Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Средние века и эпоха Возрождения




Древний Рим

 

Славу древнеримской литературно-критической мыс­ли принесли три автора — оратор Цицерон, поэт Го­раций и профессор риторики Квинтилиан.

Цицерон изложил свое понимание литературы в речи "За по­эта Архия" (62 г. до н.э.) и частично в работе "Об ораторе". Будучи государственным деятелем, он, как и Платон, смотрел на литературу главным образом с этической точки зрения. Литература являлась для него средством воспитания граждан и должна была изображать ге­роев, достойных подражания. Резко высказался Цицерон против изображения эротики и даже любви. Если в качестве "этического" критика Цицерон идет по следам Платона, то как рационалист он близок к Аристотелю и софистам. У него нет и речи о "безумии" поэта. Последний должен быть учителем жизни, должен скорее вос­питывать, чем выражать собственные чувства, поэтому даже к личной жизни поэта Цицерон предъявлял высокие нравственные требования. Подобно Аристотелю, анализируя жанры поэзии, Цицерон отдавал предпочтение трагедии и эпосу.

Высокое предназначение литературы Цицерон видел и в ее способности запечатлевать для потомков великие примеры доблести.

В историю литературоведения вошел и знаменитый поэт Гора­ций (65-8 гг. до н.э.). Как теоретик литературы он прославился сво­им трактатом в стихах, который был озаглавлен "Послание к Пизонам о науке поэзии", но называется чаще "Наукой поэзии" или "Поэтикой". "Поэтика" является второй по важности (после "Поэти­ки" Аристотеля) работой, на которую опирались классицисты. Влия­ние древнегреческих мыслителей на Горация более чем очевидно. В понимании творческого процесса Гораций стремится соединить часто противоположные взгляды Платона и Аристотеля. Римский теоретик считает, как и Платон, что талант — врожденный дар, а вдохновение — необходимая основа творчества. Вместе с тем вслед за Аристотелем он требует, чтобы произведение создавалось согласно обдуманному плану, резко осуждая при этом показное безумие, кото­рым любят щеголять некоторые поэты. Мудрость, пишет Гораций — "вот начало и источник правильно сочинять". За "обдуманным" со­держанием сами собою последуют слова.

 

 


В области художественного творчества Средние века нельзя на­звать совершенно бесплодными уже потому, что в это время созда­вался величественный героический эпос, хотя литературно-критиче­ская мысль полностью заглохла. Разве что какие-то ее отблески мож­но найти в краткий период так называемого каролингского Возрож­дения (конец VIII — начало IX века). В стенах основанной Карлом Великим Академии ученые-литераторы (Алкуин, Павел Диакон и др.) реанимировали некоторые идеи Аристотеля и Горация.

Но только в XIII в. появился оригинальный и влиятельный мыслитель, определивший отношение доминировавшей в то время церковной идеологии к литературе, художественному творчеству. Это был Фома Аквинский, официально провозглашенный католической церковью в 1879 г. величайшим мыслителем всех времен. Эстетические и литературные взгляды Фомы Аквинского — это своеобразная христианская переработка идей Платона и Аристотеля.

Как и последний, Фома связывает прекрасное с гармонией, со­размерностью и ясностью. Вслед за Платоном он видит источник красоты в Боге, а ее атрибутами называет объективность, неизмен­ность, абсолютное совершенство. Произведение литературы и искус­ства, утверждает Фома, опять же исходя из учения Платона, диктуется художнику свыше и есть прежде всего проявление божественного ра­зума и воли. И вообще все земное может называться прекрасным, только если оно пронизано божественным светом, высшей духов­ностью. И только божественное может быть абсолютно прекрасным. Добро и красота, по учению Фомы, едины, то есть доброе (понимае­мое в христианском духе) всегда прекрасно, и наоборот. И еше — прекрасное статично и велико. Эту мысль разовьет в эпоху роман­тизма англичанин Джон Китс в своей известной "Оде к греческой вазе" (1817). И это не единственный пример влияния Фомы Аквинского на более позднюю эстетическую и философскую мысль. В XX веке на Западе вспыхнул даже культ Фомы, выразившийся в широком распространении философии неотомизма. Идеи Фомы Аквинского используют представители религиозного течения в совре­менном литературоведении. В частности, сохранило свое значение оригинальное учение Фомы о художественном образе. Последний, по определению Фомы, не является и не должен быть отражением ви­димой природы. Он должен выражать как раз то, что не восприни­мается органами чувств, что лежит за пределами предметного, реаль­ного мира. Вполне очевидно, что в таком понимании художественный образ превращается в символ, главным в котором является второй, надреальный план. Подобное понимание образа и символа будет ха­рактерно для очень многих писателей и ученых, начиная от романти­ков и прерафаэлитов в XIX в. и кончая К. Юнгом в XX.

В эпоху Возрождения "божественное" постепенно исчезало из всех сфер жизни, в том числе из литературы и литературно-крити­ческих трактатов. Женщина у Данте и Петрарки (XIV в.) может быть истинно прекрасной только тогда, когда она излучает божест­венную духовность, у Ронсара же (XVI в) женская красота изобра­жается в ее сугубо земном проявлении. Знаменитая строка одного из сонетов Ронсара — "зачем нужны нам боги" — знаменует собой по­беду новой идеологии. Правда, после Ф. Ницше, объявившего не толь­ко о ненужности богов, но и об их "смерти", и шокировавшего мир рекламированием "белокурых бестий", приходящих на смену умершим богам, маятник снова качнулся в обратную сторону.

Для литературно-теоретической мысли эпохи Возрождения наиболее важными представлялись два вопроса — проблема нацио­нального литературного языка и проблема возрождения античных жанров. Известно, что вся элитная "ученая" литература создавалась на латинском языке. На нем писали поэты каролингского возрождения в VIII веке и ваганты в XIII. Но уже в начале XIV века одно из величайших произведений мировой литературы — "Божественная комедия" Данте была написана на итальянском языке. Это было делом прямо-таки революционным, и Данте написал специальный трактат '"О народной речи", в котором оправдывал использование национального языка "высокой" литературой.

Семнадцатый век. Эпоха классицизма

Если в эпоху Возрождения законодательницей литературной моды была Италия, то в XVII веке центром европейской культуры постепенно становится Франция. Расцвет классицизма во Франции был логическим завершением ренессансной ориентации на антич­ность. Крупнейшим его теоретиком стал Никола Буало (1636-1711). Его известный трактат "Поэтическое искусство", написанный в подражание "Поэтике" Горация стихами, является манифестом французского классицизма. Правда, он написан в то время (1674), когда классицизм пустил глубокие корни, и даже закат его был не за горами. "Поэтическое искусство", как и "Поэтика" Арис­тотеля, — нормативное руководство по написанию произведений. Одно из главных требований — произведение должно создаваться разумом (не платоновским "божественным вдохновением"). Поэт — носитель интеллекта и мудрости, а не одержимости. Буало призывает поэтов:

Любите ж разум вы. пусть он в стихах живет. Один и цену им и красоту дает.

Красота — создание разума, а не Бога (как считал Платон), и она не покоится пассивно в "куске мрамора". В отличие от Аристотеля Буало наделяет поэта большей инициативой. Поэт сам создает красоту, а не просто отыскивает ее в материале. Буало призывает "любить разум" и ставит последний выше чувства и воображения. Таким образом, уже у Буало можно увидеть истоки того культа разума, который характерен для просветителей XVIII века.

Другим важным требованием Буало является требование "под­ражать природе". При этом, правда, предостерега­ет от подражания "низменной природе":

Чуждайтесь низкого, оно всегда уродство.

В простейшем стиле все ж должно быть благородство.

Поэту не обязательно избегать низменного и отвратительного, но в произведении оно должно быть подано так, чтобы доставлять удо­вольствие и "развлекать".

Эта мысль Буало не оригинальна — об этом же писал Арис­тотель в "Поэтике". Именно изящество поэтического стиля и чет­кость теоретических положений обеспечили 'Поэтическому искус­ству" Буало долгую жизнь в науке о литературе.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-07; Просмотров: 787; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.