Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

С уважением

Для нас важен положительный и устойчивый результат от ваших занятий (нашей работы). Создать его можно только регулярной практикой. Верим в вашу силу воли и ответственность. Благодарим за понимание.

16.

15.

14.

13.

12.

11.

10.

9.

8.

7.

6.

5.

4.

3.

2.

1.

Методика определения стиля руководства трудовым коллективом

 

Инструкция:

Опросник содержит 16 групп утверждений, характеризующих деловые качества руководителя. Каждая группа состоит из трех утверждений, обозначенных буквами а, б, в. Вам следует внимательно прочесть все три утверждения в составе каждой группы и выбрать одно, которое в наибольшей степени соответствует вашему мнению о руководителе. Отметьте выбранное утверждение на опросном листе знаком «+» под соответствующей буквой. Ставьте отметки на листе ответов.

Текст опросника:

а. Центральное руководство требует, чтобы обо всех делах
докладывали именно ему.

б. Старается все решать вместе с подчиненными, единолично решает только самые срочные и оперативные вопросы.

в. Некоторые важные дела решаются фактически без участия руководителя, его функции выполняют другие.

а. Всегда что-нибудь приказывает, распоряжается, настаивает, но никогда не просит.

б. Приказывает так, что хочется выполнить.

в. Приказывать не умеет.

а. Старается, чтобы его заместители были квалифицированными специалистами.

б. Руководителю безразлично, кто работает у него заместителем, помощником.

в. Он добивается безотказного исполнения и подчинения заместителей, помощников.

а. Его интересует только выполнение плана, а не отношение людей друг к другу.

б. В работе не заинтересован, подходит к делу формально.

в. Решая производственные задачи, старается создать хорошие отношения между людьми в коллективе.

а. Наверно, он консервативен, так как боится нового.

б. Инициатива подчиненных руководителем не принимается.

в. Способствует тому, чтобы работали самостоятельно.

а. На критику руководитель обычно не обижается, прислушивается к ней.

б. Не любит, когда его критикуют и не старается скрыть это.

в. Критику выслушивает, даже собирается принять меры, но ничего не предпринимает.

а. Складывается впечатление, что руководитель боится отвечать за свои действия, желает уменьшить свою ответственность.

б. Ответственность распределяет между собой и подчиненными.

в. Руководитель единолично принимает решения или отменяет их.

а. Регулярно советуется с подчиненными, особенно с опытными работниками.

б. Подчиненные не только советуют, но могут давать указания своему руководителю.

в. Не допускает, чтобы подчиненные ему советовали, а тем более возражали.

а. Обычно советуется с заместителями и нижестоящими руководителями, но не с рядовыми подчиненными.

б. Регулярно общается с подчиненными, говорит о положении дел в коллективе, о трудностях, которые предстоит преодолеть.

в. Для выполнения какой-либо работы ему нередко приходится уговаривать своих подчиненных.

а. Всегда обращается к подчиненным вежливо, доброжелательно.

б. В обращении с подчиненными часто проявляет равнодушие.

в. По отношению к подчиненным бывает нетактичным и даже грубым.

а. В критических ситуациях руководитель плохо справляется со своими обязанностями.

б. В критических ситуациях руководитель, как правило, переходит на более жесткие методы руководства.

в. Критические ситуации не изменяют способа его руководства.

а. Сам решает даже те вопросы, с которыми не совсем хорошо знаком.

б. Если что-то не знает, то не боится этого показать и обращается за помощью к другим.

в. Он не может действовать сам, а ждет «подталкивания» со стороны.

а. Пожалуй, он не очень требовательный человек.

б. Он требователен, но одновременно и справедлив.

в. О нем можно сказать, что он бывает слишком строгим и даже придирчивым.

а. Контролируя результаты, всегда замечает положительную сторону, хвалит подчиненных.

б. Всегда очень строго контролирует работу подчиненных и коллектива в целом.

в. Контролирует работу от случая к случаю.

а. Руководитель умеет поддерживать дисциплину и порядок.

б. Часто делает подчиненным замечания, выговоры.

в. Не может влиять на дисциплину.

а. В присутствии руководителя подчиненным все время приходится работать в напряжении.

б. С руководителем работать интересно.

в. Подчиненные предоставлены самим себе.

 

Опросный лист:

Оценивается:  
1. а б в 9. а б в
2. а б в 10. а б в
3. а б в 11. а б в
4. а б в 12. а б в
5. а б в 13. а б в
6. а б в 14. а б в
7. а б в 15. а б в
8. а б в 16. а б в

 

Ключ:

а б в а б в
  д к п   д к п
  д к п   к п д
  к п д   п д к
  д п к   д к п
  п д к   п к д
  к д п   к д п
  п к д   к д п
  к п д   д к п

Интерпретация:

Подсчитываются количество баллов по каждой из трех компонент. Максимальный балл определяет стиль руководства.

ДИРЕКТИВНЫЙ КОМПОНЕНТ — Д, Ориентация на собственное мнение и оценки. Стремление к власти, уверенность в себе, склонность к жесткой формальной дисциплине, большая дистанция с подчиненными, нежелание признавать свои ошибки. Игнорирование инициативы, творческой активности людей. Единоличное принятие решений. Контроль за действиями подчиненных.

ПОПУСТИТЕЛЬСКИЙ КОМПОНЕНТ — П

Снисходительность к работникам. Отсутствие требовательности и строгой дисциплины, контроля, либеральность, панибратство с подчиненными. Склонность перекладывать ответственность в принятии решений.

КОЛЛЕГИАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ — К

Требовательность и контроль сочетаются с инициативным и творческим подходом к выполняемой работе и сознательным соблюдением дисциплины. Стремление делегировать полномочия и разделить ответственность. Демократичность в принятии решения.

 

 

 


Методика «СПСК» — социально-психологическая самооценка коллектива (О. Немов)

Инструкция:

Ознакомившись со списком суждений, оцените, какое количество ваших коллег проявляет отношения и формы поведения, зафиксированные в содержании этих суждений.

Варианты ответов:
«все» — 6 баллов;
«почти все» — 5 баллов;
«большинство» — 4 балла;
«половина» — 3 балла;
«меньшинство» — 2 балла;
«почти никто» — 1 балл;
«никто» — 0 баллов.

Выбранные оценки записывайте в опросном листе напротив порядкового номера соответствующих суждений.


Опросный лист

 

Суждения Оценка
  Свои слова подтверждают делом
  Осуждают проявления индивидуализма
  Имеют сходные убеждения
  Радуются успехам друг друга
  Оказывают помощь новичкам и членам других подразделений
  Умело взаимодействуют друг с другом
  Знают задачи, стоящие перед коллективом
  Требовательны друг к другу
  Все вопросы решают сообща
  Едины в оценках проблем, стоящих перед коллективом
  Доверяют друг другу
  Делятся опытом работы с новичками и членами других подразделений
  Бесконфликтно распределяют обязанности между собой
  Знают итоги работы коллектива
  Никогда и ни в чем не ошибаются
  Объективно оценивают свои успехи и неудачи
  Личные интересы подчиняют интересам коллектива
  Одному и тому же посвящают свой досуг
  Защищают друг друга
  Учитывают интересы новичков и представителей других подразделений
  Взаимно дополняют друг друга в работе
  Знают положительные и отрицательные стороны работы коллектива
  Работают над решением задач и проблем с полной отдачей
  Не остаются равнодушными, если задеты интересы коллектива
  Одинаково оценивают правильность распределения обязанностей
  Помогают друг другу
  К новичкам, старым членам коллектива и представителям других подразделений предъявляют одинаково справедливые требования
  Самостоятельно выявляют и исправляют недостатки в работе
  Знают правила поведения в коллективе
  Никогда и ни в чем не сомневаются
  Не бросают начатое дело на полпути
  Отстаивают принятые в коллективе нормы поведения
  Одинаково оценивают интересы коллектива
  Искренне огорчаются при неудачах коллег
  Одинаково объективно оценивают работу старых, новых членов коллектива и представителей других подразделений
  Быстро разрешают конфликты и противоречия, возникающие в процессе взаимодействия друг с другом при решении коллективных задач
  Хорошо знают свои обязанности
  Сознательно подчиняются дисциплине
  Верят в свой коллектив
  Одинаково оценивают неудачи коллектива
  Тактично ведут себя в отношении друг друга
  Не подчеркивают своих преимуществ перед новичками и представителями других подразделений
  Быстро находят между собой общий язык
  Хорошо знают приемы и методы совместной работы
  Всегда и во всем правы
  Общественные интересы ставят выше личных
  Поддерживают полезные для коллектива начинания
  Имеют одинаковые представления о нормах нравственности
  Доброжелательно относятся друг к другу
  Тактично ведут себя по отношению к новичкам и членам других подразделений
  Берут на себя руководство коллективом, если потребуется
  Хорошо знают работу товарищей по коллективу
  По-хозяйски относятся к имуществу фирмы
  Поддерживают сложившиеся в коллективе традиции
  Дают одинаковые оценки социально значимым качествам личности
  Уважают друг друга
  Тесно сотрудничают с новичками и членами других коллективов
  Принимают на себя обязанности других членов коллектива при необходимости
  Знают черты характера друг друга
  Все умеют делать
  Ответственно выполняют любую работу
  Оказывают активное сопротивление силам, разобщающим коллектив
  Одинаково оценивают правильность распределения поощрений
  Поддерживают друг друга в трудные минуты
  Радуются успехам новичков и представителей других подразделений
  Действуют слаженно и организованно в сложных ситуациях
  Хорошо знают привычки и склонности друг друга
  Активно участвуют в общественной работе
  Постоянно заботятся об успехах коллектива
  Одинаково оценивают справедливость наказаний
  Взаимно относятся друг к другу
  Искренне сопереживают неудачам новичков и членов других подразделений
  Быстро находят вариант распределения обязанностей, который устраивает всех
  Хорошо знают, как обстоят дела друг у друга

Обработка результатов:

Подсчитайте сумму баллов по каждой из приведенных ниже групп для каждого сотрудника подразделения. После этого найдите интенсивность развития каждого из показателей в подразделении по формуле: сумма полученных баллов по определенной шкале всех сотрудников подразделения, принявших участие в опросе, делится на количество принявших участие в опросе.

Шкала достоверности — вопросы 16; 31; 46; 61. Чем больше положительных ответов дал сотрудник по этой шкале, тем менее правдиво он отвечал на вопросы методики.

Показатель Вопросы
  Стремление к сохранению целостности группы 2; 9; 17; 24; 32; 39; 47; 54; 62; 69
  Сплоченность (единство отношений) 3; 10; 18; 25; 33; 40; 48; 55; 63; 70
  Контактность (личные взаимоотношения) 4; 11; 19; 26; 34; 41; 49; 56; 64; 71
  Открытость 4; 12; 20; 27; 35; 42; 49; 57; 65; 72
  Организованность 4; 13; 21; 28; 36; 43; 51; 58; 66; 73
  Информированность 4; 14; 22; 29; 37; 44; 52; 59; 67; 74
  Ответственность 4; 8; 16; 23; 31; 38; 46; 53; 61; 68

 

 


[1] Шпалинский В.В. Психология менеджмента: Учебное пособие. 2-е изд. - М.: Изд-во УРАО, 2008. – С. 56.

 

[2] Кабаченко Т.С. Психология управления человеческими ресурсами / Т.С. Кабаченко. – СПб.: Питер, 2008.- С. 93.

[3] Пугачев В.П. Руководство персоналом организации: Учебник. – М.: Аспект Пресс, 2009.– С. 19.

[4] Машков В.Н. Психология управления: Учебное пособие, 4-е издание. – СПб., 2012.– С.38.

[5] Практикум по психологии профессиональной деятельности и менеджмента. / Под ред. Г.С. Никифорова, М.А. Дмитриевой, В.М. Снеткова. – СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета, 2001. – С. 67.

[6] Шпалинский В.В. Психология менеджмента: Учебное пособие. 2-е изд. - М.: Изд-во УРАО, 2008. – С. 53.

[7] Машков В.Н. Психология управления: Учебное пособие, 4-е издание. – СПб., 2012.– С.58.

[8] Шпалинский В.В. Психология менеджмента: Учебное пособие. 2-е изд. - М.: Изд-во УРАО, 2008. – С. 67.

[9] Машков В.Н. Психология управления: Учебное пособие, 4-е издание. – СПб., 2012.– С.59.

[10] Кабаченко Т.С. Психология управления человеческими ресурсами / Т.С. Кабаченко. – СПб.: Питер, 2008.- С. 114.

[11] Кабаченко Т.С. Психология управления человеческими ресурсами / Т.С. Кабаченко. – СПб.: Питер, 2008.- С. 115.

[12] Психология управления персоналом: Пособие для специалистов, работающих с персоналом / Под ред. А.В.Батаршева, А.О. Лукьянова. 2-е изд., испр. – М.: Психотерапия, 2007. – С. 123.

 

[13] Психология управления персоналом: Пособие для специалистов, работающих с персоналом / Под ред. А.В.Батаршева, А.О. Лукьянова. 2-е изд., испр. – М.: Психотерапия, 2007. – С. 129.

[14] Психология управления персоналом: Пособие для специалистов, работающих с персоналом / Под ред. А.В.Батаршева, А.О. Лукьянова. 2-е изд., испр. – М.: Психотерапия, 2007. – С. 126.

[15] Машков В.Н. Психология управления: Учебное пособие, 4-е издание. – СПб., 2012. – С. 54.

[16] Практикум по психологии профессиональной деятельности и менеджмента. / Под ред. Г.С. Никифорова, М.А. Дмитриевой, В.М. Снеткова. – СПб.: Издательство Санкт- Петербургского университета, 2001. – С. 163.

 

[17] Практикум по психологии профессиональной деятельности и менеджмента. / Под ред. Г.С. Никифорова, М.А. Дмитриевой, В.М. Снеткова. – СПб.: Издательство Санкт- Петербургского университета, 2001. – С. 166.

[18] Шпалинский В.В. Психология менеджмента: Учебное пособие. 2-е изд. - М.: Изд-во УРАО, 2008. – С. 78.

[19] Семиков В.Л. Организационное поведение руководителя: учебное пособие для вузов. – М., 2004. – С. 34.

[20] Журавлев А.А. Стиль в современной психологии управления - М.: Издание «Наука», 2006.- С.63.

[21] Журавлев А.А. Стиль в современной психологии управления - М.: Издание «Наука», 2006.- С.81.

[22] Аксенов С.Л. Менеджмент персонала. – М.: Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЕМ», издательство ЭКМОС, 2008. – С. 144.

 

[23] Рязанов В.А. Основы Теории управления: курс лекций. - М.: Академия ГПС МЧС России, 2009. – С. 31.

[24] Самыгин С. И., Столяренко Л. Д. Шило С.И., Ильинский С.В., Салимжанов И.Х. Управление персоналом // Под ред. С.И. Самыгина. – Ростов-на-Дону, «Феникс», 2010. – С. 113.

[25] Тютченко А.М. Морально-психологическое состояние сотрудников: оценка и пути формирования. - М.: Изд-во «Экзамен», 2004. – С. 49.

 

[26] Карпов А.В. Психология менеджмента: Учебное пособие – М.: Гардарики, 2004. – С. 156.

[27] Шпалинский В.В. Психология менеджмента: Учебное пособие. 2-е изд. - М.: Изд-во УРАО, 2008. – С. 89.

[28] Журавлев А.А. Стиль в современной психологии управления - М.: Издание «Наука», 2006.- С.63.

[29] Карпов А.В. Психология менеджмента: Учебное пособие – М.: Гардарики, 2004. – С. 159.

[30] Карпов А.В. Психология менеджмента: Учебное пособие. – М.: Гардарики, 2004. – С. 164.

[31] А.Я. Психология. Психологические тесты. Web: http://azps.ru/tests/ (дата обращения: 08.12.2012).

[32] А.Я. Психология. Психологические тесты. Web: http://azps.ru/tests/ (дата обращения: 08.12.2012).

 

[33] Кутейников А.Н. Математические методы в психологии. Учеб. пособие. – СПб.: Речь, 2008. – С.15.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Рекомендации по формированию позитивного психологического климата в организации | Особенности письменного экзамена по физике
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-08; Просмотров: 413; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.052 сек.