Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

I. Обобщающие понятия




Когда мы говорим, то произносим разные слова, их очень много. Послушайте, как я скажу слово «звонок» - звонко, весело, отчетливо. Тренировка в тихом - громком, радостном - грустном, уверенном и четком произношении при ответах. Можно дать учащимся вариации одного и того же слова - ответа с разными эмоциональными оттенками и громкостью. Вот и вы при ответах старайтесь мне произносить слова четко, уверенно, громко.

Упр. 1. При работе над объемом активного (Назови «Кто это? Что это?») и пассивного (Покажи) словарного запаса, (Отнести) с видовым понятием и перечислить ряд названий, относящихся к данному обобщающему понятию. «Щебечет кто? Ползает кто? Светит что? Что может делать? Какие качества этого предмета?» И т.п.

Упр. 2. Загадки. Какой предмет задуман (по его словесному описанию)?

Помещение, где люди смотрят спектакль (берлога, библиотека, театр, гнездо).

Мягкая мебель, на которой сидят люди... Сосновый, дремучий, старый... Нарядные, шелковые, новые... Охраняет, лает, кусает.... И т.п.

Упр. 3. Самостоятельное описание объекта. Кто это? Что это? Какой? Что делает(ют)? Чем? и т д. Какие еще действия он (она) может выполнять? Кто еще может выполнять такие же действия? Лошадь, самолет. «Самолет может быть маленьким, большим, пассажирским, грузовым, военным, истребителем и проч. Он умеет летать, садиться, пойти на посадку, выпускать шасси и др. В экипаже самолета работают летчики, пилоты, штурман, стюардессы и т.п.» См. схему предложения - фрагмент к занятиям.

Упр. 4. Дифференциация близких понятий, сходство по назначению.

ЛОДКА - ПЛОТ - ПАРОХОД, кружка - стакан, миска - тарелка, графин - бутылка, идёт - бежит - прыгает, моет - стирает - купает.

Упр. 5. Название части целым предметом. «Кузов - машина, вагон - поезд, клюв - птица...»

Упр 6. Назвать действия. «Молния сверкает, солнце -...»

Упр. 7. Название ситуативно связанных слов, «Клумба - цветы, каток - лёд, скворечник - скворец.»

Упр. 8. Спрятавшиеся слова. Деление слов на два самостоятельных. Подобрать к каждому из них ряд слов и назвать их обобщающим понятием.

Фрагмент материала к занятиям:

ПОЛОСЫ = пол + осы,

ПОД РОСТОК = подрос + ток

ШУТИЛ = шут + ил

КУСТОЧКИ = куст + очки

СТОЛИЦА = сто + лица

ЛИСТОЧКИ = лист + очки, лис + точки

ПАРТЫ = пар + ты

ШУТОЧКИ = шут + очки

МАКУШКИ = мак + ушки

ВИНОГРАД = вино + град

СОРВАЛ = сор + вал

ВОРОНА = вор + она

ЯРМАРКА = яр + марка

СУКНО = сук + но

Упр. 9. Перечисление действий, качеств по сюжетным картинкам и рассказам (для читающих) из книг «Занимательная грамматика».

Упр. 10. Придумывание детьми загадок, при ответе назвать слово и его обобщающее (видовое) понятие. «На дереве живёт, орешки грызёт» - Белка, зверек. «Не огонь, а жжется, растет и цветёт». - Растение, крапива. «Кто его разрезает, тот слезы проливает» и т.д.

 

Упр. 11. Рассмотреть предмет (картинку или прочитать слово) с использованием обобщающего слова составить загадку. «Что за птица? Красные лапки, щиплет за пятки.»

Упр. 12. Разложить картинки (выписать в два столбика слова) по группам семантически далёкие (животные - птицы), близкие (домашние - дикие животные, столовая - чайная посуда). См. фрагмент пособий к занятиям.

Упр. 13. «Назови лишнее слово» (или картинку). Соотнеси с видовым понятием все 3 слова, назови слова, относящиеся к данному обобщающему понятию.

Из предложенного материала всегда выбирается тот, который соответствует возрасту ребенка и уровню развития его речи. Для уровня А: овощи, фрукты, ягоды, мебель, посуда. «Яблоко, морковь, помидор, капуста»

Для уровня Б: дикие-домашние животные, птицы, транспорт. «Лиса, волк, собака, медведь».

Для уровня В: насекомые, головные уборы, цветы, явления природы. «Ромашка, фиалка, дуб, василек».




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-08; Просмотров: 1565; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.