Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Двойственная природа стиля модерн




Проблема орнамента и его роль в модерне.

В XIX веке орнамент утратил способность обновлять искусство и выражать важные образные категории, творческий орнамент был подменен образцом, по которому воспроизводился узор, взятый из прежних стилей. В модерне положение орнамента коренным образом переменилось. Орнамент в модерне не просто имел декоративное значение, а обладал глубоким символическим смыслом, распространял свою власть на станковые формы. Автономность орнамента превращает его в самостоятельный вид искусства, что дает ему право участвовать в том процессе вхождения искусств друг в друга. Орнамент сближается с изобразительным искусством прежде всего благодаря иконографии. И орнамент, и изобразительное искусство берут материал из органической природы. Животные, птицы, цветы, листья, деревья — излюбленные мотивы в орнаменте модерна.

Основанием орнамента становится, например, человеческая фигура или какая-то ее часть. Чаще всего это женская фигура, волосы. Разумеется, все эти "объекты" переходят в орнамент в условной форме, стилизованными, сильно преобразованными сравнительно с тем, какими они выступают в натуре или в многочисленных произведениях живописи модерна.

Важным является стремлении мастеров орнамента насытить свои образы символическим смыслом. Этот символизм в орнаменте был уже следствием символизма в изобразительных искусствах. Орнамент жил старой семантикой, которая давно утратила свой смысл, не воспринималась, не осознавалась самими художниками. Появилась новая семантика, условный, символический образ в модерне принес орнаменту спасение. Начинается восприятие орнамента живописью с того, что орнамент входит в живописное произведение мотивированно, как предмет изображения. Картины Г. Климта, как "Поцелуй", "Саломея", или любой портрет 900-х годов, где одежды и фон превращены в декоративные орнаментализированные плоскости, содержат орнамент в качестве предмета изображения, и, пользуются орнаментализацией как принципом построения живописного произведения.

 

 

В более ранние эпохи произведение, принадлежащее определенному стилю или стилевому направлению, целиком укладывалось в его рамки. Оно как бы выполняло все его требования в сюжетно-тематическом аспекте, в композиционно-пластическом или архитектоническом плане. Что касается стиля модерн, то здесь достаточно редко произведение целиком "выполняет нормы" стиля.

Теперь должен действовать принцип "притяжения'', а не выполнения всех "обязательств". Достаточно нескольких — хотя и главных — признаков, чтобы причислить произведение к модерну. Отправные точки развития модерна были весьма различны. Разнообразие исходных точек движения не могло не привести к многообразию проявлений стиля.

Главной причиной такого "разброса" вариантов и его смешения с другими стилями является внутренняя двойственность стиля, о которой шла речь выше, и которая отражает и выражает сложность ситуации рубежа столетий. Из этих корней вырастает дуализм модерна и его метода. Ими же определяется промежуточность между индивидуальным и массовым, между изображением и воображением, промежуточность между отражающей весь опыт зрелого XIX века натурностью и метафорической условностью. Эта промежуточность является существенным признаком модерна и, возможно, обусловлена "промежуточностью" самой эпохи, находящейся на стыке веков.

Прямолинейный вариант соотношения реального и условного дает в своих портретах или мифологических композициях Климт, соединяя натуралистично трактованные лица и тела с декоративно истолкованной плоскостью фона или одежды подчеркивает контраст условного и реального.

Истолкование пространства в живописном или графическом произведении стиля модерн также оказывается промежуточным — оно также располагается между традиционной для XIX столетия реальностью и новой условностью. Трактовка пространства становится не реально-предметной, а ассоциативной. Интерес к зеркальным плоскостям, он соответствует тяге к двоемирию. Промежуточность проявляется в трактовке времени. Реализм фиксировал время в совершенно конкретном его проявлении. Импрессионизм – это кратковременность, почти мгновенность восприятия. В модерне время растянутое, замедленное, концентрированно-формульное. В большинстве случаев живописец, зафиксировав момент, останавливает время или задерживает его. В живописи французского Ар Нуво или немецкого Югендстиля мы часто встречаем фигуры, застывшие в безмолвном общении друг с другом, в зафиксированных позах, в ситуациях бездействия или в момент достижения кульминации.

 

Список литературы:

 

1) Журнал: Курьер Юнеско (октябрь, 1990г.), Ар Нуво №10, 50стр.

2) Журнал: Гутен Таг,1990г., №10.

3) Журнал: Искусство Модерна, Габриэле Фар-Беккер,1996г.

4) Сарабьянов Д.В., Стиль Модерн. Истоки, История, Проблемы. «Искусство»- М.-1989г., 293стр.

5) Популярная художественная энциклопедия, Полевой В.М.,Маркузон В.Ф., Сарабьянов Д.В., Синюков В.Д.,1-2 книга, «Советская энциклопедия», М.- 1986г,447стр, 431стр.

 

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-07; Просмотров: 1249; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.