Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Антуан Арно и Пьер Николь




Мысли

Блез Паскаль

О геометрическом уме и об искусстве убеждать

Блез Паскаль

«При изучении истины можно поставить три главные цели: открыть истину, когда ее ищут; доказать, когда ее нашли; наконец, отличить ее от лжи, когда ее исследуют».

«Всякому известно, что понятия входят в душу двумя путями, через две главные способности: разум и волю. Путь разума самый естественный, ибо нельзя соглашаться ни с чем, кроме истин доказанных. Но самый обычный, хотя и противный природе, есть путь воли. Все мы скорее увлекаемся не силою доказательств, а тем, что нравится».

«Что касается качества самих предметов убеждения, то они весьма различны между собою. Одни из них выводятся через посредство необходимых следствий из всеобщих начал и уже принятых истин. В существовании таких предметов непреложно можно убедиться: когда указала их связь с принятыми началами, тогда убеждение само собой следует и душе невозможно не принять их, коль скоро они вошли в состав уже принятых истин.

Другие предметы имеют тесную связь с предметами нашего удовольствия и так же принимаются без всякого сомнения. В самом деле, коль скоро представится душе, что какой-либо предмет может доставить ей высшее удовольствие как она неминуемо устремляется к нему с радостью.

Но сильнее и успешнее всего действуют на нас предметы, равносвязанные как с признанными истинами, так и с сердечными нашими желаниями.

Итак, в чем бы не вздумалось убеждать, всегда следует видеть того, кого убеждают; необходимо знать его ум и сердце, правила, которыми он руководствуется и предметы, которые он любит; наконец, о предлагаемой вещи надо знать, какое она имеет отношение к принятым началам или к предметам, которые почитаются приятными в силу достоинств, им приписываемых. Поэтому искусство убеждения состоит как в искусстве убеждать, так и в искусстве быть приятным, до такой степени люди руководствуются более капризом, нежели разумом.» (Паскаль Б. О геометрическом уме и об искусстве убеждать // Стрельцова Г.Я. Паскаль и европейская культура. - М., 1994, с. 434,450-451.)

 

Задание 6.3

Внимательно прочитайте предложенный текст и ответьте на вопросы:

1. Какие логические и внелогические (эмоциональные) средства являются способами убеждения?

2. Какую роль играет красноречие в стимулировании поиска истины?

3. Раскройте смысл фразы Паскаля: «Красноречие. – Существенное должно сочетаться с приятным, но приятное следует черпать только в истинном».

«Красноречие – это искусство говорить так, чтобы те, к кому мы обращаемся, слушали не только без труда, но и с удовольствием и чтобы, захваченные темой и подстрекаемые самолюбием они захотели поглубже в нее вникнуть.

Стало быть, оно состоит в умении установить связь между умами и сердцами наших слушателей и нашими собственными мыслями и словами, а это значит, что прежде всего мы должны хорошо изучить человеческое сердце, знать все его пружины, только тогда наша речь дойдет до него и его убедит».

«Красноречие. – Существенное должно сочетаться с приятным, но приятное следует черпать только в истинном».

«Когда читаешь произведение, написанное простым, натуральным слогом, невольно удивляешься и радуешься: рассчитывал на знакомство только с автором, а познакомился с человеком».

«Хорошо, когда кого-нибудь называют не математиком, или проповедником, или красноречивым оратором, а просто порядочным человеком. Мне по душе только это всеобъемлющее свойство».

«Иные люди отлично говорят, но пишут из рук вон плохо: обстановка и доброжелательные слушатели разжигают их ум и заставляют его работать живее, чем он работает без этого топлива». (Блез Паскаль. Мысли. М., 1994. с.287, 290, 291, 293, 296.)

 

Задание 6.4

Внимательно прочитайте фрагменты книги французских авторов. сформулируйте ответы по следующим вопросам:

1. Какие личностные качества людей, по мнению авторов, затрудняют интеллектуальное общение и осложняют поиск истинного знания?

2. В каких ситуациях речевого общения преобладает эмоциональность, а в каких случаях уместна рациональность речи?

3. Какие социально-психологические факторы жизни людей определяют различия их мнений?

4. С какой целью и как некоторые люди стремятся «безосновательно оспаривать» даже истинное знание?

5. Что нравственно и что безнравственно в спорах?

6. Какие внелогические факторы мешают людям в поиске истины?

 

«Логика, или искусство мыслить» (1662)

О тупых умах и истинном разуме [1]

Существует неисчислимое множество грубых и тупых умов. Истину им не внушить — все исправление таких умов может состоять лишь в том, чтобы убедить их ограничиваться доступными им предметами и удерживаться от суждения о вещах, которые выше их понимания. Правда, немалая доля ложных суждений проистекает все же не из тупости, а из торопливости ума и недостатка внимания, вследствие чего смело судят о том, что представляют себе очень смутно.

Этот недостаток отягощается тщеславием и самомнением. По общему убеждению, стыдно не знать и сомневаться, поэтому многие предпочитают высказываться и принимать решения наобум, лишь бы не сознаваться, что недостаточная осведомленность не позволяет им судить о том или ином предмете. Все мы исполнены невежества и заблуждений, однако же никакими силами не вырвать у людей признания, столь справедливого и столь сообразного с человеческим уделом: «Я неправ» или «Я этого не знаю».

Истинный разум все ставит па свои места. Он велит сомневаться в том, что сомнительно, отвергать то, что ложно, и не кривя душой признавать очевидное.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-08; Просмотров: 544; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.