Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Эмбриология и акушерство




 

ФУНКЦИОНАЛИЗМ как метод так же стар, как и первые ростки интереса к чужим, а следовательно, по общему мне­нию, диким и варварским, культурам, — у кого бы такой инте­рес ни возникал: у греческого историка Геродота, у француз­ского энциклопедиста Монтескье или у немецкого романтика Гердера. Если мне и довелось внести какой-то скромный вклад, то состоит он в создании этикетки функционализма для уже существующего корпуса научных идей, методов и ин­тересов; но и в этом отношении, в своей статье я ссылаюсь на своих предшественников, число которых составляет двадцать семь человек. Таким образом, вероятно, я действовал как аку­шер и крестный отец младшей из всего беспорядочного на­громождения антропологических школ и продолжил практи­ковать maieutike techne (акушерское искусство) в обучении самого молодого поколения исследователей в данной обла­сти, следуя заветам одного великого учителя, который любил описывать свое дело как искусство повивальной бабки. Был и еще один великий учитель, давший функционализму его де­виз «по плодам их узнаете их»1.

В той мере, в какой это свойственно любому антрополо­гическому подходу, функционализм исследует природу яв­лений культуры до того, как эти явления будут подвергнуты дальнейшим умозрительным манипуляциям. Какова приро­да, какова культурная реальность брака и семьи, политиче­ской системы, хозяйственного предприятия или юридиче­ской процедуры? Как эти факты могут быть рассмотрены индуктивно, с тем чтобы получились надежные научные обобщения? Существует ли некая универсальная схема,

1 Матф., 7,16.

 

применимая ко всем культурам, которая могла бы служить путеводной звездой для полевого исследователя и системой координат в сравнительном анализе, будь он историческим, эволюционным или просто устанавливающим общие зако­номерности соответствий?

Когда Э. Тайлор в начале своего великого произведения, посвященного первобытной культуре, рассматривает вопрос о том, что такое религия в самом широком смысле слова, или когда он пытается, по его собственным словам, дать этому предмету «минимальное определение», он является подлин­ным функционалистом. Был им и Робертсон Смит, когда признал, что социологическое измерение необходимо для понимания примитивной веры. Точно так же и Самнер в вы­полненном им анализе и классификации ранних норм пове­дения заявляет о своих интересах функционального харак­тера. Обсуждение Дюркгеймом примитивного типа обще­ственного разделения труда и его анализ магии и религии также лежат в русле функционального метода. Известная статья Тайлора, в которой он попытался соотнести различ­ные аспекты родства и хозяйственной жизни в примитив­ных обществах2, определение примитивной экономики К. Бюхером и его теория о связи труда и ритмичной песни3, работы Хаттона Вебстера и Г. Шурца о возрастных классах, сакральных обществах, мужских добровольных объедине­ниях и связи этих групп с политической, религиозной и эко­номической структурой сообщества4 — все эти работы сле­дуют функциональному методу. Я мог бы добавить, что и са­мые ранние результативные способы полевой работы, подо­бные тем, что мы находим у Шарлевуа, Добрицхофера, Саа-гуна или Даппера были функционалистскими в том смысле, что они отражали не только изолированные факты, а суще­ственные отношения и связи.

 

2Речь идет о статье Tylor E. (1888) On a Method of Investigating the Development of Institutions; Applied to Laws of Marriage and Descent. // Journal of the Anthropological Institute 18: 245-269.

3 Теория К. Бюхера о связи труда и ритмичной песни изложена в его книге «Работа и ритм» (1896), рус. перевод: Бюхер К. Работа и ритм. Рабочие песни, их происхождение, эстетическое и экономическое значение. СПб., 1899.

4. Имеются в виду книги Schurtz H. Alterklassen und mannerbunde. Ber­lin, 1902; Webster I. Primitive secret societies; a study in early politics and religion. N.Y., 1932.

 

Некоторые принципы функционального подхода долж­ны быть воплощены в любой теоретической интерпретации явлений культуры, равно как и в любом компетентном из­ложении полевых материалов. Но чтобы меня не заподоз­рили в неразборчивом благодушии, доходящем до все под­ряд приемлющей рыхлой эклектики, спешу прибавить, что в антропологии существуют нефункционалистские, а также антифункционалистские тендендции. Полевой исследова­тель, подмечающий только экзотическое и живописное, — вот один такой случай. Другой — эволюционист, разрабаты­вающий теорию происхождения брака и семьи, но не забо­тящийся о сколько-нибудь отчетливом различении брака, половой связи и временного сожительства. Выбор такого явления, как классификационные системы родства и его интерпретация как пережитка, как отражения чего-то, что существовало раньше, но теперь исчезло, показывает, как Морган пренебрег функциональным анализом живого язы­кового явления и тем самым направил несколько поколе­ний антропологов по ошибочному пути. Или, например, когда Гребнер предложил свой небрежно сооруженный из подручных материалов, ложный и легкомысленный анализ культуры в качестве основы для якобы надежной и охваты­вающей весь мир системы диффузионизма, он создал анти-функционалистский подход первостатейной глупости. Так, он предполагает, что возможно изолировать единицы ана­лиза от их культурного контекста. Далее он определяет их вне какой-либо связи с их функцией. Получается, что в форме предмета для него важны лишь те свойства, кото­рые не связаны с его использованием и функцией. Следова­тельно, для Гребнера методологически релевантны лишь те характеристики, которые, как можно показать, культурно иррелевантны.

Более того, он вводит понятие комплекса признаков как набора отдельных единиц. Я же утверждаю, что форма всег­да обусловлена функцией, и что пока мы не можем устано­вить такой зависимости формы от функции, формальные элементы нельзя использовать в научном доказательстве. Я также утверждаю, что бесполезно понятие единиц, ото­рванных от контекста и функции и никак не согласующих­ся с элементами, обладающими друг с другом внутренней связью.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-08; Просмотров: 391; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.