Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Различные ситуации




Средства и способы борьбы с накоплением отходов

Прочие ситуации

Столкновение людей, по-разному относящихся к природе

Биосфера уничтожает или меняет пришельцев или иным способом защищается от них

Уничтожение биосферы или ее части

Прочие обстоятельства и следствия экологических катастроф

Демографический взрыв, антидемографический взрыв

Биологические катастрофы (естественные и искусственные)

Гибель океана, высыхание морей, рек и т.д.

Наводнения (кроме естественных)

Землетрясения (кроме естественных)

Изменение излучения, повышенная радиация, неуправляемый атомный пожар

Катастрофы с атмосферой

Новые способы земледелия.

Охота на животных.

Охота на человека.

Прочие ситуации.

Города будущего.

Здания будущего.

18. Земледелие, животноводство, рыболовство, охота.

КЛАСС 11. “ЭКОЛОГИЯ”

1. Экологические катастрофы (катастрофы, вызванные естественными космическими причинами, — см. Кл. 1, подкл.. 2, гр. 1)

7. “Мусорный взрыв”

2. Экологические ситуации

1. “Умирающие планеты”

3. Восстановление и поддержание экологического порядка

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. РЕГИСТР КАК СПОСОБ ПОЗНАНИЯ. П.Амнуэль


© Амнуэль П., 2000

ПРЕДИСЛОВИЕ К РЕГИСТРУ НАУЧНО-ФАНТАСТИЧЕСКИХ ИДЕЙ

В 1964 году писатель-фантаст Генрих Альтов обратился к коллегам по литературному цеху с письмом примерно такого содержания: “Для того, чтобы понять, как генерируются научно-фантастические идеи, я начал собирать Регистр. Посылаю вам то, что удалось собрать — хотелось бы знать ваше мнение об этом начинании”.

Среднестатистический ответ выглядел так: “Возмутительно извлекать из живого художественного произведения научно-фантастические идеи и классифицировать их. Художественное произведение — таинство”…

Художественное произведение — действительно таинство. Как был до поры до времени таинством труд изобретателя. Как во многом до сих пор является таинством любой творческий процесс. Из чего не следует, что тайна сия должна на веки остаться нераскрытой. Чем тайна литературного творчества отличается от тайны изобретательства, тайны открытий в науке или тайны художественного отображения мира? Что общего в этих тайнах? Чем они отличаются друг от друга? И что нужно предпринять, чтобы раскрыть эти тайны?

Вопросы, которые казались естественными автору ТРИЗ, представлялись кощунственными людям, писавшим не что-нибудь, а именно фантастику — литературу, максимально среди прочих направлений приближенную к изобретательству и наукам.

Сама же проблема возникла естественно — не могла не возникнуть. В 1964 году автору ТРИЗ было уже ясно, что изобретательская деятельность человека осуществляется по определенным законам, правилам, принципам, которые можно выявить, изучая существующие авторские свидетельства и патенты. Слишком смелая, часто невозможная для осуществления “в металле”, изобретательская идея естественно становится идеей фантастической. Идеи, на которые слишком рано требовать патент, могут быть описаны лишь на страницах научно-фантастических произведений.

Но если так, то научно-фантастическая идея (НФИ), как и идея изобретательская, может быть сконструирована с помощью определенных правил, законов, принципов. Каких? Если приемы изобретательства возникли как следствие изучения патентного массива, то приемы создания НФИ могут быть выявлены при изучении массива литературной фантастики.

Эта мысль представлялась Г.С.Альтшуллеру естественной, коллегам по цеху — попыткой опорочить “святое таинство творчества”. Впрочем, в изобретательстве происходило ровно то же самое, реакция писателей не отличалась от ответов-отписок, которые Г.С.Альтшуллер получал в те годы из ВОИР.

Изобретательское дело было в шестидесятых годах более или менее систематизировано — ежемесячно выходили толстые тома с описаниями авторских свидетельств и патентов, где изобретения были разделены на классы и группы — по областям техники. Работа исследователя таким образом облегчалась хотя бы в том смысле, что не нужно было проводить классификацию. С фантастическими идеями все обстояло куда сложнее. Поскольку НФИ является частью литературного произведения, а литература, как мы уже знаем, есть “художественное таинство”, то никому не приходило в голову вычленить из текстов идеи и составить их полный список наподобие списков патентов.

Нужно отметить, что на Западе в то время уже существовали энциклопедии фантастики (напр., Энциклопедия Николса), в которых описывались различные поджанры и направления, их история и структура. Однако и в этих достаточно полных энциклопедиях не было попыток описания и классификации конкретных идей. Регистр научно-фантастических идей и ситуаций, работа над которым началась в 1964 году, стал, таким образом, первой попыткой классификации.

С классификации предмета исследований начинается, как известно, любая новая наука. Без линнеевской классификации животного мира не было бы современной биологии. Без хаббловской классификации галактик не было бы современной внегалактической астрономии. Без альтшуллеровской классификации изобретений не было бы современной ТРИЗ.

А без Регистра не могла возникнуть наука, у которой и до сих пор нет всеми признанного названия - наука о фантазировании.

Прямая цель создания Регистра заключалась в систематизации и классификации НФИ. Однако сверхцели этого труда были гораздо более интересны и важны.

Первая сверхцель: выявление методов и приемов, которые можно использовать для создания новых НФИ. В рамках этой сверхцели ставятся дополнительные задачи. Первая: используя выявленные приемы, усовершенствовать уже существующие НФИ. И вторая: поскольку для усовершенствования чего бы то ни было, нужно сначала оценить уже достигнутое, необходимо разработать шкалу оценки НФИ.

Вторая сверхцель: на основе выявленных приемов создание методики развития творческого воображения (РТВ).

Третья сверхцель: использование методики создания НФИ и методики РТВ для целей научного прогнозирования.

Свою прямую задачу Регистр выполнил еще в начале семидесятых годов, когда сформировалась классификационная схема, располагающая все НФИ соответственно по классам, подклассам, группам и подгруппам. В 1973 году была вчерне достигнута первая сверхцель: выявлено около 30 специфических приемов создания НФИ (П.Амнуэль и Р.Леонидов), создана так называемая этажная схема (Г.Альтов) и ряд других методов фантазирования. Год спустя была достигнута и вторая сверхцель: разработан курс РТВ (Г.С.Альтшуллер) и написано первое учебное пособие по РТВ (П.Амнуэль), по которому проводилось обучение в общественных школах изобретательства.

К задаче объективной оценки НФИ Г.С.Альтшуллер вернулся в начале восьмидесятых годов. Преподавание курса РТВ показало, что эффективная работа над новыми идеями невозможна без их оценок. Тогда и была сконструирована шкала “”Фантазия-2“” (Г.Альтов и П.Амнуэль), и таким образом решена одна из задач в рамках первой сверхцели создания Регистра.

Все годы, пока шла бесконечная по сути своей работа по пополнению Регистра новыми НФИ, Г.С.Альтшуллер не оставлял попыток опубликовать этот труд. О том, как относились к факту появления Регистра коллеги-писатели, я уже упоминал. Издателей, кроме того, отпугивал и огромный объем: к началу восьмидесятых годов Регистр содержал около 1000 машинописных страниц. К тому же, публикация одного лишь систематизированного списка НФИ не достигла бы цели, поставленной Г.С.Альтшуллером, если бы одновременно не были опубликованы и разработки, основанные на изучении Регистра, включая курс РТВ со всеми методическими разработками и шкалу “Фантазия-2”.

Не нашлось издательства, которое согласилось бы издать Регистр. К тому же, в середине восьмидесятых годов работа над ТРИЗ потребовала от Г.С.Альтшуллера практически всех его сил и всего его времени. Систематическая работа над Регистром была прервана и впоследствии так и не возобновилась. Эпизодически пополнением Регистра занимались Д.Биленкин, П.Амнуэль, И.Верткин, В.Фей, В.Гаков, В.Журавлева, но и эта деятельность продолжалась недолго и вряд ли существенно повлияла на объем Регистра.

Прошло почти 40 лет после того, как в Регистр были занесены первые НФИ.

Предлагаемый читателям вариант Регистра является последней версией, над которой работал Г.С.Альтшуллер. Работа, как я уже упоминал, была фактически прервана в начале восьмидесятых годов, и потому в Регистре нет НФИ, относящихся к более позднему времени. Поскольку при создании Регистра использовались, в основном, фантастические произведения, опубликованные на русском языке, то нет здесь и большого числа НФИ, появившихся в западной фантастике еще в тридцатые–сороковые годы, не говоря уж о более поздних. Как известно, на русский язык западная фантастика в советское время переводилась мало, и подбор авторов был достаточно специфическим.

Несмотря на эту неполноту, практически все цели, ради которых создавался Регистр, были выполнены. Когда число НФИ в Регистре перевалило за несколько тысяч, была, видимо, достигнута некая критическая масса идей – дальнейшее пополнение (в частности, попытки, предпринятые в последние годы) не привело к выявлению новых приемов РТВ и не потребовало более глубокой классификации, чем это было сделано Г.С.Альтшуллером.

В Регистре НФИ разделены на одиннадцать классов:

1. Космос;

2. Земля;

3. Человек;

4. Общество;

5. Кибернетика;

6. Инопланетные разумные существа;

7. Фантастические животные и растения;

8. Время и пространство;

9. Фантастические исходные ситуации;

10. Научно-технические идеи;

11. Экология.

В Регистре отсутствуют такие, например, популярные поджанры фантастики, как фэнтези, сказочная фантастика, эротическая фантастика. Это обстоятельство не говорит о качественной неполноте труда, напротив, как и обычно, исключения лишь подтверждают правило: Регистр создавался для классификации и изучения идей НАУЧНОЙ фантастики, и в этих рамках поставленная задача была, безусловно, выполнена.

Разумеется, работа над Регистром должна быть продолжена. И конечно, в будущем варианте Регистра найдется место для новых классов идей, в том числе и для идей, содержащихся в тех поджанрах фантастики, где наука и ее методы познания мира не играют существенной роли.

Автор ТРИЗ писал в статье “Для чего нужен Регистр НФ-идей”:

“Такого рода исследования - на всю жизнь (и не на одну жизнь). Эта работа требует сил большого творческого коллектива. Но кто бы ни вел такое исследование, он должен ясно себе представить цель работы и “что мы ищем”. Ищем мы законы развития интеллектуальных, развивающихся систем”.

С этим напутствием Г.С.Альтшуллера вы приступаете к чтению, которое, надеюсь, заставит работать ваше воображение.


© Г. Альтов, 1964–

КЛАСС 1. “КОСМОС”

ПОДКЛАССЫ:




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-08; Просмотров: 499; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.031 сек.