КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Функциональная теория 4 страница
Побуждение (2) на схеме иллюстрирует тот факт, что после правильного совершения опосредующей инструментальной фазы первичное непосредственное побуждение голода или полового желания, устранения боли или вредных для организма условий прямо ведех_ к физиологическому действию — позитивному или негативному, удовольствию или устранению боли. Но наличие подкрепления указывает и на такую ситуацию, когда удовлетворяется и Побуждение (2). Поскольку опосредующее инструментальное действие является неотъемлемой составной частью цепочки, подкрепление, или, как его любят называть психологи, вторичное подкрепление, оказывается привязано и к опосредующему действию целиком, и ко всем его компонентам: артефакту, технике, правилам сотрудничества и контексту ситуации. Все эти элементы насыщаются физиологически обусловленным приятным эмоциональным тоном. Опосредованным и вторичным образом они становятся предметом желания, окрашиваясь в положительные тона, присущие успешному осуществлению поведенческой цепочки. Короче говоря, организм реагирует на инструментальные элементы с той же или схожей силой влечения, что и на объекты, дающие прямое физиологическое удовлетворение. Эту стойкую и неизбежную приверженность организма определенным целям, нормам или личностям, являющимся инструментальными посредниками в осуществлении потребности организма, мы
можем обозначить термином ценность в самом широком смысле слова. Интересно отметить, что мы уже так или иначе неявно затрагивали основные символические элементы культуры. Ибо символическое, как это нередко определяют самым кратким и приблизительным образом, предполагает, что что-то одно выступает вместо чего-то другого, а знак или символ содержат в себе некую идею, эмоцию или какую-нибудь другую порцию субстанции, интроспективно известной нам как «сознание». Ко всем таким определениям примешивается метафизика. На самом деле, символизм основан не на мистической связи между знаком и содержанием человеческого мышления, а на отношении объекта, жеста, действия и его воздействия на воспринимающий организм. Здесь мы уже видели, как при помощи опосредующего инструментального расширения жизненно необходимой последовательности некоторый объект, технический жест, присутствие или поведение другого человека становятся призывами или стимулами к осуществлению некоторой инструментальной деятельности. Наша схема наглядно показывает, что необходимое материальное оснащение, техника или способ кооперации постепенно трансформируется в некий сигнал внутри прагматической цепочки, так же, как пища является прагматическим сигналом для голодного организма, или самка — для самца животного и наоборот, как вода оказывается сигналом для мучимого жаждой, и огонь — для замерзшего. Однако нам еще остается показать, как этот внутренне присущий опосредующему инструментальному действию символизм становится всеобщим, оказывается достаточным, постоянно действующим и пригодным к передаче. Но прежде будет интересно установить, что наш анализ поведения с точки зрения опосредующих инструментальных элементов хорошо согласуется с нашим пониманием института и его составляющих частей. В определении опосредующего инструментального действия в схему включены материальные объекты, технологии, кооперация и передача информации, а также ситуация. В применении к конкретному материалу это означает, что люди достигают своих целей посредством использования артефактов в определенной обстановке и обстоятельствах окружающей среды путем непосредственного сотрудничества или же используя традиционные формы, то есть воспроизводя уже установленные эмпирические процессы; разумеется, во всем этом они опе-
рируют традиционными для данной культуры техниками. Если мы сопоставим это со схемой, изображающей структуру института (см. в главе 6), то сможем увидеть, что «материальный аппарат» прямо соответствует окружающей обстановке и используемым предметам. Техники и правила кооперации там были бы помещены под рубрикой «нормы». Понятие кооперации явно указывает на личный состав института, то же касается и обучения традиции, поскольку оно может существовать только при наличии организации. Куда бы мы поместили наши два понятия Побуждение (1) и Побуждение (2)? Стоит добавить, что разбиение побуждения на два компонента — необходимый прием абстракции. Оно иллюстрирует тот факт, что побуждение — это необходимая исходная посылка инструментально опосредованной последовательности — точно так же, как и любой простой. На деле же следует всегда помнить, что побуждение целостно и работает на протяжении всей цепочки, направляя все ее фазы и неизменно приводя к заключительной стадии — стадии удовлетворения. Но наш прием расчленения этого понятия призван показать, что все элементы опосредующего инструментального действия получают свое значение в ходе того, как начальные стадии побуждения приводят организм к опосредующему инструментальному снаряжению, тем самым облекая последнее ценностью в системе культуры. Побуждение (2), будучи непосредственно основано на орга-низменном импульсе и подкреплено удовлетворением, усиливает все инструментальные элементы тем, что оно неразрывно связано с Побуждением (1). Как мы можем видеть, то, что мы определили как «хартия» института, то есть традиционно установленные ценности, программы и принципы организованного поведения, прямо и полностью соответствует нашему понятию побуждения, если переинтерпретировать его с точки зрения культурной традиции. Такая «культурная» переинтерпретация означет, что побуждение действует двояким образом: во-первых, установлением ценности материального аппарата и доли инструментального опосредования в действии, а во-вторых, появляясь в качестве культурно заданного Побуждения (2) и ведя к культурно переинтерпретированному акту осуществления потребности. «Деятельности» в схеме структуры института здесь соответствует вся инструментально опосредованная цепочка (instrumental series) в целом, как
она может быть наблюдаема в реальном выполнении, а не при ее анализе по составляющим факторам. Разница между наблюдением целого и анализом составляющих состоит в том, что составляющие факторы цепочки мы наблюдаем в полевой работе в их идеальной, определенной традицией форме. В реальном выполнении мы изучаем их со всеми присущими им отклонениями, несовершенствами и случайными ошибками. Понятие «функция», показанное на предыдущей схеме, здесь соответствует сопряжению удовлетворения и побуждения. В более полном смысле, поскольку наша схема института относится не к одному какому-то действию, а к общей сумме инструментальных элементов, связанных со всеми побуждениями определенного типа, функция института здесь означает спектр инструментальных элементов, затронутых по поводу комплексных побуждений и многочисленных и разнообразных форм удовлетворения некоторой потребности. Чтобы пояснить, что имеется в виду, сведем сказанное в еще одну схему, обратясь к понятиям психологии стимула и реакции или, точнее, нашего приложения этой психологии к культуре через понятие поведенческих цепочек, оснащенных инструментальными элементами (instrumentally implemented vital sequences).
ПОБУЖДЕНИЕ = П1 + П2
СОТРУДНИЧАЮЩАЯ ТЕХНИКИ И ОБУЧАЮЩАЯ (включая право, ГРУППА обычай, этику)
АРТЕФАКТЫ
ИНСТРУМЕНТАЛЬНО ОПОСРЕДОВАННАЯ ЦЕПОЧКА
СОВОКУПНОСТЬ УДОВЛЕТВОРЕНИЙ ПОТРЕБНОСТИ
Набросаем несколько выводов, важных для любого анализа явлений культуры. Наша сформулированная в приведенной схеме теория инструментально оснащенных последовательностей показывает, что понятие побуждения неустранимо
из культурного действия, будь оно простым или сложным. Причина, по которой артефакт, привычка, идея или верование становятся надолго включены в культуру, будь она примитивной или развитой, состоит в том, что они на той или иной стадии входят в определенную инструментально опосредованную цепочку и остаются ее неотъемлемой частью. Зоопсихолог учит нас одному важному факту: привычка, которая не подкрепляется, разучивается, «угасает». Она исчезает. Мы вполне можем применить это к культуре. Ни одна ключевая система видов деятельности не может продолжать существование, если она прямо или косвенно не связана с потребностями человека и их удовлетворением. Понимание любого элемента культуры должно предполагать, среди прочего, установление его связи, инструментально опосредованной или прямой, с удовлетворением основных потребностей, будь то базовые, то есть биологические, или производные, то есть культурные, потребности. Когда какая-нибудь привычка перестает приводить к результату, перестает подкрепляться, то есть быть полезной для жизни, она просто отпадает. Иными словами, это наша критика понятия пережитка, бессмысленных признаков культуры, нерелевантной формы и подобных понятий, используемых в качестве некорректных приемов аргументации реконструкций, проделанных некоторыми представителями эволюционистских или диффузионистских школ.
Другой вывод гласит, что, будучи однажды установленной в отношении формы, инструментально расширенная жизненная цепочка становится обязательной. Мы находим, что существенной частью всякого понимания культуры являются подходы к изучению формирования личности и вхождения индивида в различные культурные системы деятельности, разрабатываемые с точки зрения образования и с точки зрения биологии. Наш анализ мог бы быть расширен с тем, чтобы показать, что всякое включение индивида в инструментально опосредованную последовательность несет с собой правовой аспект. Несовершенство технического выполнения, неподчинение правилам сотрудничества и неправильное обращение с предметами или людьми в конце концов приводят к наказанию индивида неудачей данной последовательности. Наказание, получаемое индивидом в рамках инструментально опосредованной последовательности со стороны материального аппарата, — вероятно,
самая ранняя и наиболее эффективная дисциплинарная мера, предусмотренная всеми культурными видами деятельности для регуляции поведения человека. Кроме того, мы видим, что актуален для анализа культуры и экономический принцип, в смысле ценности, полученной в результате усилия или же благодаря тому обстоятельству, что инструментальная часть нашей цепочки наиболее подвержена вариациям, а значит, и ее элементы — заменам. Сложный, громоздкий, имеющий и материальные, и социальные основания аппарат представляет собой то средство, при помощи которого и в рамках которого люди удовлетворяют свои постоянные базовые потребности. Этот аппарат позволяет им также развивать новые потребности, и, как мы увидели при помощи понятия раздвоенного побуждения, это ведет к созданию новых побуждений и новых желаний. Этот аппарат должен поддерживаться как целое на благо группы, которая совместно его использует. Он должен поддерживаться во всей своей эффективности, иначе группа, потребности которой — среди них и базовые потребности организма — не могли бы быть удовлетворены простым животным существованием за счет окружающей среды, не смогла бы выжить. Полезно сделать еще одно обобщение. В теории биологической эволюции понятия выживания сильнейшего и борьбы за существования все еще сохраняют свое фундаментальное значение, несмотря на некоторые коррективы, внесенные последователями Дарвина. Но князь Петр Кропоткин был совершенно прав, указывая на то, что главным понятием является взаимопомощь между индивидами внутри сообщества, тогда как понятие борьбы индивидов за существование в целом не может быть применено к человеческим сообществам. Мы не могли бы корректно, оперируя документально подтвержденными фактами, использовать понятие борьбы за существование применительно к примитивным обществам, — во всяком случае, не в том смысле, что они якобы постоянно находятся в состоянии войны, более слабые группы истребляются, а более сильные расширяют свою территорию за счет тех, что потерпели поражение. Однако мы можем применить к культурам понятие ценности для выживания (survival value). Вероятно, это согласуется не с представлением о борьбе, а, скорее, с представлением о конкуренции — внутри культур и между культурами. Мы 135
Бы взялись утверждать, что в любой культуре серьезный сбой втом, что касается эффективности ее инструментов, артефактов, сотрудничества или символической правильности, неизбежно повлек бы за собой постепенное угасание всего аппарата культуры. Можно добавить, что понятие контактной диффузии здесь очень полезно. Деградация культуры означала бы снижение числа ее носителей, неспособность к адаптации и частичный возврат к животному состоянию. Однако поскольку культура развивалась одновременно у нескольких групп, можно себе представить, что недостаточность одной культуры могла бы быть исправлена либо благодаря включению группы в другую, более эффективную культуру, либо обмену или приспособлению, короче говоря, диффузии некоторых инструментов из более высокой культуры в культуру более низкого уровня. Как бы оно ни обстояло на деле — здесь мы, как и в других случаях, избегаем слишком конкретных и точных реконструкций, — принцип, в соответствии с которым некоторые органически обусловленные виды продуктивности аппарата культуры могут быть взяты за определяющие факторы ее устойчивости, жизнеспособности, возможностей организации и развития, должен быть положен в основу функциональной интерпретации культуры как постепенно развивающейся системы адекватных приспособлений человеческого организма и групп людей для удовлетворения базовых потребностей и постепенного повышения уровня жизни в данных условиях окружающей среды.
[1939]
Дата добавления: 2015-05-08; Просмотров: 323; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |