Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Первый год обучения

термин упом.в текс. Сло ва рь Значение термина
§1 индивид     человек как отдельный, единичный представитель человеческого рода.
личность     человек как сознательный и ответственный субъект деятельности и отношений с людьми
индивидуальность     отличительные биологические, психологические и социальные качества человека.
сознание     присущая человеку способность воспроизводить действительность в мыслях и образах, понимать происходящее и осмысленно, целенаправленно действовать
деятельность     характерное для человека активное, целенаправленное отношение к окружающему миру и к самому себе
Я- концепция     относительно устойчивая система представлений человека о самом себе.
самооценка     оценка личностью своих качеств, способностей, поступков
§2 характер     совокупность относительно устойчивых свойств человека, которые проявляются в действиях и поступках
экстраверт     человек, интересы которого обращены на внешний мир и деятельность в нем
интроверт     человек, интересы которого обращены на внутренний мир
амбиверт     промежуточный тип характера
темперамент     совокупность индивидуальных особенностей, которые придают своеобразие поведению и деятельности человека, характеризуют степень его жизненной активности.
§3 мотив     то, ради чего человек выполняет действия
направленность личности     совокупность устойчивых мотивов, которые ориентируют деятельность и поведение личности.
убеждение     твёрдая уверенность личности в чём-либо, побуждающая её поступать в соответствии со своими взглядами, суждениями о важном и неважном, достойном и недостойном
интерес     реальная причина, которая осознаётся нами и направляет познавательную и практическую деятельность
специальный интерес     внутренне побуждение к какой-либо конкретной деятельности
потребность     нужда в чём-либо, отсутствие чего-либо важного, нужного для жизни
установка     состояние готовности человека совершить что-либо, предрасположенность к активным действиям в определённой ситуации
целеустремленность     предполагает наличие жизненной цели, умение подчинить свои поступки и действия её достижению.
самокритичность     обеспечивает объективную самооцен­ку. Когда человек точно знает, что положительно в его характере, а что отрицательно и от чего надо избавиться, он более обоснованно выбирает цель, определяет програм­му самовоспитания.
требовательность     помогает перевести замечания, указания, советы, исходящие от других людей, в собственные требования к поведению; она вызывает по­требность стать лучше.  
самообладание     ещё называют выдержкой или хладнокровием, требуется для того, чтобы не паниковать и не суетиться, быть волевой личностью
идеал     цель человеческого стремления, высшая степень совершенства
самовоспитание     сознательное воздействие человека на самого себя в соответствии с выбранным в качестве примера «Я-образом»
§4 мировоззрение     обобщённое понимание человеком самого себя, окружающего мира и своей связи с миром, состоящее из его важнейших убеждений
духовность     обобщённая характеристика ценностных ориентиров человека и общества
догмат     совокупность устойчивых догм (утверждений не требующих доказательств)
§5 общество     исторически развивающаяся совокупность отношений между людьми, складывающихся в процессе их совместной жизнедеятельности
социализация     процесс усвоения человеком совокупности знаний, норм поведения, привычек, позволяющих ему жить в обществе или, как говорят, быть полноценным членом общества.
§6 исторический процесс     последовательность событий в жизни общества, которая явилась результатом деятельности многих поколений людей
история     процесс развития человеческого общества,. наука об этом процессе
логика истории     общая для всех стран и народов последовательность основных этапов исторического развития
общественно-экономическая формация     ступень развития общества,характеризующаяся способом производства материальных благ
цивилизация     устойчивая общность людей, объединенных духовными традициями, сходным образом жизни, географическими и историческими рамками
эволюция     постепенные и вместе с тем существенные изменения в общественной жизни
революция     резкий, скачкообразный переход к новому качественному состоянию общества
харизма     исключительная одарённость.
§7 гуманизм     признание человека высшей ценностью и утверждение его права на развитие и применение своих способностей, на свободу и счастье
идеология белорусского государства     совокупность идей и идеалов, которые отражают национально-исторические традиции и ценности белорусского народа, характеризуют основные цели современного развития белорусского общества.
§8 культура     специфически человеческий способ жизни, включающий процесс и результаты человеческой деятельности, систему норм и ценностей, символов и идеалов, рассматриваемых в контексте исторической эпохи.
знак     чувственно воспринимаемый предмет, фиксирующий значение и смысл другого предмета
символ     знак, служащий условным обозначением какого-либо образа или идеи
артефакты     результаты человеческой деятельности; искусственно созданные человеком предметы и явления, открытые и используемые им средства и способы действий
§9 элитарная культура     субкультура привилегированных групп общества
массовая культура     культура, ориентированная на потребности большинства людей в их повседневной жизни, не требующая изысканного вкуса, доступная и понятная всем независимо от уровня образования, возрасти и национальности.
элита     привилегированная часть общества
фольклор     народное творчество
карнавал     массовое театрализованное народное гулянье
доминирующая культура     совокупность ценностей, верований, традиций и обычаев, которыми руководствуется большинство членов общества.
субкультура     подсистема культуры, характеризующая образ жизни и ценности отдельных социальных групп.
контркультура     отрицание принятых в обществе ценностей, норм и правил
вандализм     разрушение культурных ценностей
богема     Богема - прослойка между интеллигенцией и другими общественными слоями, театральные, литературные круги; круг (около) театральных и артистических деятелей, обычно ведущих образ жизни в условиях нестабильных доходов.
антикультура     нетерпимая и злобная критика любой культуры
§10 социальная информация     мысли и представления, выраженные в знаковых системах, хранящих достояния культуры.
язык     универсальное средство оформления, хранения, передачи и создания новых культурных ценностей
традиция     культурное наследие, которое передаётся из поколения в поколение
§11 творчество     человеческая деятельность, создающая принципиально новые материальные и духовные ценности.
наука     особая отрасль деятельности, целью которой является производство новых знаний о природе и обществе.
научный эксперимент     исследование определенного объекта с помощью активного направленного воздействия на него
искусство     особая форма человеческой деятельности, которая проявляется в создании художественных образов, целостных художественных произведений
техника     совокупность орудий, сделанных человеком для преобразования природной среды и создания других предметов культуры
§12 этноцентризм     суждения о других культурах с позиции превосходства культуры своего народа
европоцентризм     представление о том, что европейская культура является образцом для остального мира.
ксенофобия     неприязнь или ненависть к чужим взглядам и обычаям, боязнь чужого
эмпатия     способность к искреннему сопереживанию, стремление разделить чужую боль
толерантность     терпимость
менталитет     национальный характер; образ мыслей отдельного человека или группы людей
§13 школа     специально организованная образовательная среда, которая включает учителей, учеников и средства обучения; учреждение, предназначенное для обучения и воспитания подрастающего поколения
обряд инициации     обряд посвящения в категорию взрослых
§14 общение     процесс взаимодействия людей, в ходе которого они обмениваются информацией, выявляют своё отношение друг к другу
императивное общение     авторитарная, директивная форма воздействия на человека
манипулятивное общение     влияние на человека с целью достижения своих намерений осуществляется скрытно
диалогическое общение     равноправное, доверительное общение
§15 социальная рефлексия     это способность человека представить себе, как он воспринимается другим челове­ком в процессе общения.
стереотип     привычные взгляды
социальная роль     нормативно одобряемый образец поведения, ожидаемый окружающими от каждого, кто занимает данную социальную позицию
§16 неформальная группа     сообщество, построенное на взаимном интересе и свободном общении его граждан
формальная группа     группы, специально созданные для определенной деятельности
эталонная группа     она же референтная. Группа, из которой человек заимствует нормы, ценности и установки поведения
коллектив     высший уровень развития психологических и деловых отношений, для которого характерна организованность, психологическое единство
лидер     человек, который может влиять на других, вести их за собой
санкции     способ воздействия
влияние     отношение, при котором человек побуждает других действовать определенным образом
§17 эгоизм     черта личности, которая заключается в себялюбии, сосредоточении на своём Я, равнодушии к другим людям
альтруизм     добровольная помощь другим людям, готовность жертвовать для них личными интересами
коллективизм     согласие с позицией группы в результате осознанного совпадения устремлений личности с целями коллектива
индивидуализм     рассмотрение человеком собственных желаний как самоцели
конформизм     изменение поведения в результате реального или воображаемого давления группы
нонконформизм     способность человека противостоять позиции большинства, утверждать свою точку зрения
§18 конфликт     столкновение людей, имеющих взаимоисключающие цели и реализующих их в ущерб другому.
инцидент     случай, происшествие, столкновение. Действия оппонентов (участников конфликта), направленные на овладение объектом или установление преобладания над оппонентом
компромисс     взаимные уступки
§19 этикет     совокупность правил, касающихся внешнего проявления отношения к людям. (правила поведения. формы обращения и приветствий, манеры, форма одежды)
ритуал     исторически сложившаяся форма поведения людей, упорядочивающая их действия и имеющая символический характер
обычай     традиционно установившийся порядок поведения, обеспечивающий культурную и социальную стабильность общества
традиция     культурное наследие, которое передаётся из поколения в поколение
§20 мораль     законы человеческого поведения, которые выражают высшие ценности человека как разумного и ответственного существа
добро     то, что полезно людям и способствует самораскрытию и самореализации человека
зло     то, что противоположно добру
долг     нравственная обязанность человека, выполняемая им под влиянием не только внешних требований, но и внутренних нравственных побуждений  
совесть     способность человека критически оценивать свои поступки, мысли, желания с точки зрения нравственных норм
§21 ценность     значимость предмета или явления для человека
свобода     возможность выбора; осознание необходимой связи явлений;
ответственность     осознание последствий своих замыслов и действий
счастье     состояние человека, связанное с чувством глубокой моральной удовлетворённости и ощущением полноты бытия
§22 нравственные нормы     сформировавшиеся на протяжении всей истории человеческого общества представления о должном отношении человека к обществу, другим людям, самому себе
добродетели     хорошие нравственные качества
пороки     отрицательные нравственные качества
нравственный принцип     стратегическая установка человека в его отношениях с людьми
нравственный идеал     целостный образец нравственного поведения, к которому люди стремятся, считая его наиболее разумным, полезным, красивым
§23 благородство     отношение человека к людям направляется возвышенными мотивами
великодушие     способность снисходительно относится к незначительным проступкам и упущениям других,
чуткость     такое отношение к людям, которое предполагает заботу об их нуждах, внимательное отношение к их потребностям и интересам, мыслям и чувствам, чутким называют того, кто тактичен, способен к сопереживанию, не допускает грубости и высокомерия.
дружба     уважением к другому человеку, бескорыстие и самоотверженность, а также общность интересов и взаимная привязанность
достоинство     нравственное отношение к самому себе, которое исходит из признания ценности каждого индивида как нравственной личности
честь     нравственное отношение к людям, которое строится на оценке людей в зависимости от их репутации или сложившегося в общественном мнении представления о нравственном облике того или иного индивида
патриотизм     любовь к Родине (своему государству, народу, к тем местам, где человек родился и вырос).
космополитизм     осознание себя «гражданином мира», а не конкретной страны
национализм     национальный эгоизм, противопоставление своей родины другим странам и народам
поведение     реализация отношений человека к другим людям, к обществу и самому себе
§24 нравственное поведение     результат свободного выбора личности с опорой на нравственное сознание, усвоенные нравственные нормы и принципы, сформированные качества
поступок     нравственно значимая единица человеческой деятельности. Законченный, самостоятельный, личностно значимый акт человеческой деятельности
самооценка     вдумчивое отношение человека к себе

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Кастрюлька и Чугунка | Религии Западной Африки
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-08; Просмотров: 3076; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.