеканки многочисленных монет-подражаний «восточным» деньгам.

В кладах Среднего Поволжья большую часть денег X века представлена монетами, выпущенными до собственной булгарской чеканки и подражающими саманидским монетам (династия туркестанских правителей). Даже приступив к самостоятельной чеканке монет, то есть еще и в Х веке, продолжали выпуск монет-подражаний в больших количествах.

Значит, большую часть по количеству в кладах Х века занимают такие копирующие, подражающие монеты. Даже при учете по минимуму они занимают половину восточноевропейских кладов, то есть занимают второе место после саманидских монет, и третье после монет аббасидов. В начале Х века монеты омейядов уже вышли из употребления. То есть в Поволжье использовались в основном хазарско-булгарские монеты, среди которых встречаются и такие восточные монеты, как монеты саманидов, омейядов, аббасидов. В разные периоды их сравнительное отношение может быть различным.

В IX веке хазары играли важную роль в торговле с восточными странами. Об этом свидетельствует и то, что ценная пушнина, вывозимая из Идель-юрта в Хорезм, а оттуда – в страны Востока, называлась «хазари».

Как известно, правивший в период распада Халифата халиф Абул Фадл Джафаре аль-Мутаваккилла ибн Мутасим (847-861) по разным причинам поделил свои владения между сыновьями, и со временем появились различные династии, в том числе в Средней Азии династия и государство саманидов, выбравших себе столицей Бухару.

Самые первые монеты в подражание саманидским были выпущены хазарами. Но монетное дело, начатое в Хазарии еще в VIII веке, не привело к массовому выпуску своих, самостоятельных монет. Это можно объяснить только тем, что каганским станом был принят иудаизм, и политической и экономической изоляцией государства. Даже подчинявшийся кагану булгарский илтебер Алмуш (его сын жил во дворце кагана в качестве заложника), в одно время чеканивший свои монеты, из-за религиозных взглядов чеканил монеты не от своего имени, а ограничился подражанием саманидским монетам. По свидетельствам арабских историков, в хазарских городах было довольно много последователей ислама.

Монет, копирующих деньги первого саманида Наср ибн Ахмеда (874-892), очень мало, и часто их трудно отличить от монет второго саманида – также Насра ибн Ахмеда, правившего немного позднее и занимавшего трон в 914-943 гг.

Нелегко отличить подражания от самих оригиналов. Видимо, для монетных мастеров VIII-IX веков было важно, чтобы вновь отчеканенные монеты не бросались в глаза среди куфических дирхемов и принимались народом и торговцами беспрепятственно. Например, это ясно видно по бронзовому штемпелю, найденному в Казанской губернии и служившему когда-то для чеканки денег, подражающих монетам Мансура бен Нуха. Надписи на нем очень мало отличается от надписей на монетах, которые нумизматы считают монетами саманида Мансура бен Нуха (961-979).

В настоящее время нет сведений о булгарских городах и селениях IX века. В этот период булгары входили в состав Хазарского государства и платили ясак кагану. Значит, и в Среднем Поволжье, и в Прикамье были хазарские торговые фактории. Но постепенно на первый план в торговле пушниной вышли средневолжские города, так как они располагались на самом удобном и выигрышном месте. Это случилось, видимо, не ранее X века. Например, путешественник аль-Мукаддаси (вторая половина X века) пишет об этом следующее: «Меха собольи, беличьи, горностаевы, куньи и лесных куниц, лисьи, бобровые, заячьи, козьи шкуры, воск, стрелы, крупная рыба, шапки, белужий клей, рыбьи кости, бобровая струя, юфть, мед, орехи, барсы (или гончие собаки), мечи, кольчуги, березовый лес… Все эти товары из Булгарии».

Поэтому логично будет предположить, что в конце IX – в начале X века и хазары чеканили монеты, подражая саманидским. Например, довольно часто обнаруживаются монеты, чеканенные от имени Наср ибн Ахмеда (914-943). Р.Р.Фасмер указывает на то, что: «на большинстве подражаний можно прочесть имя Насира бенг Ахмеда, и известно лишь немного монет с именами его преемников». Это мнение Р.Р.Фасмера действительно лишь для кладов, в которых зарыты монеты более древних времен. Например, на волжском острове (в Семеновском селище), был найден клад, отнесенный ко второй половине Х века, там же большинство представлено монетами Мансура бен Нуха (961-976).

Население древних булгарских городов формировалось при участии различных групп с родственной этнокультурой: именьковцев, булгар, хазар, сувар и др., говоривших на общем хазарско-тюркском языке. Неслучайно, черты погребального обряда Танкеевского могильника (ранних булгар), например, обнаруживают аналоги в поломско-ломоватовских памятниках Прикамья, некоторых памятниках Башкирии, памятниках салтовского (хазарского) круга, Больше-Тарханского могильника (более ранних булгар) и т.д.

Проследим булгарские и суварские монеты X века по именам чеканивших их правителей. Судя по монетам, титулы правителей в разные периоды были различными. Хазарские цари носили титул кагана, официально приравненный в титулу император. Булгарские правители в период нахождения в составе Хазарского государства именовались илтеберами, а когда принявший ислам Булгар стал самостоятельным государством, взяли себе титул эмир, как у арабских халифов. Халифы именовались «эмир аль-муэминин», т.е. эмир всех мусульман, а булгарские правители – «эмир Булгара». Поэтому применение титулов хан или султан по отношению к хазарским или булгарским правителям не соответствует исторической действительности.

Монеты Абдуллы бен Тегина. Монеты этого эмира, судя по неточностям и ошибкам, мало чем отличаются от обычных подражаний. Место чеканки обозначено нечетко: то ли Нисабур, то ли Сувар. В Ботельском кладе найдено 5 монет с именем Абдуллы.

Некоторые исследователи сомневаются в принадлежности монет Абдуллы булгарскому монетному двору. Однако настораживает не только наличие тюркского имени отца правителя в надписях монет, но и некоторые особенности в их оформлении. Например, на лицевой стороне вместо обязательного прославления «Мухаммед посланник Аллаха» читаем «Аллах. Мухаммед Абдулла бен Тегин». То есть начеканено начало некоего прославления и тут же имя правителя и его отца. Случайный пропуск такого важного элемента, как прославление на монете, невозможно. Секрет в том, что с приходом к власти аббасидов (750 г.), на дирхемах вместо прежнего омейядского прославления из 112 суры Корана стали чеканить это прославление «Мухаммед – посланник Аллаха».

Известно, что между первыми принявшими ислам в Поволжье хазарами и внесшими в ислам некоторые реформы аббасидами возникли некоторые религиозные разногласия. Хазарские монеты аббасидского периода повторяют надписи старых омейядских дирхемов. Интересно, что символ обратной стороны монет омейядов встречается и на сравнительно поздних подражаниях булгар. Например, на одной монете с именем Мансура бен Нуха, чеканенной в «Самарканде», т.е. в Булгаре в 365 г. по хиджре, и обнаруженной в Семеновском селище, вместо приведенного ранее обычного прославления имеется то самое омейядское прославление из 112 суры Корана: «Аллах един, Аллах вечен, не рождает, не рожден и нет ему равного никого». Учитывая все это, можно предположить, что ислам более раннего, хазарского толка был распространен среди булгар давно, и продолжал еще существовать в X веке.

В этой связи возникает вопрос о времени принятия ислама булгарами. Несомненно, Ислам был официально принят в Поволжье в 737 году (год принятия хазарским каганом ислама, послуживший толчком к распространению мусульманства), и получил постепенное распространение и среди булгар. Например, судя по обряду погребения покойника в Танкеевском могильнике, булгары лишь в X веке, в связи с переходом к оседлой жизни, приняли новые погребальные обряды. Правда, надо отметить и то, что именно погребальный обряд, особенно у кочевых народов, даже после принятия религии, как правило, не менялся очень долго. Ибн Русте в своей написанной в 903-912 гг. «Книге драгоценных сокровищ» сообщает о том, что ислам получил распространение среди булгар именно в селениях: «Большая часть их исповедует ислам, и есть в селениях их мечети и начальные училища с муэдзинами и имамами».

Вероятно, это был ислам старого хазарского толка, в богослужении которого большое место занимала религиозная тюркская лексика. Поэтому упоминание тюркского имени правителя булгар в хутбе, которая читалась до прибытия ибн Фадлана и вызвала его удивление, может быть объяснено только традицией, существовавшей в Поволжье еще с VIII века.

Нумизмат С.А.Янина считает, что распространению ошибочного мнения, что успехи мусульманской религии связаны с именем ибн Фадлана, содействовала «не столько тенденциозность подлинного рассказа, сколько тенденциозность перевода и толкования…».

До приезда ибн Фадлана молитва за правителя звучала следующим образом: «Боже, благослови царя Балтавара, царя булгар». Относительно имени правителя существуют различные мнения. Одни видят в нем имя правителя, другие – название одного из племен булгар – берсула. Третьи ученые думают, что это титул правителя булгар – илтебер. В современной литературе допускается, что это титул правителя. Вероятно, это действительно так, ибн Фадлан привел общую формулу хутбы «царь такой-то, илтебер».

Из-за трудноопределяемости монет Абдуллы бен Тегина Р.Р.Фасмер упоминает его в последнюю очередь среди правителей Булгара. Но обычно более трудноопределяемыми являются монеты более древних правителей, позднее методы чеканки монет совершенствуются, и надписи чеканятся более четко.

Сейчас сложно сказать, был ли Абдулла бен Тегин и в самом деле правителем булгар и чеканил ли монеты от своего имени. Возможно этот вопрос прояснится в будущем, в случае обнаружения новых монет.

 

3. Чеканка монет по именам эмиров Булгара:

Монеты Джафара бен Абдуллы. Еще совсем недавно монеты этого правителя были неизвестны. Впервые обломок монеты с именем Джафар бен Абдулла, т.е. с мусульманским именем Булгарского царя Алмуша, был обнаружен во время археологических раскопок в городе Новгород, во втором Неревском кладе.

На монете запечатлены имена халифа аль-Муктафи (902-908), саманидского эмира Исмаила бен Ахмеда (892-907) и Джафара бен Абдуллы. Дату чеканки монет можно отнести к 902-908 гг., т.е. к периоду правления халифа аль-Муктафи.

Сообщение ибн Русте о том, что «основное имущество у булгар – меха куницы, у булгар нет золотой и серебряной монеты…», вряд ли стоит понимать буквально. Об обращении «меховых» денег в Восточной Европе имеются и сообщения и в последующих веках. Многочисленные монеты свидетельствуют о пусть не всегда регулярной, но собственной чеканке монет в Поволжье начиная с VIII века. Поэтому сообщения восточных авторов о «меховых» деньгах нужно понимать в том смысле, что в некоторых районах и даже среди основной массы сельского населения бытовал натуральный обмен.

О монетах наследников Джафара бен Абдуллы будет рассказано далее. В то же время на некоторых монетах поволжской чеканки сложно определить, к какому периоду относятся указанные на них имена, но судя по датам на монетах и некоторым другим признакам, они относятся к более древнему периоду чеканки. Нам недостаточно осведомлены об истории государственного становления Поволжского государства Булгар. Возможно, эти имена и города, обозначенные как места чеканки, указывают на столкновения отдельных феодальных групп в период становления Булгарского государства.

Монеты Насира бен Ахмеда. Монеты Насира бен Ахмеда и халифа ал-Муктадира чеканки 913-914 гг. Р.Р.Фасмер считал наиболее удачными подражаниями саманидским дирхемам, чеканенными булгарами. Он полагал, что Насир бен Ахмед – имя саманидского эмира. Возможно, это так. В таком случае подобные монеты пока остаются единственными, на которых указано название местного монетного двора. С другой стороны, и на монетах Муэмина (его отца тоже звали Ахмед) указано то же место чеканки.

В некоторых своих трудах Х.М.Френ транскрибировал название места чеканки таких монет как «Сагар», но читал как «Сувар». Р.Р.Фасмер считал возможным читать то же самое место чеканки на монетах Муэмина бен Ахмеда (366 год по хиджре) и как «Сувар», и как «Булгар», а С.А.Янина склоняется к чтению «Сувар». Действительно, нет достаточных оснований для прочтения надписи как «Булгар». Но, с другой стороны, на монетах Талиба бен Ахмеда, чеканенных в Суваре, слово «Сувар» читается отчетливо и не оставляет места для иных толкований.

Мы предполагаем возможность прочтения названия места чеканки на вышеупомянутых монетах именно согласно написанному, т.е. «Сагар», считая, что это хазарский город Саугар (в арабском написании). Этот город известен из сочинения ибн Хордадбеха (820-912) «Книга путей и государств».

Монеты Эмира Биляр а. На монетах это имя начеканено в виде «аль-амир б.л.р. м.а.л.». По поводу чтения имени имеются совершенно разные, иногда даже противоречивые мнения. Основываясь на том, что аналогичное имя встречается на булгарских надгробных памятниках II стиля, имя эмира можно прочитать как «Биляр». Третье слово – «мал» в смысле деньга, встречается и на булгарских монетах более поздних периодов.

В Московском историческом музее хранится два экземпляра таких сравнительно хорошо сохранившихся монет. На одном из них можно прочитать дату: 308 год по хиджре. Эта дата приходится на период правления Джафара. Но в этом нет ничего необычного. Джафар правил в сложный период распада Хазарского государства и обособления Булгар-юрта. Его отец носил хазарский титул – илтебер, равнозначное арабскому титулу эмир. Судя по приведенной в книге ибн Фадлана хутбе, у Джафара (Алмуша) появился новый титул – Булгарский мелик, т.е. Булгарский царь, что соответствует титулу каган. Титул илтебер, вероятно, носили и правитель Сувара, и вожди других племен. Поэтому появление монет какого-то другого эмира естественно.

Сложно сказать что-то конкретное относительно места чеканки монет. Важно то, что все эти монеты по стилю подражают монетам Джафара. Следовательно, они относятся к начальному периоду чеканки монет, т.е. к периоду становления Булгарского государства. Сходство с монетами Джафара бен Абдуллы и совпадение даты чеканки со временем его правления допускают и возможность иной трактовки надписи. Слово, принятое за имя эмира, можно прочитать как «аль-эмир биляр мали», т.е. «деньга эмира Биляра».

Монеты Мемектая бен Джафара. На лицевой стороне этой монеты раннего периода чеканки есть надпись «Джафар», а надпись на обороте читается как «м.м.к.т.и. бин Джафар» На лицевой стороне начеканено имя эмира, а на обороте – имя его сына. Недостаточно разборчиво написанное имя можно прочитать как Мемектай. Имя Мемек, судя по надписям на надгробных камнях II стиля, было широко распространено среди булгар, а его своеобразное окончание тоже характерно для булгар.

На монете имеется дата – 309 г. по хиджре, но согласно определению С.А.Яниной, эта монета должна принадлежать чеканке преемника Джафара бен Абдуллы – Мемектаю бен Джафару.

Монеты Микаила бен Джафара. На монетах с именем Микаила бен Джафара в основном указаны различные саманидские города, и поэтому большинство нумизматов приписывали их саманидскому чекану. Однако Р.Р.Фасмер убедительно доказал принадлежность этих монет Микаилу бен Джафару. Р.Р.Фасмером описаны почти все известные монеты этого правителя. С.А.Яниной описана еще одна монета Микаила бен Джафара из коллекции Государственного исторического музея. Имя правителя на ней начеканено в форме «м.и.к.а.л.». В круговой легенде можно прочитать и место чеканки «Бибулгар», т.е. «чеканено в Булгаре».

Среди булгарских монет монеты Микаила бен Джафара встречаются часто, из чего можно сделать вывод, что он правил длительное время и был более самостоятелен, чем его отец, плативший должный ясак хазарскому кагану.

Среди монет второго Неревского клада из Новгорода обнаружена монета, на которой имя правителя начеканено в несколько иной форме, с алифом в конце: «м.и.к.л.а.». Судя по внешнему виду, монета чеканена в одно время с монетами Микаила бен Джафара. Возможно это тюркизированный вариант «Микайла» библейского имени Микаил. Это имя начеканено на монетах и в формах Микал, Микаил.

Монеты Абдуллы бен Микаила. В собрании Государственного исторического музея имеется два экземпляра монет, выпущенных от имени Абдуллы бен Микаила. Известно, что Абдулла – сын Микаила бен Джафара. Любопытно то, что монеты выпущены с именем халифа аль-Мустакфи, правившего очень короткое время.

Вероятно, булгарские правители, как и саманиды, не признали нового халифа аль-Мути, и продолжали чеканить на монетах имя аль-Мустакфи.

Монеты Талиба бен Ахмеда. Монеты этого правителя чеканены в городе Сувар в 337,338,341 и 347 гг. по хиджре и были хорошо известны еще нумизматам прошлых лет. Монеты Талиба бен Ахмеда чеканены с именем халифа аль-Мустакфи (944-946). Следовательно, монеты чеканки 347 г. по хиджре выпущены с именем этого халифа уже после его свержения (345г.).

Монеты Муэмина бен Ахмеда. Исследуя монеты поволжских булгар, Р.Р.Фасмер описал и монеты Муэмина бен Ахмеда, но предположил, что имя Ахмед на этих монетах, возможно, всего лишь другое написание имени Хасан. Однако С.А.Яниной удалось доказать, что существование монет двух Муэминов – Муэмина бен Ахмеда и Муэмина бен аль-Хасана. Монеты Муэмина бен Ахмеда выпущены в том же монетном дворе, что и монеты Насира бен Ахмеда – в Сагаре. Кроме того, С.А.Янина обратила внимание на то, что на монетах Муэмина бен Ахмеад имеется совершенно своеобразная тамга, отличающаяся от тамги монет Муэмина бен аль-Хасана.

Монеты Муэмина бен Ахмеда выпущены с именем халифа ат-Таи (974-992).

Монеты Муэмина бен аль-Хасана. Монеты Муэмина бен аль-Хасана чеканены в Булгаре в 366 году по хиджре от имени халифа аль-Мути (946-974). Как уже было отмечено, среди нумизматов были некоторые разночтения относительно отчества Муэмина. Р.Р.Фасмеру удалось обнаружить монеты, на которых имя отца Муэмина ясно читается как аль-Хасан.

На большинстве монет Муэмина бен аль-Хасана встречается булгарская тамга, напоминающая букву «б» рунского алфавита и заглавную букву «А» - в современном алфавите. Отдельные рунические знаки и надписи хорошо представлены материалами X-XI века. Такая же тамга часто встречается на билярской и булгарской керамике. Во время раскопок Урматского селища булгарского времени автором были открыты горны – печи для обжига горшков. На донышках обнаруженных там сосудов были аналогичные тамги.

Известны монеты Муэмина бен аль-Хасана, чеканенные в 370 г. по хиджре с именем халифа ат-Таи.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-08; Просмотров: 2365; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.04 сек.