Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

И другие рассказы 6 страница




Однажды эта пекарня просто спасла мне жизнь. В свой первый Великий пост в монастыре я забо­лел, и очень серьезно. У меня началась двусторонняя пневмония. Самое печальное — я знал, что в Печорах мне не вылечиться. Это называется «резистент­ность» — обычные антибиотики, которые можно было найти в монастырском лазарете или в город­ской аптеке, на меня не действовали. Но я решил: лучше умру в монастыре, чем жить в миру. И никуда не поехал.

В день, когда я принял это решение, к воспале­нию легких добавилось еще воспаление мышц. От боли я еле-еле поднимался с кровати. Но все-таки упрямо шел на послушание. Температура у меня ниже тридцати восьми не опускалась. В довершение ко всему, когда мы перекладывали тяжелые брев­на, одно из них упало мне прямо на голову. Я тогда схватился за свою несчастную головушку и ушел за поленницу. В таких случаях одна дивеевская мо­нахиня, матушка Фрося, говорила: «Ну вот! Люди на нас, и Господь на нас!»

Ну, погоревал я, погоревал, а потом встал и по­шел дальше на послушание — носить бревна.

Спас меня старый монах, отец Дионисий. Увидев мое состояние, он взялся вылечить меня дедовским способом. Предпасхальная выпечка к тому времени была завершена. Отец Дионисий выложил сеном огромную остывающую печь и уложил меня прямо в нее. В печи было так томительно жарко, что от из­неможения я быстро уснул. Когда же на следующий день проснулся, мокрый с головы до пят, то почувст­вовал себя совершенно здоровым. Я просто вылетел из этой печи, как весенняя птичка, и в ночь как ни в чем не бывало стоял на светлой пасхальной заутрене.

 

* * *

Хотя послушаний было множество, но все же главным делом в монастыре была и остается молит­ва. Вечером, после работ, мы отдыхали минут сорок и шли на службу. В будние дни она продолжалась часа четыре, а в праздники — больше пяти часов.

Начитавшись древних патериков, насмотрев­шись на вдохновенное пастырство отца Иоанна, аскетическое благородство и прозорливость отца Серафима, подвижничество схиигумена Мелхисе­дека, мудрость казначея отца Нафанаила, на отчит­ки игумена Адриана и удивительную кротость отца

Феофана, восхищаясь еще многими неупомянутыми здесь печерскими отцами, мы, послушники, мечтали во всем подражать им. Даже проходя по монастыр­ским коридорам мимо келий старцев, мы с благо­говением и страхом замолкали: за этими дверями совершались невидимые битвы с древними силами зла, рушились и созидались вселенные!

Неумелое подвижничество наше было, может, и смешным, но чистосердечным. Не буду рассказы­вать про многие наивные молитвенные «подвиги» тогдашних печерских послушников. Не хочу над этим посмеиваться даже по-доброму, потому что верю: Господь и эти, очень несовершенные ду­ховные труды принимал и благословлял. Ведь Бог смотрит на сердце человека, на его намерения. А намерения юных послушников были искренни и чисты.

Стремление послушников к подвигам строго ре­гулировалось духовниками и монастырским началь­ством. Это необходимо, чтобы избежать прелес­ти — гордостного и ложного мнения о самом себе. Вспоминаю, как строго одернул наместник архи­мандрит Гавриил послушника, напоказ расхажива­ющего по монастырю с четками. И наместник был прав. Сколько известно печальных случаев, когда люди начинают глупо и опасно актерствовать или самонадеянно, без смирения и должного руковод­ства устремляются в исследование духовного мира.

Но все же опасение впасть в прелесть не превра­щалось в монастыре в некий ступор духовной жизни. Напротив, за нами внимательно и зорко наблюдали, направляли к молитве и поощряли стремление к Богу. Помню, как я удивился, когда однажды в алтаре на­местник совершенно неожиданно задал мне вопрос:

— Георгий, а ты по ночам молишься?

— Нет, отец наместник! Ночью я только сплю,— отрапортовал я.

Отец Гавриил неодобрительно посмотрел на меня:

— А зря. Ночью надо молиться.

Потом, лет через десять, те же слова сказал мне митрополит Питирим:

— Помни заповедь преподобного Иосифа Волоц­кого: день для труда, ночь для молитвы.

Ночная молитва, как говорят, — особая сила мо­наха. Однажды отец Иоанн, думаю, для того чтобы укрепить меня в выбранном пути и помочь хоть чуточку увидеть, что же такое духовный мир, бла­гословил совершать особое молитвенное правило. И в основном ночью. Время отец Иоанн выбрал как раз такое, что мое общение с внешним миром ока­залось сокращено до минимума. С двух часов дня

и до десяти вечера я нес послушание на коровнике, а вслед за этим всю ночь до утра дежурил на Успен­ской площади. Отец Иоанн благословил мне испол­нять особое правило Иисусовой молитвы, стараться занять ею ум и сердце и отбросить все посторонние мысли, даже весьма правильные и похвальные.

Удивительно, но если человек уединяется в мо­литве и при этом, сколько может, ограничивает себя в еде, сне и общении с людьми, если не допу­скает в ум праздных мыслей, а в сердце страстных чувств, то очень скоро обнаруживает, что в мире, кроме него и других людей, присутствует еще Кто-то. И Этот Кто-то терпеливо ждет, не обратим ли мы на Него внимание в нашей бесконечной гонке по жизни. Именно терпеливо ждет. Потому что Бог никогда и никому не навязывает Своего общества. И если человек продолжает правильно молиться (тут надо обязательно подчеркнуть — правильно, то есть не самочинно, а под началом опытного руко­водителя), то перед его духовным взором открыва­ются поразительные явления и картины.

Святитель Игнатий (Брянчанинов) пишет:

«Силы и время употреби на стяжание молитвы, священнодействующей во внутренней клети. Там, в тебе самом, откроет молитва зрелище, которое привлечет к себе все твое внимание: она доставит тебе познания, которых мир вместить не может, о существовании которых он не имеет даже понятия.

Там, в глубине сердца, ты увидишь падение челове­чества, ты увидишь душу твою, убитую грехом... уви­дишь многие другие таинства, сокровенные от мира и от сынов мира. Когда откроется это зрелище, — при­куются к нему твои взоры; ты охладеешь ко всему вре­менному и тленному, которому сочувствовал доселе».

Ночь быстро проходила за назначенной отцом Иоанном молитвой и чтением Псалтири, а когда ум начинал скучать и отвлекаться, я принимался класть поклоны у входа в пещеры. При этом я как мог пытался поститься. Но есть очень хотелось! Поэтому я решил придумать такую трапезу, которая уж точно не возбуждала бы аппетита. Поразмыслив, я остановился на просфорах, размоченных в святой воде. Это было мое собственное аскетическое изоб­ретение. Блюдо получилось очень благочестивое, но ужасно невкусное — скользкое и пресное. Но мне того и надо было. После небольшой тарелочки этого кушанья есть больше не хотелось. Отец Иоанн улыб­нулся моей выдумке, но возражать не стал. Только строго наказал почаще приходить на исповедь и рас­сказывать все, что произошло за день.

А происшествия действительно начались. Со вто­рого или с третьего дня я почувствовал, что почти не хочу спать. Точнее, для сна мне хватало четы­рех часов. Обычный общительный мой нрав тоже куда-то пропал. Хотелось побольше бывать одному. Потом один за другим стали вспоминаться похо­роненные в памяти грехи, давно забытые случаи из жизни. Закончив дежурство, я бежал на исповедь. Удивительно, но от этих горьких открытий на серд­це становилось хоть и печально, но непередаваемо мирно и легко.

Через неделю такой жизни произошло нечто еще более странное. Когда ночью, заскучав от долгих мо­литв, я клал поклоны у входа в пещеры, позади меня вдруг раздался такой грохот, словно обрушились ты­сячи листов громыхающей жести. От страха я замер на месте. А когда решился обернуться, то увидел все туже спокойную, в лунном свете площадь монастыря.

До утра я не отходил от пещер и молился святым угодникам, всякую минуту ожидая, что ужасный гро­хот повторится.

На рассвете, в четыре часа из своей пещерной кельи на площадь, как обычно, вышел отец Сера­фим. Я бросился к нему и, запинаясь от волнения, поведал о том, что со мной случилось.

Отец Серафим только махнул рукой и усмехнулся:

— Не обращай внимания, это бесы.

И, по-хозяйски оглядев монастырь, ушел к себе.

Ничего себе — «не обращай внимания»! Весь оста­ток дежурства я провел, дрожа как осиновый лист.

Но еще более поразительный случай произошел на следующий день. Вечером я заступил на дежурство на Успенской площади и уже привычно начал читать про себя Иисусову молитву. Скоро я увидел, что ко мне идет наш послушник — Пашка-чуваш, известный хули­ган, которого родители после армии отправили на пе­ревоспитание в монастырь. Я загрустил, потому что Пашка направлялся ко мне с явным желанием о чем-то поговорить. А этого мне сейчас совсем не хотелось.

И вдруг где-то внутри себя я отчетливо услышал Пашин голос. Он задал мне вопрос, касавшийся очень важного дела, с которым Павел направлялся ко мне. И сразу, опять же внутри себя, я услышал ответ на его вопрос и понял, что именно это мне и нужно рас­толковать Павлу. Голос Павла не соглашался и воз­ражал. Другой голос терпеливо переубеждал его, под­водя к правильной мысли. Таким образом, длинный, по крайней мере в несколько минут, диалог за одно мгновение промелькнул у меня в голове.

Пашка подошел, и я почти не удивился, когда он задал именно тот вопрос, который я уже слышал. Я отвечал ему словами, которые пронеслись в моем

сознании за минуту до этого. Наш диалог продол­жался именно так, слово в слово, как он только что прозвучал в моей душе.

Это было потрясающе! Наутро я бросился к отцу Иоанну и спросил, что со мной было. Отец Иоанн от­ветил, что Господь, по милости Своей, дал мне краеш­ком глаза заглянуть в духовный мир, который скрыт от нас, людей. Для меня было ясно, что произошло это по молитвам отца Иоанна. А батюшка, строго наказав, чтобы я не возносился, предупредил, что это новое со­стояние скоро пройдет. Чтобы постоянно пребывать в нем, объяснил он, необходим настоящий подвиг. В са­мом прямом смысле слова. Какой? Каждый по-своему, кто как может, пытается сохранить эту загадочную связь с Богом. Миру кажутся безумными, несуразными, анекдотичными истинные подвижники духа, которые зачем-то уходят от людей в непроходимые пустыни, за­лезают на столпы, становятся юродивыми, годами сто­ят на коленях на камне, не спят, не пьют, не едят, под­ставляют оскорбляющим другую щеку, любят врагов, вменяют себя ни во что. «Те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли», — говорит о них апостол Павел.

В заключение отец Иоанн еще раз сказал, чтобы я не печалился, когда, очень скоро, это состояние уйдет, но всегда помнил о произошедшем.

В истинности слов отца Иоанна я убедился уже на следующий день. Несмотря на громадное впе­чатление, которое не оставляло меня после удиви­тельной беседы с Павлом, я вскоре как-то рассеялся мыслями, чего-то лишнего в трапезной поел, с кем- то немного поговорил, что-то нечистое допустил до сердца — и вот это не сравнимое ни с чем ощущение близости Бога неприметно растаяло.

 

 

А я остался с тем, что выбрало мое сластолюби­вое и грешное сердце: со своим любимым горохо­вым супом, увлекательной болтовней с моими заме­чательными друзьями, с самыми разнообразными интересными мыслями и мечтами. Со всем этим. Но только без Него. Это было так горько, что у меня в душе сложилось стихотворение:

 

 

Мне грустно и легко,

Печаль моя светла.

Печаль моя полна Тобою,

Тобой, Одним Тобой...

Потом я спохватился, что вроде бы кто-то другой уже написал эти замечательные строки.

Лысый Пашка-чуваш через несколько лет ушел из монастыря, и его убили где-то в Чебоксарах. Цар­ствие ему Небесное! Из остальных моих друзей — тогдашних печерских послушников — не многие остались на монашеском пути.

 

 

 

Вообще-то в монастырь мы в начале восьми­десятых годов в конце концов не уходили, а сбегали. Думаю, нас считали немножко сумасшедшими. А иногда и не немножко. За нами приезжали несчастные родители, безутешные неве­сты, разгневанные профессора институтов, в кото­рых мы учились. За одним монахом (а он сбежал, уже выйдя на пенсию и вырастив до совершенно­летия последнего из своих детей) приезжали сы­новья и дочери. Они орали на весь монастырь, что сейчас же увезут папочку домой. Мы прятали его за огромными корзинами в старом каретном сарае. Дети уверяли, что их отец, заслуженный шахтер, выжил из ума. А он просто на протяжении тридцати лет день и ночь мечтал, когда сможет начать подви­заться в монастыре.

Мы его прекрасно понимали. Потому что и сами бежали из ставшего бессмысленным мира — искать вдруг открывшегося нам Бога, почти так же, как мальчишки убегали юнгами на корабли и устрем­лялись в далекое плавание. Только зов Бога был несравненно сильнее. Преодолеть его мы не могли. Точнее, безошибочно чувствовали, что если не от­кликнемся на этот зов, не оставим всего и не пой­дем за Ним, то безвозвратно потеряем себя. И даже если получим весь остальной мир со всеми его радо­стями и утехами — он нам будет не нужен и не мил.

Конечно, было страшно жаль в первую очередь растерянных перед нашей твердостью, ничего не понимающих родителей. Потом — друзей и подруг. Наших любимых институтских профессоров, ко­торые, не жалея времени и сил, приезжали в Печо­ры — «спасать» нас. Мы жизнь готовы были за них отдать. Но не монастырь.

Нашим близким все это казалось диким и совер­шенно необъяснимым. Помню, я уже несколько ме­сяцев жил в монастыре, когда к нам приехал Саша Швецов. Было воскресенье — единственный сво­бодный день на неделе. После чудесной воскресной службы и монастырского обеда мы, молодые послуш­ники, лежали, блаженно растянувшись на кроватях, в нашей большой и солнечной послушнической ке­лье. Вдруг дверь распахнулась, и на пороге появился высокий парень, наш ровесник, лет двадцати двух, в фирменных джинсах и дорогущей куртке.

— А мне здесь нравится!— заявил он нам, даже не поздоровавшись, — Я здесь останусь!

«Вот поставят тебя завтра на коровник или ка­нализацию выгребать, тогда посмотрим, останешь­ся ты или нет», — позевывая, подумал я. Наверное, примерно то же пришло в голову всем, кто вместе со мной разглядывал эту столичную штучку, зале­тевшую в древний монастырь.

Саша оказался сыном торгпредского работника, жил с родителями в Пекине, Лондоне и Нью-Йорке

 

 

и только недавно вернулся в Россию — учиться в ин­ституте. О Ноге он узнал с полгода назад — немногое, но самое главное. И, видно, по-настоящему узнал. По­тому что с того времени стал мучиться от полной бес­смысленности своей жизни и неприкаянности, пока не набрел на монастырь. Сразу оценив, что нашел как раз то, что искал, он даже не стал сообщать о своем новом месте обитания родителям. Когда мы упрекну­ли Александра в жестокости, он успокоил нас, сказав, что «батя по-всякому скоро меня отыщет».

Так и случилось. Сашин папа приехал в Печоры на черной «Волге» и устроил показательный скан­дал с участием милиции и КГБ, с привлечением школьных друзей и институтских подруг — со все­ми привычными для нас инструментами по вызво­лению из монастыря. Продолжалось это довольно долго, пока отец в ужасе не убедился, что все напрас­но и Сашка никуда отсюда не уйдет. Казначей, ар­химандрит Нафанаил, пытаясь хоть как-то утешить московского гостя, ласково сказал ему: «Ну вот, от­дадите своего сыночка в жертву Богу. Станет он пе­черским иеромонахом, еще будете им гордиться...»

Помню, какой дикий вопль огласил тогда мона­стырь:

— Никогда!!!

 

 

Это орал Сашкин папа. Он просто еще не знал, что отец Нафанаил был прозорливым, а то не стал бы так нервничать. Сашка действительно сейчас иеро­монах. Причем единственный из всех нас, бывших в день его первого приезда в послушнической келье, кто остался служить в Псково-Печерском монасты­ре. А Сашин папа, Александр Михайлович, через де­сять лет стал работать со мной в Москве, в Донском монастыре, а потом и в Сретенском — заведующим книжным складом. На этой церковной должности он и отошел ко Господу, став самым искренним мо­литвенником и искателем Бога.

 

 

В монастырской библиотеке я как-то наплел огром­ную, старинную, на церковнославянском языке книгу под названием «Пролог». В ней оказались собраны множество поучений и историй из жизни христиан, начиная с евангельских времен и века до восемнадцатого. Составлялась эта книга по­степенно, больше тысячи лет и была предназначе­на для ежедневного чтения в храме и дома.

В VI веке в Константинополе, громадном горо­де, лежащем у вод Босфора, с самыми прекрас­ными на земле храмами, дворцами и домами из белоснежного мрамора, жили в царствование им­ператора Юстиниана два молодых человека и одна девушка. Дети богатых патрициев, образованные, веселые, они дружили с ранних лет. Родители де­вушки и одного из юношей еще при рождении своих детей уговорились, что их мальчик и девочка в бу­дущем обязательно станут мужем и женой. Настало время, и счастливая пара обвенчалась. Их друг был шафером на свадьбе и тоже ликовал за своих друзей.

Казалось, ничто не предвещало несчастий, но че­рез год после свадьбы молодой муж внезапно умер. Когда миновали сорок дней положенного траура, в дом к юной вдове пришел ее друг. Он преклонил перед ней колено и сказал:

— Госпожа! Теперь, когда дни сугубой скорби по­зади, я не могу не открыть тебе того, о чем раньше не решался и намекнуть. Я люблю тебя с тех самых пор, как себя помню. День, когда я узнал, что твои родители и родители нашего покойного друга наме­реваются сочетать вас браком, был самым страшным в моей жизни. С тех пор я даже в мыслях не дерзал мечтать о своем счастье. Ты знаешь, как искренне я любил твоего мужа и моего друга. Но вот произо­шло то, что произошло... И сейчас я не могу не ска­зать, что мои чувства стали еще сильнее, и я умоляю тебя стать моей женой!

Молодая женщина задумалась и сказала:

— Что ж... Такие решения надо принимать после долгих молитв и поста. Возвращайся ко мне через десять дней. Но все это время ничего не вкушай, пей только воду. Через десять дней я дам тебе ответ.

Ровно в назначенный срок юноша снова был в доме своей возлюбленной. Только теперь слуги внесли его на носилках, так он ослабел от поста. В просторной зале он увидел с одной стороны на­крытый стол, ломящийся от яств, а с другой — ро­скошное разобранное ложе.

— Ну что ж, господин, — обратилась к нему хозяй­ка, — с чего мы начнем?

И она вопросительно указала ему на стол, а по­том на ложе.

— Госпожа! — вымолвил молодой человек, — Про­сти, но я должен сначала подкрепиться...

 

— Вот видишь, — сказала мудрая молодая женщи­на, — как быстро ты готов променять меня на дру­гую страсть... И в этом весь человек! Я тоже должна признаться, что давно люблю тебя. Но, зная жела­ние родителей, я не нарушила послушания и стала супругой нашего с тобой друга. Его смерть очень многое открыла для меня. Как, оказывается, в на­шей жизни все изменчиво и мимолетно!.. Что же мы предпочтем с тобой сегодня? Служить времен­ному миру или вечному Богу?

Они уселись за праздничную трапезу. И здесь же приняли решение раздать свои имения нищим и следовать за Христом каждый в своем монастыре.

 

 

 

 

Безраздельным владыкой и хозяином Псково-Печерского монастыря в те годы был на­местник архимандрит Гавриил. О его крутом нраве в церковных кругах до сих пор ходят легенды. А ведь прошло больше двадцати лет с тех пор, как он покинул Печоры и стал епископом на Дальнем Востоке.

Мне рассказывал келарь Псково-Печерского мо­настыря игумен Анастасий: однажды, в конце семи­десятых годов, на псковском рынке, куда отец Ана­стасий обычно приезжал закупать продукты, к нему подошли двое военных. Они сообщили, что присла­ны препроводить его, гражданина Попова Алексея Ивановича (так звали отца Анастасия в миру), в го­родской военкомат.

Там священнику объявили, что приказом воен­ного комиссара его, как военнообязанного, призы­вают в армию на переподготовку сроком на шесть месяцев. С сегодняшнего дня. Обескураженного и расстроенного отца Анастасия посадили в каком- то кабинете и велели заполнять анкеты.

Вскоре в комнате появился человек в штатском. Он подсел к отцу Анастасию, предъявил ему удо­стоверение офицера КГБ и без обиняков принялся склонять батюшку к сотрудничеству в обмен на от­мену длительной поездки в военные лагеря. Расчет был простой: человек, ошеломленный новостью, что его надолго вырывают из привычной жизни, окажется сговорчивее.

Больше трех часов отец Анастасий как мог от­бивался от уговоров и угроз. Беседа могла бы про­должаться и дольше, но неожиданно в коридоре послышались крики, чьи-то решительные шаги, и в кабинет без стука ворвался наместник Пско­во-Печерского монастыря архимандрит Гавриил. Громадный, в роскошной греческой рясе, с огром­ной черной бородой, с настоятельским посохом,— он был вне себя от ярости. Офицер было вскочил, но отец наместник так свирепо рыкнул на него, что тот окоченел от ужаса. Схватив отца Анастасия за шиворот, словно Карабас-Барабас какого-нибудь Пьеро, отец наместник потащил его вон из военко­мата. При этом он направо и налево грозил всем, кто попадался ему на пути, самыми страшными карами.

Как наместник узнал, что его келарь находит­ся в военкомате, осталось неизвестным. И хотя за этим последовал такой скандал, что отцу наместни­ку пришлось даже ездить улаживать дело в Москву, но в результате отец Анастасий ни на какие воен­ные сборы отправлен не был и впредь его чекисты не беспокоили.

С наместником отцом Гавриилом, так же, как и с его предшественником — Великим Наместником архимандритом Алипием, псковские, а уж тем бо­лее районные печерские власти считались всерьез.

Такое отношение само по себе было уникальным в советские годы. Архимандрит Гавриил вел себя с власть предержащи­ми, конечно, не вызывающе, но в особых случаях не слишком цере­монился. Он сумел поставить дело так, что один в монасты­ре отвечал за ло­яльность к власти.

И не допускал даже попыток со стороны сотрудников «орга­нов безопасности» установить с кем-то еще свои специфиче­ские контакты. Как ему удавалось прикрывать собой всю остальную братию — его дело.

Во всяком случае, мы и сегодня, спустя мно­го лет, благодарны ему за это.

Мы, послушники, боялись отца намест­ника пуще смерти. Да и осуждали его крепко, греш­ным делом! И немало удивлялись, как благодушно относятся к нему старцы.

К отцу Иоанну (Крестьянкину) год от года приез­жало все больше людей со всей страны. Порой они

 

жили в Печорах по нескольку дней, дожидаясь при­ема у старца. Очередь к батюшке у братского корпу­са выстраивалась с раннего утра до позднего вечера. Это не могло не встревожить соответствующие ор­ганы, надзиравшие за монастырем. Давление на на­местника, по всей видимости, было оказано нешу­точное.

Однажды к мирно стоящей у братского корпуса толпе паломников вдруг подлетел отец Гавриил. Он наорал на несчастных, перепуганных людей и как коршун разогнал всех. Да еще вызвал плотника и велел заколотить дверь в комнату, где отец Иоанн принимал народ.

Несколько дней в Печорах только и говорили о том, что наместник заодно с властями не пускает народ Божий к старцам. Лишь сам отец Иоанн (ко­торому от наместника досталось больше всех) был безмятежен. Да еще и нас успокаивал:

— Ничего, ничего! Я делаю свое дело, а отец на­местник — свое.

 

 

И действительно, дня через три тот же монах-плотник, который по приказу наместника закола­чивал дверь, вновь явился со своим ящиком, акку­ратно выдернул гвозди, и отец Иоанн продолжил принимать народ, как и прежде.

Или вспомнить, например, самое прискорбное на моей памяти событие в монастыре, когда из оби­тели ушли сразу десять монахов. Они написали патриарху письмо, в котором заявили, что поки­дают монастырь в знак протеста против грубого, деспотичного поведения наместника, и требовали незамедлительно удалить архимандрита Гавриила из обители. Все эти монахи были в основном заме­чательные молодые люди. Они поселились в Печо­рах в домах прихожан и стали ждать ответа на свое послание.

Для наместника уход братии стал настоящим по­трясением. Думаю, он понял, что сильно перебор­щил с властным и жестким управлением. Во всяком случае, неприступный печерский наместник отпра­вился в город на поиски монахов. Не без труда он разыскал их. Просил у них прощения. Уговаривал вернуться в обитель. Но монахи оставались непре­клонны. Они требовали лишь одного: наместник должен быть удален из монастыря.

Вскоре в Печоры прибыла высокая комиссия из Патриархии с указом о снятии архимандрита Гаври­ила с должности. Престарелый псковский владыка, митрополит Иоанн, созвал монастырский собор. Вся братия собралась в трапезной, и архиерей, при­ехавший из Москвы, поставил вопрос об отношении к наместнику. Повисло тягостное молчание. И то­гда первым слова попросил казначей архимандрит Нафанаил. Он зачитал написанное им обращение к патриарху — с просьбой оставить наместника в обители.

Московский архиерей удивился, но спросил, не хочет ли кто-нибудь еще подписать это послание. Снова повисло молчание. И вдруг с места поднялся самый почитаемый в обители старец, архимандрит Серафим.

— Где подписывать? — как всегда кратко спро­сил он.

Подошел и поставил свою подпись. За ним под­писали духовники и остальные монахи. Несколько монахов воздержались.

Эта история о так называемой «десятке» — ушед­шей братии — еще долго с горечью вспоминалась в обители. Особенно тяжело было в первые дни по­сле их ухода, когда на братской трапезе за столом зияли пустующие места.

Через много лет один из членов этой «десятки», иеромонах Антоний, сам ставший наместником Герасимо-Болдинского монастыря, так говорил, обра­щаясь к своей не всегда усердной братии (монолог этот был напечатан в одной православной газете): «Нет на вас наместника Гавриила! Надо бы вам Гав­риила хотя бы на месяц! Вы бы узнали, что такое мо­настырь. Владыка Гавриил — не жадный, добрейший человек, любил дарить подарки, принимать гостей, но характер у него жесткий. И еще: владыка Гаври­ил — человек глубоко верующий. Я вспоминаю, как он молился: службы были всегда насыщенные, тор­жественные, продолжительные. А характер у него был, конечно, не мед. Впрочем, я считаю, что, если бы я попал в его шкуру, я поступал бы так же, как и он. Потому что по-другому нельзя было тогда по­ступать».

Можно ли было на самом деле поступать так или нет, это, конечно, особый вопрос. Как говорил один мой знакомый врач «характер не лечится». И вслед за коротким относительным затишьем, наступив­шим после ухода «десятки», всем в монастыре стало ясно, что наместник ничуть не изменился.

Для отца Гавриила, выбравшего монашеский путь в шестнадцать лет, храм и вообще Церковь были самым что ни на есть родным домом. И он абсолютно естественно ощущал себя в монастыре безраздельным хозяином и всевластным домопра­вителем, поставленным на послушание наместни­ка Самой Царицей Небесной, Покровительницей обители. Он очень по-своему, но остро и живо чувствовал ответственность перед Господом за мо­настырь и за вверенную ему братию. А что думают о нем другие, его совершенно не интересовало. За тринадцать лет наместничества он ни разу не брал ни дня отпуска или выходных и держал всех в суровой узде. Хотя сегодня многие в Печорах вспоминают, что за этой его жесткостью и даже грубостью скрывалось по-настоящему отзывчивое сердце. Отец Гавриил, как впоследствии выясни­лось, тайно помогал многим людям, без преувели­чения, сотням печерян. Это теперь мы, тогдашние послушники, понимаем, что наместнику не было никакого интереса да и времени зловредно при­дираться к нам, как тогда казалось. Попросту отец Гавриил не терпел расхлябанности, а еще боль­ше — безответственности и небрежности в Божьем деле. Но все-таки характер у него и правда был, мягко говоря, не сахар.

В те дни, когда я усердно постигал премудрости ухода за коровами и телятами и совершенствовал технику уборки навоза, меня вызвал отец благочин­ный и объявил, что с завтрашнего дня я становлюсь еще и иподьяконом у наместника архимандрита Гав­риила.

Это прозвучало как гром среди ясного неба. Быть иподьяконом у наместника считалось самым страш­ным послушанием в монастыре. Хотя обязанности иподьякона были совсем не сложными: во время бо­гослужений помогать наместнику облачаться в свя­щеннические одежды, держать пред ним Служебник с молитвами да подавать настоятельский посох. Но, зная грозную натуру отца Гавриила, все очень меня жалели. Отец Иоанн отправлял меня на первую службу, как провожают на войну. И действительно, ни один мой самый незначительный просчет не про­ходил даром.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-08; Просмотров: 403; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.092 сек.