Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Виды научных и методических работ, формы их представления 2 страница




— обеспечить полное раскрытие вопросов программы по учеб­ной дисциплине с учетом последних научно-методических дости­жений;

— быть доступным для успешного усвоения студентами, спо­собствовать мотивации учения, формированию умений и навы­ков, а также творческих способностей будущих специалистов; обес­печить преемственность знаний, полученных при изучении пред­шествующих дисциплин, тесные внутридисциплинарные и меж­дисциплинарные связи;

— создавать необходимые условия для использования аудиови­зуальных и технических средств обучения, вычислительной тех­ники, обеспечивать с ними тесную связь;

— учитывать психолого-педагогические факторы обучающих­ся, их общеобразовательный уровень;

— использовать возможности поясняющих и дополняющих тек­стов.

Контрольные вопросы и задания приводятся в конце каждой главы или других структурных элементов текста учебника, их формули­ровки должны предусматривать использование технических средств, вычислительной техники, дополнительной литературы (справочной, научной и др.), возможности дистанционного обу­чения.

Иллюстрации. Выбор вида иллюстраций зависит от содержания учебника, они должны быть методически целенаправленными, пояснять текст учебника, соответствовать подготовленности сту­дента (см. гл. 6).

Приложения содержат различные справочные материалы, фак­тический материал научных исследований, которые дополняют, иллюстрируют основной текст при изучении теоретической части и проведении практических занятий. В соответствующих главах да­ются ссылки на то или иное приложение, которые нумеруются (см. гл. 6).

Указатели являются обязательным структурным элементом учеб­ника, они бывают предметными, именными, предметно-имен­ными и др. Предметный указатель содержит основные понятия и термины, включенные в книгу; именной — фамилии и инициалы лиц, встречающиеся в книге. Рядом с указателем через запятую


 




проставляют номер страниц книги, на которых термин или фа­милия встречается. Термины и фамилии в указателях располага­ются строго в алфавитном порядке с соблюдением обычных тре­бований (см. гл. 6).

Заключение объемом 5 —10 с. завершает текстовую часть, в нем подводится итог изложенному учебному материалу, даются све­дения о проблемах наук и практики в области физической культу­ры и спорта и направления их дальнейшего развития. В заключе­нии надо также сообщить, как полученные знания будут исполь­зоваться при изучении других дисциплин.

Литература. В этом разделе указывают основные использован­ные и рекомендуемые для углубленного самостоятельного изуче­ния курса или его отдельных тем литературные источники. В учеб­никах должны быть указаны источники, откуда заимствован фак­тический материал, для этого используют ссылки (см. гл. 6).

Тщательная и качественная проработка рассмотренных струк­турных элементов учебника поможет добиться наибольшего эф­фекта в его использовании.

Учебное пособие. Учебное пособие как вид учебной литературы посвящается отдельным разделам программы, это могут быть так­же сборники упражнений, задач, лабораторных практикумов, хрестоматии, учебные словарей, альбомы, атласы и др. Учебные пособия призваны содействовать закреплению полученных зна­ний и формированию умений и навыков в их применении, уме­нию решать конкретные задачи. Учебное пособие может выпол­нять функции учебника. Это бывает в тех случаях, когда в учебный план вводится новая дисциплина и для ее изучения вначале раз­рабатывается учебное пособие, а после анализа опыта работы по этому учебному пособию и в случае положительного заключения оно может быть переведено в ранг учебника. Другие виды учебных пособий более детально раскрывают отдельные разделы програм­мы, используя специфический учебный материал. К учебным по­собиям в полной мере применимы требования и рекомендации, которые адресованы учебникам [3, 11, 14].

Методические рекомендации. В связи с многообразием проявле­ния методической деятельности существует много видов методи­ческих публикаций: методические рекомендации, методические указания, методические разработки, методические письма. Одни из них подготовлены на основе результатов научного (диссерта­ционного) исследования, другие — на основе обобщения резуль­татов практической деятельности профессорско-преподавательс­кого состава, учителей физической культуры, тренеров юных или квалифицированных спортсменов, медицинских работников, спортивных врачей, федеральных или региональных органов уп­равления образованием, физической культурой, спортом и туриз­мом. Объем методических рекомендаций — от 2 — 3 до 20—40 с, в


зависимости от характера работы. Это же относится и к структуре рассматриваемых работ. Наиболее полно выделяют введение, в ко­тором дается характеристика работы и сказано, для кого она пред­назначена, основную часть, где излагается, например, методика обучения, тренировки, раскрываются средства и методы и т. п.; в заключении делаются выводы по существу рассматриваемой темы; список литературы включает работы автора методического посо­бия или других авторов по данной проблеме, теме. При большом объеме работы целесообразно вначале дать оглавление. В спорте широко практикуются методические письма по итогам прошед­ших соревнований, в которых приводятся спортивные результа­ты, анализ выступления спортсменов страны, региона, клуба и делаются выводы в отношении тренировочной деятельности и других вопросов, связанных с устранением недостатков и повыше­нием эффективности процесса подготовки спортсменов. Много ра­бот по планированию, организации и проведению уроков физи­ческой культуры в школе, построению тренировки в отдельных видах спорта, проведению тренировочных занятий и т.д. [1, 5].

Требования к методическим рекомендациям разного плана та­кие же, как к учебникам и учебным пособиям, но с учетом задач, объема и конкретных пользователей.

Электронное издание представляет собой совокупность графи­ческой, текстовой, цифровой, речевой, музыкальной, видео-, фото- и другой информации, представленной на любом элект­ронном носителе — магнитном (магнитная лента, магнитный диск [и др.), оптическом (CD-ROM, DVD, CD-R, CD-I, CD+ и др.), а также опубликованной в электронной компьютерной сети.

К учебным электронным изданиям относятся издания, разра­ботанные по заказу Министерства образования РФ, заказам реги­ональных органов управления образованием, а также в инициа­тивном порядке с содержанием, соответствующим полному учеб­ному курсу или отдельным его частям по различным видам учеб­ных работ и учебных дисциплин (лекция, урок, семинар, лабора­торные и практические занятия, самостоятельная, домашняя ра­бота, контрольная, тест и др.). Под учебным курсом в данном случае понимаются дисциплины вуза, включенные в утвержден­ный Минобразованием России Госстандарт, и примерный учебный план. Выделяют следующие виды электронных изданий [6, 15], (приложение 20, п. 10):

Электронный учебник — основное учебное электронное изда­ние, созданное на высоком научном и методическом уровне, пол­ностью соответствующее федеральной составляющей дисципли­ны Госстандарта специальностей и направлений, определяемой Дидактическими единицами стандарта и программой.

Электронное учебное пособие — издание, частично или полнос­тью заменяющее или дополняющее учебник и официально утверж-


 



Железняк



денное в качестве данного вида издания. К электронным учебным пособиям также относятся издания по отдельным, наиболее важ­ным разделам дисциплин Госстандарта специальностей и направ­лений, по дисциплинам примерного и рабочего плана, а также сборники упражнений и задач, альбомы карт и схем, атласы кон­струкций, хрестоматии по дисциплинам примерного и рабочего учебного планов, указания по проведению учебного эксперимен­та, указания к практикуму, курсовому и дипломному проектиро­ванию, справочники, энциклопедии, описание тренажеров и др. Несмотря на то что в настоящее время пока нет общепринято­го определения «электронный учебник», по нашему мнению, он должен обеспечивать выполнение всех основных функций, вклю­чая предъявление теоретического материала, организацию при­менения первично полученных знаний (выполнение тренировоч­ных заданий), контроль уровня усвоения (обратная связь) без помощи каких бы то ни было бумажных носителей, то есть только на основе компьютерной программы. Электронный учебник (учеб­ное пособие) призван не только сохранять все достоинства кни­ги, но в полной мере использовать современные информацион­ные технологии, мультимедийные возможности, предоставляемые компьютером. К таким возможностям относятся:

— представление педагогических (физических, химических и т. п.) процессов в динамике;

— наглядное представление объектов и процессов, недоступ­ных для непосредственного наблюдения (процессы в микромире, процессы, обладающие очень малыми или очень большими вре­менными характеристиками, и т. п.);

— компьютерное моделирование процессов и объектов, требу­ющих для своего изучения уникальных или дорогостоящих обору­дования, материалов и других средств (моделирование соревнова­ний, новых элементов в гимнастике, эталонов двигательных дей­ствий и т.п.);

— аудиокомментарий автора учебника, ведущих спортсменов,

тренеров, судей;

— включение в учебный материал аудио- и видеосюжетов, ани­мации;

— организация контекстных подсказок, ссылок (гипертекст);

 

— быстрое проведение сложных статистических, биомехани­ческих и других вычислений с представлением результатов в циф­ровом или графическом виде;

— оперативный самоконтроль и контроль знаний студента при выполнении им упражнений и тестов.

Подготовка электронных учебников (пособий) требует знаний в предметной области и в области современных информационных технологий, поэтому их создание предполагает, как правило, со­трудничество двух специалистов: предметника и программиста;


при этом любые знания по информационным технологиям спе­циалиста-предметника чрезвычайно полезны. Основная цель при этом — изучение возможностей современных информационных технологий, обращая особое внимание на аудио- и видеофраг­менты, способы визуализации формул, графиков, рисунков, таб­лиц и пр. Главное здесь — понять, какими средствами лучше пе­редавать знания обучающемуся, а не как их программно реализо­вать.

Предметник в этом случае должен выполнить следующие эта­пы работы:

— подготовить черновой вариант текста учебника (при этом возможно использование имеющихся учебников, хотя в процессе подготовки электронного учебника его содержание может ради­кально измениться);

— разработать сценарий взаимодействия отдельных частей элек­тронного учебника (на основе рациональной структуры учебника и тщательно продуманной последовательности изложения мате­риала — организация возможных перекрестных ссылок и т. п.), а также подготовить вчерне сценарий аудио- и видеосюжетов, раз­нообразных иллюстраций, располагаемых в тексте статически или появляющихся динамически в процессе работы с электронным учебником;

— реализовать совместно со специалистом по информацион­ным технологиям составные части электронного учебника на ком­пьютере. При этом можно использовать уже имеющиеся оболочки (программы) либо разработать собственную для решения конк­ретных задач с учетом специфики дисциплины (предмета).

Официальный статус учебного электронного издания утверж­дается только федеральным органом управления на основе вы­полнения определенных требований (приложение 20, п. 10). Выда­ча рекомендательных грифов на издания учебного назначения — важнейший инструмент влияния и регулирования Минобразова­ния России. Для электронных изданий утверждаются следующие грифы: «Рекомендовано в качестве учебника...», «Рекомендовано в качестве учебного пособия...», «Рекомендовано для использова­ния в учебном процессе...», «Рекомендовано для использования при самостоятельном образовании...».

Для решения вопроса о присвоении учебному электронному изданию рекомендательного грифа издатель или автор направляет материалы и документы в адрес федерального экспертного совета по учебным электронным изданиям Минобразования России. На рассмотрение представляются следующие материалы и документы:

• заявление авторов на имя председателя федерального экспер­тного совета по учебным электронным изданиям;

• сопроводительное письмо от организации — разработчика Учебного электронного издания за подписью руководителя орга-


 




 


низации (в письме приводятся состав авторского коллектива и творческий вклад каждого автора, даются краткая аннотация учеб­ного электронного издания, выходные данные, классификация, объем составных частей и компонентов, планируемый тираж и год выпуска; номер издания, является ли издание переработан­ным, дополненным, по какой учебной программе подготовлено, сведения о его рецензировании, указание о том, для каких клас­сов, специальностей или направлений по действующему класси­фикатору оно предназначено) либо от авторского коллектива;

• копия свидетельства о регистрации продукта в РосАПО (Рос­сийское агентство по правовой охране программ для ЭВМ, баз данных и топологий интегральных схем);

• электронное издание в двух экземплярах в упаковке для ко­нечного потребителя;

• полный комплект сопроводительной, пользовательской до­кументации;

• две внешние рецензии:

а) рецензия кафедры одного из вузов, в котором будет
использовано учебное электронное учебное издание;

б) рецензия специалиста в данной области знаний, работа­
ющего в соответствующем вузе, научной, проектной организа­
ции или на производстве, в школе, техникуме, ПТУ и т. п. -

Соавторство. Научная или методическая работа может быть выполнена одним автором или авторским коллективом. В соавтор­стве обычно выполняются крупные работы: монографии, учебни­ки, учебные пособия и большие методические рекомендации, а также тезисы докладов на научно-практическую конференцию, где материал доклада подготовлен на основе данных коллектива исследователей (см. 7.1).

Личное участие каждого соавтора отражено в предисловии с указанием главы или раздела, которые он написал, иногда это отмечается в оглавлении (содержании). Если одну главу (раздел) написал не один автор, то приводится доля участия каждого (на­пример, в списке опубликованных им работ): указывается или количество страниц, принадлежащих ему (например: «в соавтор­стве, авторские 12 с», или дробь: в числителе — общий объем, в знаменателе — количество страниц, принадлежащих автору, — 24/12). Это особенно важно для диссертантов на стадии подготов­ки к защите диссертации (при написании автореферата).

Открытие, изобретение, рационализаторское предложение. Резуль­таты научной и методической деятельности могут быть оформле­ны в виде открытия, изобретения, рационализаторского предло­жения на основании «Положения об открытиях, изобретениях и рационализаторских предложениях» (постановление Совета Ми­нистров СССР от 21 августа 1974 г.). Они засчитываются автору как публикация [12].


Открытие согласно Положению (п. 10) — это установление не известных ранее объективно существующих закономерностей, свойств и явлений материального мира, вносящих коренные из-, менения в уровень познания.

Изобретение согласно Положению (п. 21) — это новое и обла­дающее существенными отличиями техническое решение задачи • в любой области народного хозяйства, социально-культурного строительства или обороны страны, дающее положительный эф­фект. Объектом изобретения могут являться новое устройство, способ, вещество, применение известных ранее устройств, спо­собов, веществ по новому назначению. Не признаются изобрете-ниями расписания, правила игры; проекты и схемы планировки сооружений, зданий и территории; методы и системы воспита-1 ния, преподавания, обучения и др.

Автору изобретения по его требованию может быть выдано ав­торское свидетельство или патент (п. 23 Положения). Авторское свидетельство на изобретение выдается на имя автора и удостове­ряет: признание предложения изобретением, приоритет изобре­тения, авторство на изобретение, исключительное право государ­ства на изобретение (п. 29). В случае соавторства свидетельство вы­дается каждому из соавторов с указанием в нем других соавторов. Патент удостоверяет: признание предложения изобретением, приоритет изобретения, авторство на изобретение и исключитель­ное право патентообладателя на изобретение (п. 30).

Дополнительное изобретение — усовершенствование другого изобретения (основного), на которое ранее было выдано автор­ское свидетельство или имеется действующий патент, без приме­нения основного изобретения не может быть использовано. На дополнительное изобретение может быть получено дополнитель­ное авторское свидетельство или дополнительный патент — в за­висимости от основного (п. 36).

Рационализаторское предложение согласно Положению (п. 63) — это техническое решение, являющееся новым и полезным для конкретного предприятия, организации или учреждения и пре­дусматривающее изменение конструкции изделий, технологии производства и применяемой техники или изменения состава материала. Предложение признается полезным, если его исполь­зование позволяет получить экономический, технический или иной положительный эффект. После вынесения решения о при­знании предложения рационализаторским и о принятии его к использованию автору выдается удостоверение на рационали­заторское предложение, которое подтверждает признание по­ложения рационализаторским, дату его подачи и авторство на рационализаторское предложение. В случае соавторства удосто­верение выдается каждому из соавторов с указанием в нем дру­гих соавторов.


 




Наблюдается тенденция слияния изобретательства с плановы­ми научными исследованиями по созданию объектов новой тех­ники в различных областях народного хозяйства и социально-куль­турного строительства. Это дает основание для заключения о том, что «Изобретательство и рационализация — стержень научно-тех­нического процесса» [14 к гл. 1. — С. 213].

Перечисленные виды научных и методических работ позволя­ют, с одной стороны, обеспечить необходимой информацией все сферы деятельности в области физической культуры, спорта, фи­зического воспитания; с другой — каждый желающий имеет воз­можность сделать достоянием других результаты своих научных исследований, опыта профессиональной деятельности в области физической культуры, спорта, физического воспитания в образо­вательных учреждениях и т. д.

Контрольные вопросы

1. Характеристика видов научно-методических работ в области физи­ческой культуры и спорта.

2. Контрольная и курсовая работа. Особенности задач и содержания.

3. Магистерская диссертация. Отличительные особенности.

4. Кандидатская и докторская диссертации. Основные характеристики.

5. Характеристика монографии.

6. Учебники и учебные пособия. Основные характеристики.

7. Программы, их разновидности (школьные, вузовские, в спорте).

8. Изобретения и рационализаторские предложения.

Литература

1. Аристер Н.И., Загузов НИ. Процедура подготовки и защиты дис­сертации. — М., 1995.

2. Беспалько В. П. Теория учебника: Дидактический аспект. — М., 1988.

3. Буга П. Г. Создание учебных книг для вузов. — М., 1990.

4. Вахрин П. И. Методика подготовки и процедура защиты дипломных работ по специальности «Финансы и кредит». — М., 1999.

5. Введение в научное исследование по педагогике: Учеб. пособие для студ. пед. ин-тов / Ю. К. Бабанский, В. И.Журавлев, В. К. Розов и др. / Под ред. В.И.Журавлева. — М., 1988.

6. Зайнутдинова Л. X. Создание и применение электронных учебников (на примере общетехнических дисциплин): Монография. — Астрахань, 1999.

7. Кузин Ф.А. Кандидатская диссертация. — М., 1997.

8. Кузин Ф.А. Магистерская диссертация. — М., 1997.

9. Новиков A.M. Докторская диссертация. — М., 1999.

10. Новиков А. М. Научно-экспериментальная работа в образователь­
ном учреждении. — М., 1998.


 

11. Подготовка и проведение учебных курсов в заочно-дистанцион­ной форме обучения: Метод, рекомендации преподавателям /Под ред И.А.Цикина. - СПб., 2000.

12. Положение об открытиях, изобретениях и рационализаторских предложениях. Утверждено постановлением Совета Министров СССР от 21 августа 1973 г., № 584.

13. Советский энциклопедический словарь. — М., 1987.

14. Стандарты по издательскому делу / Сост. А. А. Джиго, С. Ю Кали­нин. — М., 1998.

15. Уваров А.Ю. Электронный учебник: Теория и практика. — М., 1999.

16. Эхо Ю. Письменные работы в вузах. — М., 2000.



ГЛАВА 6




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-08; Просмотров: 1457; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.043 сек.