Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Внимание




Понятие о познавательных функциях (внимание, восприятие, память, мышление).

Тема 1. Познавательные функции, системы восприятия и психомоторные навыки.

 

Познавательные функции – это функции коры головного мозга человека, которые обеспечивают познание окружающего мира и реакции человека на то, что происходит в этом мире. Для водителя очень важно правильно воспринимать и реагировать на дорожную ситуацию. К познавательным функциям относятся внимание, восприятие, память, мышление, речь, психомоторное планирование. Познавательные функции человека развиваются всю жизнь. На эти функции влияние оказывают не только врожденные свойства нервной системы, но и воспитание человека, его мотивация, личностные качества, социальное окружение человека.

Внимание – функция головного мозга, которая обеспечивает сосредоточение сознания на самых важных задачах и отсеивает всю ненужную информацию. Хорошо развитая функция внимания является фактором надежности водителя, поскольку позволяет своевременно поместить в центр сознания значимые события в дорожной обстановке. Для водителя важны такие свойства внимания как устойчивость, концентрация, распределение, переключение и объем.

Устойчивость внимания – это сохранение фокуса сознания на каком-либо объекте или событии, привлечение внимания к одному и тому же объекту длительное время.

Концентрация внимания – это способность сосредоточиться на главном, отсекая все лишнее, что находится за пределами главной задачи. Концентрация внимания водителя обычно повышается при обгоне, смене полосы движения, проезде перекрестка, усложнении дорожной обстановки (например, при движении в гололед) и часто снижается при движении на прямых участках дороги большой протяженности, однообразном ландшафте местности, отсутствии других участников движения, в транспортном потоке, при продолжительном движении с постоянной скоростью. Снижение концентрации внимания ослабляет контроль водителя над дорожной ситуацией и приводит к опасным ситуациям.

Распределение внимания – это способность удерживать в сознании несколько объектов или действий, некоторые объекты удерживаются при этом в центре сознания, а другие на периферии. Например, водитель видит дорогу, полосы движения, другие автомобили, сигналы светофора и пешеходов одновременно. Только на чем-то он фокусируется, а что-то находится на периферии сознания. Опытный водитель, концентрируя внимание на дорожной обстановке, не следит за движением руки при переключении передачи, так как эти действия доведены до автоматизма вследствие выработанного навыка.

Переключение внимания – это умение переключать сознание между различными объектами на дороге и в автомобиле. Помещение различных объектов в центр внимания, а других на периферию, одних в сферу непроизвольного внимания, а других в произвольную сферу жизненно важно для водителя. Важно следить за всеми участниками, движения, пешеходами, знаками и светофорами. И при этом важно выделять то главное, на что необходимо срочно отреагировать. Например, когда водитель получает много разной информации одновременно: автомобили, автобусы, грузовики, пешеходы, переезды, автобусные станции… (на узловых станциях пересадок пассажиров). Частое переключение внимания вызывает утомление.

Непроизвольное (пассивное) внимание, это ситуация, когда отсутствует сознательный выбор и волевая регуляция внимания. Внимание, которое возникает в результате воздействия внешних раздражителей на органы чувств помимо воли человека (звуковой сигнал другого ТС, изменение шума двигателя, изменение скорости или направления движения другого ТС, дорожный знак). Привлечение непроизвольного внимания происходит при возникновении новой или интересной информации или благодаря контрасту между раздражителями. Громкие звуковые сигналы в тихое время суток в тихом месте, светоотражающие детали на темной одежде обращают на себя внимание помимо нашего желания.

Произвольное внимание волевым усилием направляется человеком на источник важного сигнала. В деятельности водителя ему принадлежит основная роль, поскольку без контроля сознания невозможно управление автомобилем. Непроизвольное внимание переходит в произвольное, если сознание оценивает сигнал как важный. Поэтому при обучении водителей так необходимо изучать дорожные знаки, сигналы и признаки потенциально опасных ситуаций.

Объем внимания – это возможность одновременно удерживать в сознании несколько независимых друг от друга объектов. Объем внимания 7 ± 2 единиц, то есть объектов или действий.

Отвлечение внимания и отвлекающие факторы.

Отвлечение внимания – это потеря направленности сознания на важный для безопасного управления транспортным средством объект (светофор, дорожная разметка, пешеходы на на проезжей части, другие транспортные средства) и переключение внимания на другой объект, неважный в данный момент для обеспечения безопасности (рекламные плакаты, звонок по телефону, красивая девушка в салоне автомобиля). Большинство ДТП происходит в условиях хорошей погоды и спокойной дорожной обстановки, при которых снижается внимание водителя, и он отвлекается от управления ТС. (84,4% ДТП происходят из-за невнимательности водителей).

Отвлечение внимания водителя при управлении транспортным средством происходит по следующим причинам:

  • Отвлекающие факторы, не связанные с управлением транспортным средством: плохое самочувствие болезнь, обострение хронического заболевания, усталость, ситуация в семье или на работе, эмоционально переживаемая водителем во время поездки и т.д.;
  • Отвлекающие факторы, связанные с управлением транспортным средством: изучение ландшафта; поиск и чтение дорожных знаков; изучение маршрута в движении, сильные эмоции, разговоры по мобильному телефону, поведение или внешний вид пассажиров.
  • Способность сохранять внимание при наличии отвлекающих факторов. Способность сохранять внимание при наличии отвлекающих факторов это способность к концентрации внимания. Способность управлять концентрацией внимания связана с волевой регуляцией водителя. Это произвольное действие. Водителю важно сознательно выделить для себя, что сейчас особенно важно и сосредоточиться именно на этом. Насколько легко или трудно будет водителю концентрировать свое внимание зависит также от врожденных особенностей нервной системы. Один водитель будет при этом быстро уставать и начинать отвлекаться, а другой сможет долго концентрировать свое внимание на дорожной обстановке. Существуют приемы, которые позволяют возвращать внимание к дороге. Например, напоминание «Я здесь и сейчас!». Эта простая фраза включает внимание водителя на некоторое время.
  • Монотония. Состояние, в результате которого водитель снижает концентрацию внимания является монотония. Монотония возникает при длительных поездках по однообразной дороге или в длинном тоннеле, при длительном движении в пробке. Для этого состояния характерны сонливость и сниженное внимание. Возможно кратковременное отключение сознания на 1-2 секунды, причем включение сознания после этого может сопровождаться резкими движениями. При управлении транспортным средством сенсорная и моторная монотония сочетаются друг с другом и усиливают эффект. Сенсорная монотония возникает в условиях однообразия, бедности впечатлений. Моторная монотония возникает при выполнении водителем однообразных действий и операций. При этом снижается внимание не только для дорожной обстановки, но и за своими действиями. Моторные реакции водителя могут быть как неадекватно слабыми, так и неадекватно сильными. Способность противостоять монотонии зависит от психофизиологических свойств человека и от практического опыта.
  • Влияние усталости и сонливости на свойства внимания. Утомление водителя – физиологическое состояние организма, возникающее в результате длительного управления автомобилем и проявляющееся временным снижением работоспособности. Проявляется в субъективном ощущении усталости, сонливости, апатии и снижении настроения. При усталости и сонливости у водителя снижается концентрация внимания, переключение внимания затруднено, движения неуверенные и замедленные, снижена скорость реакции на изменение дорожной обстановки. Рассеянное внимание, частое отвлечение внимания от дороги, частая смена поз, повороты головы из стороны в сторону, желание потянуться.
  • Способы профилактики усталости. Способы профилактики усталости - это соблюдение режима сна и бодрствования, графика управления автомобилем и остановок для отдыха. Начинающие водители должны помнить, что у них утомление наступает намного быстрее, чем у опытных водителей и включать в план поездки остановки для отдыха, выделять в своих планах для этого время. Энергетические напитки, кофе и крепкий чай помогают справиться с усталостью только на короткое время. За рулем лучше пить чистую воду маленькими глотками. Водителю необходимо периодически делать остановки, отдыхать, подвигаться. Если очень хочется спать, нужно поспать хотя бы 10-15 минут. И только после этого продолжать движение. Утомление можно преодолеть только одним способом – отдохнуть.

Восприятие.

Информацию о мире человек получает через органы чувств. Окружающая обстановка на дороге, внутри автомобиля, собственное состояние и самочувствие воспринимаются водителем через ощущения. Каждое ощущение – это вид информации. Существуют две группы ощущений. Внешние ощущения – это сигналы о ситуации или объектах внешнего мира. Это зрение, слух, запах. Наиболее важными ощущениями для водителя являются зрительное и слуховое. Внутренние ощущения, сообщают о состоянии самого человека.

Восприятие – познавательный процесс, формирующий целостное представление об объектах, явлениях, о дорожной ситуации, об участниках дорожного движения. Осуществляется восприятие посредством обработки ощущений в головном мозге человека. После того, как ощущения прошли первичную обработку в головном мозге, возникает восприятие зрительное, слуховое, пространственное а затем и целостное восприятие ситуации.

Мозг человека обрабатывает информацию и принимает решение, которое передается к мышцам и внутренним органам, организует наше внимание и мышление. Это проявляется в действиях водителя, в его реакции на изменение дорожной обстановки.

Выбор необходимой информации в процессе управления транспортным средством осуществляется с помощью внимания. Именно внимание помещает ту или иную информацию в центр сознания. Одни сигналы игнорируются, другие остаются на периферии сознания, а третьи обрабатываются и на их основе вырабатываются решения водителя. Сначала учитывается информация от внутренних органов самого человека, затем информация, которая уже усвоена как важная в процессе изучения теории или практики вождения, а затем вся остальная информация. Поэтому водитель должен хорошо себя чувствовать, садясь за руль. Он должен быть теоретически и практически подготовлен к управлению автомобилем в реальных дорожных условиях. Иначе, он не будет адекватно воспринимать, получаемую от окружающего мира информацию и будет принимать неверные решения.

Информационная перегрузка.

Информационная перегрузка водителя проявляется как реакция головного мозга водителя на то количество информации, который он не в состоянии быстро обработать. Обычно, это реакция запредельного (охранительного) торможения. Человек как бы «зависает», перестает отвечать правильно на самые простые вопросы, не в состоянии принимать решения, может выполнять только автоматизированные действия. Важно помнить, что у начинающих водителей информационная перегрузка возникает чаще, чем у опытных водителей. Опытный водитель, во-первых, привык обрабатывать большое количество информации, во- вторых многие ситуации на дороге для него не новые, и он знает, как надо на них реагировать, в – третьих у опытного водителя многие навыки автоматизированы. Начинающему водителю рекомендуется снижать по-возможности количество новой дорожной информации: выбирать не очень оживленные магистрали, не выбирать часы пиковой загрузки дорог автомобилями, осваивать заранее неизвестные маршруты.

Зрительная система восприятия имеет особое значение для водителя, поскольку с помощью зрения мы получаем информации во много раз больше, чем с помощью слуха и других систем восприятия (около 80 процентов информации человек получает с помощью зрения). Важнейшие характеристики зрения: острота зрения и поле зрения. Острота зрения - способность различать форму и детали предметов. Поле зрения - угловое пространство, видимое глазу при неподвижном взгляде и голове. Бинокулярное поле зрения (двумя глазами) составляет 120-130 градусов и охватывает почти всё пространство перед автомобилем. При значительном сужении поля зрения водители могут не замечать пешехода на обочине дороги, неправильно оценить расстояние до стоящего или обгоняемого автомобиля, упустить детали дорожной обстановки на перекрестке.

При управлении автомобилем в очках надо помнить, чем больше диоптрии, тем уже поле зрения. При суженном поля зрения, водитель начинает совершать движения головой и шеей, чтобы расширить зону четкого зрительного восприятия. Это требует дополнительного времени и ухудшает скорость реакции. Наибольшая острота зрения находится в центральной области (центральное зрение). А вот в условиях плохого освещения (в сумерках, на неосвещенной дороге), острота зрения, наоборот, выше в области периферии (периферическое зрение).

Зона видимости.

На оценку дорожной ситуации сильно влияет зона видимости. Необходимо видеть дорожную ситуацию, а также анализировать, насколько хорошо ваш автомобиль виден другим участникам дорожного движения. Зона видимости может быть уменьшена из-за других автомобилей, деревьев, домов, рельефа местности или из-за конструктивных особенностей автомобиля («мертвые зоны»). Слепая или «мертвая» зона автомобиля – это пространство вокруг машины, которое водитель не может увидеть со своего места. Такая зона есть сзади, сбоку и даже перед автомобилем. Бывает так, что проезжающий мимо автомобиль уже не виден в зеркале заднего вида, но и сбоку его тоже не видно. Мёртвые (слепые) зоны являются одной из распространенных причин боковых столкновений на дорогах. Водителю необходимо понимать, что при перестроении необходимо учитывать возможность нахождения участников дорожного движения в этих зонах, а также понимать наличие таких зон у других автомобилей и стараться сократить время нахождения в них.

Нарушения зрительного восприятия может возникать при монотонии, информационной перегрузке, утомлении, под воздействием алкоголя, в сумерках, при резком изменении освещенности дороги, при ухудшении общего самочувствия водителя. Нарушения зрительного восприятия могут возникать в виде снижения четкости зрения, сужении поля зрения, в виде оптических (зрительных) иллюзий.

Зрительное восприятие затруднено в условиях ограниченной видимости, в том числе на пыльной дороге, в темное время суток, в тумане, во время дождя или снегопада.

Опасности, связанные с неправильным восприятием дорожной обстановки.

Неправильное восприятие дорожной обстановки приводит к неправильным решениям и действиям водителя. Это очень опасно. Иллюзия водителя – искаженное восприятие дорожной обстановки при управлении автомобилем.

Иллюзия расстояния. Водителям кажется, что скорость темных автомобилей меньше, а светлых – больше, чем она есть на самом деле. Автомобили темных цветов значительно чаще попадают в аварии. При движении навстречу светлому автомобилю водитель успевает заранее отреагировать и снизить скорость:

  • 61,3% столкновений происходит между автомобилями темных цветов;
  • 32,6% – темных со светлыми;
  • 6,1% – светлых со светлыми.

Самые безопасные – автомобили белого, ярко-красного и оранжево-красного цвета.

Иллюзия скорости.

Степень ошибочного восприятия скорости другого автомобиля зависит:

  • от расстояния до автомобиля, чем он дальше от наблюдателя, тем кажется медленнее его скорость;
  • от размера автомобиля, скорость крупных транспортных средств (автобусов, автопоездов) кажется меньше, а более мелких (мотоциклов, легковых автомобилей) – больше, чем на самом деле.

Существуют также иллюзии перспективы и освещенности дороги. Дорога после поворота, видимая водителем в перспективе, кажется значительно уже, чем в действительности. Особенно опасно, если крутой поворот находится на спуске: водитель начинает прижиматься к осевой линии, что создает опасность столкновения с выходящими из-за поворота встречными автомобилями.

Под определенным углом освещения сухое асфальтированное покрытие кажется мокрым.

Слуховое восприятие.

Второй по важности системой восприятия является слух. Органом слуха является ухо человека. Ухо также является органом вестибулярной чувствительности.

Слух помогает определить расположение в пространстве источника звука и его перемещение. С помощью слуха водитель определяет движение других автомобилей, сигналы клаксонов, закрытие или открытие железнодорожных переездов, сирены экстренных служб.

Слуховые центры, находятся в головном мозге очень близко к зрительным центрам и они легко обмениваются информацией. Если водитель одновременно и видит и слышит объект, например автомобиль, то восприятие его положения и движения более точно. Звук может предупреждать водителя о приближении обьекта, который мы еще не видим и направить зрительное внимание в сторону звука (при сигнале клаксона, например). Именно поэтому не рекомендуется громко включать радио или разговаривать во время управления автомобилем. Для того, чтобы звук на дороге имел смысл, для начинающего водителя необходимо соединить звуковой сигнал с обьяснениями инструктора. Странный звук внутри автомобиля требует также пристального внимания и даже остановки для выяснения происхождения этого звука.

Вестибулярная система

Вестибулярная система, наряду со зрительной и проприоцептивной (система суставно-мышечной чувствительности), играет ведущую роль в пространственной ориентировке человека. Она получает, передает и анализирует информацию об ускорениях или замедлениях, возникающих в процессе прямолинейного или вращательного движения, а также при изменении положения головы в пространстве.

Вестибулярная чувствительность важна, чтобы «вписываться» в различные траектории, например. Правильная посадка водителя обеспечивает минимум напряжения тела и готовность к действиям в критической ситуации. В автомобиле при его движении, голова водителя должна находиться теменной областью точно вверх. Только в таком положении обеспечивается максимальная чувствительность вестибулярного аппарата. Таким образом, правильная регулировка кресла водителя обеспечивает оптимальную работу вестибулярной системы восприятия.

Проприоцепция или суставно-мышечное чувство.

Проприоцепция, суставно-мышечное чувство, или чувство положения и движения, определяется распознаванием движений в суставах и напряжения-расслабления в мышцах. Здоровый человек в сознательном состоянии может чувствовать положение и движение своего тела и своих конечностей без контроля зрения. При этом способность ощущать собственное и внешнее движение примерно равны. Хорошо развитое суставно-мышечное чувство позволяет водителю почувствовать габариты автомобиля при маневрировании и парковке, а также почувствовать скорость.

Интероцепция.

Интероцепция – это система восприятия состояния самого человека и положения его в пространстве. Интероцепция включает ощущения от различных внутренних органов, вибрационную чувствительность, проприоцепцию или суставно-мышечное чувство, чувство времени и чувство скорости.

Информация от внутренних органов также важна для водителя, как и информация от внешних объектов. Если у человека болит сердце, то внимание в первую очередь направляется именно к нему, а потом уже на дорогу. Можно некоторое время волевым усилием направлять внимание на дорогу, но адекватность восприятия ситуации и скорость реакции снижаются, а утомление увеличивается.

Восприятие времени

От адекватного восприятия времени зависит восприятие скорости движения транспортного средства. Неверная оценка временного интервала приводит к ошибочному восприятию дорожной обстановки, неправильным действиям водителя и, как следствие, аварийным ситуациям.

Переоценка времени от 5 до 20 секунд опасна при проезде перекрестка или повороте с пересечением встречного потока, переоценка от 20 секунд до 3 минут очень опасна при обгоне.

Влияние скорости движения транспортного средства на восприятие.

Скорость транспортного средства влияет на восприятие водителя. Увеличивается информационная нагрузка, возникают иллюзии восприятия, изменяется зона видимости.

При увеличении скорости транспортного средства на 20 километров в час число информации, воспринимаемой водителем возрастает примерно в полтора раза и возникает опасность информационной перегрузки. При обгоне на большой скорости, водитель может воспринимать дорогу как более узкую, чем она есть. В результате он непроизвольно начинает прижиматься к осевой линии, и это может привести к столкновению со встречным транспортным средством. При высокой скорости движения автомобиля водитель физиологически не может видеть ситуацию по сторонам от своей траектории движения. В том числе дорожные знаки и пешеходов. Чем больше скорость движения в темное время суток, тем дальше от автомобиля концентрирует свое внимание водитель, перенося взгляд на участки дороги, которые хуже освещены. В результате для восприятия объектов необходимо больше времени, что увеличивает время до реакции водителя.

Влияние алкоголя, медикаментов и эмоциональных состояний водителя на восприятие дорожной обстановки.

Под воздействием алкоголя значительно ухудшается точность восприятия и динамический глазомер, распределение и переключение внимания, снижается критичность мышления как следствие притупляется «чувство опасности», при этом переоценивается собственная способность быстроты и точности реакции в опасной ситуации.

Различные медикаменты по-разному влияют на водителя. Успокаивающие препараты, а иногда и обезболивающие препараты часто вызывают чувство апатии и сонливости. После их приема снижается внимание, скорость и точность восприятия дорожной обстановки. Перед приемом лекарственных средств следует ознакомиться с инструкцией и прочитать влияние этих медикаментов на управление автомобилем.

Эмоциональные состояния также влияют на восприятие дорожной обстановки. Это влияние определяется тем, что при переживании сильных эмоций, водитель погружается в ту ситуацию, которая вызвала эти эмоции и перестает следить за дорожной обстановкой. Он может волевым усилием возвращать себя в актуальную дорожную ситуацию, но моменты «выпадения» все равно будут. Поэтому, при сильных эмоциях стоит остановить автотранспортное средство и успокоиться.

Память. Виды памяти и их значение для накопления профессионального опыта.

Память – это процесс запечатления, хранения и воспроизведения информации о правилах и законах дорожного движения, о дорожной обстановке, о действиях других участников дорожного движения, о состоянии и положении автомобиля, о своих навыках и возможностях.

Виды памяти, связанные с видами восприятия и необходимые водителю:

  • зрительная (позволяет запоминает ориентиры на дороге, ее характер и особенности);
  • слуховая (позволяет на слух контролировать работу двигателя и других агрегатов автомобиля);
  • двигательная (обеспечивает выполнение различных движений при работе с органами управления автомобилем).

По целям деятельности память разделяют на непроизвольную и произвольную.

Непроизвольная память характеризуется тем, что цель отсутствует, материал запоминается сам по себе. Хорошо развита у детей дошкольного возраста и младших школьников, с возрастом ослабевает.

Произвольная: есть цель запомнить. Используются различные приемы запоминания. Некоторые приемы улучшения запоминания.

  • Эффект края
  • Смысловая связь
  • Эмоциональная реакция
  • Представление информации в наглядном виде
  • Использование ритма (стихи)
  • Использование символов

По длительности сохранения информации различают память кратковременную (оперативную) и долговременную.

Оперативная память позволяет запоминать большой объем текущей и постоянно меняющейся информации (дорожные знаки, показания приборов, положение пешеходов, автомобилей, состояние отдельных участков дорожного покрытия и т.д.) и обеспечивает точность воспроизведения информации в течение 20–90 с. Важнейшей особенностью кратковременной памяти является ее избирательность. Из мгновенной памяти в нее попадает только та информация, которая соответствует актуальным потребностям и интересам человека, привлекает к себе его повышенное внимание. Особенно важна для водителя в экстренной ситуации.

Долговременная память используется для запоминания на длительное время важной информации, полученных знаний и опыта (Правил дорожного движения, навыков управления автомобилем, маршрутов движения).

Мышление

Мышление – процесс установления существенных связей между предметами и явлениями, между причиной и следствием, процесс решения задач и принятия решений. Основными задачами для водителя, которые он должен решать, являются задачи реагирования на изменение дорожной обстановки.

Мышление организует процесс принятия решений и его действия в различных дорожных ситуациях. Мышление водителя совершенствуется в процессе профессиональной деятельности.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-08; Просмотров: 16626; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.059 сек.