Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Этико-речевые основы деловой аргументации




Аргументировать, т.е. убеждать, приходится постоянно, тем более в сложных ситуациях обсуждения принципиально значимых вопросов для субъектов общения.

Деловая сфера, особенно на высшем ее уровне высокой нравственной и интеллектуальной культуры, предполагает, что субъекты такого общения способны быстро и точно мыслить, подбирать безупречные аргументы, легко доказывать взаимную выгодность партнерских отношений, соблюдать этические нормы делового общения и многое другое.

Деловое общение весьма специфично и существенно отличается от других видов общения людей.

 

Особенности делового общения

1) Деловые отношения, как правило, осуществляются в правовых формах (юридически оформляются).

2) Деловое общение регулируется этическими нормами, этико-профессиональными правилами, нарушение которых недопустимо.

3) В деловых отношениях необходимо уметь общаться с разными людьми, выбор речевых и логико-риторических средств общения определяется эксклюзивностью партнерских отношений.

4) В деловых отношениях важно и полезно уметь нравиться и завоевывать симпатию любого человека.

5) Главная цель делового общения – налаживание и сохранение делового контакта.

6) К деловому общению необходимо специально готовиться.

Умение вести переговоры, устанавливать прочные деловые контакты, находить надежных партнеров, выявлять возможных потребителей производимой продукции, услуг, информации, успешно проводить презентации, совещания, брифинги и т.д. – все это не дается человеку от рождения и даже не приходит само собой в ходе стихийного накопления жизненного опыта. Специальными знаниями и навыками необходимо целенаправленно овладевать в ходе обучения.

В наше время бурного развития деловых отношений быстро развивается деловая речевая коммуникация. Формируется особый вид красноречия, особая разновидность риторики – деловая риторика. Это понятие можно трактовать широко, традиционно. Как всю речевую сферу деловой коммуникации. В нашем пособии мы ограничимся рассмотрением особой разновидности риторики – риторики деловых партнерских отношений.

Всю совокупность деловых отношений можно разделить на два типа:

1) отношения противостояния и борьбы сторон, каждая из которых отстаивает свои интересы и преследует свои цели (условно – риторика полемики);

2) отношения понимания и сотрудничества, основанные на совпадении интересов и взаимной выгоде (условно – риторика дискуссии).

Речевым выражением этих групп отношений выступают два типа риторики: риторика противостояния и борьбы и риторика согласия и сотрудничества.

В деловых отношениях преобладает риторика сотрудничества, а не риторика борьбы и победы. Здесь не может быть победы одного над другим, такая победа равносильна поражению обеих сторон вне зависимости от того, кто побеждает.

Успех в деле – это взаимная выгода обеих сторон. Деловые отношения – это, как правило, поиски путей согласия. Взаимные уступки здесь продуктивнее и полезнее, чем споры и конфронтация.

Общие черты деловых отношений понимания и сотрудничества:

1) отношения партнерские

2) отношения доверительные

3) отношения доброжелательные

4) отношения взаимовыгодные

Эти принципиальные характеристики деловых отношений сотрудничества определяют выбор тех психологических, этических, логико-риторических средств общения, которые способствуют успеху дела.

В теории речевой коммуникации сформулированы принцип кооперации (сотрудничества) Г.П. Грайса и принцип вежливости Дж.Н. Лича и вытекающие из них несколько этических максим (требований, предписаний, норм), определяющих не только этику речевого поведения, но и весь арсенал психологических и логико-риторических средств воздействия, культуру делового общения в целом.

Максима такта

Партнеры уважительно относятся друг к другу, проявляют взаимное понимание интересов, забота об интересах партнера не менее важна, чем о своих собственных.

Максима великодушия

Партнеры добровольно вступают в коммукативный акт. Стороны равноправны, их коммукативные стратегии существуют вбесконфликтном пространстве.

Максима релевантности

(уместности информационного сообщения)

Партнеры обмениваются только той информацией, которая им необходима, уместна в конкретном акте общения. Нельзя скрывать нужную информацию, нельзя давать ложную, непроверенную, сомнительную информацию. Все, что мешает (создает помехи), отсекается как неуместное.

Максима одобрения

Партнеры внутренне позитивно относятся друг к другу, добились взаимопонимания, настроены на максимально выгодный результат делового общения.

Максима скромности

Партнеры отказываются как от сильно завышенной, так и от сильно заниженной самооценки, так как они мешают нормальному контакту. Самооценки достаточно устойчивы, но поддаются разумной коррекции в ходе делового общения. Важно оценивать себя реально, не завышая, но и не занижая своих возможностей.

Максима согласия

Партнеры – не оппозиционеры, а сотрудники. Эта максима согласия направлена на отказ от возможных конфликтов во имя более ценного для сторон – сохранения понимания, достижения делового успеха.

Несмотря на то, что эти максимы выглядят как идеальные нормы, которые невозможно соблюдать в реальной жизни, они, тем не менее, имеют принципиальное значение, так ими определяется стратегия этико-речевого поведения в деловом общении. Эти максимы целевые, установочные, - руководствуясь ими, потенциальные партнеры априорно воспринимают и оценивают друг друга как возможных соратников и сотрудников, независимо от того, каковы они на самом деле. Все эти максимы защищают контакт, оберегают собеседников и партнеров от возможных разрывов.

В деловых отношениях преобладает логика, рациональность, аргументация, расчет (в математическом, а не в нравственном смысле этого слова). Остальные способы убеждения людей в деловой сфере либо отодвигаются на периферию общения, либо просто отбрасываются.

 

Задание 8.1

Внимательно прочитайте предложенный текст и ответьте на вопросы:

1. Почему искусственные приёмы заключают в себе долю лжи?

2. Когда технические приёмы красноречия переходят в ложь?

3. Где граница между безнравственным и дозволенным в речи оратора?

4. В чём противоречие между стремлением к эффективности речи и нравственной позицией оратора?

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-08; Просмотров: 513; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.