Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

О сложных словах




Паром ходит пароход,

СЛОЖНЫЕ СЛОВА

Неряха оправдывается

Вилка однажды споткнулась о крошку.

Падая, стукнулась вилка об ложку,

Ложка, взлетев, угодила в окрошку,

Брызги на книжную сели обложку.

Упр. 12. Перечисляй все варианты, вставляя нужные приставки и предлоги. «Троллейбус... ходит... остановке. Пассажиры... ходят... троллейбуса.»

Упр. 1. Объясните своими словами, как произошло (образовалось) слово пароход.

Фрагмент занятия.

 

«Жил был на свете пар.

С виду был он сед и стар.

Но с кипящею водой

Он плясал, как молодой.

Он из чайника струился,

Над кастрюлями клубился.

Никаких полезных дел

Делать вовсе не хотел.

 

Жило было слово ход.

В слове выход, в слове вход.

В слове ходики стучало.

И в походе вдаль шагало.

Жили врозь они, но вот

Вместе их соединили

По воде они поплыли.

В паре ходят пар и ход.

Упр. 2. Выделить корни в сложных словах и их соединительную гласную. Наглядное составление сложных слов 3-мя детьми: 1-й - корень, 2-й - соединительная гласная, 3-й - корень. Фрагмент.

Самолёт летит вперёд.

Паровоз не отстаёт.

Даже в море пароход

Тоже прибавляет ход.

Все торопятся узнать,

Как их правильно писать.

 

Эти сложные слова

Не выносят букву «А»

А поставишь букву «О»,

Скорость будет о-го-го-!

 

Кашу варит кашевар,

Сталь нам варит сталевар,

Водит лошадь коневод,

В море мореход плывёт

Все названья хороши,

Только правильно пиши.

 

Мы у этих слов внутри

Не поставим букву «И»

А напишем «Е», тогда

Каждый скажет: «Это да!»

Будешь помнить мой урок,

Скажет в школе педагог:

«Этот парень - голова,

Знает сложные слова!»

Упр. 3. Договорить слово и проанализировать его.

Хоть заманчив он на вид,

Но, однако, ядовит.

Знают люди с давних пор:

Несъедобен... мухомор.

Без разгона ввысь взлетает,

Стрекозу напоминает.

Отправляется в полёт

Наш российский... вертолёт.

Упр. 4. Выделить, запомнит (записать) и самим договорить сложные слова, у которых первый корень вод. Работа со сказкой. «Мастер О» (водохранилище, водопровод, водопой, водокачка, водослив, водоворот, водоём, водонос, водолаз, водопад...)

Упр. 5. Ответьте, кто прав. «Мой папа летал на верхолёте,» -сказал мальчик. - «Не на верхолёте, а на ветролёте,» - сказал другой. - «Нет, на вертолёте,» - сказал прохожий.» Кто прав? Как называется машина? Как образовалось это слово? Запишите это слово, выделите в нём оба корня, выделите соединительную гласную.

Упр. 6. Образуйте из пар слов прилагательное, выделяя оба корня. Фрагмент. Русые волосы - русоволосая, белый ствол -, голубые глаза -, прошлый год -,красные щеки -, чёрные брови -, белый снег -, чистое сердце -. Устно составьте предложения.

Упр. 7. Из диктуемых предложений записать только сложные слова, выделяя корни и соединительную гласную. Фрагмент. «На Волге начался ледоход. Вчера был большой снегопад. Листопад будет осенью. Уже начался сенокос. Слышу шум водопада. Пешеход прошёл 5 километров»

Упр. 8. Ответить одним, но сложным словом. Кто ловит птиц? Кто рубит лес? Кто рыб ловит? См. словарь сложных слов, прилагается. Задай подобный вопрос другим, прочитав слово из словарика сложных слов.

Упр. 9. Поискать дома (на кухне) сложные слова, зарисовать и записать их.

Упр. 10. Разыскать «неправильное» слово в стихотворении Е.Фейербенд «Следопут». Образовать «свои» сложные слова, которых нет в литературном языке: «смехояхта», «пулесос», «слововарка». Фрагмент.

«На помощь! В большой водопад

Упал молодой леопад.

Ах, нет! Молодой леопард

Свалился в большой водопард».

Упр. 11. Исправить, вылечить сложные слова. Фрагмент.

Помогите, объясните!

Кто мне скажет где бы мог

Поселиться восьминог?

Кто покажет носонога?

Про него я слышал много.

 

Пусть мне кто-нибудь найдёт

Настоящий вертоход.

Я не видел паролёта,

Но взглянуть давно охота.

 

Объясните мне толково,

Кто такие труболовы?

Подскажите, где на свете

Рыбочиста можно встретить?

 

И последний мой вопрос,

Что такое ледокос,

И в какое время года

Наступают сеноходы?

 

Упр. 12. Отыскать в своей карточке и накрыть фишкой сложное слово, если логопед назвал один из его корней. Выигрывает тот, кто все слова закрыл. Устно составляются другие сложные слова, в которые входит один из корней.

Все описанные виды работ и заданий выполняются чаще в письменной форме. Материал занятий членится по уровню речевого развития логопедом с учетом и уровня понимания, запоминания и личного опыта учащихся.

Методический и фрагментальный материал, данный здесь логопедом Гуминской Надеждой Ивановной, к занятиям составлен с учетом вышедшей до 2001 года логопедической литературы, журнала «Дефектология», занимательных материалов по русскому языку, библиотеки практикующего логопеда и курсов повышения квалификации при Академии Повышения Квалификации под руководством Аллы Васильевны Ястребовой и Татьяны Павловны Бессоновой.






Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-08; Просмотров: 602; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.