Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Рекомендации для психологов и учителей




Обработка и анализ результатов

После того как ребята завершили работу с опросником, они должны подсчитать количество плюсов в каждой из десяти колонок. Десять колонок – это десять возможных направлений профессиональной деятельности:

1. – физика и математика

2. – химия и биология

3. – радиотехника и электроника

4. – механика и конструирование

5. – география и геология

6. – литература и искусство

7. – история и политика

8. – педагогика и медицина

9. – предпринимательство и домоводство

10. – спорт и военное дело

Чем выше балл в каждой колонке, тем выше интерес к этому виду деятельности. Максимальный балл (+5) – говорит о ярко выраженном интересе к предмету или виду деятельности. Чем меньше балл, тем слабее интерес. Если сумма баллов ни в одном столбце не превышает 2 балла, значит, профессиональные интересы еще не сформированы.

Чаще всего максимальное число баллов оказывается не в одном, а в трех-четырех столбцах. Эти комбинации выявляют сферу профессиональных интересов подростка.

Методика основана на самооценке, которая различна у всех учащихся. Слово «интерес» тоже каждый понимает по-своему. Поэтому предупредите ребят, чтобы они сравнивали число «плюсов» в разных колонках своего бланка, а не с числом «плюсов» в бланке соседа по парте.

Поинтересуйтесь, кто согласен с полученными результатами, кто не согласен, кто ими удивлен. Напомните ребятам, что эта работа – только шаг в изучении своих интересов и склонностей, поблагодарите их и соберите бланки.

Бланк к методике «Профиль»

Фамилия _______________Школа______класс____Дата________

                   
                   
                   
                   
                   
                   

Диагностика склонностей учащихся к определенным видам деятельности

Мир профессий огромен и насчитывает чуть более 20 тыс.профессий и около 40 тыс. специальностей. Упорядочивание этого многообразия возможно по различным критериям. Психологическая классификация профессий должна обеспечивать верную и надежную диагностику профессиональных интересов, склонностей и способностей. Необходимо, чтобы классификация профессий облегчала нахождение профессии, в наибольшей мере уловлетворяющей личность, т.е. выбор профессии.

В отечественной психологии наибольшую известность получила классификация профессий, разработанная Е.А.Климовым.

В соответствии с объектом труда выделяют пять типов профессий:

1. Человек – живая природа (П). Представители этого типа имеют дело с растительными и животными организмами, микроорганизмами и условиями их существования. Примеры: мастер-плодоовощевод, зоотехник, ветеринар, микробиолог и т.п.

2. Человек - техника (и неживая приро (Т). Работники имеют дело с неживыми, техническими объектами труда. Примеры: слесарь-сборщик, инженер-механик, инженер-электрик, техник-технолог общественного питания и т.п.

3. Человек – человек (Ч). Предметом интереса, обслуживания, распознавания являются социальные системы, сообщества, группы населения, люди разного возраста. Примеры: врач, учитель, продавец, парикмахер и т.п.

4. Человек – знаковая система (З). Естественные и искусственные языки, условные знаки, символы, цифры, формулы – являются предметами труда для профессий данной группы. Примеры: программист, математик, бухгалтер, экономист, лингвист, редактор и т.п.

5. Человек – художественный образ (Х). Явления, факты художественного отображения действительности. Примеры: художник-декоратор, музыкант, дизайнер, актер, режиссер и т.п.

Определение типа будущей профессии (методика Е.А.Климова, модифицированный опросник ДДО)

Инструкция: прочитайте данные утверждения. Если Вы согласен с ними, то перед цифрой в таблице поставь «+», если нет, поставь перед цифрой «-». Если Вы сомневаетесь, зачеркните цифру.

Утверждения для самооценки   П   Т     З. с.   Х.о.     Ч  
1.Легко знакомлюсь с людьми          
2.Охотно и подолгу могу что-нибудь мастерить          
3.Люблю ходить в музеи, театры, на выставки          
4.Охотно и постоянно ухаживаю за растениями, животными          
5.Охотно и подолгу могу что-нибудь вычислять, чертить          
6. С удовольствием общаюсь со сверстниками или малышами          
7.С удовольствием ухаживаю за растениями и животными          
8.Обычно делаю мало ошибок в письменных работах          
9.Мои изделия обычно вызывают интерес у товарищей, старших          
10.Люди считают, что у меня есть художественные способности          
11.Охотно читаю о растениях, животных          
12.Принимаю участие в спектаклях, концертах          
13. Охотно читаю об устройстве механизмов приборов, машин          
14. Подолгу могу разгадывать головоломки, задачи, ребусы          
15. Легко улаживаю разногласия между людьми          
16.Считают, что у меня есть способности к работе с техникой          
17.Людям нравится мое художественное творчество          
18. У меня есть способности к работе с растениями и животными          
19.Я могу ясно излагать свои мысли в письменной форме          
20.Я почти никогда ни с кем не ссорюсь          
21.Результаты моего технического творчества одобряют незнакомые люди          
22.Без особого труда усваиваю иностранные языки          
23. Мне часто случается помогать даже незнакомым людям          
24. Подолгу могу заниматься музыкой, рисованием, читать книги и т.д.          
25.Могу влиять на ход развития растений и животных          
26.Люблю разбираться в устройстве механизмов, приборов          
27.Мне обычно удается склонить людей на свою точку зрения            
28. Охотно наблюдаю за растениями и животными          
29. Охотно читаю научно-популярную, критическую литературу, публицистику          
30.Стараюсь понять секреты мастерства и пробую свои силы в живописи, музыке и т.п.          
Результаты          

Обработка результатов: По каждому столбцу посчитайте алгебраическую сумму, то есть с учетом знаков, сумму, зачеркнутые цифры не считайте. При подсчете цифры в бланке соответствуют баллу за данный вопрос. Запишите их в строку «результаты». Наибольшая полученная сумма или суммы (по нескольким столбцам) указывают на наиболее подходящий для Вас тип профессии, который обозначен буквами П (природа), Т (Техника), З (Знак), Х (художественный образ), Ч (Человек). Максимальное число баллов в каждом столбце 8, что говорит о ярко выраженных склонностях в какой-то определеннойсфере деятельности. Минимальное количество в колонке означает отсутствие склонностей к деятельности в этой профессиональной сфере.

 

На основании психологической классификации профессий Е.А. Климова Л.Н.Кабардовой был разработан опросник «Профессиональная готовность».

Инструкция: Прочитайте предложенные высказывания,каждое из которых Вам необходимо оценить по трем критериям.

Первый критерий характеризует Вашу подготовленность, умение что-либо делать или наличие способности. Второй – ваше отношение к определенному виду действий. Ваше намерение посвятить себя этой профессии. Каждый из этих критериев формулируется следующим образом: 1) «Я умею или я мог бы»; 2) «мне нравится, я хотел бы»; 3) «я намерен».

Если Вы считаете, что тот или иной вариант высказывания отражает Вашу подготовленность, отношение или намерение, то дайте ответ «да», в противном случае – ответ «нет».

Ответы необходимо дать на все высказывания, время диагностики не ограничено.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-08; Просмотров: 548; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.