Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

И другие рассказы 17 страница




В тот же день началось следствие. Оказалось, что очаг возгорания действительно возник у са­мой гробницы святителя Тихона. Окошко здесь всегда держат приоткрытым, и, как предположили следователи, злоумышленник бросил в окно про­стейшую бомбу с зажигательной смесью. Стены, выкрашенные масляной краской, сразу занялись, огонь стал распространяться по храму. При этом у преступника было достаточно времени, чтобы выйти из монастыря незамеченным, с последними посетителями.

Выяснились и обстоятельства, благодаря кото­рым пожар так быстро обнаружился. Одна из на­ших прихожанок, живущая напротив Донского монастыря, имела обыкновение читать вечерние молитвы на балконе. Она-то и увидела вспышку в окне храма и сразу позвонила в пожарную часть.

Спустя день мы служили в сгоревшем соборе все­нощную под память Архистратига Михаила. Хор пел «Хвалите имя Господне», я совершал праздничное каждение, а люди, стоя среди родных, почерневших от копоти стен и обгоревших до головешек кивотов, не могли сдержать слез. Переносить службу в дру­гом монастырском храм мы не хотели — нельзя было допустить людей до мысли, что это тяжелое испыта­ние — просто игра слепого случая и Господь не об­ратит наши смятение и скорбь в радость, торжество веры и надежды на непостижимый для нас всебла­гой Его Промысл. Именно об этом я и говорил в тот вечер в проповеди перед нашими прихожанами.

Надо было опять приступать к ремонту в храме. Меньше недели мы прослужили здесь после рестав­рации, и вот, во второй раз представлялась недавно упущенная нами возможность начать поиски мощей святителя Тихона.

Мы снова обратились к Святейшему, и он под­твердил свое благословение на раскопки, наказав лишь действовать аккуратно и осмотрительно. Мы понимали его тревогу. Кое-кто вообще уговаривал патриарха не разрешать поиски, поскольку воз­можность обнаружения останков святителя весьма мала. А вот если распространится слух, что мощи патриарха Тихона искали и не нашли, тогда, пред­упреждали осторожные советчики, проблем не обе­решься. Раскольники и недоброжелатели Церкви сразу пустят слух, что святитель Тихон сам не захо­тел пребывать своими мощами в патриаршей церк­ви. Но, слава Богу, патриарх Алексий твердо сказал: если мы обретем мощи, будет великий праздник; если же их там нет, мы ни от кого не станем этого скрывать.

Людей, совершивших поджог, так и не нашли. Братия монастыря и некоторые прихожане пред­ставляли себе, кто бы это мог быть, но даже как-то жалели их и в душе предали на милостивый суд Бо­жий. Тем более что сегодня, по прошествии вре­мени, видно, насколько промыслительно было по­пущено это злодеяние. Именно в период второго, затянувшегося ремонта Малого Донского собора и были обретены мощи святителя.

Вечером в праздник Сретения Господня мы со­вершили молебен у гробницы святителя Тихона и приступили к раскопкам. Об этом знали немно­гие: Святейший Патриарх Алексий II, несколько монахов, два старца — архимандрит Кирилл из Свя- то-Троицкой Сергеевой лавры, архимандрит Иоанн из Псково-Печерского монастыря и те, кого мы по­просили нам помочь: Вячеслав Михайлович Клы­ков со своими подмастерьями и художник Алексей Валерьевич Артемьев. Руководил нами ученый-ар­хеолог Сергей Алексеевич Беляев. Он принимал участие в обретении мощей преподобного Амвросия Оптинского, занимался раскопками в Дивееве и на Херсонесе.

Сначала мы сняли надгробие. Его мрамор по­сле пожара стал почти коричневым. Углубившись сантиметров на тридцать, обнаружили массивную мраморную плиту с надписью: «Святейший Тихон, Патриарх Московский и всея России». Именно таков был в начале двадцатаго века титул русских патриархов. Находка нас весьма воодушевила. Мы стали копать дальше и на глубине около метра уви­дели то, что искали, — каменный свод склепа. Взяв­шись за работу с утроенной энергией, к утру мы аккуратно расчистили весь склеп. Когда из свода удалось вынуть несколько камней, я просунул заж­женную свечу в образовавшееся отверстие и загля­нул внутрь. Склеп был пуст. Свет свечи выхватил лишь пыльные клоки старой паутины.

Когда я объявил об этом своим друзьям, все в изнеможении опустились кто куда и, понурив­шись, сидели некоторое время молча. Потом один за другим бросились проверять: вдруг я ошибся, может, в обширном склепе остались хотя бы частицы мощей или щепки гроба, обро­ненные при вскрытии могилы патриарха? Одна­ко ничего-ничего не было... Оправдывались наши худшие опасения.

Немного придя в себя, мы решили хотя бы за­документировать размеры и состояние склепа. Но когда кто-то стал измерять его длину, прут дли­ной два метра неожиданно полностью ушел и впра­во, и влево. То же произошло и с восьмиметровым прутом. Мы поспешили обследовать подземное сооружение и вскоре поняли, что обнаружили не склеп, а часть отопительной системы храма — каменных труб, расположенных под полом, по ко­торым проходил горячий воздух от печи. На месте могилы патриарха калорифер значительно расши­рили, так что действительно образовывалось по­добие склепа. Да и кладка здесь выглядела новой по сравнению с другими частями каменной под­земной трубы. Возможно, это действительно был разоренный склеп. Но, может быть, могила распо­лагалась намного глубже. А то, что мы обнаружи­ли, представляло собой ложный склеп, устроен­ный, чтобы сбить с толку большевиков и навести их на мысль, что гроб с телом патриарха уже изъят и где-то перезахоронен.

А тут еще отец Даниил привел одного старич­ка, который утверждал, что ему якобы доподлин­но известно святитель Тихон похоронен пятью метрами восточнее известной его гробницы. Мне­ния разделились, и наутро мы отправились к Свя­тейшему — испрашивать благословения, как посту­пать дальше. Выяснив все подробности, патриарх благословил продолжать поиски на том же месте.

Наконец уже ближе к ночи перед нами пред­стал настоящий склеп патриарха. Сомнений в этом не было. Он являл собой мощное сооружение, по­крытое огромной плитой, на наше счастье, ока­завшейся не цельной, а состоящей из нескольких

массивных каменных секций. Мы подняли одну из этих глыб. Я лег на живот и опустил свечу внутрь. Помню, меня неожиданно поразил аромат весенней свежести, исходящий из подземной усыпальницы. Все сгрудились вокруг. Передо мной был тонкой, изысканной резьбы дубовый гроб, описание кото­рого я хорошо знал. На нем лежала мраморная та­бличка. При мерцании свечи я прочел: «Патриарх Московский и всея России Тихон».

Мы не верили своему счастью. Отец Агафодор сразу ушел звонить патриарху Алексию. Было уже поздно, около полуночи, но только что закончи­лось заседание Священного Синода. Минут через двадцать Святейший был в Донском. К его приезду мы подняли остальные плиты над склепом и встре­чали патриарха праздничным колокольным звоном. В полночь он звучал как на Пасху.

Трудно передать, какие чувства испытывали мы в ту ночь, стоя у открытой могилы святителя Тихо­на. Не верилось, что все закончено и мощи перед нами. Наверное, такое же чувство было у патриарха Алексия. Потом он сказал мне:

— Все-таки следует посмотреть, здесь ли мощи?

Я надел епитрахиль, потому что к мощам можно

прикасаться только в священной одежде, и спустил­ся в склеп. Поддев гвозди и приподняв резную крыш­ку гроба, я с замиранием сердца вложил внутрь руку. Пальцы мои ощутили сначала ткань, потом плечо...

— Здесь!!! — закричал я что есть силы.

— Все! Назад, назад! Закрывайте скорей! — услы­шал я сверху взволнованный голос патриарха.

Это произошло 19 февраля, а спустя три дня в мо­настырь приехали Святейший Патриарх, члены Сино­да, духовники Троице-Сергиевой лавры архимандрит

Кирилл и архимандрит Наум. Когда подняли обвет­шавшую крышку гроба с осыпающейся на глазах резь­бой, перед нами предстали нетленные мощи святителя Тихона, покрытые бархатной патриаршей мантией.

Еще через несколько дней мы омыли святые мощи по древнему чину, облачили их в новые свя­тительские одежды и уложили в специально из­готовленную раку. На патриархе были те самые знаменитые облачения, сделанные на фабрике Оловянишниковых. Мы потом еще долго ломали головы, каким образом эти же облачения оказались у лжемитрополита Введенского.

Несмотря на то что в склепе была очень высо­кая влажность, тело патриарха Тихона, пролежав в земле шестьдесят семь лет, сохранилось почти полностью. Примечательно, что одна из панагий — наперсных икон, символов архиерейской власти, покоившаяся на груди святителя Тихона, была сделана из кости мамонта,

но полностью превра­тилась в прах. Остался только серебряный оклад. Нам тогда невольно вспомнилась строка из Псал­тири: «Хранит Господь вся кости их». Хотя сохранились не только кости святого патриарха, но и большая часть тела. А также вели­кий патриарший пара­ман, четки, монашеский параман, нательный кре­стик, драгоценная золотая панагия, подаренная еще в бытность патриарха архи­епископом Ярославским духо­венством и прихожанами этой епархии.

Обнаружилась даже ветка вербы (святи­теля Тихона хоронили на Вербное воскресенье) и флакончик с благоухающим розовым маслом, ко­торое возливали на тело патриарха перед погребе­нием.

 

* * *

Через некоторое время наш археолог Сергей Алексеевич Беляев все-таки докопался и до разгад­ки, почему на лжемитрополите Александре Введен­ском оказались патриаршие облачения. На фабри­ке Оловянишниковых их сделали не одно, а два. Теперь то из них, которое действительно принад­лежало святителю Тихону, выставлено в музее мо­сковского Донского монастыря.

 

 

 

О нарушении церковного Устава,

или О том, как мы с князем Зурабом Чавчавадзе нарушали Великий пост

В 1998 году префект Центрального округа Москвы, в котором расположен наш Сре­тенский монастырь, Александр Ильич Му­зыкантский рассказывал мне о своей поездке в Гроз­ный и о том, в каких ужасных условиях пребывает там уже немногочисленная к тому времени право­славная община. Мы с братией монастыря испроси­ли благословения у Святейшего Патриарха Алексия на сбор помощи для церкви Грозного и за три дня доверху набили огромную грузовую машину продук­тами, медикаментами и одеждой. Наши прихожане принесли к тому же немало денег, мы добавили еще из монастырских средств, и получилась приличная по тем временам сумма. Было трогательно видеть, как люди отдавали порой самое необходимое и по­читали радостью для себя хоть чем-то помочь своим собратьям.

Александр Ильич Музыкантский через прави­тельство Москвы сумел договориться с правитель­ством Масхадова, тогдашнего главы Чечни, о нашей поездке и о раздаче к Пасхе помощи грозненским христианам. Евгений Алексеевич Пархаев, дирек­тор патриарших софренских мастерских, передал для разбомбленной и разграбленной церкви Гроз­ного все необходимое для богослужения.

Выезд был назначен на понедельник Страстной седмицы. За день до отъезда я сообщил о предстоя­щем путешествии своему другу Зурабу Михайловичу Чавчавадзе и попросил, если со мной что-нибудь слу­чится, позаботиться о моей маме. Но Зураб заявил, что непременно отправится со мною. Как я его ни уговаривал, как ни убеждал, что ему, мужу и отцу, никак нельзя рисковать собой, князь был непрекло­нен. Он даже сослался на то, что его прапрабабуш­ка княжна Нино Чавчавадзе в конце XIX века была похищена черкесами, но вскоре освобождена. Мол, это хороший знак для успешной поездки. В конце концов мне пришлось согласиться, и мы с моим вер­ным другом, попросив молитв Святейшего Патри­арха Алексия, отца Иоанна (Крестьянкина) и дру­гих печерских старцев, отправились в Грозный.

Картина перед нами предстала ужасная. Разбом­бленный Грозный лежал в руинах, мы не встретили ни одного целого многоэтажного дома. Нам еле-еле удалось выпросить разрешение провезти через че­ченскую таможню несколько бутылок кагора для службы в храме — в Ичкерии действовал запрет на алкоголь. Слава Богу, все благополучно обошлось и с деньгами, которые я провозил тайком, обвязав вокруг тела. Эти средства требовались прежде всего для раздачи русским грозненцам: ведь они вот уже несколько лет не получали ни зарплаты, ни посо­бий, ни пенсий. Часть денег предназначалась свя­щеннику, другая — для матерей, которые разыскива­ли по Чечне своих сыновей, попавших в плен.

Остановились мы в расположении группы офи­циального представителя Президента России в Чеч­не. Это был небольшой участок за аэропортом «Се­верный»: две старые деревянные казармы. В первой находилось официальное представительство России в Ичкерии. Здесь жили несколько генералов и офи­церов; тут же поселили и нас с Зурабом. Во второй казарме размещались шестьдесят омоновцев. Их задачей, как мне объяснили, было в случае нападе­ния противника продержаться пятнадцать минут, пока офицеры уничтожат шифровальные машины и документы.

Встретили нас очень тепло. Сопровождать Зу­раба и меня было поручено одному из наших офи­церов, но руководство честно предупредило, что в сложном случае этот офицер мало чем сможет по­мочь, разве что героически умереть за нас. По при­казу Масхадова к нам приставили еще четверых вооруженных чеченцев. На тревожный вопрос, на­дежна ли эта охрана, нам ответили, что если они не продадут нас по дороге, то все будет в порядке. Мы с Зурабом, чтобы зря не перенапрягаться, ре­шили считать это шуткой.

До позднего вечера мы развозили продукты и вещи, раздавали деньги. Часть еды и лекарств пе­редали в детский дом. В разрушенном храме Архи­стратига Михаила встретились со священником от­цом Евфимием и договорились о службе через два дня, в Великий Четверг. На литургию должны были собраться несколько сотен остававшихся христиан со всего Грозного. Государство бросило их на про­извол судьбы. То, что они пережили за эти годы, трудно поддается описанию. Мы были счастливы, что хоть чем-то можем помочь им.

Степень ненависти после войны была такова, что русским иногда запрещали даже разбить ма­ленький огород, чтобы иметь хоть какое-то пропи­тание. Пока мы ходили по городу, мой подрясник

оказался изрядно заплеванным, но мы с Зурабом старались этого не замечать, чтобы не спровоциро­вать худшее.

Чтобы решить еще несколько вопросов, нам с Зу­рабом предложили переночевать не в Российском представительстве, а где-то в городе и без сопро­вождающего офицера. Офицер был, разумеется, категорически против, но мы с Зурабом решили положиться на волю Божию и на порядочность со­провождающего нас представителя правительства Чечни. Офицер предупредил, что снимает с себя вся­кую ответственность, и вынужден был уехать. А нас повезли куда-то на окраину Грозного в частный дом.

Конечно, было тревожно. Но все обошлось. Нас приняли приветливо в большой чеченской семье, главой которой был влиятельный здесь человек — выросший в России инженер из Иванова. Во время долгой ночной беседы нам открылась и другая сто­рона этой трагедии, которая касалась множества простых чеченских семей. Мы разрешили почти все наши вопросы. Далеко за полночь, отчистив мой за­плеванный подрясник и крепко помолившись, мы с Зурабом уснули крепким сном.

Наутро, а это была Великая Среда, мы с той же группой чеченской охраны пустились в обратный путь по разрушенному городу. Наши охранники вы­глядели сегодня более доброжелательно. Видимо, на них произвело впечатление, что мы не побоя­лись ради дела заночевать в незнакомом доме.

Только поздним вечером, усталые после множе­ства приключений (среди которых, к сожалению, была и часовая погоня за нашей машиной каких-то непонятных даже нашей охране боевиков), мы при­были в аэропорт «Северный», на российскую базу.

Подходя к казарме, мы с Зурабом предвкушали, как попьем горячего чайку с хлебом, почитаем за­хваченное из Москвы Последование Страстного Четверга, потом правило ко причащению и зава­лимся спать до утра. Если бы мы знали, что нас ждет в казарме!..

В дверях нас с нетерпением встречали два офи­цера. Они крепко обняли нас и сказали, что воен­ные, которые уже не надеялись увидеть нас живы­ми, узнав, что мы целы, невредимы, приготовили нам торжественную встречу.

Переступив порог казармы, мы просто окамене­ли: огромный стол посреди казармы был уставленн неимоверным количеством яств. Здесь были и ды­мящиеся куски баранины, и жареный поросенок, и заливная рыба... Рядом на этажерке, на видном месте, стояла бумажная иконка в раме, а перед ней горела парафиновая свеча — хозяева сделали для нас все, что только могли. Мы с ужасом смотрели то на гастрономическое изобилие, то на обрадован­ных нашим возвращением офицеров, которые, об­ступив нас, наперебой приглашали к столу.

— Я не могу... Я никогда в жизни не нарушал Ве­ликий пост! — прошептал Зураб.

Что было делать? Начать объяснять строгости Страстной седмицы? Прочесть этим людям, поста­равшимся для нас от всего сердца, лекцию о том, что не только мяса — постного масла сегодня нель­зя вкушать по церковным уставам? Признаться, мы с Зурабом даже в страшном сне такого представить не могли... Но мы оба чувствовали, что все наши совершенно правильные объяснения будут сейчас несравненно грешнее перед Богом, чем это негадан­ное для нас нарушение поста.

Эта долгая и прекрасная, исполненная истинной христианской любви трапеза запомнилась нам с Зу­рабом на всю жизнь.

В последующие годы нам с братией монастыря не раз приходилось бывать в Чечне и в других воен­ных гарнизонах, и, если поездка выпадала на время поста, мы всегда заранее усердно просили учиты­вать наши гастрономические ограничения.

 

О том, что нельзя совмещать служение Слову и заработок

 

Однажды мы с Колей Блохиным, известным сегодня православным писателем, а тогда только что вышедшим из лагеря политиче­ским преступником (Коля отсидел пять лет по 139-й статье за незаконное производство и распростране­ние православной литературы), решили подзарабо­тать денег.

Это было в 1988 году. Коля предложил напеча­тать репринтом (разумеется, нелегально) Библию с иллюстрациями Доре. Эта книга много десятиле­тий не переиздавалась в России и, конечно, была нужна. В этом смысле дело это было правильное.

С другой стороны, за тираж в тысячу экземпля­ров можно было получить приличную по тем време­нам сумму денег, которые бы и мне, и Коле не поме­шали. Это мы тоже прекрасно понимали. И в этом смысле это было никакое не благочестивое, а самое настоящее меркантильное предприятие.

Библию с иллюстрациями Доре ни в одной би­блиотеке на руки не выдавали. Я рассказал владыке Питириму о нашей идее, и тот, как издатель, сразу

загорелся, несмотря на опасность подобного пред­приятия в то время. Он передал мне роскошный том из своей домашней библиотеки, предупредив, что книга очень дорога ему, поскольку принадле­жала его покойному отцу-священнику. Я клятвенно заверил владыку в сохранности книги и на неделю передал ее Коле для пересъемки.

Через неделю я позвонил Николаю и справился, как дела. Он отвечал, что требуется еще три дня. Но через три дня он огорченно сообщил, что есть проблемы и нужна еще неделя. Через неделю все по­вторилось: книгу Николай не возвращал. Между тем владыка Питирим поинтересовался, может ли он за­брать Библию и когда будет тираж.

Я орал на Колю в телефонную трубку минут десять, но тот, прошедший тюремные допросы и «пресс-хаты», объяснил мне как маленькому, что он все понимает, но, кровь из носа, нужна еще неде­ля и книга вернется к архиерею в целости и сохран­ности.

Через неделю Коля книгу не вернул.

Я был в отчаянии и не знал, как смотреть владыке в глаза. Чтобы хоть как-то понять, что происходит, я пошел к нашему общему с Колей другу — Виктору Бурдюку, который отбывал с Колей тюремный срок по одному делу.

— Да он ее продал! — уверенно сказал Виктор, вы­слушав мой рассказ.

— Как продал?! Это же невозможно!

— Еще как возможно. Продал, а деньги сейчас пропивает. То-то я смотрю, он запил. И все коньяк, коньяк!..

Надо сказать, мы все знали об этой слабости на­шего друга. Если уж он брался за бутылку, то остановить его ничто не могло. Особенно после пяти лет лагерей.

 

Виктор вошел в мое ужасное положение, и мы вместе бросились к Николаю. Коля всегда был че­ловеком правдивым и сразу во всем покаялся. Он продал архиерейскую Библию в тот же день, когда получил ее от меня. Точнее, через сорок минут. Этого времени хватило, чтобы доехать до Кузнец­кого моста и там получить за книгу пятьсот рублей на известном московском «черном рынке» у магази­на «Букинист». На мой отчаянный вопрос, зачем он это сделал, Коля лишь пьяно отвечал, что бес попу­тал. Виктор Бурдюк ни о чем его не спрашивал. Он знал своего друга гораздо лучше меня.

Положение складывалось поистине катастро­фическое: купить такую книгу было практически невозможно. Да и на какие средства? Даже если где-то посчастливится найти экземпляр, он будет стоить, как говорили знающие люди, не меньше по­лутора тысяч рублей. Такая сумма была для меня со­вершенно запредельной. Не говоря уже о том, что владыка Питирим сразу поймет: это не книга его отца... И все же я бросился к московским ростов­щикам, но впустую: мне просто нечего было зало­жить.

Через три дня в понедельник я должен был пред­стать перед владыкой, тянуть дальше было нельзя. И тогда я купил билет на поезд и поехал в Печоры к отцу Иоанну, благо впереди были выходные.

Однако в Печорах я был сражен известием, что отец Иоанн затворился в келье и уже несколько дней никого не принимает. Это известие раздави­ло меня. Как, в такой трудный момент не удостоить меня ни единым словом?

В отчаянии я поехал на приход к отцу Рафаилу и поведал ему о своем несчастье.

И тут мне повезло: отец Рафаил был человеком, не унывавшим никогда и ни при каких обстоятель­ствах. Уныние он считал самым глупым из семи смертных грехов. Для начала он жестоко высмеял мое маловерие и напомнил, что я забыл самое про­стое и известное всем средство — начать читать мо­литвенное правило о потерянной вещи.

Его слова меня просто сразили. Как же я мог за­быть?! Ведь прекрасно известно, что есть проверен­ный способ, правило совсем простое: читай 50-й пса­лом царя Давида и Символ Веры — и вещь найдется.

Кстати, не так давно это правило мне очень пригодилось: Ирина Владимировна Крутова, жена Александра Крутова, главного редактора журнала

«Русский дом», купила новый автомобиль. Я его освятил, а на следующий день машину украли. В ми­лиции сказали, что эта модель относится к числу самых угоняемых и, скорее всего, машину уже раз­бирают на запчасти. Но Ирина, в отличие от меня, сразу вспомнила об особой молитве. Она только усмехнулась на слова милиционеров и стала читать это самое правило. Через день машину благопо­лучно нашли, только замок зажигания был вырван с корнем.

А я об этой молитве позабыл! Больше того, ко­нечно же прав отец Рафаил: от отчаяния и мало­верия я вообще запамятовал, что надо обратиться не к Вите Бурдюку, не к букинистам, не к москов­ским ростовщикам, а к Самому Господу Богу, и больше ни к кому! Но отец Рафаил обо всем этом вовремя мне напомнил. Вечером, на всенощной, и на литургии, и в вагоне поезда, по пути в Москву, я все время не переставая читал «Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей» и «Верую во еди- наго Бога Отца, Вседержителя», пока не уснул под утро в купе под стук колес. Господь еще так устро­ил, что я оказался в купе один и мог спокойно по­молиться.

А наутро, когда я прямо с вокзала приехал в Из­дательский отдел Патриархии, меня ждал там Виктор Бурдюк. С книгой! Завернутой в атласную ткань и совершенно не поврежденной. Той самой, принадлежавшей владыке, доставшейся ему от отца-священника. Как Виктор нашел ее, он расска­зывать не стал. Да и я, глядя на его усталое лицо, не расспрашивал. Потом по некоторым признакам я догадался, что Виктор призвал на помощь каких- то своих знакомых из прежней, тюремной жизни.

Я передал книгу владыке Питириму. Он, слава Богу, даже не упрекнул меня — вот настоящие бла­городство, снисходительность и христианская лю­бовь!

От радости я сразу позвонил отцу Рафаилу.

— Вот видите, Георгий Александрович, как Гос­подь близок к нам! — вдохновенно произнес отец Рафаил.

Еще бы мне было не видеть!

Коля Блохин благополучно пропил пятьсот руб­лей, и наши отношения вернулись на круги своя. Только книги я с ним больше не затевал печатать. Лишь те повести, которые он написал в тюрьме, я потом опубликовал в нашем монастырском изда­тельстве.

С тех пор я прочно усвоил: нельзя одновремен­но служить Богу и мамоне. Что правда, то правда. Если же не пытаться это смешивать, то Господь Сам пошлет все необходимое в нужное время. Таков не только мой опыт. В похожую историю попал как- то один мой друг. Только ставки в его случае были гораздо более серьезными. Поэтому, когда время от времени я звоню ему и говорю: «Хочешь спасти душу и заработать миллион?» — а он отвечает: «Да-а!» — оба мы понимаем, что это всего лишь шутка.

Еще об одном нарушении Устава,

или О том, как отец Рафаил оказался Ангелом

По правилу святых апостолов, священ­ник, ударивший человека, подлежит каноническому наказанию и запреща­ется в священнослужении.

Произошло это в 1977 году. Отец Рафаил был тогда совсем молодым иеромонахом, недавно рукоположенным в Псково-Пе­черском монастыре. Однажды, солнечным летним утром он в самом прекрасном расположении духа вошел в Успенский пещерный храм — служить ли­тургию. Однако первыми, кого он там увидел, были три пьяных хулигана. Один из них под хохот при­ятелей, прикуривал папироску от лампады у иконы Божией Матери.

Дальнейшее, по словам отца Рафаила, он пом­нит смутно. Как потом рассказывали прихожане, свидетели этой сцены, молодой иеромонах сгреб веселого курильщика в охапку (а отец Рафаил об­ладал совершенно выдающейся физической си­лой), выволок его на улицу, на паперть храма, и на­нес такой удар, о котором до сих пор вспоминают очевидцы... И в этот момент отец Рафаил пришел в себя.

Словно в замедленном фильме, он увидел, как несчастный хулиган отделился от земли, воспарил над папертью и, грохнувшись оземь, остался недви­жим...

Насмерть перепуганные товарищи бросились к нему и, озираясь на отца Рафаила, за руки пово­локли приятеля прочь от храма, к монастырским воротам. А отец Рафаил, осознав, что произошло непоправимое и он теперь не сможет служить ли­тургию, схватился за голову и опрометью бросился в келью отца Иоанна, своего духовника.

Отец Иоанн в этот час совершал монашеское мо­литвенное правило. Ворвавшись без стука в келью к старцу, отец Рафаил рухнул перед ним на колени.

 

 

В отчаянии он поведал о своем преступлении и стал умолять простить ему этот грех и сказать, что же ему теперь делать.

Отец Иоанн внимательно выслушал и сурово от­читал своего воспитанника:

— Ты что ко мне под епитрахиль лезешь? Это не ты ударил, это Ангел!

Но все же прочел разрешительную молитву, бла­гословил отца Рафаила и отправил его служить ли­тургию.

 

Что и говорить, любят у нас обсудить и покри­тиковать священников. Поэтому для меня было весьма неожиданным, когда однажды, в ту пору когда я еще служил в Донском монастыре, ко мне подошел наш прихожанин по имени Нико­лай и сказал:

— Теперь я понял: самые лучшие, самые великие, самые терпеливые и прекрасные люди на свете — это священники!

Я удивился и спросил, что это вдруг навеяло ему такие мысли.

Николай ответил:

— У меня живет кот. Очень хороший, умный, красивый. Но есть у него одна странность: когда мы с женой уходим на работу, он забирается в нашу постель и, простите, гадит в нее. Мы всячески пы­тались его отучить: упрашивали, наказывали — все бесполезно. Наконец мы соорудили даже целую баррикаду. Но, когда я вернулся домой, то увидел, что баррикада раскидана, а кот снова пробрался в постель и сделал там свое грязное дело. Я до того разозлился, что схватил его и просто отлупил! Кот так обиделся, что залез под стул, сел там и запла­кал. По-настоящему! Я впервые такое видел, у него слезы катились из глаз. В это время пришла жена и набросилась на меня: «Как тебе не стыдно? А еще православный! Не буду с тобой даже разговаривать, пока не покаешься у священника за свой зверский, гадкий, нехристианский поступок!» Мне ничего не оставалось делать, да и совесть обличала, — на­утро я пришел в монастырь на исповедь. Исповедо­вал игумен Глеб. Я отстоял очередь и все ему рас­сказал.

Отец Глеб, очень добрый, средних лет игумен из Троице-Сергиевой лавры, временно служил то­гда в Донском монастыре. Обычно он стоял на ис­поведи опершись на аналой и, подперев бороду кулачком, выслушивал грехи прихожан. Николай




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-08; Просмотров: 341; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.078 сек.