№
| термин
| упом.в текс.
| Сло
ва
рь
| Значение термина
|
-
| §1 индивид
|
|
| человек как отдельный, единичный представитель человеческого рода.
|
-
| личность
|
|
| человек как сознательный и ответственный субъект деятельности и отношений с людьми
|
-
| индивидуальность
|
|
| отличительные биологические, психологические и социальные качества человека.
|
-
| сознание
|
|
| присущая человеку способность воспроизводить действительность в мыслях и образах, понимать происходящее и осмысленно, целенаправленно действовать
|
-
| деятельность
|
|
| характерное для человека активное, целенаправленное отношение к окружающему миру и к самому себе
|
-
| Я- концепция
|
|
| относительно устойчивая система представлений человека о самом себе.
|
-
| самооценка
|
|
| оценка личностью своих качеств, способностей, поступков
|
-
| §2 характер
|
|
| совокупность относительно устойчивых свойств человека, которые проявляются в действиях и поступках
|
-
| экстраверт
|
| | человек, интересы которого обращены на внешний мир и деятельность в нем
|
-
| интроверт
|
| | человек, интересы которого обращены на внутренний мир
|
-
| амбиверт
| | | промежуточный тип характера
|
-
| темперамент
|
|
| совокупность индивидуальных особенностей, которые придают своеобразие поведению и деятельности человека, характеризуют степень его жизненной активности.
|
-
| §3 мотив
|
| | то, ради чего человек выполняет действия
|
-
| направленность личности
|
|
| совокупность устойчивых мотивов, которые ориентируют деятельность и поведение личности.
|
-
| убеждение
|
|
| твёрдая уверенность личности в чём-либо, побуждающая её поступать в соответствии со своими взглядами, суждениями о важном и неважном, достойном и недостойном
|
-
| интерес
|
|
| реальная причина, которая осознаётся нами и направляет познавательную и практическую деятельность
|
-
| специальный интерес
|
| | внутренне побуждение к какой-либо конкретной деятельности
|
-
| потребность
|
|
| нужда в чём-либо, отсутствие чего-либо важного, нужного для жизни
|
-
| установка
|
|
| состояние готовности человека совершить что-либо, предрасположенность к активным действиям в определённой ситуации
|
-
| целеустремленность
|
| | предполагает наличие жизненной цели, умение подчинить свои поступки и действия её достижению.
|
-
| самокритичность
|
| | обеспечивает объективную самооценку. Когда человек точно знает, что положительно в его характере, а что отрицательно и от чего надо избавиться, он более обоснованно выбирает цель, определяет программу самовоспитания.
|
-
| требовательность
|
| | помогает перевести замечания, указания, советы, исходящие от других людей, в собственные требования к поведению; она вызывает потребность стать лучше.
|
-
| самообладание
|
| | ещё называют выдержкой или хладнокровием, требуется для того, чтобы не паниковать и не суетиться, быть волевой личностью
|
-
| идеал
|
| | цель человеческого стремления, высшая степень совершенства
|
-
| самовоспитание
| | | сознательное воздействие человека на самого себя в соответствии с выбранным в качестве примера
«Я-образом»
|
-
| §4 мировоззрение
|
|
| обобщённое понимание человеком самого себя, окружающего мира и своей связи с миром, состоящее из его важнейших убеждений
|
-
| духовность
|
|
| обобщённая характеристика ценностных ориентиров человека и общества
|
-
| догмат
| | | совокупность устойчивых догм (утверждений не требующих доказательств)
|
-
| §5 общество
|
|
| исторически развивающаяся совокупность отношений между людьми, складывающихся в процессе их совместной жизнедеятельности
|
-
| социализация
|
| | процесс усвоения человеком совокупности знаний, норм поведения, привычек, позволяющих ему жить в обществе или, как говорят, быть полноценным членом общества.
|
-
| §6 исторический процесс
|
|
| последовательность событий в жизни общества, которая явилась результатом деятельности многих поколений людей
|
-
| история
| | | процесс развития человеческого общества,. наука об этом процессе
|
-
| логика истории
|
| | общая для всех стран и народов последовательность основных этапов исторического развития
|
-
| общественно-экономическая
формация
|
| | ступень развития общества,характеризующаяся способом производства материальных благ
|
-
| цивилизация
|
| | устойчивая общность людей, объединенных духовными традициями, сходным образом жизни, географическими и историческими рамками
|
-
| эволюция
|
|
| постепенные и вместе с тем существенные изменения в общественной жизни
|
-
| революция
|
|
| резкий, скачкообразный переход к новому качественному состоянию общества
|
-
| харизма
|
|
| исключительная одарённость.
|
-
| §7 гуманизм
|
|
| признание человека высшей ценностью и утверждение его права на развитие и применение своих способностей, на свободу и счастье
|
-
| идеология белорусского
государства
|
|
| совокупность идей и идеалов, которые отражают национально-исторические традиции и ценности белорусского народа, характеризуют основные цели современного развития белорусского общества.
|
-
| §8 культура
|
|
| специфически человеческий способ жизни, включающий процесс и результаты человеческой деятельности, систему норм и ценностей, символов и идеалов, рассматриваемых в контексте исторической эпохи.
|
-
| знак
|
| | чувственно воспринимаемый предмет, фиксирующий значение и смысл другого предмета
|
-
| символ
|
| | знак, служащий условным обозначением какого-либо образа или идеи
|
-
| артефакты
|
|
| результаты человеческой деятельности; искусственно созданные человеком предметы и явления, открытые и используемые им средства и способы действий
|
-
| §9 элитарная культура
|
|
| субкультура привилегированных групп общества
|
-
| массовая культура
|
|
| культура, ориентированная на потребности большинства людей в их повседневной жизни, не требующая изысканного вкуса, доступная и понятная всем независимо от уровня образования, возрасти и национальности.
|
-
| элита
|
| | привилегированная часть общества
|
-
| фольклор
|
| | народное творчество
|
-
| карнавал
|
| | массовое театрализованное народное гулянье
|
-
| доминирующая культура
|
|
| совокупность ценностей, верований, традиций и обычаев, которыми руководствуется большинство членов общества.
|
-
| субкультура
|
|
| подсистема культуры, характеризующая образ жизни и ценности отдельных социальных групп.
|
-
| контркультура
|
|
| отрицание принятых в обществе ценностей, норм и правил
|
-
| вандализм
|
|
| разрушение культурных ценностей
|
-
| богема
|
| | Богема - прослойка между интеллигенцией и другими общественными слоями, театральные, литературные круги; круг (около) театральных и артистических деятелей, обычно ведущих образ жизни в условиях нестабильных доходов.
|
-
| антикультура
|
| | нетерпимая и злобная критика любой культуры
|
-
| §10 социальная информация
|
|
| мысли и представления, выраженные в знаковых системах, хранящих достояния культуры.
|
-
| язык
|
|
| универсальное средство оформления, хранения, передачи и создания новых культурных ценностей
|
-
| традиция
|
|
| культурное наследие, которое передаётся из поколения в поколение
|
-
| §11 творчество
|
|
| человеческая деятельность, создающая принципиально новые материальные и духовные ценности.
|
-
| наука
|
|
| особая отрасль деятельности, целью которой является производство новых знаний о природе и обществе.
|
-
| научный эксперимент
|
| | исследование определенного объекта с помощью активного направленного воздействия на него
|
-
| искусство
|
| | особая форма человеческой деятельности, которая проявляется в создании художественных образов, целостных художественных произведений
|
-
| техника
|
|
| совокупность орудий, сделанных человеком для преобразования природной среды и создания других предметов культуры
|
-
| §12 этноцентризм
|
|
| суждения о других культурах с позиции превосходства культуры своего народа
|
-
| европоцентризм
|
|
| представление о том, что европейская культура является образцом для остального мира.
|
-
| ксенофобия
|
|
| неприязнь или ненависть к чужим взглядам и обычаям, боязнь чужого
|
-
| эмпатия
|
| | способность к искреннему сопереживанию, стремление разделить чужую боль
|
-
| толерантность
|
| | терпимость
|
-
| менталитет
|
|
| национальный характер; образ мыслей отдельного человека или группы людей
|
-
| §13 школа
|
|
| специально организованная образовательная среда, которая включает учителей, учеников и средства обучения; учреждение, предназначенное для обучения и воспитания подрастающего поколения
|
-
| обряд инициации
|
| | обряд посвящения в категорию взрослых
|
-
| §14 общение
|
|
| процесс взаимодействия людей, в ходе которого они обмениваются информацией, выявляют своё отношение друг к другу
|
-
| императивное общение
|
| | авторитарная, директивная форма воздействия на человека
|
-
| манипулятивное общение
|
| | влияние на человека с целью достижения своих намерений осуществляется скрытно
|
-
| диалогическое общение
|
| | равноправное, доверительное общение
|
-
| §15 социальная
рефлексия
|
| | это способность человека представить себе, как он воспринимается другим человеком в процессе общения.
|
-
| стереотип
|
| | привычные взгляды
|
-
| социальная роль
|
|
| нормативно одобряемый образец поведения, ожидаемый окружающими от каждого, кто занимает данную социальную позицию
|
-
| §16 неформальная
группа
|
| | сообщество, построенное на взаимном интересе и свободном общении его граждан
|
-
| формальная группа
|
| | группы, специально созданные для определенной деятельности
|
-
| эталонная группа
|
| | она же референтная. Группа, из которой человек заимствует нормы, ценности и установки поведения
|
-
| коллектив
|
| | высший уровень развития психологических и деловых отношений, для которого характерна организованность, психологическое единство
|
-
| лидер
|
| | человек, который может влиять на других, вести их за собой
|
-
| санкции
|
| | способ воздействия
|
-
| влияние
|
| | отношение, при котором человек побуждает других действовать определенным образом
|
-
| §17 эгоизм
|
|
| черта личности, которая заключается в себялюбии, сосредоточении на своём Я, равнодушии к другим людям
|
-
| альтруизм
|
|
| добровольная помощь другим людям, готовность жертвовать для них личными интересами
|
-
| коллективизм
|
|
| согласие с позицией группы в результате осознанного совпадения устремлений личности с целями коллектива
|
-
| индивидуализм
|
| | рассмотрение человеком собственных желаний как самоцели
|
-
| конформизм
|
|
| изменение поведения в результате реального или воображаемого давления группы
|
-
| нонконформизм
|
| | способность человека противостоять позиции большинства, утверждать свою точку зрения
|
-
| §18 конфликт
|
|
| столкновение людей, имеющих взаимоисключающие цели и реализующих их в ущерб другому.
|
-
| инцидент
|
| | случай, происшествие, столкновение. Действия оппонентов (участников конфликта), направленные на овладение объектом или установление преобладания над оппонентом
|
-
| компромисс
|
| | взаимные уступки
|
-
| §19 этикет
|
| | совокупность правил, касающихся внешнего проявления отношения к людям. (правила поведения. формы обращения и приветствий, манеры, форма одежды)
|
-
| ритуал
|
| | исторически сложившаяся форма поведения людей, упорядочивающая их действия и имеющая символический характер
|
-
| обычай
|
|
| традиционно установившийся порядок поведения, обеспечивающий культурную и социальную стабильность общества
|
-
| традиция
|
|
| культурное наследие, которое передаётся из поколения в поколение
|
-
| §20 мораль
|
|
| законы человеческого поведения, которые выражают высшие ценности человека как разумного и ответственного существа
|
-
| добро
|
|
| то, что полезно людям и способствует самораскрытию и самореализации человека
|
-
| зло
|
| | то, что противоположно добру
|
-
| долг
|
| | нравственная обязанность человека, выполняемая им под влиянием не только внешних требований, но и внутренних нравственных побуждений
|
-
| совесть
|
| | способность человека критически оценивать свои поступки, мысли, желания с точки зрения нравственных норм
|
-
| §21 ценность
|
|
| значимость предмета или явления для человека
|
-
| свобода
|
| | возможность выбора; осознание необходимой связи явлений;
|
-
| ответственность
|
| | осознание последствий своих замыслов и действий
|
-
| счастье
|
|
| состояние человека, связанное с чувством глубокой моральной удовлетворённости и ощущением полноты бытия
|
-
| §22 нравственные
нормы
|
|
| сформировавшиеся на протяжении всей истории человеческого общества представления о должном отношении человека к обществу, другим людям, самому себе
|
-
| добродетели
|
| | хорошие нравственные качества
|
-
| пороки
|
| | отрицательные нравственные качества
|
-
| нравственный принцип
|
|
| стратегическая установка человека в его отношениях с людьми
|
-
| нравственный идеал
|
|
| целостный образец нравственного поведения, к которому люди стремятся, считая его наиболее разумным, полезным, красивым
|
-
| §23 благородство
|
| | отношение человека к людям направляется возвышенными мотивами
|
-
| великодушие
|
| | способность снисходительно относится к незначительным проступкам и упущениям других,
|
-
| чуткость
|
| | такое отношение к людям, которое предполагает заботу об их нуждах, внимательное отношение к их потребностям и интересам, мыслям и чувствам, чутким называют того, кто тактичен, способен к сопереживанию, не допускает грубости и высокомерия.
|
-
| дружба
|
| | уважением к другому человеку, бескорыстие и самоотверженность, а также общность интересов и взаимная привязанность
|
-
| достоинство
|
| | нравственное отношение к самому себе, которое исходит из признания ценности каждого индивида как нравственной личности
|
-
| честь
|
| | нравственное отношение к людям, которое строится на оценке людей в зависимости от их репутации или сложившегося в общественном мнении представления о нравственном облике того или иного индивида
|
-
| патриотизм
|
|
| любовь к Родине (своему государству, народу, к тем местам, где человек родился и вырос).
|
-
| космополитизм
|
|
| осознание себя «гражданином мира», а не конкретной страны
|
-
| национализм
|
|
| национальный эгоизм, противопоставление своей родины другим странам и народам
|
-
| поведение
|
|
| реализация отношений человека к другим людям, к обществу и самому себе
|
-
| §24 нравственное
поведение
|
|
| результат свободного выбора личности с опорой на нравственное сознание, усвоенные нравственные нормы и принципы, сформированные качества
|
-
| поступок
|
| | нравственно значимая единица человеческой деятельности. Законченный, самостоятельный, личностно значимый акт человеческой деятельности
|
-
| самооценка
|
|
| вдумчивое отношение человека к себе
|