Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тематика контрольных работ. Задание 9Сделайте вывод из посылок, определите фигуру и модус силлогизма




Образец выполнения

Образец выполнения

Задание 9 Сделайте вывод из посылок, определите фигуру и модус силлогизма

Все киты (М) – млекопитающие (Р)

Все киты(М) - водные животные (S)

Некоторые водные животные(S) – млекопитающие(Р)

Это силлогизм по третьей фигуре. Модус данного силлогизма ААI

Задание десятого типа – это задания, связанные с прямым доказательством

Задание 10 Докажите следующие утверждения, используя метод прямого доказательства (приведите не менее 3 аргументов):

Метод прямого доказательства следующего рассуждения «Семья – это кристалл общества» (В. Гюго) предполагает обоснование истинности данного рассуждения с помощью аргументов.

Структура доказательства:

Тезис: семья – это кристалл общества;

Аргументы:

1) в семье как в миниатюре отражены все противоречия общества

2) семья выполняет функцию воспитания и социализации общества, прививая детям нормы и ценности, принятые в данном обществе

3) Семья является малой группой, в которой отношения между её членами выступают в форме социальных отношений зависимости и власти, существующих в обществе.

 

 

 

 

Список рекомендуемой литературы

Основная литература:

1. Гетманова А.Д. Логика. Учебник. М.: «Омега – Л»,2011. 415с.

2. Ивлев Ю.В.Логика. М., Учебник. М.: Проспект. 2010.

 

Дополнительная литература:

1. Брюшинкин В.Н.Практический курс логики для гуманитариев. М., 1994.

2. Войшвилло Е.К., Дегтярёв М. Г. Логика как часть теории познания и научной методологии. М.,1994.

3. Гетманова А.Д. Логика. М.,1988.

4. Гуревич П.С.Логика. М., 2005.

5. Ивлев Ю.В. Логика. М., 1999.

 

 

Тема 1 Понятие как форма мышления

Задание 1 Дайте логическую характеристику следующих понятий:

1) преступление, произошедшее 13 января 2012 года, мой третий

муж, братство;

2) хруст печенья, вчерашний дождь в Москве, отцовство;

3) абсолютная истина, мой священный долг перед родиной,

беспорядок;

4) квадрат, мрачное выражение его лица, сестра Керри;

5) левый угол, невыносимое молчание, рухнувшие надежды;

6) несправедливость, красный цвет, точный выстрел на

соревнованиях по пулевой стрельбе;

7) самая гениальная мысль в мире, форма баскетболиста Петрова из

команды «Уникс», правый склон;

8) тьма, моя любимая песня, неверие;

9) Иуда, великий шпион всех времён и народов, след;

10) Бермудский треугольник, убийство на улице Данте, бесконечность;

11) прыжок в длину на 8 метров, горное ущелье на Кавказе, закон;

12) квадратный круг, лысина, сомнение;

13) собака президента, моя любимая кошка, кофе;

14) сыр «Камамбер», тоска, поворот налево;

15) начало дня, анекдот про черепаху, сильный мороз;

16) правильное решение, вечная проблема безденежья, сок;

17) кошка, говорящая по португальски с русским акцентом, сигнал

светофора,пешеход;

18) зимняя сессия на первом курсе в НФ НИТУ «МИСиС», добрая

улыбка, сон;

19) олимпийские игры в Лондоне, лыжные гонки, холодильник

«Стинол»;

20) шаги в темноте, моя несчастная первая любовь, шок.

Задание 2 Определите отношения между понятиями и изобразите их с помощью кругов Эйлера:

1) мать, дочь, женщина, внучка;

2) государство, европейское государство, социальное государство,

правовое государство;

3) писатель, драматург, русский писатель, М.Горький;

4) орудие преступления, огнестрельное орудие, пистолет, пистолет

Макарова;

5) предмет, имеющий какой-либо цвет; белый предмет, черный

предмет;

6) конституция, основной закон государства, Конституция РФ, закон;

7) случай на охоте, случай на охоте, требующий специального

расследования; случай на охоте, не требующий специального

расследования;

8) печатная продукция, книга, словарь, журнал, энциклопедия;

9) привидение, привидение замка Иф, очень страшное привидение;

10) мужчина, брат, внук, отец;

11) животное, млекопитающее, травоядное, голова млекопитающего;

12) великан, карлик, Гулливер, лилипут;

13) строение, беседка, дом, особняк, каменное строение;

14) река, судоходная река, глубокая река, устье реки;

15) дедушка, сын, внук, отец, брат;

16) кошка, сиамская кошка, моя любимая кошка, соседская кошка;

17) благородный человек, неблагородный человек, благородный и

симпатичный человек, молодой человек;

18) река, горная река, река на Кавказе, река Амазонка;

19) произведение искусства, музыкальное произведение, опера

«Аида», увертюра к опере «Аида»;

20) банк, филиал банка, российский банк, российская система банков.

Задание 3 Проанализируйте следующие определения и укажите на допущенные ошибки.

1) Кража - тайное похищение общественного имущества.

2) Побуждение к преступному действию называется мотивом.

3) Республика - это форма правления, при которой органы власти

избираются народом.

4) Государство - это обусловленная экономическим строем общества

политическая организация суверенной публичной власти,

защищающей интересы собственников основных средств

производства.

5) Граффити - не искусство.

6) Моделью называется объект, который в каком-то отношении сходен

с другим объектом, является его упрощением и служит для того,

чтобы познать оригинал.

7) Учитель – человек, который учит кого-нибудь.

8) Кактус - это существо, колючее на ощупь.

9) Мошенник - человек, занимающийся подделкой личных

документов.

10) Купля-продажа есть договор о переходе права собственности.

11) Комар - мелкое двукрылое насекомое, больно кусающее.

12) Злость сходна с кратковременным помешательством.

13) Бихевиоризм - это направление в психологии, изучающее человека.

14) Смерть - естественный конец всякого живого существа.

15) Рука - орган и продукт труда.

16) Инсинуация - клеветническое измышление.

17) Футуризмом называется одно из декадентских художественных

течений ХХ в.

18) Пограничные войска - это войска, предназначенные для

вооруженной защиты политических, военных и экономических

интересов государства на его сухопутных границах;

19) Человек - это животное, способное решать логические задачи.

20) Олигоцен – третья эпоха палеогена.

Задание 4 Проанализируйте следующие деления понятий. Установите правильность и основание деления. Если деление произведено неправильно, то

укажите на допущенные ошибки.

1) США делится на штаты.

2) Речь бывает устной, письменной, путанной и заумной.

3) Оружие может быть огнестрельным, колюще-режущим и

автоматическим.

4) Преступления делятся на умышленные, неосторожные и

хозяйственные.

5) Внимание делится на произвольное и непроизвольное.

6) Города делятся на районы и округа.

7) Обед состоял из первого, второго и третьего блюд.

8) Договоры делятся на устные, письменные, безвозмездные.

9) Конфликт делится на пред конфликтную стадию, стадию

противоборства, стадию разрешения конфликта и пост

конфликтную стадию.

10) Государства делятся на монархические, республиканские и

демократические.

11) Акт экспертизы состоит из введения, исследования и заключения.

12) Товарные знаки могут быть изобразительными, словесными,

объёмными, а также представлять собой комбинацию этих

признаков.

13) Дети делятся на невоспитанных и наших.

14) Люди делятся на созидателей, потребителей и разрушителей.

15) Феодальная монархия делится на раннефеодальную, периода

феодальной раздробленности, сословную и абсолютную.

16) Деревья делятся на лиственные, хвойные и низкорослые.

17) Сделки могут быть односторонними, двусторонними

многосторонними и письменными;

18) Самолёты по типу двигателя делятся на винтовые, турбовинтовые и

реактивные.

19) С точки зрения криминологии важно принимать во внимание

следующие виды преступных группировок: устойчивые, менее

устойчивые, случайно сформированные и быстро распадающиеся.

20) Зубы у человека бывают передние, задние, нижние, верхние, резцы,

клыки, молочные и зубы мудрости, а также зубы, подверженные

кариесу.

Задание 5 Определите субъект, предикат, качество и количество нижеприведённых суждений. Каждое из суждений приведите к стандартной форме (А, Е, О, I).

1) У устрицы может быть несчастная любовь.

2) Нет мягкой кочерги.

3) То, что сладкое, всегда нравится детям.

4) Это свыше моего терпения.

5) У нее есть диктаторские наклонности.

6) Часть свиней - дикие.

7) Некоторые извинения неприятны.

8) Иногда женщины отличаются красноречием.

9) Среди богатых нет попрошаек.

10) Кое-какие вещи оскорбительны для меня.

11) Он не мой друг.

12) Среди гусей нет товарищей для свиней.

13) Горбатого могила исправит.

14) Ложь иногда приносит пользу.

15) Он не принадлежит к числу моих друзей.

16) Редко поют соловьи в наших краях.

17) Мне Джон не нравится.

18) Ваш визит - приятная неожиданность.

19) Без труда не вытащишь рыбку из пруда.

20) Я видел это в газетах.

Задание 6 Используя логический квадрат, определите истинность противоположных, противоречащих и подчиненных суждений

1) Некоторые коровы - священные животные.

2) Командир самостоятельно принимает решение.

3) Некоторые пингвины летают низко.

4) Некоторые параллелограммы не квадраты.

5) Не все то золото, что блестит.

6) Ни один гриб не является растением.

7) Все красные яблоки не зеленые.

8) Ни один кит не рыба.

9) Ни один папоротник не цветет.

10) Некоторые океаны имеют пресную воду.

11) Студенты любят выпить.

12) Многие курсанты серьезно изучают логику.

13) Слоны не летают.

14) Все светло-красные цвета суть розовые цвета.

15) Некоторые цветы - не фиалки.

16) Всякое предательство должно быть прощено.

17) Ни один человек не хочет быть больным.

18) Все прямоугольники с равными сторонами суть квадраты.

19) Ни одна планета не звезда.

20) Ни один человек не может зрительно вообразить скорости света.

Тема 2 Суждение. Умозаключение.

Задание 7 Определите, какие из приведенных ниже заключений следуют из данных посылок, а какие нет. Если необходимо, то переделайте умозаключение так, чтобы вывести правильное заключение. Укажите вид и модус умозаключения.

1) Убийство жертвы мог совершить посторонний или кто-то из

близких. Посторонние это убийство не совершали. Значит, убийство

совершил кто-то из близких.

2) Если человек не виновен, то его оправдывают. Этого человека

оправдали. Следовательно, он не совершал преступления.

3) Легко человеку, если он полон Богом (тобой). Я не полон тобой и

поэтому в тягость себе (Августин Блаженный).

4) Если человек умирает в нищете, то родственникам ничего не

остается на память. Родственникам не осталось много вещей на

память. Следовательно, он умер в нищете.

5) Если приговор не обоснован, то он будет отменен. Данный приговор

отменен. Следовательно, он не обоснован.

6) Чезаре Борджиа превозмог бы любые трудности, если бы его не

теснили с двух сторон враждебные армии или не донимала болезнь.

7) Если бы Цезарь был суеверен, то он бы уступил просьбам

Кальпурнии не идти в Сенат и удалил Брута. Цезарь не был

суеверен, поэтому пошёл в Сенат и не удалил Брута.

8) Или женщина умна, или красива. Тамара не умна, следовательно,

красавицей ее не назовешь.

9) Если растет уровень доходов, то растет количество обеспеченных

людей. Доходы населения не выросли, следовательно, сократилось

число обеспеченных людей.

10) И зачем много говорить о том, что Божественная сущность не может

стать хуже? Если бы могла, то Бог не был бы Богом (Августин

Блаженный).

11) Если бы я не помнил, что это за предмет, то и не смог бы найти его.

Я не нашёл его. Значит, я ничего не помнил.

12) Войны бывают справедливые или несправедливые. Эта война

гражданская. Значит, ее можно назвать справедливой.

13) Если бы невротические заболевания всегда можно было свести к

конфликтным событиям раннего детства, то тогда такие

болезненные явления не могли бы исчезнуть сами по себе. Эти

невротические заболевания не связаны с конфликтными событиями

раннего детства. Значит, медицинская помощь не потребуется.

14) Люди делятся на скучных или веселых. С Питером не соскучишься,

следовательно, он весёлый.

15) Если обвиняемый был у себя дома, то он не был на месте

преступления. Но обвиняемый не был дома. Значит, он был на месте

преступления.

16) Подпись на расписке Х могла быть выполнена только самим Х, или

У, или Z. Установлено, что Х ее не подписывал. Следовательно, её

подписал Z.

17) Или ухудшение не наносит вред - чего быть не может или - и это

совершенно ясно - все ухудшающееся лишается доброго (Августин

Блаженный)

18) Наполеон либо укреплял власть, либо заботился об интересах

государства. Известно, что Наполеон власть укреплял, значит, он

заботился об интересах государства.

19) Если кто-то из избранных погибает, то Бог ошибается; но никто из

избранных не погибает, ибо Бог не ошибается (Августин

Блаженный).

20) По-моему, кто зол, тот и глуп. Я тоже не злой. Стало быть мы оба с

тобой не дураки будем. (М.Горький).

 

Задание 8 Образуйте непосредственное умозаключение следующими способами: превращение, обращение, противопоставление предикату

1) Некоторые натуральные числа не являются четными.

2) Все студенты - веселые.

3) Некоторые врачи - психиатры.

4) Ни один бамбук не является злаком.

5) Некоторые люди курят.

6) Все женщины хотят иметь детей.

7) Некоторые птицы перелетные.

8) Все преподаватели - профессора.

9) Есть речи, значенье темно или ничтожно.

10) Ни один писатель не пишет стихов.

11) Не всякий генерал от природы полный дурак (К.Прутков)

12) Некоторые женщины не любят смеяться.

13) Иногда люди лгут.

14) Все театры открывают новый сезон премьерой.

15) Всякая скупость заслуживает порицания.

16) Некоторые философы - материалисты.

17) Счастливые часов не наблюдают.

18) Простота хуже воровства.

19) Гусь свинье не товарищ.

20) Религия несовместима с наукой.

Задание 9 Сделайте вывод из посылок, определите фигуру и модус силлогизма.

1) Некоторые офицеры - артиллеристы.

Зотов - артиллерист. Следовательно…

2) Все секретари заняты полезным делом.

Ни одна птица-секретарь не занята полезным делом. Значит…

3) Ни одна приятная неожиданность не вызывает у меня досады.

Ваш визит - приятная неожиданность. Значит…

4) Ласки иногда спят.

Все животные иногда спят. Следовательно…

5) Военные люди не пишут стихов.

Ни один генерал не штатский. Следовательно…

6) Некоторые военнослужащие - пограничники.

Поляков - пограничник. Значит…

7) Ни один император не дантист.

Всех дантистов боятся дети. Следовательно…

8) Некоторые сладкие вещи вредны для здоровья.

Ни одна так называемая сдобная булочка не сладка. Значит…

9) Ни одно четвероногое не может свистеть.

Некоторые кошки - четвероногие. Следовательно…

10) Все мои кузины - несправедливы.

Все судьи - несправедливы. Следовательно…

11) Некоторые курсанты - отличники.

Сидоров - не отличник. Значит…

12) Ложь есть человеческое действие.

Ложь заслуживает порицания. Следовательно…

13) Боль подтачивает силы человека.

Никакая боль не желательна. Значит…

14) Некоторые молодые люди пойдут служить в погранвойска.

Алексей - молодой человек. Следовательно…

15) Некоторые лысые люди носят парики.

У всех детей свои волосы. Значит…

16) Все совы приятны.

Некоторые извинения неприятны. Следовательно…

17) Некоторые уроки трудны.

То, что трудно, требует внимания. Значит…

18) Он заходил сюда вчера.

Он не принадлежит к числу моих друзей. Значит…

19) Некоторые подушки мягкие.

Ни одна кочерга не мягкая. Следовательно…

20) Картошка - не ананас.

Все ананасы приятны на вкус. Значит…

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-08; Просмотров: 825; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.