Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Предлоги. Осколок. III- осколок, часть




Осколок. III- осколок, часть.

Я буду произносить (или читают дети) слова, а вы пишите их в 3 столбика: I - вокруг, II- ошибка, III - часть.. Опёнки, обложка, опечатка, обломок, огарок, обрывок (приставка об-), ощипать, описка, оплошность, обрезок, оступиться.

Упр. 11. Образовать за 3 минуты большее количество слов с разными приставками от одного корня и за 3 минуты слова с одной и той же приставкой, но разными корнями. Взаимоконтроль выполнения задания. Составить с ними предложения. Фрагмент.

«Автомобиль ...ехал из гаража, ...ехал по улице, ...ехал мост и быстро ...ехал домой». Что изменилось в значении слов с одинаковыми корнями?

Упр. 12. Составить словосочетания:

... яблоко,... с дерева,... варенье упало, спрыгнули, наварили, съели, подварили, сварили.

Упр. 13. Заменить приставку на «правильную». Отец пробыл в город (при-). Серёжа отбежал к удочке (под-). Поезд прибыл на станции 20 минут (про-).Толя дошёл домой (за-). Я забежал из подъезда (вы-).

Упр. 14. Объяснить оттенки значения слов, выбрав нужное слово и выделив приставку. Фрагмент. «Чтобы деревце прижилось, нужно хорошо (расправить, распрямить) корешки, осторожно (размять, разрыхлить) землю и корни немножко (присыпать, засыпать) землей, бережно (привязать, прикрепить) к колышкам и (полить, залить) саженец.

При отборе слов надо быть внимательным не только к корню, но и к приставке. Часто от неё зависит смысл. Определяется значение приставок в словах- присыпать, засыпать.

Упр. 15. Какая приставка потеряна? Договорить, дописать - дать несколько вариантов.

Упр. 16. Найди «лишнее» 4-е слово. По количеству букв в приставке, по частям речи, по признаку «родства» слов с разными приставками. И т.п.

Открепить, закрепить, скрепка, прикрепить; сварить, убежать, влить, переехать, ходики, переходить, поход, заходящий; подберезовик, подснежник, подсвечник, подтаять.

Упр. 17. Назвать (прочитать) и проанализировать слова с двумя и более приставками. Работа со словарём, «принаряженный, позавчера, подзатыльник, перепроизводство, перераспределение, предрасположенность». И т.п.

Понимание, употребление, дифференциация от приставок.

Упр. 1. Составить серию предложений по картинкам (или наглядно). Где лежит книга? Откуда достали карандаш? Где лежал пенал? Пенал лежал на карандаше. Карандаш лежал за пеналом. Карандаш лежит около пенала (возле, рядом). Положи его на пенал. Положи под пенал..., возьми из-под пенала. Переложи за, перед, между пеналом и книгой. И т.п. Выполнение с наглядной инструкцией, выделение слов - предлогов, помогающих понять, что нужно сделать.

Упр. 2. Выполнить просьбу. Построение детей по указанию:

«Рита за Колей (перед, между, возле, впереди). Дать ответ кто и где стоит.

Упр. 3. Составить предложения, отвечающие на вопросы.

А: На чём катаются по льду?

Б: На чём летают по воздуху?

В: На чём плавают по воде? Что делает...? Где...?

Дополнительная помощь - наводящие вопросы из схемы предложения (прилагается).

Упр. 3. Составить предложения с опорой на вопросы. Можно или нельзя соединить так слова:

Выехатьс кем? куда? куда?

Посмотреть на что? куда? о чём? (нельзя) зачем?

 

Упр. 4. Объяснить и показать взаиморасположение предметов от употребления разных приставок и предлогов в предложениях. Фрагмент материала. «Птица подлетает к гнезду, отлетает от гнезда, облетает гнездо, пролетает над гнездом, улетает от гнезда». И т.п.

Упр. 5. Восстановить предложение, вставив подходящие по смыслу слова (предлоги). «Лодка плывёт озеру. Сапоги стоят кроватью». В виде наглядной опоры можно использовать картинки.

Упр. 6. Найди смысловую ошибку и исправь её. «Что не нравится?» В предложениях опускается или не тот предлог употребляется. Фрагмент. «Овечки в речке, караси у речки. На столе сапожки, под столом лепёшки. Дед в печи, а дрова на печи»


Упр. 7. Зашифровать предложение и расшифровать его, составив своё предложение.

Вьюги намели сугробы снега. Баржа стоит на мели. Решили лисы кролика запечь. Кролик прыг за печь. Солнце спряталось за бор. Кот уселся на забор.

Упр. 8. Договорить до предложения, поднять соответствующую схему, объясняя слитное или раздельное написание одинаково звучащих предлогов и приставок.

А: побежал по..., добежал до..., подбежал под.... отбежал от..., забежал за..., вбежал в....

Б: списал с..., подписался под..., вцепился в..., пошёл по..., заехал за..., добежал до... Что стоит перед названием действия? Где стоит предлог?

Упр. 9. Заменить слово, стоящее после предлога, другим, составив предложение, ситуацию моделировать с помощью реальных предметов. «В ранце..., в ранец..., в стол..., в столе.... в книгу..., в книге...»

Упр. 10. Чтение телеграмм, составленных логопедом и детьми, восстановление предложений, вставляя нужные предлоги. Фрагмент. «Приехали лагерь живём палатках берегу моря ходим пляж бываем соседнем лагере Нина Коля»

Анализ текстов телеграмм и самостоятельное составление телеграмм, экономя деньги на маленьких словах - предлогах, которые легко подставляются по смыслу.

Упр. 11. Указать предлоги и приставки, объяснить написание. Лентяй.

Сидел он на окошке,

И размышлял о кошке, Вдруг подумал: А у сов

Есть усы иль нет усов?




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-08; Просмотров: 519; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.052 сек.