Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сущность и основные виды памяти




Память – запоминание, сохранение и последующее воспроизведение индивидом его опыта[1]. Благодаря этому психическому процессу человек способен накапливать информацию без потери прежних знаний и навыков. Многие исследователи характеризуют память как «сквозной» процесс, который обеспечивает преемственность психических процессов и объединяет все психические процессы в единое целое.

Память нужна человеку, - она дает ему возможность накапливать, сохранять и впоследствии использовать личный жизненный опыт, в ней хранятся знания и навыки[2].

Перед психологией стоит ряд достаточно сложных задач, которые связаны с изучением процессов памяти. Среди них можно выделить следующие задачи:

- изучение того, каким образом запечатлеваются следы памяти;

- исследование физиологических механизмов этого процесса;

- изучение условий, содействующих этому запечатлению;

- определение границ рассматриваемого процесса;

- рассмотрение приемов, которые могут позволить расширить объем запечатленного материала.

Память обладает определенными характеристиками: объем, быстрота запечатления, точность воспроизведения, дли­тельность сохранения, готовность к использованию сохраненной информации. Все указанные свойства имеют большое значение для успешности трудовой деятельности. Рассмотрим эти свойства.

Объем памяти это важная характеристика памяти, кото­рая характеризует возможности запоминания и сохранения информации.

Быстрота воспроизведения, характеризует способность че­ловека использовать в практической деятельности имеющуюся у него информа­цию.

Другая характеристика памяти – точность воспроизведения. Эта характери­стика отражает способность человека точно сохранять, а самое главное, точно вос­производить запечатленную в памяти информацию.

Важной характеристикой памяти является длительность, она отражает способность человека удерживать определенное время необходимую информа­цию[3].

Существует несколько оснований для классификации видов человеческой памяти[4]. В качестве одного из них выступает деление памяти в зависимости от времени сохранения материала, другим основанием является преобладающий в процессах запоминания, а также сохранения и воспроизведения материала анализатор.

В первом случае выделяется мгновенная, кратковременная, оперативная, долговременная и генетическая память. Во втором случае речь идет о двигательной, слуховой, зрительной, осязательной, обонятельной, эмоциональной и других видах памяти.

Мгновенная память связана, прежде всего, с удержанием полной и точной картины только что воспринятой органами чувств информации, без какой-либо ее переработки. Эта память является непосредственным отражением определенной информации органами чувств. Ее длительность составляет, от 0,1 до 0,5 сек. Мгновенная память – полное остаточное впечатление, возникающее от непосредственного восприятия стимулов.

Следующий вид памяти – кратковременнаяпамять. Она представляет собой способ хранения информации на протяжении короткого промежутка времени. Длительность удержания мнемических следов в данном случае не превышает нескольких десятков секунд. В среднем этот период составляет около 20 секунд (без повторения). В кратковременной памяти сохраняются лишь наиболее существенные элементы воспринятого материала. Эта память работает без всякой предварительной сознательной установки на запоминание, однако, с установкой на дальнейшее воспроизведение материала. Кратковременная память характеризуется таким показателем, как объем. Он в среднем равен от 5 до 9 единиц информации[5]. Кратковременная память связывается с актуальным сознанием человека.

Оперативнойназывают память, которая рассчитана на хранение информации в течение заранее заданного срока. Диапазон этого срока составляет от нескольких секунд до нескольких дней. Срок хранения сведений оперативной памяти определяется непосредственно задачей, которая стоит перед человеком, и рассчитан именно на ее решение.

Долговременная– это память, которая способна хранить необходимую информацию в течение неограниченного срока. Информация, которая попадает в хранилища долговременной памяти, способна воспроизводиться человеком множество раз без утраты. Многочисленное и систематическое воспроизведение этой информации только укрепляет ее следы в долговременной памяти.

Генетическую память – память, в которой информация хранится в генотипе, передается и воспроизводится по наследству. Генетическая память у человека – единственная, на которую мы не можем оказывать влияние через обучение и воспитание[6].

Зрительная память– это сохранение и воспроизведение зрительных образов. Она является очень важной для людей любых профессий. Хорошей зрительной памятью часто обладают люди с эйдетическим восприятием, которые могут в течение продолжительного времени «видеть» картину, которая была воспринята, в своем воображении уже после того, как она перестала оказывать воздействие на органы чувств. В связи с этим рассматриваемый вид памяти предполагает наличие развитой у человека способности к воображению. Именно на ней основывается, в частности, процесс запоминания и воспроизведения материала: то, что человек может представить зрительно, он легче и запоминает, и воспроизводит.

Слуховая памятьпредполагает хорошее запоминание и точное воспроизведение различных звуков. Особая разновидность речевой памяти –

словесно-логическая память, которая тесно связана со словом, мыслью и логикой. Этот вид памяти характеризуется тем, что человек точно способен запомнить смысл событий, логику определенного доказательства, смысл прочитанного текста и т.д. Кроме того, этот смысл он может достаточно точно передавать своими собственными словами.

Двигательная память – это запоминание, сохранение, а также воспроизведение (при необходимости) многочисленных сложных движений. Она принимает участие в формировании двигательных, в частности спортивных и трудовых, умений и навыков. С этим видом памяти прямо связано совершенствование ручных движений человека.

Эмоциональная память это память на переживания[7]. Она участвует в работе всех видов памяти, но в особенности проявляется в человеческих отношениях. Именно на эмоциональной памяти основывается прочность запоминания материала. Люди легко и на более длительный срок запоминают то, что вызывает у них эмоциональные переживания.

По характеру участия в процессе запоминания, а также воспроизведения воли, память делится на непроизвольную и произвольную память.В первом случае имеется в виду такое запоминание и воспроизведение, которое осуществляется автоматически, безо всяких усилий со стороны человека, а также без постановки им перед собой специальных задач. Во втором случае задача такого рода обязательно присутствует, а сам процесс запоминания или воспроизведения требует волевых усилий[8].

Профессиональная память может оперировать зрительными образами, слуховыми (у радиста, музыканта), осязательными (у врача), обонятельными (у работников парфюмерной промышленности) и т.д. Профессиональный опыт хранится в долговременной памяти. Но в основном профессиональная деятельность опирается на оперативную память, которая органически включена в эту деятельность. Функции оперативной памяти подчинены задачам и целям деятельности, связаны с ее содержанием. Оперативная память использует часть информации, хранящейся в долговременной памяти; с другой стороны, она сама постоянно передает в долговременную память какую-то часть новой информации[9].

Память играет важнейшую роль для определения профессиональной пригодности. Быстрота, точность и прочность запоминания являются важнейшими аспектами успешного выполнения различных видов деятельности.

Таким образом, память представляет собой сложный психический процесс, который вследствие своего значения занимает особое место среди всех остальных процессов. Выделяются различные виды памяти, которые имеют свои отличительные особенности.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-08; Просмотров: 1543; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.