Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные направления словарной работы с детьми дошкольного возраста в ДОУ




Словарная работа в дошкольном образовательном учреждении представляет собой процесс планомерного расширения активного словаря за счет трудных и незнакомых слов. Формирование словаря происходит одновременно с ознакомлением с окружающим миром (природным, социальным и культурным).

Поначалу ребенок соотносит слово с конкретным предметом или явлением, слово лишь сигнализирует ребенку о конкретном предмете, явлении и вызывает их образы. По мере освоения действительности, ребенок начинает делать обобщения, руководствуясь значимыми для него признаками. Лишь постепенно дети овладевают объективным понятийным содержанием слова.

Развитие речи ребенка должно соответствовать развитию представлений и знаний детей. Развитие словаря – это длительный процесс, в котором выделяются две стороны: количественная и качественная.

Сначала ребенок овладевает пассивным словарем. Это слова, которые говорящий понимает, но не употребляет. Активный словарь – это слова, которые говорящий не только понимает, но и употребляет в речи. Работа над словом проводится при ознакомлении с окружающим, на основе активной познавательной деятельности. Формирование словаря происходит одновременно с развитием психических процессов и умственных способностей, с воспитанием чувств, отношений, поведения ребенка. (Ф.А.Сохин, Н.Н. Поддъяков, О.А. Ушакова и др.)

Задачами педагога при проведении словарной работы является:

- обогащение словаря,

- уточнение словаря,

- его активизация

- устранение нелитературных слов.

При обогащении словаря происходит накопление слов, усвоение новых, не известных ранее, и введение их в активный словарь. Важную роль играют слова качества, свойства предметов и элементарные понятия (образная сторона лексики).

Характеристика методов и приемов словарной работы.

Для обогащения словаря необходимо использовать слова фольклорного жанра. Фольклор – это наиболее воспринимаемая ребенком форма речи, так как фольклор образно дает информацию, благодаря фольклору легко усваивается язык, лексика (поговорки, скороговорки, чистоговорки, загадки и т.п.).

Бесценным средством развития лексики у детей являются литературные произведения (поэтические и прозаические), несущие в себе правильные лексические эталоны, отличающиеся яркостью, образностью, выразительностью и одновременно доступностью и понятностью своего сюжета.

Эффективными средствами лексического развития являются дидактические игры и лексические упражнения, расширяющие словарный запас ребенка и работающие на осмысление им новых слов и закрепление их правильного применения в собственной речевой практике. Увлекательным и дидактически ценным для лексического развития ребенка являются наблюдения и экскурсии, имеющие в своей основе принципы наглядности и активности, удовлетворяющие познавательные потребности дошкольника.

Уточнение и закрепление словаря предполагает усвоение обобщающего значения слов и уточнение их смысла и значения. В закреплении нуждаются трудные слова, такие как: собирательные существительные, отвлеченные и относительные прилагательные, числительные.

В речи необходимо употреблять наиболее точные и подходящие по смыслу слова, включать слова в словосочетания и предложения. Только в этом случае активизация словаря будет успешной.

Работа над синонимами помогает ребенку понимать оттенки слова, а работа над антонимами - сопоставлять предметы.

Устранение нелитературных слов происходит путем замены их другими словами и перевода в пассивный словарь.

В дошкольном возрасте ребенок должен овладевать таким словарем, чтобы общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе, понимать литературу.

Вопросы для самопроверки

1.Каковы основные направления работы по лексическому развитию дошкольников в ДОУ?

2. Определить педагогические средства лексического развития ребенка младшего и дошкольного возраста.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-07; Просмотров: 4146; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.